ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ КАК ФАКТОР, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЙ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена проблема формирования и развития педагогической запущенности. Педагогическая запущенность несовершеннолетних связана с особенностями их социальной ситуации и обусловлена психолого-педагогическими причинами. Проблема педагогической запущенности рассматривается с точки зрения различных наук, в том числе педагогики. В статье перечислены причины образования данного явления. Описана взаимосвязь педагогической запущенности и совершения несовершеннолетними правонарушений. Также подчеркнуто влияние семьи и других социально-психологических факторов на отношение несовершеннолетнего к обучению и воспитанию. Проанализирован статус и положение несовершеннолетних правонарушителей в учебном коллективе. Педагогически запущенные дети, вследствие неправильного воспитания, при изменении условий воспитания или обучения могут быстро скорректироваться. В статье приведены меры психолого-педагогического воздействия с целью стимулирования несовершеннолетнего к активности.

Ключевые слова:
педагогическая запущенность, несовершеннолетний, дидактогения, обучение, воспитание, семья, правонарушения
Текст

Школе как одной из основных составляющих ближайшего окружения несовершеннолетних придается большое значение в формировании личности и профилактике правонарушений. Современная система организации учебного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего образования рассчитана на среднего ученика и не может обеспечить достаточный уровень для развития несовершеннолетних. По этой причине возможно появление затруднений в процессе воспитания, нарушениях дисциплины, и проблем с установлением благоприятных отношений с одноклассниками и учителями

Исходя из важности и необходимости решения этих задач, необходимо проанализировать процесс становления личности несовершеннолетних правонарушителей, показать основные стороны динамики социопатогенеза их личности, образование отрицательных стереотипов поведения и установок, изучить образование, развитие, проявление и смену асоциальных установок, педагогической запущенности и как следствие совершение правонарушений.

Подход, который описывает обучающихся как объект образовательного воздействия на современном этапе развития общества и постоянно изменяющихся социальных процессов, предъявляющих новые требования к современной личности, обусловливает предрасположенность к появлению и развитию некоторых девиаций, включая педагогическую запущенность.

Данный феномен в настоящее время изучается с точки зрения не только педагогики, но и других наук, таких, как социология, психология, дефектология др. Деструктивные особенности образовательных учреждений, ошибки в воспитании, работе общественных институтов могут стать причинам педагогической запущенности.

Можно охарактеризовать педагогическую запущенность как отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, отставании в развитии, затруднения в учебной деятельности, ошибками в воспитании, отрицательном влиянием окружения. Педагогическая запущенность может негативно отражаться на правосознании несовершеннолетних и приводить к совершению правонарушений и преступлений.

Явление педагогической запущенности – это, в основном, результат неправильной организации процесса воспитания и обучения в семье и в школе. Поэтому и школьная успеваемость и исходящее от нее отношение к учебной деятельности, играют решающую роль в причинной цепи асоциального поведения несовершеннолетних.

Спровоцировать педагогическую запущенность может семья, которая играет огромную роль в закладке фундамента отношений человека к учению, определении мотивов и способов поведения при формировании качеств личности школьника. Семья является первичным воспитательным коллективом. Несовершеннолетние, лишенные родительской любви и внимания могут стать неконтактными, «безаффективными» личностями (под «безаффективностью» здесь понимается невозможность входить в общение, в контакты с другими людьми, не иметь привязанностей), проявлять равнодушие к учебе и личностному развитию, пренебрегать дисциплиной. Именно из сферы неуспевающих или недисциплинированных школьников, в первую очередь, образуются несовершеннолетние правонарушители.

Потребность в самоутверждении, наиболее часто наблюдаемая у несовершеннолетних, является одним из важнейших факторов возникновения неадекватных аффективных реакций, которые могут стать причиной неправильного, неполноценного формирования личности.

По мнению В.Г. Баженова можно выделить три группы несовершеннолетних [1, c.76].

- те, у которых нет устойчивых отклонений личностном и нравственном росте, характерно ситуативное появление отрицательных черт, наличие разнообразных хобби и интересов;

- те, у которых присутствуют некоторые отклонения в нравственном и личностном развитии, снижение успеваемости, конфликты в учебном коллективе;

- те, у которых педагогическая запущенность выражена наиболее ярко и проявляется в изолированности в коллективе, агрессии, аффективном поведении, насилии, склонности противопоставлять себя другим.

Подчеркнем, что трудности в учебе присущи подавляющему большинству несовершеннолетних мужского пола с асоциальным поведением. Так, по данным исследований В.Г. Баженова, 80 % несовершеннолетних правонарушителей относятся к неуспевающим [2, c. 154].

