сотрудник с 01.01.2018 по 01.01.2023
Псков, Псковская область, Россия
УДК 159.9 Психология
УДК 378.09 Самостоятельные высшие учебные заведения и специальные отделения (факультеты)
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье анализируются современные условия профессиональной подготовки психологов для правоохранительных органов. Автором предложены форматы сотрудничества с образовательными организациями по вопросам практического обучения будущих специалистов. Определена целесообразность законодательного закрепления возможности заключения соглашения на прохождение практики в правоохранительных структурах студентами не юридического профиля при условии наличия в штате организации соответствующих направлению обучения структурных подразделений и специалистов.
профессиональная подготовка, психолог, правоохранительные органы, практика, профессионализация, договор
Введение. В настоящее время подавляющее большинство должностей психологов в правоохранительных органах замещено специалистами, имеющими высшее образование соответствующего профиля, полученное в гражданских образовательных организациях высшего образования.
Из актуальных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования наиболее подходящей для обучения профессии психолога для работы в силовых структурах является специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности. В качестве профессиональной области для трудоустройства выпускников именно данный стандарт предусматривает сферы правоохранительной деятельности и обороны государства [7, с.4]. С 2020 года реализация узких специализаций программы, учитывающих принципиальные особенности осуществляемой деятельности в силовых структурах, возможна только в условиях ведомственных образовательных организаций в силу требований обеспечения военно-профессиональной или специальной профессиональной подготовки выпускников. Для этого ВУЗу необходимо иметь тир, кабинет огневой и тактико-специальной подготовки с табельным оружием и спецсредствами. Однако перечень обязательных для изучения дисциплин един по всем семи специализациям, перечисленным в образовательном стандарте для специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Новые среди них специализации, такие как «Психология безопасности», «Психология менеджмента и организационное консультирование, «Психологическое обеспечение коммуникаций в служебной деятельности» предназначены для реализации в образовательных организациях Министерства науки и высшего образования. Поэтому в нынешних условиях, направленных на укрупнение дисциплин, учебный план данной профессиональной образовательной программы вне зависимости от ведомственной принадлежности предусматривает практически одинаковые компетенции и методы их освоения в процессе обучения.
Знакомясь с основными направлениями профессиональной деятельности психологов, изложенных в министерских нормативно-правовых актах, регламентирующих соответствующую работу, можно заметить, что их перечень содержит практически одинаковые виды психологического обеспечения сотрудников любых правоохранительных органов и военизированных структур [4 c.4-5; 6 с.19-20; 8 с.4-6]. Это обуславливает актуальность изучения возможности практического обучения потенциальных кандидатов на должности психологов из числа студентов, в период прохождения ими различного вида практик на базе силовых и государственных служб.
Влияние культуры организации на продуктивность труда специалистов помогающих профессий основано на формировании системы ценностей и принципов, налаженных взаимосвязей с руководством, которые позволяют сформировать отношение работника к выполняемым трудовым функциям, организации в целом, и восприятие культурных норм, принятых для конкретной профессиональной среды. Результат попытки студента стать частью «системы» может помочь в инвентаризации смыслов и приоритетов, а также сориентировать его в дальнейшем профессиональном выборе.
Этап профессионального обучения психологов в высшем учебном заведении способен оказать значительное влияние на дальнейшую адаптацию специалиста к профессиональной деятельности и его профессиональную социализацию. Как известно, конкретные практические навыки студенты эффективно закрепляют исключительно в период практического обучения на базе соответствующих организаций и учреждений. Однако реализовать прохождение практики в правоохранительных структурах достаточно затруднительно. Так в соответствии с пунктом 1.4. Приложения 3 к Положению об организации практической подготовки студентами образовательных организаций высшего образования при прохождении практики в органах прокуратуры Российской Федерации, возможность детального ознакомления с будущей профессиональной деятельностью предусмотрена исключительно для студентов юридического профиля обучения посредством заключения соответствующего соглашения (договора) между прокуратурой субъекта Российской Федерации и образовательной организацией [5, с.21].
