UDK 159.9 Психология
In connection with the current problem in the unambiguous interpretation of the concept of "sanogenic thinking", the article determines the significant significance of its delimitation from terms that are close in meaning. In particular, from the terms "sanation thinking" and "health-saving thinking". The article analyzes the main areas of application of these terms, defines their scope, and proposes a theoretical justification for the need to separate these concepts. Particular attention is paid to the article about serious problems of terminological confusion and undifferentiated use of transferred terms. The article deals with theoretical ideas about the origin and methods of development of sanogenic thinking, which is understood as thinking that helps to reduce existing tension, reduce internal conflict, and also prevents the possibility of the emergence of psychosomatic diseases. The author of the article also consistently considers the concept of sanogenic thinking by Yu.M. Orlov as a resource and mechanism for the regulation of human psychological health. Particular attention is paid to the main components of sanogenic thinking, the structural model of its formation and the social conditions for its implementation. With the help of the scientific principles disclosed in the article, the need for a large-scale consideration of not only the components of sanogenic thinking and individual features of its functioning, but also the subsequent rational selection and application of suitable psychodiagnostic and corrective methods for further work in this direction is determined..
thinking, sanogenic thinking, pathogenic thinking, sanation thinking, health-saving thinking
Введение. Современные условия жизни социума отличаются постоянным ростом стрессовых воздействий, различных по интенсивности и длительности, которые оказывают значительное влияние на психологическое здоровье населения, что в свою очередь делает задачу по его укреплению одной из основных и приоритетных не только для теоретической, но и для практической психологии.
В жизнедеятельности человека невозможно найти сферу, на которую мышление не оказывало бы свое влияние. В том числе, мышление способствует повышению стрессоустойчивости человека через саморегуляцию своих эмоциональных состояний.
Необходимость разграничения терминов «саногенное мышление», «санационное мышление» и «здоровьесберегающее мышление» обусловлено нередко наблюдаемым в последнее время недифференцированным употреблением этих терминов, что приводит к терминологической путанице, а также искажает суть и результаты проводимых психологических исследований.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В психологии под мышлением понимают «психический процесс отражения действительности, высшую форму творческой активности человека» [2; с.119].
Термин «саногенное» имеет латинское происхождение: «sano» – исцелять, оздоравливать, приводить в порядок и «geno» – происхождение, развитие [1; с.2]. Автор концепции саногенного мышления Ю.М. Орлов под саногенным мышлением понимал «мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, предотвращает заболевания». Противоположностью саногенного мышления является «мышление патогенное, которое является источником негативных эмоций и отрицательно влияет на здоровье человека» [3; с.15-17].
Адекватное переосмысление своего прошлого опыта с последующим выявлением негативных эмоций и дальнейшей коррекцией стратегий поведения и рефлексией составляют суть саногенного мышления. Такое мышление всегда сознательное, оно невозможно без рассмотрения и проработки человеком своих психологических проблем [15; с.75-78]. Процесс обучения саногенному мышлению предполагает обучение методам выяснения источников своих эмоций, выработку умений и навыков этого процесса, формирование привычек рационального мышления [11; с.15-17].
Основным методом саногенного мышления является аутопсихоанализ мышления, которое привело к отрицательным эмоциональным реакциям, по Ю.М. Орлову - «угашение эмоции с помощью размышления». "Угашение эмоции", по мнению автора концепции, – это отстраненный рассказ об эмоции, процесс проигрывания ситуации, ее высмеивание, т.е. повторное проживание ситуации без подкрепления [14; с.141-142].
Саногенное мышление – это не просто позитивное мышление, а гораздо более глубокий и трудоемкий процесс проработки негативных эмоциональных состояний и реакций на травмирующую ситуацию [4; с.44-46].
Данные отличительные черты саногенного мышления выходят на первый план в ситуациях, если реализация насущных потребностей человека не находит своего воплощения по причине преград в виде сформированных отрицательных шаблонов поведения личности [16; с.19].