Этот процесс можно описать следующими вытекающими один из другого этапами: 1) появление трудностей в  учебе; 2) прогулы занятий; 3) конфликты с родителями; 4) побеги из дома; 5) контакты с деморализованной молодежью или взрослыми с асоциальным поведением; 6) вовлечение в правонарушение различными путями; 7) совершение правонарушений.

В плохих взаимоотношениях со сверстниками и учителями кроется еще одна причина педагогической запущенности (особенно плохие отношения учащихся и учителей). Выделяются две модификации аномального школьного статуса личности:

  1. Неправильное поведение приводит к отклонениям в учебной деятельности.
  2. Недостатки в успеваемости и неправомерная или преимущественно репрессивная тактика учителей порождает неправильное поведение учащихся как форму протеста и социальной сублимации.

Личность человека формируется в коллективе. Одним из важнейших факторов, способствующих подростку становится на путь правонарушений, является неудовлетворительный статус «трудных» детей и подростков-правонарушителей в школьных коллектива, а также их низкая общественная активность.

Итак, школе или профессиональному училищу (колледжу) наряду с неформальными группами улицы, принадлежит существенная роль в механизме становления несовершеннолетнего на противоправный путь при создании условий его непринятия, отторжения, непонимания.

И.В. Дубровина в своей работе убедительно доказала [6, c. 133], что в условиях учебного коллектива многогранная институционализированная деятельность по обучению и воспитанию подрастающих поколений осуществляется главным образом в трех основных сферах деятельности, в которых несовершеннолетние могут реализовать потребность самоутверждения, – учение, общение, общественная жизнь.

Однако в большинстве исследований прослеживается практика оценки личности обучающегося, прежде всего, на основе первой из этих сфер деятельности – учебы и отношения к учению как ведущей деятельности, по академическим достижениям и поведению несовершеннолетнего с противоправным поведением в учебном коллективе. При таком подходе возникает цепная реакция: невозможность завоевать престиж через успех в учебе прямо влияет на нарушение взаимоотношений несовершеннолетних с противоправным поведением и детерминирует неуспех в сфере общественной активности и общения со сверстниками в классе.

А.В. Дулов обозначил степени асоциального развития и нравственно-психологической деградации личности, которые начинаются с затруднений несовершеннолетних с противоправным поведением в учебе и затем переносятся в сферу общения: трудный несовершеннолетний с антиобщественными поступками, несовершеннолетний правонарушитель [6, c. 87].

Следовательно, педагогическая запущенность – это своего рода предкриминогенное состояние личности несовершеннолетних с противоправным поведением. По мнению Ю.А. Васильевой, педагогически запущенные и неадекватные в отношении учебных целей несовершеннолетние составляют самый компактный резерв правонарушителей [3, c. 96].

Большинство несовершеннолетних правонарушителей не имеют постоянных общественных поручений, не участвуют в работе школьных кружков, спортивных секций, в творческих конкурсах. При решении школьных проблем никто не рассчитывает на правонарушителей; как правило, они исключаются из сферы общественных задач, поставленных перед учебным коллективом. Эта ситуация еще более ухудшает статус правонарушителей в коллективе, ведет к набору неадекватных форм противоправного поведения несовершеннолетних и способов их поведения.

Мы полагаем, что учебно-воспитательная деятельность в учебном коллективе в значительной степени зависит от совокупности межличностных взаимоотношений и взаимодействий. Взаимоотношения между несовершеннолетних с противоправным поведением их учителями и другими учениками имеют особое значение для формирования социально-психологического статуса личности.

В этом отношении важную роль, на наш взгляд, играют личные качества учителя, его педагогический такт, авторитет и личный пример. Ученики проявляют сверхчувствительность к внимательному и справедливому отношению учителей к несовершеннолетним с противоправным поведением. К сожалению, на современном этапе в учебно-воспитательной работе учебного заведения сравнительно часто встречаются случаи негативных взаимоотношений между учителями и учениками, приобретающие резонанс в социуме. Эти противоречия в сфере воспитательных взаимоотношений включают как свой объект преимущественно трудных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Между ними и учителями на базе неудач в учебе создаются взаимоотношения недоверия, напряжения, вражды и конфликтов, неуважения, пренебрежения и противодействия.

В исследовании А.В. Гитман отмечено, что формирование противоправного поведения несовершеннолетних и установление прочных негативных взаимоотношений между учителями и учениками часто приводит к появлению неврозов и дидактогений [5, c.77]. Неврозом является расстройство личности, приобретенное вследствие неразрешенных конфликтов, неудач, фрустрации, оно формируется под воздействием негативного влияния окружающего социального пространства.

Дидактогения – негативные психологические состояния учащегося, возникающие вследствие педагогических ошибок, таких, например, как запугивание, осмеяние, авторитарность, грубость. Основной причиной возникновения дидактогений являются недостатки в работе учителей. Ряд исследований показывают наличие серьезной слабости учителей в их возможности оценивать правильно, адекватно и объективно личность учащихся, в частности, их нравственно-психологический облик. [8, c. 148].

