TOPICAL ISSUES OF PRACTICAL TRAINING OF PSYCHOLOGISTS FOR LAW ENFORCEMENT AGENCIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the modern conditions of professional training of psychologists for law enforcement agencies. The author suggests formats of cooperation with educational organizations on practical training of future specialists. The expediency of legislative consolidation of the possibility of concluding an agreement for internship in law enforcement agencies by students of a non-legal profile is determined, provided that the organization has structural units and specialists corresponding to the direction of training in the staff.

Keywords:
professional training, psychologist, law enforcement agencies, practice, professionalization, contract
Text

 

Введение. В настоящее время подавляющее большинство должностей психологов в правоохранительных органах замещено специалистами, имеющими высшее образование соответствующего профиля, полученное в гражданских образовательных организациях высшего образования.

Из актуальных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования наиболее подходящей для обучения профессии психолога для работы в силовых структурах является специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности. В качестве профессиональной области для трудоустройства выпускников именно данный стандарт предусматривает сферы правоохранительной деятельности и обороны государства [7, с.4]. С 2020 года реализация узких специализаций программы, учитывающих принципиальные особенности осуществляемой деятельности в силовых структурах, возможна только в условиях ведомственных образовательных организаций в силу требований обеспечения военно-профессиональной или специальной профессиональной подготовки выпускников. Для этого ВУЗу необходимо иметь тир, кабинет огневой и тактико-специальной подготовки с табельным оружием и спецсредствами. Однако перечень обязательных для изучения дисциплин един по всем семи специализациям, перечисленным в образовательном стандарте для специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Новые среди них специализации, такие как «Психология безопасности», «Психология менеджмента и организационное консультирование, «Психологическое обеспечение коммуникаций в служебной деятельности» предназначены для реализации в образовательных организациях Министерства науки и высшего образования. Поэтому в нынешних условиях, направленных на укрупнение дисциплин, учебный план данной профессиональной образовательной программы вне зависимости от ведомственной принадлежности предусматривает практически одинаковые компетенции и методы их освоения в процессе обучения.

Знакомясь с основными направлениями профессиональной деятельности психологов, изложенных в министерских нормативно-правовых актах, регламентирующих соответствующую работу, можно заметить, что их перечень содержит практически одинаковые виды психологического обеспечения сотрудников любых правоохранительных органов и военизированных структур [4 c.4-5; 6 с.19-20; 8 с.4-6]. Это обуславливает актуальность изучения возможности практического обучения потенциальных кандидатов на должности психологов из числа студентов, в период прохождения ими различного вида практик на базе силовых и государственных служб.

Влияние культуры организации на продуктивность труда специалистов помогающих профессий основано на формировании системы ценностей и принципов, налаженных взаимосвязей с руководством, которые позволяют сформировать отношение работника к выполняемым трудовым функциям, организации в целом, и восприятие культурных норм, принятых для конкретной профессиональной среды. Результат попытки студента стать частью «системы» может помочь в инвентаризации смыслов и приоритетов, а также сориентировать его в дальнейшем профессиональном выборе.

Этап профессионального обучения психологов в высшем учебном заведении способен оказать значительное влияние на дальнейшую адаптацию специалиста к профессиональной деятельности и его профессиональную социализацию. Как известно, конкретные практические навыки студенты эффективно закрепляют исключительно в период практического обучения на базе соответствующих организаций и учреждений. Однако реализовать прохождение практики в правоохранительных структурах достаточно затруднительно. Так в соответствии с пунктом 1.4. Приложения 3 к Положению об организации практической подготовки студентами образовательных организаций высшего образования при прохождении практики в органах прокуратуры Российской Федерации,  возможность детального ознакомления с будущей профессиональной деятельностью предусмотрена исключительно для студентов юридического профиля обучения посредством заключения соответствующего соглашения (договора) между прокуратурой субъекта Российской Федерации и образовательной организацией [5, с.21].

Законодательная неурегулированность возможности прохождения студентами гражданских образовательных организаций практического обучения в силовых и государственных службах создает условия для отказов в заключении соответствующих договоров (соглашений).

