HEALTH-SAVING COMPETENCE OF CADETS OF A DEPARTMENTAL UNIVERSITY AND STUDENTS OF A CIVIL UNIVERSITY: COMPARATIVE ANALYSIS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Health care is one of the main activities of the state. The basis of health saving is the concept of «health», and the practical expression is «healthy lifestyle». According to the information of the Federal State Statistics Service for 2021, 9.6 births and 16.7 deaths per 1,000 people in the Russian Federation [4]. These statistics allow us to speak not only about a low birth rate, but also a fairly high mortality rate, including for health-related reasons. This article is devoted to the problem of health care among young people. The purpose of the study is to study and compare the level of development of health-saving competence of cadets of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs and students of the Voronezh Pedagogical University. As a result of the study, a difference in the level of development of health-saving competence was revealed, consisting in the desire to preserve and increase health and the willingness to promote the basics of a healthy lifestyle.

Keywords:
health, healthy lifestyle, health-saving competence, cadets, students
Text

Введение

Вопрос здоровьесбережения молодых граждан является весьма актуальным в текущей жизненной ситуации. Во-первых, в Федеральном законе от 30.12.2021 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» особо подчеркивается как одно из направлений деятельности: «организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи» [9, с. 2]. Во-вторых, социум нуждается в здоровом поколении, которое может активно действовать и способствовать развитию государства. В-третьих, сохранение здоровья и трудоспособности должно быть одним из жизненных приоритетов каждого человека. Поэтому, целью нашего исследования выступило изучение развитости здоровьесберегающей компетенции среди студентов Воронежского педагогического университета и курсантов Воронежского института МВД.

Понятие здоровьесбережение напрямую соотносится с понятием «здоровье». Исследователями (Г.Л. Апанасенко, В.П. Казначеев, Т.Ф. Орехова и др.) понятие здоровье рассматривается как динамический процесс или состояние физического благополучия. Но, нельзя не отметить, характеристику понятия «здоровье», которая зафиксирована в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения. Так, согласно Уставу, здоровье понимается как «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов» [8, с. 1]. Примечательно, что согласно мнению Э. Н. Вайнера, здоровье представляет собой не только характеристику соматического состояния, но и является критерием социально-экономической зрелости и культурной развитости государства [3].

В целом, проблематика здоровья и здоровьесбережения активно изучается с представителями различных научных подходов. Например, понятие «здоровьесбережение» структурируют и систематизируют И. И. Брехманова, Н. Г. Волкова, А. А. Михеева, Э. Э. Сыманюк, Д. А. Шалаева и др. Обобщенно, с их точки зрения здоровьесбережение представляет собой образ жизни, включающий нормы сохранения и укрепления здоровья. В контексте изучения понятия здоровьесбережение нам близко определение Е. К. Айдаркина, который понимает его как «обобщенное представление здорового образа жизни, которое включает в себя гигиенические, поведенческие навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение развития заболеваний и улучшение качества жизни, а также качественные условия жизнедеятельности и повышенный уровень общей культуры человека» [1, с. 64]. Схожего мнения придерживаются Ю. В. Величкина, А. А. Михеева, С. М. Чечельницкая, Д. А. Шалаева. По их мнению, здоровьесбережение представляет собой образ жизни, который включает в себя мероприятия по сохранению и укреплению здоровья [10]. Т. А. Дроздова здоровьесбережение полагает как комплекс психосоматических мероприятий, направленных на физическое, психологическое и психическое состояние. Данные направления воздействия отражаются на социальном статусе человека [6].

Таким образом, по нашему мнению, для успешного решения проблемы здоровьесбережения необходимо не только вводить здоровьесберегающую компетенцию во ФГОС всех уровней образования, но и внедрять программы формирования здоровьесберегающей компетентности.

Методика исследования

Формировать потребность в здоровом образе жизни целесообразно с наиболее раннего возраста. С целью разработки программы формирования здоровьесберегающей компетенции и изучения представлений о здоровье и здоровом образе жизни наиболее уязвимых в этом аспекте категорий населения нами было проведено эмпирическое исследование уровня развития здоровьесберегающей компетенции у курсантов ведомственного и гражданского вузов.

