PEDAGOGICAL NEGLECT AS A FACTOR DETERMINING JUVENILE DELINQUENCY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the problem of formation and development of pedagogical neglect. Pedagogical neglect of minors is associated with the peculiarities of their social situation and is due to psychological and pedagogical reasons. The problem of pedagogical neglect is considered from the point of view of various sciences, including pedagogy. The article lists the reasons for the formation of this phenomenon. The interrelation of pedagogical neglect and the commission of offenses by minors is described. The influence of family and other socio-psychological factors on the attitude of a minor to education and upbringing is also emphasized. The status and situation of juvenile delinquents in the educational team is analyzed. Pedagogically neglected children, due to improper upbringing, can quickly adjust when the conditions of upbringing or training change. The article presents measures of psychological and pedagogical influence in order to stimulate a minor to activity.

Keywords:
pedagogical neglect, minor, didactogeny, education, upbringing, family, offenses
Text

Школе как одной из основных составляющих ближайшего окружения несовершеннолетних придается большое значение в формировании личности и профилактике правонарушений. Современная система организации учебного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего образования рассчитана на среднего ученика и не может обеспечить достаточный уровень для развития несовершеннолетних. По этой причине возможно появление затруднений в процессе воспитания, нарушениях дисциплины, и проблем с установлением благоприятных отношений с одноклассниками и учителями

Исходя из важности и необходимости решения этих задач, необходимо проанализировать процесс становления личности несовершеннолетних правонарушителей, показать основные стороны динамики социопатогенеза их личности, образование отрицательных стереотипов поведения и установок, изучить образование, развитие, проявление и смену асоциальных установок, педагогической запущенности и как следствие совершение правонарушений.

Подход, который описывает обучающихся как объект образовательного воздействия на современном этапе развития общества и постоянно изменяющихся социальных процессов, предъявляющих новые требования к современной личности, обусловливает предрасположенность к появлению и развитию некоторых девиаций, включая педагогическую запущенность.

Данный феномен в настоящее время изучается с точки зрения не только педагогики, но и других наук, таких, как социология, психология, дефектология др. Деструктивные особенности образовательных учреждений, ошибки в воспитании, работе общественных институтов могут стать причинам педагогической запущенности.

Можно охарактеризовать педагогическую запущенность как отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, отставании в развитии, затруднения в учебной деятельности, ошибками в воспитании, отрицательном влиянием окружения. Педагогическая запущенность может негативно отражаться на правосознании несовершеннолетних и приводить к совершению правонарушений и преступлений.

Явление педагогической запущенности – это, в основном, результат неправильной организации процесса воспитания и обучения в семье и в школе. Поэтому и школьная успеваемость и исходящее от нее отношение к учебной деятельности, играют решающую роль в причинной цепи асоциального поведения несовершеннолетних.

Спровоцировать педагогическую запущенность может семья, которая играет огромную роль в закладке фундамента отношений человека к учению, определении мотивов и способов поведения при формировании качеств личности школьника. Семья является первичным воспитательным коллективом. Несовершеннолетние, лишенные родительской любви и внимания могут стать неконтактными, «безаффективными» личностями (под «безаффективностью» здесь понимается невозможность входить в общение, в контакты с другими людьми, не иметь привязанностей), проявлять равнодушие к учебе и личностному развитию, пренебрегать дисциплиной. Именно из сферы неуспевающих или недисциплинированных школьников, в первую очередь, образуются несовершеннолетние правонарушители.

Потребность в самоутверждении, наиболее часто наблюдаемая у несовершеннолетних, является одним из важнейших факторов возникновения неадекватных аффективных реакций, которые могут стать причиной неправильного, неполноценного формирования личности.

По мнению В.Г. Баженова можно выделить три группы несовершеннолетних [1, c.76].

- те, у которых нет устойчивых отклонений личностном и нравственном росте, характерно ситуативное появление отрицательных черт, наличие разнообразных хобби и интересов;

- те, у которых присутствуют некоторые отклонения в нравственном и личностном развитии, снижение успеваемости, конфликты в учебном коллективе;

- те, у которых педагогическая запущенность выражена наиболее ярко и проявляется в изолированности в коллективе, агрессии, аффективном поведении, насилии, склонности противопоставлять себя другим.

