The problem of gender approach when teaching junior schoolchildren is considered in this paper. This approach’s pedagogical potential as one of successful teaching mechanisms is defined. The special attention is paid to self-determination of the personality which component is formation of junior schoolchild’s internal position — acceptance and development of a new social (gender) role by him/her.
gender, gender approach in education, identity, social (gender) roles, historical sources.
ЗНАЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОЦИАЛЬНЫХ (ГЕНДЕРНЫХ) РОЛЕЙ ДЛЯ ИХ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Освоение социальных ролей, в том числе и такого их вида, как гендерные, является одной из задач личностного развития младшего школьника. Гендерные характеристики влияют на формирование многих качеств личности и способностей человека. Особого внимания в этом отношении заслуживают следующие личностные результаты образования:
- способность к самоопределению (личностному, профессиональному, жизненному);
- способность к смыслообразованию — установлению учащимся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, то есть между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, другими словами, ради чего она осуществляется. Девочки и мальчики могут по-разному определять для себя, какое значение, смысл имеет для них учение;
- нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания, характеристика личностного морального выбора;
- сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в его эмоционально-положительном отношении к образовательному учреждению, выбору учебного сотрудничества, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания (или его игнорирование);
- сформированность самооценки, осознание своих возможностей в учении, способности объективно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- усвоение моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к разрешению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения ради разрешения моральной дилеммы), способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы [8, с. 163].
Очевидно, что учителю, который не учитывает гендерные особенности детей, развить в полной мере подобные личные качества вряд ли удастся.
1. Anan’ev B.G. Izbrannye psikhologicheskie trudy. V 2 t. [Selected psychological works. In 2 t.]. V. 1. Moscow, Pedagogika Publ., 1980.
2. Bol‘shoy tolkovyy sotsiologicheskiy slovar‘. V 2 t. []. V. 1. Moscow, Veche; AST Publ., 1999.
3. Vinogradova N.F. Okruzhayushchiy mir: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdeniy. 3 kl. V 2 ch. Ch. 2. [The world around us: the textbook for students of educational institutions. 3 cl. At 2 pm. Part 2]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2012.
4. Vinogradova N.F. Okruzhayushchiy mir. Metodika obucheniya. 3-4 kl. [The world. Methods of teaching. 3-4 cl.]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013.
5. Giddens E. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1999.
6. Kletsina I.S. Psikhologiya gendernykh otnosheniy. Dokt. Diss. [Psychology of gender relations]. St. Petersburg,. 2004.
7. Pleshakov A.A., Novitskaya M.Yu. Okruzhayushchiy mir: uchebnik. 4 kl. V 2 ch. [The world around us]. Part 2. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2013.
8. Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma obrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Approximate basic educational program of educational institutions]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010.
9. Petrovskiy A.V., Yaroshevskiy M.G. Psikhologiya. Slovar’ [Psychology. Dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1990. S. 201.
10. Pushkareva N.L. Gendernaya metodologiya v istorii [Gender methodology in history]. Gendernyy kaleydoskop: kurs lektsiy [Gender Kaleidoscope: lectures]. Moscow, Academia Publ., 2001.
11. Denisova A.A. Slovar’ gendernykh terminov [Dictionary of gender terms]. Moscow, Informatsiya XXI vek Publ., 2002.
12. Solov’ev Ya.S. Rabota s istoricheskimi istochnikami v nachal’noy shkole [Working with historical sources in the primary school]. Nachal’noe obrazovanie [Primary education]. 2014, I. 3, pp. 11-14.