Законодательная неурегулированность возможности прохождения студентами гражданских образовательных организаций практического обучения в силовых и государственных службах создает условия для отказов в заключении соответствующих договоров (соглашений).
В МВД России, Вооруженных Силах и ФСИН России имеются ведомственные образовательные организации, осуществляющие профессиональную подготовку психологов для дальнейшего прохождения службы в качестве сотрудников, имеющих специальные звания начальствующего состава. Однако ведомственное образовательное учреждение высшего образования, специализирующееся на целевой подготовке психологов для органов прокуратуры Российской Федерации, в настоящее время отсутствует, что обусловлено небольшой численностью штатных должностей. Поэтому подразделения психологической работы в силовых структурах, как правило, в своем составе также имеют штатные должности гражданских психологов, которые и комплектуются вчерашними студентами гражданских вузов. Существенная разница заключается в том, что при поступлении на обучение в качестве курсанта ведомственной образовательной организации, абитуриент проходит профессионально-психологический отбор, что позволяет осуществить набор потенциально пригодных к службе кандидатов. А поступление в гражданский вуз доступно всего лишь на основании результатов ЕГЭ и отличается в студенческих представлениях романтизацией дальнейшей профессиональной деятельности.
Потенциально решению проблемы качественного подбора персонала могло бы способствовать включение в Положение об организации прохождения студентами образовательных организаций высшего образования практики в органах прокуратуры Российской Федерации [5] отдельного пункта, предусматривающего возможность прохождения практического обучения студентами не юридического профиля обучения. Для этого целесообразно дополнить условия для заключения соответствующего соглашения (договора) между прокуратурой субъекта Российской Федерации и образовательной организацией требованием соблюдения наличия структурного подразделения, соответствующего профилю обучению студента, и обеспечивающего специалиста.
В связи с большим объемом работы практически по всем направлениям деятельности структурных подразделений силовых структур в субъектах Российской Федерации для штатных служащих значительно снижена возможность научно-исследовательской работы, в процессе которой есть возможность объективного выявления информационных, психологических, технических и других проблем конкретной организации, а также разработки научно-обоснованных путей их решения. А в процессе прохождения преддипломной практики студентами старших курсов есть возможность выполнения выпускных квалификационных работ по заявкам организаций. Эти работы способны учитывать региональный компонент со сложившимися экономическими, социокультурными и историческими особенностями функционирования.
Совместное исследование онлайн-школы психологических профессий «Психодемия», сервиса по подбору психологов Alter и ресурса HeadHunter показало, что в России в 2022 году потребность в психологах выросла по сравнению с 2021 годом почти на 63 % [2, с.4]. Такой же рост показало увеличение количества сессий со специалистами-психологами. Спрос на корпоративную психологическую помощь возрос в несколько раз. Причем государственные органы оказались в числе основных потребителей этих услуг. Эксперты объясняют такие показатели как политическими событиями, так и естественным ростом популярности психологической помощи.
По этой причине становится очевидным недостаточная обеспеченность служебных подразделений штатными специалистами психологического профиля, среди обязанностей которых значатся диагностическая, психокоррекционная работа и психологическое консультирование обратившихся сотрудников, проведение занятий в системе морально-психологической подготовки личного состава и др. [6, 8]. В органах прокуратуры объектами психологической работы также являются пенсионеры соответствующих организаций, члены их семей, которые по запросу также должны быть обеспечены квалифицированной психологической помощью [4]. Эта работа требует индивидуального подхода и значительного служебного времени психолога, а практика показывает, что основные усилия штатного специалиста в основном направлены на реализацию диагностического функционала в процессе профотбора и мониторинга психических состояний сотрудников.
Сотрудничество в вопросах практического обучения с региональными образовательными организациями, сопровождающими на протяжении нескольких лет процесс обучения соответствующего специалиста, позволяет сократить время на поиск кандидатов и их подготовку к эффективному замещению вакантной должности. Общеизвестно, что выбор профессии не всегда соответствует направленности личности студента. И процесс становления его профессиональной идентичности может происходить с трудностями и разочарованиями. Поэтому изучение на конкретных поручениях потенциального кандидата на должность психолога может способствовать более качественному подбору кадров и эффективному решению профессиональных задач.