В МВД России, Вооруженных Силах и ФСИН России имеются ведомственные образовательные организации, осуществляющие профессиональную подготовку психологов для дальнейшего прохождения службы в качестве сотрудников, имеющих специальные звания начальствующего состава. Однако ведомственное образовательное учреждение высшего образования, специализирующееся на целевой подготовке психологов для органов прокуратуры Российской Федерации, в настоящее время отсутствует, что обусловлено небольшой численностью штатных должностей. Поэтому подразделения психологической работы в силовых структурах, как правило, в своем составе также имеют штатные должности гражданских психологов, которые и комплектуются вчерашними студентами гражданских вузов. Существенная разница заключается в том, что при поступлении на обучение в качестве курсанта ведомственной образовательной организации, абитуриент проходит профессионально-психологический отбор, что позволяет осуществить набор потенциально пригодных к службе кандидатов. А поступление в гражданский вуз доступно всего лишь на основании результатов ЕГЭ и отличается в студенческих представлениях романтизацией дальнейшей профессиональной деятельности.

Потенциально решению проблемы качественного подбора персонала могло бы способствовать включение в Положение об организации прохождения студентами образовательных организаций высшего образования практики в органах прокуратуры Российской Федерации [5] отдельного пункта, предусматривающего возможность прохождения практического обучения студентами не юридического профиля обучения. Для этого целесообразно дополнить условия для заключения соответствующего соглашения (договора) между прокуратурой субъекта Российской Федерации и образовательной организацией требованием соблюдения наличия структурного подразделения, соответствующего профилю обучению студента, и обеспечивающего специалиста.

В связи с большим объемом работы практически по всем направлениям деятельности структурных подразделений силовых структур в субъектах Российской Федерации для штатных служащих значительно снижена возможность научно-исследовательской работы, в процессе которой есть возможность объективного выявления информационных, психологических, технических и других проблем конкретной организации, а также разработки научно-обоснованных путей их решения. А в процессе прохождения преддипломной практики студентами старших курсов есть возможность выполнения выпускных квалификационных работ по заявкам организаций. Эти работы способны учитывать региональный компонент со сложившимися экономическими, социокультурными и историческими особенностями функционирования.

Совместное исследование онлайн-школы психологических профессий «Психодемия», сервиса по подбору психологов Alter и ресурса HeadHunter показало, что в России в 2022 году потребность в психологах выросла по сравнению с 2021 годом почти на 63 % [2, с.4]. Такой же рост показало увеличение количества сессий со специалистами-психологами.  Спрос на корпоративную психологическую помощь возрос в несколько раз. Причем государственные органы оказались в числе основных потребителей этих услуг.  Эксперты объясняют такие показатели как политическими событиями, так и естественным ростом популярности психологической помощи.

  По этой причине становится очевидным недостаточная обеспеченность служебных подразделений штатными специалистами психологического профиля, среди обязанностей которых значатся диагностическая, психокоррекционная работа и психологическое консультирование обратившихся сотрудников, проведение занятий в системе морально-психологической подготовки личного состава и др. [6, 8]. В органах прокуратуры объектами психологической работы также являются пенсионеры соответствующих организаций, члены их семей, которые по запросу также должны быть обеспечены квалифицированной психологической помощью [4]. Эта работа требует индивидуального подхода и значительного служебного времени психолога, а практика показывает, что основные усилия штатного специалиста в основном направлены на реализацию диагностического функционала в процессе профотбора и мониторинга психических состояний сотрудников.

Сотрудничество в вопросах практического обучения с региональными образовательными организациями, сопровождающими на протяжении нескольких лет процесс обучения соответствующего специалиста, позволяет сократить время на поиск кандидатов и их подготовку к эффективному замещению вакантной должности. Общеизвестно, что выбор профессии не всегда соответствует направленности личности студента. И процесс становления его профессиональной идентичности может происходить с трудностями и разочарованиями. Поэтому изучение на конкретных поручениях потенциального кандидата на должность психолога может способствовать более качественному подбору кадров и эффективному решению профессиональных задач.

Методика исследования. В Псковском государственном университете в 2022 году проведено изучение процесса формирования профессиональной идентичности будущих психологов экстремального профиля деятельности. В исследовании приняли участие 20 студентов 3-4 курса очной формы обучения по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности», имеющих возраст от 20 до 27 лет, среди которых было 15 девушек и 5 юношей.

Для исследования были использованы следующие методики: опросник на определение профессиональной склонности (Йовайши) [1, с.322-327], методика исследования профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер) [10], тест жизнестойкости (С. Мадди) [3], методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) [9, с.370-373].

Результаты исследования. Ведущая направленность личности является достаточно устойчивой характеристикой, поэтому ориентирование на нее является обоснованной стратегией при подборе персонала в сфере человеческих взаимоотношений.