Поскольку здоровьесберегающую компетенцию можно отнести к универсальным, то мы посчитали возможным организовать выборку испытуемых по следующим признакам:

  • образовательный. Все респонденты находятся на этапе получения высшего образования. Базу исследования составили курсанты 2 курса, обучающиеся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность Воронежского института МВД и студенты 2 курса, обучающиеся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование Воронежского государственного педагогического университета;
  • возрастной. Средний возраст респондентов составил 19-20 лет;
  • гендерный. В исследовании приняли участие 52 респондента (50 юношей и 2 девушки) института МВД и 57 респондентов (2 юношей и 55 девушек) педагогического университета.

В соответствии с целью исследования и спецификой выборки респондентов батарею диагностических методик составили: анкета «Что вы знаете о здоровом образе жизни» (Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкин) [2], методика «Диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся» (А.Г. Носов) [7], методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Д. Дерябо и В.А. Ясвин) [5]. Указанные диагностические методики направлены на оценку показателей «совокупность знаний о здоровье человека», «готовность к активным действиям в отношении здоровьесбережения», «стремление повлиять на других людей и пропагандировать здоровый образ жизни» знаниево-операционального критерия.

Диагностика респондентов проводилась в одинаковых условиях и с применением идентичных бланков фиксации результатов. Перед началом диагностики респондентам были разъяснены цель исследования и сущность здоровьесберегающей компетенции. 100% испытуемых выразили согласие участвовать в исследовании. Процедура диагностики заключалась в том, что перед началом исследования респондентам озвучивалась единая инструкция: «Уважаемые респонденты, перед вами находятся бланк опросника и бланк регистрации результатов. На бланке результатов отметьте свой пол, возраст, учебную группу. Инициалы писать не надо. Опрос проводится анонимно. Не существует правильных или неправильных ответов. На выполнение задания отведено 90 минут. Вы можете сдать бланки ответов досрочно, если выполните, а можете сдать по истечении 90 минут. Если кто-то не хочет участвовать и чувствует недомогание, то может отказываться от дальнейшего участия. Плодотворной вам работы. Спасибо за внимание» и раздавались индивидуальные пакеты бланков опросников и ответов. Отказавшихся участвовать не было.

В качестве статистических критериев оценивания и сравнения результатов респондентов использовались φ*-критерий (угловое преобразование Фишера), t-критерий Стьюдента. Перед обработкой результатов исследования выборки респондентов были проверены на эквивалентность при помощь t-критерия Стьюдента, который подтвердил эквивалентность выборок (tэмп=: tэмп.>tкр.).

Результаты эксперимента

Полученные результаты по большинству показателей дифференцировались нами по трем уровням: низкому, среднему и высокому, а по «уровню отношения к здоровью» – безразличное отношение, нейтральное отношение, обращение внимания на вопросы здоровья. Таким образом, процентное соотношение полученных результатов и их описание будет приведено ниже.   

Результаты изучения показателя «совокупность знаний о здоровье человека» представлены на рисунках 1 и 2.

Большинство респондентов среди курсантов (64,0%) и студентов (54,5%) продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. При этом 36,0% курсантов и 45,5% студентов показали меньшую осведомленность о здоровье и здоровом образе жизни.

В группе курсантов (55,0%) и студентов (59,75%) чаще всего встречалось внимательное отношение к собственному здоровью. Далее следовало нейтральное отношение (курсанты 41,4% и студенты 29,75%). А затем проявлялось безразличное отношение к собственному здоровью (курсанты 3,6% и студенты 10,5%). 

Анализ результатов показателя «совокупность знаний о здоровье человека» позволяет сделать следующие выводы,

Результаты изучения показателя «готовность к активным действиям в отношении здоровьесбережения» представлены на рисунке 3.

По результатам диагностики можно судить, что как курсанты (58,6%), так и студенты (63,25%) готовы проявлять активность в поддержании и укреплении здоровья, затем более нейтрально к теме здоровьесбережения относятся 41,4% – курсантов и 29,75% – студентов и только 7% студентов показали низкую готовность к активным действиям по сохранению здоровья.

Результаты изучения показателя «стремление повлиять на других людей и пропагандировать здоровый образ жизни» представлены на рисунках 4 и 5.