Согласно теории саногенного мышления, то, что и как мы думаем, формирует наше самочувствие. То есть, мышление управляет нами, нашим поведением в частности и жизнью в целом, в негативных стрессовых ситуациях [10; с.194-196]. В результате научения саногенному мышлению человек также обучается контролю надо своими мыслями, что в последующем помогает ему управлять собственными эмоциями, «размысливать» их, понимая и подвергая оценке свое поведение [17; с.89].
Ю.М. Орлов отмечал, что «основная роль саногенного мышления состоит в искоренении плохих привычек, управлении своими эмоциями и контроле своих потребностей. Достичь этого можно только создав определенные условия для самосовершенствования, гармонии черт, согласия с самим собой и окружением» [12; с.106-112].
Переходя ко второму термину – «санационное мышление» – необходимо отметить, что санация (от лат. «sanatio» – лечение, оздоровление) – медицинский термин, означающий лечебно-профилактические меры по оздоровлению организма, подразумевающие очистку определённого участка ткани или органа [5; 98]. Термин «санация» в общепринятом смысле обозначает улучшение, восстановление состояния, оздоровление.
Термин «санационное мышление» встречается в психологической литературе гораздо реже и имеет медицинский и акмеологический уклон. В частности, Ю.Н. Казаков применяет его при исследования концепции санационного (оздоровительного) мышления в изложении парадигмы самостоятельного, формируемого автором, смысла профилактики стрессов и безопасности развития здоровья человека на основе самостимулирования резервов самости личности, в условиях усложнения социальной среды. Здесь речь больше идет о психическом здоровье, о самоорганизации в подготовке к безопасности профессиональной деятельности, к кризисным рискам формирования профессионализма, к профессиям, сопряженным с риском для жизни [6; с. 69-76].
В своих работах Ю.Н. Казаков освещает технологию медико-акмеологического сопровождения санаций и аутосанаций. Авторский подход выработки и развития готовности к фрустрирующим состояниям выделяет два взаимосвязанных компонента. Первым является медико-акмеологическое санирование, т.е. выработка санаций сохранения здоровья, вторым – психолого-акмеологическое аутосанирование, т.е. способы аутосанации, самооздоровления, внутреннего сопротивления внешним факторам, которые способны вызывать стресс. По Ю.Н. Казакову, «основой санирования является процесс проектирования и прогнозирования психологического содержания фрустрирующих ситуаций предстоящей деятельности и закладывании в них психологических условий, обеспечивающих оптимальное преодоление таких ситуаций посредством аутосанаций, т.е. техник самооздоровления». Таким образом, санации с данной точки зрения предполагают уточнение всех возможных опасностей, которые будут определять "структуру аутосанаций в установках, мотивах, психических состояниях восприятия стресс-факторов". На этом этапе происходит анализ активности личности в будущей ситуации при невозможности удовлетворения своих потребностей, а также планирование тождественно соответствующих ей психофизиологических и психокоррекционных манипуляций [8; с.56-58].
Таким образом, санационное мышление – это следствие совокупности мероприятий, сосредоточенных на выработке у человека, специалиста в своей области, готовности к осуществлению служебных задач в экстремальной обстановке, психологических «настроек» и операций по поддержанию психологической устойчивости.
Центральной проблемой медико-акмеологического сопровождения является решение ситуативных проблем и сохранение здоровья личности, работающей в экстремальных обстоятельствах. При этом, по мнению автора концепции Ю.Н. Казакова, «деятельностный процесс формирования у человека развитого профессионально-санационного мышления, самооздоровления становится основой данной совокупности санаций и аутосанаций» [6; с. 69-76].