Методика исследования. В Псковском государственном университете в 2022 году проведено изучение процесса формирования профессиональной идентичности будущих психологов экстремального профиля деятельности. В исследовании приняли участие 20 студентов 3-4 курса очной формы обучения по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» специализация «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности», имеющих возраст от 20 до 27 лет, среди которых было 15 девушек и 5 юношей.
Для исследования были использованы следующие методики: опросник на определение профессиональной склонности (Йовайши) [1, с.322-327], методика исследования профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер) [10], тест жизнестойкости (С. Мадди) [3], методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) [9, с.370-373].
Результаты исследования. Ведущая направленность личности является достаточно устойчивой характеристикой, поэтому ориентирование на нее является обоснованной стратегией при подборе персонала в сфере человеческих взаимоотношений.
Результаты методики на определение профессиональной склонности (опросник Йовайши) показали, что наибольшее число студентов (45%) ориентированы на сферу работы с людьми, еще 40% исследуемых отметили эту направленность в качестве второй по важности для себя. 25% от выборки ориентированы преимущественно на сферу эстетики и искусства, остальные на сферы, не предусматривающие постоянное взаимодействие с человеком в процессе труда. Близкие значения заинтересованности в сфере работы с людьми и ориентации на эстетику и искусство могут быть связаны с творческой составляющей деятельности психолога, так как любая практическая ситуация содержит в себе уникальный набор значимых факторов и при интерпретации результатов зачастую требуется нестандартный взгляд на обстоятельства и личность. Таким образом, подавляющее большинство выборки студентов имеет значимую направленность на человека как на предмет своей будущей профессиональной деятельности.
Изучая процесс становления профессиональной идентичности студентов с помощью одноименной методики (МИПИ) Л.Б. Шнейдер, было обнаружено, что только у 20% респондентов сформировалась зрелая идентичность, которая предполагает позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом. 15% выборки пока находятся в статусе «Мораторий», который предполагает исследование альтернативных вариантов дальнейшего профессионального развития и активные попытки выхода из этого состояния, посредством осмысленного решения о своем будущем. Профессиональная псевдоидентичность (5%) указывает на тотальное поглощение своей принадлежностью и ролью, при завышенной самооценке и стремлении к достижению целей любой ценой, что также не гармонизирует личность с профессиональной средой.
Среди обследуемых преимущественно наблюдается контингент с показателями равными диффузной идентичности (35%), при которой не имеется прочных целей, ценностей, убеждений и попыток их активно сформировать, а также имеющие преждевременный тип идентичности (25%), возникающей в тех случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов и идентичность им не осознается. Эти результаты говорят о том, что последовательное прохождение практического обучения в конкретном правоохранительном органе для 80 % студентов могло бы способствовать успешности процесса самоотождествления себя с носителем профессии психолога экстремального профиля деятельности.
Результаты теста жизнестойкости С. Мадди показали, что в группе испытуемых преобладает средний уровень по всем шкалам: вовлечённости, контроля и принятия риска. Причем, высокую вовлеченность продемонстрировали всего 5%, а низкую 40% выборки. Это говорит о том, что много студентов ощущают себя еще вне жизни профессионального сообщества, не испытывают еще удовольствия от собственной деятельности.
По шкале контроля соотношение составило: 70% средних значений показателя, что говорит о недостаточной уверенности большинства респондентов в правильности своих действий, но стойком чувстве, что их выбор зависит только от них самих и 30% низких результатов, свидетельствующих об ощущении собственной беспомощности респондентов влиять на происходящее.
По шкале принятия риска для большей части выборки характерно спокойное отношение к воображаемым ситуациям экстремальной деятельности. 55 % респондентов показали средний и 40% высокий уровень принятия риска. Это люди, которых не пугает получение негативного опыта, потому что и он способен содействовать личностному и профессиональному развитию.