Результаты методики на определение профессиональной склонности (опросник Йовайши) показали, что наибольшее число студентов (45%) ориентированы на сферу работы с людьми, еще 40% исследуемых отметили эту направленность в качестве второй по важности для себя. 25% от выборки ориентированы преимущественно на сферу эстетики и искусства, остальные на сферы, не предусматривающие постоянное взаимодействие с человеком в процессе труда. Близкие значения заинтересованности в сфере работы с людьми и ориентации на эстетику и искусство могут быть связаны с творческой составляющей деятельности психолога, так как любая практическая ситуация содержит в себе уникальный набор значимых факторов и при интерпретации результатов зачастую требуется нестандартный взгляд на обстоятельства и личность. Таким образом, подавляющее большинство выборки студентов имеет значимую направленность на человека как на предмет своей будущей профессиональной деятельности.

Изучая процесс становления профессиональной идентичности студентов с помощью  одноименной методики (МИПИ) Л.Б. Шнейдер, было обнаружено, что только у 20% респондентов сформировалась зрелая идентичность, которая предполагает позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом. 15% выборки пока находятся в статусе «Мораторий», который предполагает исследование альтернативных вариантов дальнейшего профессионального развития и активные попытки выхода из этого состояния, посредством осмысленного решения о своем будущем. Профессиональная псевдоидентичность (5%) указывает на тотальное поглощение своей принадлежностью и ролью, при завышенной самооценке и стремлении к достижению целей любой ценой, что также не гармонизирует личность с профессиональной средой.

Среди обследуемых преимущественно наблюдается контингент с показателями равными диффузной идентичности (35%), при которой не имеется прочных целей, ценностей, убеждений и попыток их активно сформировать, а также имеющие преждевременный тип идентичности (25%), возникающей в тех случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов и идентичность им не осознается. Эти результаты говорят о том, что последовательное прохождение практического обучения в конкретном правоохранительном органе для 80 % студентов могло бы способствовать успешности процесса самоотождествления себя с носителем профессии психолога экстремального профиля деятельности.

Результаты теста жизнестойкости С. Мадди показали, что в группе испытуемых преобладает средний уровень по всем шкалам: вовлечённости, контроля и принятия риска. Причем, высокую вовлеченность продемонстрировали всего 5%, а низкую 40% выборки. Это говорит о том, что много студентов ощущают себя еще вне жизни профессионального сообщества, не испытывают еще удовольствия от собственной деятельности.

По шкале контроля соотношение составило: 70% средних значений показателя, что говорит о недостаточной уверенности большинства респондентов в правильности своих действий, но стойком чувстве, что их выбор зависит только от них самих и 30% низких результатов, свидетельствующих об ощущении собственной беспомощности респондентов влиять на происходящее.

По шкале принятия риска для большей части выборки характерно спокойное отношение к воображаемым ситуациям экстремальной деятельности. 55 % респондентов показали средний и 40% высокий уровень принятия риска. Это люди, которых не пугает получение негативного опыта, потому что и он способен содействовать личностному и профессиональному развитию.

При изучении преобладающих среди студентов-психологов базисных копинг-стратегий с применением соответствующего индикатора Дж. Амирхана (в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского 1995), было установлено, что 85% всей выборки имеют средние значения склонности к стратегиям разрешения проблем и поиска социальной поддержки. Возможно это говорит о том, что решение проблемы – это не всегда работа над ней в одиночку. Для взаимодействия с людьми важна выраженная самостоятельность, но не без участия других. Так как помогая другим, необходимо уметь принимать помощь. Это способствует большей эмпатии и пониманию окружающих, что является одним из важных критериев для психолога, лично контактирующего с людьми, а в особенности с пострадавшими от экстремальных ситуаций. Однако для 15% студентов характерны попытки избегания контакта с окружающей действительностью, уход от проблем и попытки отвлечься. Практическая отработка в процессе реальной профессиональной деятельности полученных в процессе обучения компетенций будет способствовать укреплению полезных стратегий совладающего поведения и отказу от непродуктивных.

Обсуждение результатов. Обобщенные результаты проведенного исследования подтверждают тривиальный факт, что далеко не все студенты, обучающиеся специальности «Психология служебной деятельности» потенциально пригодны к осуществлению эффективной профессиональной самореализации в правоохранительных органах. А при трудоустройстве прохождение профессионально-психологического отбора кандидатом, имеющим высшее психологическое образование, с большей долей вероятности формально будет успешным. Поэтому в целях качественного подбора персонала тесное сотрудничество с образовательной организацией, имеющей возможность пятилетнего изучения и сопровождения студента может быть весьма продуктивно.

