REMUNERATION OF LABOR OF UNIVERSITY FACULTY: CONCEPTS, EVOLUTION AND WAYS OF FURTHER IMPROVEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Under the on-going reform of educational system innovative organizational and economic mechanisms are being introduced to make transfer to a new qualitatively-effi cient model. Thus one of the key tasks for the universities’ administrators is to enhance the performance of the faculty, as a factor, determining the overall quality of education. Various approaches to the teachers’ remuneration of labor, work measurement and job analysis are shown in historical evolution beginning from the XVIII century. Current situation with the university teachers’ compensation system is considered in comparison with the average level of compensation for diff erent regions of this country and in other countries as well. Recent measures undertaken to reform the compensation system in the RF higher educational institutions are discussed and evaluated.

Keywords:
higher education, faculty, remuneration of labor, labor efficiency, «teacher-student», teaching load.
Text

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ ОПЛАТЫ ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

То, что оплата труда педагогов высшей школы остается постыдно низкой, признается практически всеми. В своей предвыборной программе В. Путин подчеркивал необходимость двукратного повышения к 2018 г. уровня средней заработной платы преподавательского корпуса по отношению к среднему по региону.

Результаты анализа подходов к организации оплаты труда преподавателей высшей школы за последние 300 лет [1, 4, 10, 11] представлены в табл. 1.

Если попытаться определить причину резкого снижения заработной платы работников образования в 90-х годах, то следует напомнить, что все нынешние методики определения фонда оплаты труда исходят из численности профессорско-преподавательского состава, определяемой по приведенному к очной форме обучения контингенту студентов. До 1936 г. численность ППС определялась на основе ежегодных расчетов учебной нагрузки в вузах и нормативной учебной нагрузки на преподавательскую должность. В 1936 г. была введена схема расчета численности преподавателей через среднегодовой приведенный контингент. Для определения требующейся численности преподавателей предлагалось использовать так называемый показатель «преподаватель-студент». За основу приведения была принята очная форма обучения, остальные формы обучения приводились к ней путем соотношения трудозатрат при помощи понижающих коэффициентов.

С принятием федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» методика использования показателя «преподаватель-студент» стала обоснованием расчетной. Тогда же Государственным комитетом по высшему образованию России была разработана ведомственная методика расчета базового ФОТ, согласно которой расчетная величина складывалась как сумма ставок ППС по всем формам обучения и уровням образовательных программ. В настоящее время в связи с введением многоуровневого образования (бакалавриат, магистратура) по рекомендации Минобрнауки России при расчете соотношений бакалавры и магистры приравниваются к студентам очной формы обучения.

References

1. Andreev A.A. Problemy normirovaniya tuda nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Elektronnyy resurs] / A.A. Andreev: - Rezhim dostupa: htpp: www.iet/mesi.ru/seminar/theme2/1.htm, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.

2. Vasil'ev V.P., Gurtov V.A., Mezentsev A.G. Sistema obrazovaniya i rynok truda v stranakh Severnoy Evropy [Elektronnyy resurs]: - Rezhim dostupa: // http://www.labourmar-ket.ru/Pages/actuals/sbornik/st7.htm, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.

3. Geraskin N.I. i dr. Sovershenstvovanie normativa sootnosheniya PPS i studentov v federal'nykh i issledovatel'skikh universitetakh // Universitet. Upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - № 3. - S. 42.

4. Zolin S.M. Istoki vysshey shkoly Rossii. - M., 2002; Kinelev V.G. Vysshee obrazovanie v Rossii: ocherk istorii do 1917 g. - M.: NIIVO, 1995; Ocherki po istorii nauchnykh uchrezhdeniy v SSSR. - M.: Nauka, 1976.; Shipilov A. Zarplata rossiyskogo professora v proshlom, nastoyashchem i budushchem // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2003. - № 4. - S. 33-42.

5. Kak razlichayutsya zarplaty professorov v raznykh stranakh mira [Elektronnyy resurs]: - Rezhim dostupa: // http://news2.ru/story/363117/, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.

6. Ofitsial'nyy sayt Goskomstata. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_11/IssWWW.exe/Stg/d1/0810.htm, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.

7. Ofitsial'nyy sayt Goskomstata. - Rezhim dostupa: // http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.

8. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obrazovaniya i nauki. - Rezhim dostupa// http://minobrnauki.rf/novosti/2849/fayl/1341/12.11.23-Vuzy-Oktyabr'-Monitoring.pdf, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.

9. Putin V.V. My budem povyshat' zarplatu prepodavateley vuzov [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa:// http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/26/vladimir_putin_my_bu-dem_povyshat_zarplatu_prepodavatelej_vuzov), svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.

10. Mineva O.K. Normirovanie i oplata truda v vysshem uchebnom zavedenii. - Astrakhan': Novaya Liniya, 2006.

11. Mineva O.K., Kochetkova N.N. Sistematizatsiya modeley oplaty truda prepodavateley vuzov // Chelovek i trud. - M., 2013. - № 1. - S. 46-49.

Login or Create
* Forgot password?