УДК 159.9 Психология
В связи с существующей в настоящее время проблемой в однозначном толковании понятия «саногенное мышление» в данной статье обозначена важность его отграничения от близких по смыслу терминов. В частности, от терминов «санационное мышление» и «здоровьесберегающее мышление». В статье проанализированы основные отличия данных терминов, обозначены рамки их применения и предложено теоретическое обоснование необходимости разведения данных понятий. Отдельное внимание в статье уделяется проблеме терминологической путаницы и недифференцированного употребления вышеуказанных терминов. В статье рассмотрены теоретические представления о возникновении и методах развития саногенного мышления, под которым понимается мышление, которое способствует снижению имеющейся напряженности, уменьшению внутреннего конфликта, а также предотвращающее возможность появления психосоматических заболеваний. Автором статьи также последовательно рассматривается концепция саногенного мышления Ю.М. Орлова как ресурса и механизма регуляции психологического здоровья человека. Особое внимание в статье уделяется основным составляющим саногенного мышления, структурной модели его формирования и социальным условиям его реализации. При помощи раскрытых в статье научных принципов определена необходимость широкомасштабного учета не только составляющих саногенного мышления и отдельных особенностей его функционирования, но также и последующий рациональный подбор и применение подходящих психодиагностических и коррекционных методов для дальнейшей работы в данном направлении.
мышление, саногенное мышление, патогенное мышление, санационное мышление, здоровьесберегающее мышление
Введение. Современные условия жизни социума отличаются постоянным ростом стрессовых воздействий, различных по интенсивности и длительности, которые оказывают значительное влияние на психологическое здоровье населения, что в свою очередь делает задачу по его укреплению одной из основных и приоритетных не только для теоретической, но и для практической психологии.
В жизнедеятельности человека невозможно найти сферу, на которую мышление не оказывало бы свое влияние. В том числе, мышление способствует повышению стрессоустойчивости человека через саморегуляцию своих эмоциональных состояний.
Необходимость разграничения терминов «саногенное мышление», «санационное мышление» и «здоровьесберегающее мышление» обусловлено нередко наблюдаемым в последнее время недифференцированным употреблением этих терминов, что приводит к терминологической путанице, а также искажает суть и результаты проводимых психологических исследований.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В психологии под мышлением понимают «психический процесс отражения действительности, высшую форму творческой активности человека» [2; с.119].
Термин «саногенное» имеет латинское происхождение: «sano» – исцелять, оздоравливать, приводить в порядок и «geno» – происхождение, развитие [1; с.2]. Автор концепции саногенного мышления Ю.М. Орлов под саногенным мышлением понимал «мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, предотвращает заболевания». Противоположностью саногенного мышления является «мышление патогенное, которое является источником негативных эмоций и отрицательно влияет на здоровье человека» [3; с.15-17].
Адекватное переосмысление своего прошлого опыта с последующим выявлением негативных эмоций и дальнейшей коррекцией стратегий поведения и рефлексией составляют суть саногенного мышления. Такое мышление всегда сознательное, оно невозможно без рассмотрения и проработки человеком своих психологических проблем [15; с.75-78]. Процесс обучения саногенному мышлению предполагает обучение методам выяснения источников своих эмоций, выработку умений и навыков этого процесса, формирование привычек рационального мышления [11; с.15-17].
Основным методом саногенного мышления является аутопсихоанализ мышления, которое привело к отрицательным эмоциональным реакциям, по Ю.М. Орлову - «угашение эмоции с помощью размышления». "Угашение эмоции", по мнению автора концепции, – это отстраненный рассказ об эмоции, процесс проигрывания ситуации, ее высмеивание, т.е. повторное проживание ситуации без подкрепления [14; с.141-142].
Саногенное мышление – это не просто позитивное мышление, а гораздо более глубокий и трудоемкий процесс проработки негативных эмоциональных состояний и реакций на травмирующую ситуацию [4; с.44-46].
Данные отличительные черты саногенного мышления выходят на первый план в ситуациях, если реализация насущных потребностей человека не находит своего воплощения по причине преград в виде сформированных отрицательных шаблонов поведения личности [16; с.19].
Согласно теории саногенного мышления, то, что и как мы думаем, формирует наше самочувствие. То есть, мышление управляет нами, нашим поведением в частности и жизнью в целом, в негативных стрессовых ситуациях [10; с.194-196]. В результате научения саногенному мышлению человек также обучается контролю надо своими мыслями, что в последующем помогает ему управлять собственными эмоциями, «размысливать» их, понимая и подвергая оценке свое поведение [17; с.89].