В вопросе готовности к пропаганде ЗОЖ большинство курсантов (60,4%) достаточно готовы к активным действиям, но недостаточно мотивированы, а студенты (42,25%), наоборот, и готовы, и мотивированы к распространению ЗОЖ. Меньшее количество курсантов (32,4%) и готовы, и мотивированы, а студентов (40,25%) – готовы, но не мотивированы. Только 7,2% курсантов и 17,5% не готовы и не хотели бы никак способствовать распространению знаний о здоровом образе жизни.

Большинство курсантов (62,2%) и студентов (58%) обладают высоким уровнем развития индивидуально-деятельностного компонента. Далее, средним уровнем индивидуально-деятельностного компонента обладают 36,0% курсантов и 33,25% студентов. И менее всего, 1,8% курсантов и 8,75% студентов, обладают низким уровнем развития индивидуально-деятельностного компонента.

Результаты статистической обработки результатов респондентов будет представлена нами в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Различие показателей знаниево-операционального критерия

Респонденты

Совокупность знаний о здоровье человека

Готовность к активным действиям в отношении здоровьесбережения

Стремление повлиять на других людей и пропагандировать здоровый образ жизни

Курсанты / студенты

φ=0,78 r=0,1 – Н0

φ=1,35 r=0,05 – Н1

φ=3,89 r=0,01 – Н1


Обсуждение результатов

Рассматривая эмпирические результаты, можно говорить о том, что большинство курсантов и студентов знают о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни», но курсанты изучению данного вопроса уделяют больше внимания. Вместе с тем, курсанты в вопросе здоровьесбережения более эгоцентричны и чаще выступают в нейтральной позиции по отношению к пропаганде здорового образа жизни. Вероятно, подобное поведение курсантов можно объяснить общей загруженностью учебного и личного времени. Но, в тоже время, студенты относятся с большим вниманием к своему здоровью и чаще готовы прикладывать усилия для его сохранения, что говорит о внимательном отношении к себе и развитости здоровьесберегающей компетенции.

Статистическая обработка результатов в целом подтвердила эмпирические данные и показала, что в рассмотрении показателя «совокупность знаний о здоровье человека» не существует сколько-нибудь значимых различий между курсантами и студентами в уровне знаний о здоровье и здоровом образе жизни и отношении к нему (φ=0,78 r=0,1). Но отмечаются статистически значимые различия в уровне готовности к распространению здорового образа жизни показателя «готовность к активным действиям в отношении здоровьесбережения» (φ=1,35 r=0,05) и в уровне развития индивидуально-деятельностного компонента в распространении ЗОЖ (φ=3,89 r=0,01) показателя «стремление повлиять на других людей и пропагандировать здоровый образ жизни» между курсантами и студентами.

Выводы

Таким образом, можно заключить, что:

  1. Проблема здоровьесбережения стоит достаточно остро. Государством предпринимаются попытки нормативно-правового регулирования вопросов здоровьесбережения населения и, в частности, молодежи.
  2.  Общепризнанная трактовка понятия «здоровье» звучит как состояние полного соматического, психологического, духовного и социального благополучия.
  3. Среди исследователей выделяется интерес к вопросу здоровьесбережения. В целом, здоровьесбережение понимается как образ жизни, включающий сохранение и укрепление здоровья.
  4. Эмпирическое изучение здоровьесберегающей компетенции курсантов вуза МВД и студентов Педагогического университета показало, что обе группы респондентов осведомлены о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни».
  5.  Курсанты в вопросе здоровьесбережения более замкнуты и эгоцентричны, что выражается на практике в желании вести здоровый образ жизни и следить за своим здоровьем при низком уровне готовности пропагандировать здоровый образ жизни.
  6. Студенты демонстрируют более высокий уровень развития здоровьесберегающей компетенции, который выражается не только в желании сохранять и приумножать здоровье на долгие годы, но и в большей готовности пропагандировать здоровый образ жизни.
References

1. Aidarkin E.K., Ivanitskaya L.N. vozrastye osnovy zdorov’a i zdorov’esberegaushchie obrazovatel’nye tehnologii : ychebnoe posobie [Age-related foundations of health and health-saving educational technologies : a textbook]. Rostov-on-Don : Southern Federal University Press, 2008. 176 p. (in Russia)

2. Busygin A. G., Pentukhin V. I. Desmoecological approach to the formation of health-saving competencies of students - future teachers in the educational space of the university. Izvestya Samarskogo nauchnogo centra Rossiiskoj akfdemii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2010. no. 3. pp. 584-590. (in Russia)