При наличии законодательной определенности в вопросе прохождения в правоохранительных органах практического обучения студентами психологического профиля появилась бы возможность привлечения их для исполнения части должностных обязанностей, прямо и косвенно относящихся к деятельности психолога. К посильным для студентов видам деятельности с учетом требований конфиденциальности можно было бы отнести обработку обезличенных с помощью шифрования протоколов обследования, подготовку лекционных материалов и информационных стендов, составление сценариев торжественных и праздничных мероприятий, проведение научных исследований причин текучести кадров и нарушений служебной дисциплины, подбор методик психической саморегуляции, поздравление ветеранов и других мероприятий морально-психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов [6]. Всё это способно оказывать благоприятное воздействие на социально-психологический климат в служебном коллективе, но требует значительного времени на реализацию.

Еще одним потенциально полезным дополнением в вопросе стимулирования взаимовыгодного сотрудничества психологических подразделений силовых министерств и ведомств с гражданскими учебными заведениями могло бы стать включение в критерии оценки эффективности деятельности подразделений соответствующего пункта о наличии договора (соглашения) на прохождение практического обучения.

Выводы. Ранняя специализация профессиональной деятельности в конкретном государственном органе способна значительно упростить и сократить адаптационный период специалиста-психолога и способствовать эффективному погружению в корпоративную культуру, правила работы, принятые подходы к решению задач и выстраивание гармоничного взаимодействия с коллегами.

References

1. Ilyin E.P. Differencial`naya psixologiya professional`noj deyatel`nosti [Differential psychology of professional activity]. Saint-Petersburg : Peter Publ., 2008. 432 p. (in Russian)

2. Kostarnova N. Psixologov podnimayut po trevoge. Gazeta «Kommersant``» [Psychologists are alerted. Kommersant newspaper] No. 242 (7443) dated 12/28/2022 URL: https://www.kommersant.ru/doc/5748777 ?ysclid=ldsnwmo253320627988 (accessed 03.02.2023)

3. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti [Test of resilience]. Moscow: Sense Publ., 2006. 63 p. (in Russian)

4. Prikaz General`noj Prokuratury` RF ot 5 noyabrya 2015 g. № 619 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o psixologe organa prokuratury` Rossijskoj Federacii». [Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation dated November 5, 2015 No. 619 "On approval of the Model Regulation on the psychologist of the Prosecutor's Office of the Russian Federation"].

5. Prikaz General`noj prokuratury` RF ot 22 dekabrya 2021 g. № 774 «O sisteme podgotovki kadrov, dopolnitel`nogo professional`nogo obrazovaniya rabotnikov organov i organizacij prokuratury` Rossijskoj Federacii». [Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation No. 774 dated December 22, 2021 "On the system of personnel training, additional professional education of employees of bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation"].

6. Prikaz MVD RF ot 25.12.2020 g. № 900 «Voprosy` organizacii moral`no-psixologicheskogo obespecheniya deyatel`nosti organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii». [Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 900 dated 12/25/2020 "Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation"].

7. Prikaz Ministerstva nauki i vy`sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 31.08.2020 № 1137 «Ob utverzhdenii federal`nogo gosudarstvennogo obrazovatel`nogo standarta vy`sshego obrazovaniya - specialitet po special`nosti 37.05.02 Psixologiya sluzhebnoj deyatel`nosti». [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1137 dated 31.08.2020 "On approval of the Federal state educational standard of higher education - specialty in the specialty 37.05.02 Psychology of official activity".]

8. Prikaz Ministerstva oborony` RF ot 04.03.2021 g. № 130 «Ob utverzhdenii Polozheniya o psixologicheskoj sluzhbe Vooruzhenny`x Sil Rossijskoj Federacii». [Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation No. 130 dated 04.03.2021 "On approval of the Regulations on the Psychological Service of the Armed Forces of the Russian Federation".]

9. Prixozhan A.M., Tolstykh N.N. Psixologiya sirotstva [Psychology of orphanhood]. 2nd ed. Saint-Petersburg : Peter Publ. 2005. 400 p. (in Russian)

10. Schneider L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional`naya identichnost` : teoriya i metody` diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis] / L.B. Schneider. Moscow: MPSI Publ., 2007. 128 p. (in Russian)

Reviews
1. CURRENT ISSUES OF PRACTICAL TRAINING OF PSYCHOLOGISTS FOR LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES Authors: Vahnina Viktoriya


Login or Create
* Forgot password?