Ю.М. Орлов отмечал, что «основная роль саногенного мышления состоит в искоренении плохих привычек, управлении своими эмоциями и контроле своих потребностей. Достичь этого можно только создав определенные условия для самосовершенствования, гармонии черт, согласия с самим собой и окружением» [12; с.106-112].
Переходя ко второму термину – «санационное мышление» – необходимо отметить, что санация (от лат. «sanatio» – лечение, оздоровление) – медицинский термин, означающий лечебно-профилактические меры по оздоровлению организма, подразумевающие очистку определённого участка ткани или органа [5; 98]. Термин «санация» в общепринятом смысле обозначает улучшение, восстановление состояния, оздоровление.
Термин «санационное мышление» встречается в психологической литературе гораздо реже и имеет медицинский и акмеологический уклон. В частности, Ю.Н. Казаков применяет его при исследования концепции санационного (оздоровительного) мышления в изложении парадигмы самостоятельного, формируемого автором, смысла профилактики стрессов и безопасности развития здоровья человека на основе самостимулирования резервов самости личности, в условиях усложнения социальной среды. Здесь речь больше идет о психическом здоровье, о самоорганизации в подготовке к безопасности профессиональной деятельности, к кризисным рискам формирования профессионализма, к профессиям, сопряженным с риском для жизни [6; с. 69-76].
В своих работах Ю.Н. Казаков освещает технологию медико-акмеологического сопровождения санаций и аутосанаций. Авторский подход выработки и развития готовности к фрустрирующим состояниям выделяет два взаимосвязанных компонента. Первым является медико-акмеологическое санирование, т.е. выработка санаций сохранения здоровья, вторым – психолого-акмеологическое аутосанирование, т.е. способы аутосанации, самооздоровления, внутреннего сопротивления внешним факторам, которые способны вызывать стресс. По Ю.Н. Казакову, «основой санирования является процесс проектирования и прогнозирования психологического содержания фрустрирующих ситуаций предстоящей деятельности и закладывании в них психологических условий, обеспечивающих оптимальное преодоление таких ситуаций посредством аутосанаций, т.е. техник самооздоровления». Таким образом, санации с данной точки зрения предполагают уточнение всех возможных опасностей, которые будут определять "структуру аутосанаций в установках, мотивах, психических состояниях восприятия стресс-факторов". На этом этапе происходит анализ активности личности в будущей ситуации при невозможности удовлетворения своих потребностей, а также планирование тождественно соответствующих ей психофизиологических и психокоррекционных манипуляций [8; с.56-58].
Таким образом, санационное мышление – это следствие совокупности мероприятий, сосредоточенных на выработке у человека, специалиста в своей области, готовности к осуществлению служебных задач в экстремальной обстановке, психологических «настроек» и операций по поддержанию психологической устойчивости.
Центральной проблемой медико-акмеологического сопровождения является решение ситуативных проблем и сохранение здоровья личности, работающей в экстремальных обстоятельствах. При этом, по мнению автора концепции Ю.Н. Казакова, «деятельностный процесс формирования у человека развитого профессионально-санационного мышления, самооздоровления становится основой данной совокупности санаций и аутосанаций» [6; с. 69-76].
Санационное мышление тесно связано с определением психологических составляющих "санаций экстремальной деятельности". Метод медико-акмеологического сопровождения позволяет предположить, кто из специалистов наболее подходит для выполнения конкретных видов экстремальной деятельности, какие фрустрирующие ситуации им будет необходимо преодолевать, к совладанию с какими ситуациями и проблемами их следует готовить. Также данная технология, по мнению автора, «способствует нейтрализации, оптимизации, преодолению экстремальных обстоятельств, в которых будет реализовываться служебная деятельность». На основании данного сопровождения в последующем может осуществляться профессиональный психологический отбор специалистов, разграничение их по служебным подразделениям, с учетом их сработанности, психологической готовности к службе в сложной окружающей обстановке [7; с. 109-115].
Согласно авторскому подходу, специалист в процессе сопровождения сможет прочувствовать вест спектр воздействующих на его организм неблагоприятных условий, характерных для данной фрустрирующей ситуации. С помощью медико-акмеологического сопровождения, с применением навыков санаций и аутосанаций, сотрудник сможет обучиться правильному применению полученного опыта в условиях ухудшения окружающей обстановки, а также увеличения воздействия на него экстремальных условий.