3. Radoman G. A., Dolbeshkin N. A. Anketa «Chto vy znaete o zdorovom obraze zhizni» [Questionnaire «What do you know about a healthy lifestyle»]. Available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1354-anketa-qchto-vy-znaete-o-zdorovom-obraze-zhizniq (accessed 16 April 2023). (in Russia)

4. Baevsky R. M., Berseneva A. P. Prenosological diagnostics in the assessment of the state of health. Valeologia : Diagnostika, sredstva i praktica obespechenyazdorovja [Valeology: Diagnostics, means and practice of ensuring health]. 1993. Vol. 1. pp. 33-48. (in Russia)

5. Belokopytova S. V. Formirovanye gotovnosti podrostkov k zdorovjesberegeniu sredstvami proektnoi deyatel’nosti. Cand, Diss. [Formation of adolescents' readiness for health care by means of project activities. Cand. Diss.]. Lipetsk, 2019. 159 p. (in Russia)

6. Weiner E. N. Valeologiya : ychebnik [Valeology : textbook]. Moscow : Flint, 2011. 448 p. (in Russia)

7. Demografiya. Dannye Federal’noy slyzhby gosudarstvennoy statistiki [Demographics. Information of the Federal State Statistics Service]. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (accessed 16 April 2023). (in Russia)

8. Deryabo S. D. How do you feel about yourself. Psychological test. Zdorov’e detei [Children health], 2010, no. 1. Available at: http:// zdd.1september.ru/view_article.php?id=201000108 (accessed 16 April 2023). (in Russia)

9. Drozdova T. A. The role of physical education in the rehabilitation of children with mental retardation. «Kategoriya «social’nogo» v sovremennoy pedagogike i psichologii : materialy nauchno-prakticheskoy conferencii» [Category of «social» in modern pedagogy and psychology: materials of the scientific and practical conference]. Ulyanovsk, 2013. pp. 182-186. (In Russian)

10. Kaznacheev V. P. Osnovy obshchey valeologii [Fundamentals of general valeology]. Moscow, 1997. 48 p.(in Russia)

11. Kalyu P. I. Cyshchnosnaya harakteristika ponyatiya «zdorov’e» I nekotorye voprosy perestroika zdravoohraneniya : obzornaya informatsiya [Essential characteristics of the concept of «health» and some issues of restructuring of healthcare: overview]. Moscow, 1998. 240 p.

12. Karabasheva A. D. Formirovanie zdorov’esberegayshchih competentsiy starsheklassnikov obshcheobrazovatel’noy shkoly. Cand. Diss [Formation of health-saving competencies in high school students of secondary schools]. Karachaevsk, 2009. 191 p.

13. Lysitsin Y. P. Obraz zizny i zdorov’e naselenia [Lifestyle and public health]. Moscow, 1982. 40 p

14. Nosov A.G. Diagnostics of the level of formation of a healthy lifestyle among students. Fundamental’nye issledovanija [Fundamental research], 2014, no. 12-12. pp. 2644-2648.

15. Ystav Vsemirnoy Organizatsii Zdravoohranenya [Articles of the World Health Organization]. Available at: https://www.who.int/ru/about /governance/constitution (accessed 16 April 2023).

16. Federal’ny zakon ot 30 dek. 2020 № 489-FZ «O molodezhnoy politike v Rossijskoi Federatsii». ConsultantPlus [Federal Law from 30 December 2020 No. 489-FL «About youth policy in the Russian Federation». ConsultantPlus]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW372649/3094f9 105d3627aa189125555489ef080b1de4f1/ (accessed 16 April 2023).

17. Chechelnitskaya S. M., Mikheeva A. A., Shalaeva, D. A., Velichkina Yu. V. Pravil’ny vibor : Programma formirovaniya y starshih podrostkov social’nyh ystanovok na zdorovy obraz zhizny [The right choice : A program for the formation of social attitudes for a healthy lifestyle in older adolescents. Moscow : Foundation «Center for Social Development and Information» (PSI), 2005. 20 p. (in Russia)

Reviews
1. Health-saving competence of cadets of a departmental university and students of a civilian university: a comparative analysis Authors: Pozdnyakov Vyacheslav


Login or Create
* Forgot password?