Санационное мышление тесно связано с определением психологических составляющих "санаций экстремальной деятельности". Метод медико-акмеологического сопровождения позволяет предположить, кто из специалистов наболее подходит для выполнения конкретных видов экстремальной деятельности, какие фрустрирующие ситуации им будет необходимо преодолевать, к совладанию с какими ситуациями и проблемами их следует готовить. Также данная технология, по мнению автора, «способствует нейтрализации, оптимизации, преодолению экстремальных обстоятельств, в которых будет реализовываться служебная деятельность». На основании данного сопровождения в последующем может осуществляться профессиональный психологический отбор специалистов, разграничение их по служебным подразделениям, с учетом их сработанности, психологической готовности к службе в сложной окружающей обстановке [7; с. 109-115].
Согласно авторскому подходу, специалист в процессе сопровождения сможет прочувствовать вест спектр воздействующих на его организм неблагоприятных условий, характерных для данной фрустрирующей ситуации. С помощью медико-акмеологического сопровождения, с применением навыков санаций и аутосанаций, сотрудник сможет обучиться правильному применению полученного опыта в условиях ухудшения окружающей обстановки, а также увеличения воздействия на него экстремальных условий.
В связи с этим в концепции появляется термин «виртуально-моторные тренировки». Ю.Н. Казаков вводит его с целью установления связи между мыслью и движением – «мысль о движении вызывает самодвижение». Именно виртуально-моторная тренировка формирует санационное мышление [8; с.56-58].
Подводя итог анализу термина «санационное мышление» в концепции Ю.Н. Казакова, можно сделать вывод, что данный термин рассматривается автором в контексте более широкого понятия «медико-акмеологическое сопровождение» и способствует сохранению и преумножению психического здоровья личности.
«Здоровьесберегающее мышление» - это мышление, которое направлено на самосохранение личностью своего здоровья в процессе жизнедеятельности. Можно сказать, что это сознательная умственная деятельность человека, способствующая решению задач по укреплению и поддержанию своего физического, психологического и психического здоровья, направленная на профилактику различного рода заболеваний, обеспечение реализации концепции здорового образа жизни, а также создание собственной безопасной рабочей окружающей среды.
Понятие «здоровьесберегающее мышление» имеет педагогический и медицинский уклон, оно тесно связано с понятием «здоровый образ жизни» и смешение его с понятием «саногенное мышление» недопустимо. Здоровьесберегающее мышление (и вытекающее из него понятие «здоровьесберегающее поведение») характеризуется различными составляющими характеристик здорового образа жизни: соблюдение режима труда и отдыха, выполнение физических упражнений и т.д. [9; с.98-103].
Выводы. Обобщая теоретические представления о терминах «саногенное мышление», «санационное мышление» и «здоровьесберегающее мышление», следует отметить, что, несмотря на очевидные различия в сфере применения данных понятий, в литературе все еще существует проблема терминологической путаницы и недифференцированного употребления вышеуказанных терминов. Однако, при всей разнице подходов, большинство авторов [13; с.230-234] именно в саногенном мышлении видят огромный потенциал по предупреждению и коррекции негативных эмоциональных состояний, а также снижению воздействия стрессогенных факторов.
1. Apanasenko G.L., Popova L.A. Sanologiya - strategiya zdravoohraneniya buduschego // Asklepeyon. [Asklepeion] 1995. № 1. p. 2 (in Russian).