Подчеркнем, что трудности в учебе присущи подавляющему большинству несовершеннолетних мужского пола с асоциальным поведением. Так, по данным исследований В.Г. Баженова, 80 % несовершеннолетних правонарушителей относятся к неуспевающим [2, c. 154].

Этот процесс можно описать следующими вытекающими один из другого этапами: 1) появление трудностей в  учебе; 2) прогулы занятий; 3) конфликты с родителями; 4) побеги из дома; 5) контакты с деморализованной молодежью или взрослыми с асоциальным поведением; 6) вовлечение в правонарушение различными путями; 7) совершение правонарушений.

В плохих взаимоотношениях со сверстниками и учителями кроется еще одна причина педагогической запущенности (особенно плохие отношения учащихся и учителей). Выделяются две модификации аномального школьного статуса личности:

  1. Неправильное поведение приводит к отклонениям в учебной деятельности.
  2. Недостатки в успеваемости и неправомерная или преимущественно репрессивная тактика учителей порождает неправильное поведение учащихся как форму протеста и социальной сублимации.

Личность человека формируется в коллективе. Одним из важнейших факторов, способствующих подростку становится на путь правонарушений, является неудовлетворительный статус «трудных» детей и подростков-правонарушителей в школьных коллектива, а также их низкая общественная активность.

Итак, школе или профессиональному училищу (колледжу) наряду с неформальными группами улицы, принадлежит существенная роль в механизме становления несовершеннолетнего на противоправный путь при создании условий его непринятия, отторжения, непонимания.

И.В. Дубровина в своей работе убедительно доказала [6, c. 133], что в условиях учебного коллектива многогранная институционализированная деятельность по обучению и воспитанию подрастающих поколений осуществляется главным образом в трех основных сферах деятельности, в которых несовершеннолетние могут реализовать потребность самоутверждения, – учение, общение, общественная жизнь.

Однако в большинстве исследований прослеживается практика оценки личности обучающегося, прежде всего, на основе первой из этих сфер деятельности – учебы и отношения к учению как ведущей деятельности, по академическим достижениям и поведению несовершеннолетнего с противоправным поведением в учебном коллективе. При таком подходе возникает цепная реакция: невозможность завоевать престиж через успех в учебе прямо влияет на нарушение взаимоотношений несовершеннолетних с противоправным поведением и детерминирует неуспех в сфере общественной активности и общения со сверстниками в классе.

А.В. Дулов обозначил степени асоциального развития и нравственно-психологической деградации личности, которые начинаются с затруднений несовершеннолетних с противоправным поведением в учебе и затем переносятся в сферу общения: трудный несовершеннолетний с антиобщественными поступками, несовершеннолетний правонарушитель [6, c. 87].

Следовательно, педагогическая запущенность – это своего рода предкриминогенное состояние личности несовершеннолетних с противоправным поведением. По мнению Ю.А. Васильевой, педагогически запущенные и неадекватные в отношении учебных целей несовершеннолетние составляют самый компактный резерв правонарушителей [3, c. 96].

Большинство несовершеннолетних правонарушителей не имеют постоянных общественных поручений, не участвуют в работе школьных кружков, спортивных секций, в творческих конкурсах. При решении школьных проблем никто не рассчитывает на правонарушителей; как правило, они исключаются из сферы общественных задач, поставленных перед учебным коллективом. Эта ситуация еще более ухудшает статус правонарушителей в коллективе, ведет к набору неадекватных форм противоправного поведения несовершеннолетних и способов их поведения.

Мы полагаем, что учебно-воспитательная деятельность в учебном коллективе в значительной степени зависит от совокупности межличностных взаимоотношений и взаимодействий. Взаимоотношения между несовершеннолетних с противоправным поведением их учителями и другими учениками имеют особое значение для формирования социально-психологического статуса личности.