В связи с этим в концепции появляется термин «виртуально-моторные тренировки». Ю.Н. Казаков вводит его с целью установления связи между мыслью и движением – «мысль о движении вызывает самодвижение». Именно виртуально-моторная тренировка формирует санационное мышление [8; с.56-58].
Подводя итог анализу термина «санационное мышление» в концепции Ю.Н. Казакова, можно сделать вывод, что данный термин рассматривается автором в контексте более широкого понятия «медико-акмеологическое сопровождение» и способствует сохранению и преумножению психического здоровья личности.
«Здоровьесберегающее мышление» - это мышление, которое направлено на самосохранение личностью своего здоровья в процессе жизнедеятельности. Можно сказать, что это сознательная умственная деятельность человека, способствующая решению задач по укреплению и поддержанию своего физического, психологического и психического здоровья, направленная на профилактику различного рода заболеваний, обеспечение реализации концепции здорового образа жизни, а также создание собственной безопасной рабочей окружающей среды.
Понятие «здоровьесберегающее мышление» имеет педагогический и медицинский уклон, оно тесно связано с понятием «здоровый образ жизни» и смешение его с понятием «саногенное мышление» недопустимо. Здоровьесберегающее мышление (и вытекающее из него понятие «здоровьесберегающее поведение») характеризуется различными составляющими характеристик здорового образа жизни: соблюдение режима труда и отдыха, выполнение физических упражнений и т.д. [9; с.98-103].
Выводы. Обобщая теоретические представления о терминах «саногенное мышление», «санационное мышление» и «здоровьесберегающее мышление», следует отметить, что, несмотря на очевидные различия в сфере применения данных понятий, в литературе все еще существует проблема терминологической путаницы и недифференцированного употребления вышеуказанных терминов. Однако, при всей разнице подходов, большинство авторов [13; с.230-234] именно в саногенном мышлении видят огромный потенциал по предупреждению и коррекции негативных эмоциональных состояний, а также снижению воздействия стрессогенных факторов.
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Санология - стратегия здравоохранения будущего // Асклепейон. 1995. № 1. С. 2.
2. Большой психологический словарь/под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расширенное. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. С. 119.
3. Гасанова Д.И. Саногенное мышление в структуре личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, №3, 2009. С. 15-17.
4. Горбенко И.А. Саногенная рефлексия как фактор жизнеспособности личности подростка // Дети. Общество. Будущее: сб. науч. ст. по материалам III конгресса «Психическое здоровье человека XXI века»: в 2 т. М.: КноРус, 2020. Т. 1. С. 44-46.
5. Елисеев А.Г., Питун Т.В., Шилов В.Н. Полный медицинский справочник. М: Эксмо, 2014. С. 98.
6. Казаков Ю.Н. Психология безопасности: формирование здоровья личности. М.: 2009. С. 69-76.
7. Казаков Ю.Н. Самоактивизация в формировании феномена превентивной безопасности личностного здоровья (медико-акмеологические аспекты) // Мир психологии 2015 № 3 (83). С. 109-115.
8. Казаков Ю.Н. Теория личностного здоровья: санационное мышление превентивной безопасности. М.: РАСН. 2014. С. 56-58.
9. Коплик А.А. Формирование здоровьесберегающего типа профессионального мышления у будущих средних медицинских работников в процессе их подготовки // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (16). С. 98-103.
10. Мальцева С.М., Куликова А.А., Трунина Д.С., Николаева В.В. Рефлексия и саногенное мышление в эмоциональной компетентности педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология 2021. Т.10 №3 (36). С. 194-196.
11. Морозюк С.Н. Методика обучения саногенной рефлексии в организациях // Экономика и управление: проблемы, решения. М., 2017. - № 2. С. 15-17.
12. Морозюк Ю.В. Саногенное мышление в современной психологии // Высшая школа: научные исследования материалы межвузовского научного конгресса. Том 2. Москва, 2020. С. 106-112.
13. Морозюк Ю.В. Саногенное мышление как новое направление в современном образовании России: сборник трудов конференции. // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 230-234.
14. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. С. 141-142.
15. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление / Ю.М. Орлов. М.: Слайдинг, 2006. С. 75-78.
16. Орлов Ю.М. Саногенное мышление // Сост. А.В. Ребенок. Сер. «Исцеление размышлением». М.: Слайдинг, 2008. С. 19.
17. Рудина Л.М. Формирование конструктивного мышления как повышение адаптивности индивида в современном мире. М.: МосГУ, 2013. - 89с.