При изучении преобладающих среди студентов-психологов базисных копинг-стратегий с применением соответствующего индикатора Дж. Амирхана (в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского 1995), было установлено, что 85% всей выборки имеют средние значения склонности к стратегиям разрешения проблем и поиска социальной поддержки. Возможно это говорит о том, что решение проблемы – это не всегда работа над ней в одиночку. Для взаимодействия с людьми важна выраженная самостоятельность, но не без участия других. Так как помогая другим, необходимо уметь принимать помощь. Это способствует большей эмпатии и пониманию окружающих, что является одним из важных критериев для психолога, лично контактирующего с людьми, а в особенности с пострадавшими от экстремальных ситуаций. Однако для 15% студентов характерны попытки избегания контакта с окружающей действительностью, уход от проблем и попытки отвлечься. Практическая отработка в процессе реальной профессиональной деятельности полученных в процессе обучения компетенций будет способствовать укреплению полезных стратегий совладающего поведения и отказу от непродуктивных.
Обсуждение результатов. Обобщенные результаты проведенного исследования подтверждают тривиальный факт, что далеко не все студенты, обучающиеся специальности «Психология служебной деятельности» потенциально пригодны к осуществлению эффективной профессиональной самореализации в правоохранительных органах. А при трудоустройстве прохождение профессионально-психологического отбора кандидатом, имеющим высшее психологическое образование, с большей долей вероятности формально будет успешным. Поэтому в целях качественного подбора персонала тесное сотрудничество с образовательной организацией, имеющей возможность пятилетнего изучения и сопровождения студента может быть весьма продуктивно.
При наличии законодательной определенности в вопросе прохождения в правоохранительных органах практического обучения студентами психологического профиля появилась бы возможность привлечения их для исполнения части должностных обязанностей, прямо и косвенно относящихся к деятельности психолога. К посильным для студентов видам деятельности с учетом требований конфиденциальности можно было бы отнести обработку обезличенных с помощью шифрования протоколов обследования, подготовку лекционных материалов и информационных стендов, составление сценариев торжественных и праздничных мероприятий, проведение научных исследований причин текучести кадров и нарушений служебной дисциплины, подбор методик психической саморегуляции, поздравление ветеранов и других мероприятий морально-психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов [6]. Всё это способно оказывать благоприятное воздействие на социально-психологический климат в служебном коллективе, но требует значительного времени на реализацию.
Еще одним потенциально полезным дополнением в вопросе стимулирования взаимовыгодного сотрудничества психологических подразделений силовых министерств и ведомств с гражданскими учебными заведениями могло бы стать включение в критерии оценки эффективности деятельности подразделений соответствующего пункта о наличии договора (соглашения) на прохождение практического обучения.
Выводы. Ранняя специализация профессиональной деятельности в конкретном государственном органе способна значительно упростить и сократить адаптационный период специалиста-психолога и способствовать эффективному погружению в корпоративную культуру, правила работы, принятые подходы к решению задач и выстраивание гармоничного взаимодействия с коллегами.
1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.08.2020 № 1137 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности" (Зарегистрирован 14.09.2020 № 59826) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150025 (дата обращения 20.11.2022 г.)
2. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 5 ноября 2015 г. № 619 «Об утверждении Типового положения о психологе органа прокуратуры Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71191728/ (дата обращения 27.12.2022 г.)
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. 432 с.
4. Костарнова Н. Психологов поднимают по тревоге. Газета «Коммерсантъ» №242 (7443) от 28.12.2022 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5748777?ysclid=ldsnwmo253320627988 (дата обращения 03.02.2023).
5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 декабря 2021 г. № 774 «О системе подготовки кадров, дополнительного профессионального образования работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации».
7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
8. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность : теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2007. - 128 с.
9. Prixozhan A.M., Tolstykh N.N. Psixologiya sirotstva [Psychology of orphanhood]. 2nd ed. Saint-Petersburg : Peter Publ. 2005. 400 p. (in Russian)
10. Schneider L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional`naya identichnost` : teoriya i metody` diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis] / L.B. Schneider. Moscow: MPSI Publ., 2007. 128 p. (in Russian)