2. Bol'shoy psihologicheskiy slovar' [Big psychological dictionary ] /pod red. B.G. Mescheryakova, V.P. Zinchenko. 4-e izd., rasshirennoe. Sankt-Peterburg: Praym-Evroznak Publ., 2009. p. 119. (in Russian)
3. Gasanova D.I. Sanogennoe myshlenie v strukture lichnosti // Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], №3, 2009. pp. 15-17. (in Russian)
4. Gorbenko I.A. Sanogennaya refleksiya kak faktor zhiznesposobnosti lichnosti podrostka // Deti. Obschestvo. Buduschee: sb. nauch. st. po materialam III kongressa «Psihicheskoe zdorov'e cheloveka XXI veka»: v 2 t. M.: KnoRus Publ. [Children. Society. Future: Sat. scientific Art. based on the materials of the III Congress "Mental Health Man of the 21st Century”: in 2 vols.], 2020. T. 1. p. 44-46. (in Russian)
5. Eliseev A.G., Pitun T.V., Shilov V.N. Polnyy medicinskiy spravochnik. [Complete medical guide] M: Eksmo Publ., 2014. p. 98. (in Russian)
6. Kazakov Yu.N. Psihologiya bezopasnosti: formirovanie zdorov'ya lichnosti. [Psychology of security: the formation of personal health.] M.: 2009. p. 69-76.(in Russian)
7. Kazakov Yu.N. Samoaktivizaciya v formirovanii fenomena preventivnoy bezopasnosti lichnostnogo zdorov'ya (mediko-akmeologicheskie aspekty) // Mir psihologii [World of Psychology] 2015 № 3 (83). p. 109-115. (in Russian)
8. Kazakov Yu.N. Teoriya lichnostnogo zdorov'ya: sanacionnoe myshlenie preventivnoy bezopasnosti. [The theory of personal health: sanitation thinking of preventive security] M.: RASN.Publ. 2014. pp. 56-58. (in Russian)
9. Koplik A.A. Formirovanie zdorov'esberegayuschego tipa professional'nogo myshleniya u buduschih srednih medicinskih rabotnikov v processe ih podgotovki // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'.[Historical and socio-educational thought] 2012. № 6 (16). pp. 98-103. (in Russian)
10. Mal'ceva S.M., Kulikova A.A., Trunina D.S., Nikolaeva V.V. Refleksiya i sanogennoe myshlenie v emocional'noy kompetentnosti pedagoga // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology] 2021. T.10 №3 (36). pp. 194-196. (in Russian)
11. Morozyuk S.N. Metodika obucheniya sanogennoy refleksii v organizaciyah // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. [Economics and management: problems, solutions] M., 2017. - № 2. pp. 15-17. (in Russian)
12. Morozyuk Yu.V. Sanogennoe myshlenie v sovremennoy psihologii // Vysshaya shkola: nauchnye issledovaniya materialy mezhvuzovskogo nauchnogo kongressa. [Higher school: scientific research materials of the interuniversity scientific congress. Volume 2. Moscow] Tom 2. Moskva, 2020. pp. 106-112.(in Russian)
13. Morozyuk Yu.V. Sanogennoe myshlenie kak novoe napravlenie v sovremennom obrazovanii Rossii: sbornik trudov konferencii. // Psihologiya i pedagogika XXI veka: teoriya, praktika i perspektivy : materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Psychology and Pedagogy of the 21st Century: Theory, Practice and Perspectives: Proceedings of the V Intern. scientific-pract. conf] (Cheboksary, 28 maya 2017 g.) / redkol.: O.N. Shirokov [i dr.]. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus» Publ., 2017. pp. 230-234. (in Russian)
14. Orlov Yu.M. Voshozhdenie k individual'nosti: Kn. dlya uchitelya.[. Ascent to individuality: Book. for the teacher] M.: Prosveschenie Publ., 1991. pp. 141-142. (in Russian)
15. Orlov Yu.M. Ozdoravlivayuschee myshlenie [Healing thinking ] / Yu.M. Orlov. M.: Slayding Publ., 2006. pp. 75-78. (in Russian)
16. Orlov Yu.M. Sanogennoe myshlenie [Sanogenic thinking] // Sost. A.V. Rebenok. Ser. «Iscelenie razmyshleniem». M.: Slayding Publ., 2008. p. 19. (in Russian)
17. Rudina L.M. Formirovanie konstruktivnogo myshleniya kak povyshenie adaptivnosti individa v sovremennom mire. [Formation of constructive thinking as an increase in the adaptability of the individual in the modern world] M.: MosGU Publ., 2013. - 89 p. (in Russian)