В этом отношении важную роль, на наш взгляд, играют личные качества учителя, его педагогический такт, авторитет и личный пример. Ученики проявляют сверхчувствительность к внимательному и справедливому отношению учителей к несовершеннолетним с противоправным поведением. К сожалению, на современном этапе в учебно-воспитательной работе учебного заведения сравнительно часто встречаются случаи негативных взаимоотношений между учителями и учениками, приобретающие резонанс в социуме. Эти противоречия в сфере воспитательных взаимоотношений включают как свой объект преимущественно трудных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Между ними и учителями на базе неудач в учебе создаются взаимоотношения недоверия, напряжения, вражды и конфликтов, неуважения, пренебрежения и противодействия.

В исследовании А.В. Гитман отмечено, что формирование противоправного поведения несовершеннолетних и установление прочных негативных взаимоотношений между учителями и учениками часто приводит к появлению неврозов и дидактогений [5, c.77]. Неврозом является расстройство личности, приобретенное вследствие неразрешенных конфликтов, неудач, фрустрации, оно формируется под воздействием негативного влияния окружающего социального пространства.

Дидактогения – негативные психологические состояния учащегося, возникающие вследствие педагогических ошибок, таких, например, как запугивание, осмеяние, авторитарность, грубость. Основной причиной возникновения дидактогений являются недостатки в работе учителей. Ряд исследований показывают наличие серьезной слабости учителей в их возможности оценивать правильно, адекватно и объективно личность учащихся, в частности, их нравственно-психологический облик. [8, c. 148].

У несовершеннолетних правонарушителей агрессивное направление эмоциональных реакций выражено ярче, чем у правопослушных сверстников. Интрапунитивные, самообвиняющие реакции, которые могут свидетельствовать о целенаправленности личности в борьбе с недостатком своего «Я», в меньшей степени присущи несовершеннолетним правонарушителям. Однако недостаточная самокритичность бывает присуща и школьным активистам и обуславливается тем, что их слишком часто хвалят (школа, общественность, родители, друзья). В итоге можно сделать педагогический вывод, что при воспитании столь важного качества личности как самокритичность необходимо разумное сочетание поощрения и наказания. И перехваливать также вредно, как и постоянное порицание.

Стоит также отметить, что дидактогению может спровоцировать чрезмерная активность в общественной деятельности, большое количество дополнительных занятий, спортивных секций. Подобная активность как бы «заставляет» рассматривать различные проявления внешнего окружения, прежде всего с позиции значимости для своей деятельности и постоянно заботится о своем авторитете (без чего невозможно успешное ведение общественной работы). Все это обуславливает развитие тревожности и недостаточной самокритичности.

В масштабном исследовании Л.В. Ясмана доказывается, что неприспособленность и нарастающая конфронтация между правонарушителями и правилами жизни и деятельности в учебном заведении, между правонарушителями и учителями ведут к резкому ухудшению и в сфере взаимоотношений со сверстниками [9, c.276]. У несовершеннолетних с ярко выраженными чертами агрессивного поведения ослаблено сознание значимости раздражителей. Поэтому эту категорию называют «трудновоспитуемыми».

В структуре личности правонарушителя биологически обусловленные свойства (темперамент, задатки, инстинкты) играют немаловажную роль. Они не только воздействуют на восприятие, эмоции, чувства и волю несовершеннолетнего, но и принимают участие в формировании определенных (не только положительных, но и отрицательных) знаний, умений и привычек. А это, в свою очередь, не может не повлиять на изменение социально-установленных свойств личности правонарушителя, на формирование антиобщественной направленности. Именно в этой плоскости надо рассматривать роль и значение возрастных, половых, психологических и прочих подобных особенностей личности правонарушителя, за естественными характеристиками которого стоят, в конечном счете, социальные свойства.

Тот факт, что влияние социально-биологических признаков – опосредованное и не определяющее не может служить основанием для того, чтобы принижалась роль и степень этого влияния. Признание важности этого влияния на поведение несовершеннолетних необходимо прежде всего для усиления не только массовой, но и индивидуальной работы с несовершеннолетними.     

Ценный вклад в деле предупреждения правонарушений несовершеннолетних внес выдающийся педагог А.С. Макаренко. Прекрасно понимая всю сложность динамики развития преступности по своей социальной, педагогической и психологической обусловленности, он совершенно справедливо считал, что дефектность личности вырастает из дефектности отношений личности и коллектива. Это принципиальное положение во многом помогает нашим исследователям в изучении педагогической запущенности и несовершеннолетних правонарушителей.

В целях недопущения развития педагогической запущенности необходимо применять социально-педагогическую профилактику, повышать мотивацию к учебно-познавательной и игровой деятельности. Для этого можно использовать такие методы как деловые игры, создание ситуаций эмоционального переживания, решение задач с опорой на жизненный опыт, коллективные соревнования.

В качестве психолого-педагогического воздействия с целью стимулирования несовершеннолетнего к активности можно использовать разъяснение, требование, внушение, снятие напряженности, пример, обращение к чувству прекрасного, любви, состраданию. Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии эмоциональной нестабильности, дисгармонии развития, являются понимание и сочувствие со стороны педагога, снятие напряженности, рационализация воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, учебный коллектив со своей официальной и неофициальной структурой взаимоотношений рассматриваемых несовершеннолетних является после семьи самым значимым фактором формирования нравственно-психологического облика подростков и юношей. Механизмом этого формирования является социально-психологический статус несовершеннолетнего в учебном коллективе. Как правило, социально-психологический статус несовершеннолетних правонарушителей в учебном коллективе достаточно неблагоприятен.

References

1. Bazhenov V. G. Vospitanie pedagogicheski zapuschennyh podrostkov. [Educating pedagogically neglected teenagers] - K.: Radyans'ka shkola, 1986. - 130 p. (In Russian)

2. Bazhenov V.G. Psihologicheskie mehanizmy korrekcii deviantnogo povedeniya shkol'nikov. [Psychological mechanisms of correction of deviant behavior of schoolchildren] Rostov n/D: Feniks Publ., 2006. 224 p. (In Russian)

3. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskoy raboty v shkole. [Organization of psychological work at school] M.: Sovershenstvo Publ., 1998. 298 p. (In Russian)

4. Velev V.P. Osobennosti samosoznaniya i povedeniya deviantnyh podrostkov: [Features of self-awareness and behavior of deviant adolescents] dis. … kand. psih. nauk. M., 2012. 213 p. (In Russian)

5. Gitman A.V. Pedagogicheskie usloviya preduprezhdeniya didaktogeniy [Pedagogical conditions for the prevention of didactogenies]: dis. … kand. ped. nauk. Krasnodar, 1999. 152 p. (In Russian)

6. Dubrovina I.V. Shkol'naya psihologicheskaya sluzhba: voprosy teorii i praktiki. [School psychological service: questions of theory and practice] M.: Pedagogika Publ., 1991. 232 p.(In Russian)

7. Min'kovskiy G.M. Voprosy izucheniya i preduprezhdeniya pravonarusheniy nesovershennoletnih. [Issues of studying and preventing juvenile delinquency] M.: Prosveschenie Publ, 1970. 189 p. (In Russian)

8. Papkova T.P. Sovershenstvovanie sistemy preduprezhdeniya prestupleniy i inyh pravonarusheniy nesovershennoletnih v Rossiyskoy Federacii [Improvement of the system of prevention of crimes and other offenses of minors in the Russian Federation]: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003. 215 p. (In Russian)

9. Yassman L.V. Psihologicheskie problemy ranney profilaktiki pravonarusheniy u nesovershennoletnih [Psychological problems of early prevention of juvenile delinquency]: dis. … d-ra psihol. nauk. M.: Akademiya upravleniya MVD RF, 1998. 478 p.(In Russian)

Reviews
1. Pedagogical neglect as a factor determining juvenile delinquency Authors: Krasnoshtanova Natal'ya Nikolaevna


Login or Create
* Forgot password?