У несовершеннолетних правонарушителей агрессивное направление эмоциональных реакций выражено ярче, чем у правопослушных сверстников. Интрапунитивные, самообвиняющие реакции, которые могут свидетельствовать о целенаправленности личности в борьбе с недостатком своего «Я», в меньшей степени присущи несовершеннолетним правонарушителям. Однако недостаточная самокритичность бывает присуща и школьным активистам и обуславливается тем, что их слишком часто хвалят (школа, общественность, родители, друзья). В итоге можно сделать педагогический вывод, что при воспитании столь важного качества личности как самокритичность необходимо разумное сочетание поощрения и наказания. И перехваливать также вредно, как и постоянное порицание.

Стоит также отметить, что дидактогению может спровоцировать чрезмерная активность в общественной деятельности, большое количество дополнительных занятий, спортивных секций. Подобная активность как бы «заставляет» рассматривать различные проявления внешнего окружения, прежде всего с позиции значимости для своей деятельности и постоянно заботится о своем авторитете (без чего невозможно успешное ведение общественной работы). Все это обуславливает развитие тревожности и недостаточной самокритичности.

В масштабном исследовании Л.В. Ясмана доказывается, что неприспособленность и нарастающая конфронтация между правонарушителями и правилами жизни и деятельности в учебном заведении, между правонарушителями и учителями ведут к резкому ухудшению и в сфере взаимоотношений со сверстниками [9, c.276]. У несовершеннолетних с ярко выраженными чертами агрессивного поведения ослаблено сознание значимости раздражителей. Поэтому эту категорию называют «трудновоспитуемыми».

В структуре личности правонарушителя биологически обусловленные свойства (темперамент, задатки, инстинкты) играют немаловажную роль. Они не только воздействуют на восприятие, эмоции, чувства и волю несовершеннолетнего, но и принимают участие в формировании определенных (не только положительных, но и отрицательных) знаний, умений и привычек. А это, в свою очередь, не может не повлиять на изменение социально-установленных свойств личности правонарушителя, на формирование антиобщественной направленности. Именно в этой плоскости надо рассматривать роль и значение возрастных, половых, психологических и прочих подобных особенностей личности правонарушителя, за естественными характеристиками которого стоят, в конечном счете, социальные свойства.

Тот факт, что влияние социально-биологических признаков – опосредованное и не определяющее не может служить основанием для того, чтобы принижалась роль и степень этого влияния. Признание важности этого влияния на поведение несовершеннолетних необходимо прежде всего для усиления не только массовой, но и индивидуальной работы с несовершеннолетними.     

Ценный вклад в деле предупреждения правонарушений несовершеннолетних внес выдающийся педагог А.С. Макаренко. Прекрасно понимая всю сложность динамики развития преступности по своей социальной, педагогической и психологической обусловленности, он совершенно справедливо считал, что дефектность личности вырастает из дефектности отношений личности и коллектива. Это принципиальное положение во многом помогает нашим исследователям в изучении педагогической запущенности и несовершеннолетних правонарушителей.

В целях недопущения развития педагогической запущенности необходимо применять социально-педагогическую профилактику, повышать мотивацию к учебно-познавательной и игровой деятельности. Для этого можно использовать такие методы как деловые игры, создание ситуаций эмоционального переживания, решение задач с опорой на жизненный опыт, коллективные соревнования.

В качестве психолого-педагогического воздействия с целью стимулирования несовершеннолетнего к активности можно использовать разъяснение, требование, внушение, снятие напряженности, пример, обращение к чувству прекрасного, любви, состраданию. Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии эмоциональной нестабильности, дисгармонии развития, являются понимание и сочувствие со стороны педагога, снятие напряженности, рационализация воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, учебный коллектив со своей официальной и неофициальной структурой взаимоотношений рассматриваемых несовершеннолетних является после семьи самым значимым фактором формирования нравственно-психологического облика подростков и юношей. Механизмом этого формирования является социально-психологический статус несовершеннолетнего в учебном коллективе. Как правило, социально-психологический статус несовершеннолетних правонарушителей в учебном коллективе достаточно неблагоприятен.

Список литературы

1. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - К.: Радянська школа, 1986. - 130с.:

2. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 224 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.

4. Велев В.П. Особенности самосознания и поведения девиантных подростков: дис. … канд. псих. наук. М., 2012. 213 с.

5. Гитман А.В. Педагогические условия предупреждения дидактогений: дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 1999. 152 с.

6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 232 с.

7. Миньковский Г.М. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: Просвещение, 1970. 189 с.

8. Папкова Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. 215 с.

9. Яссман Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: дис. … д-ра психол. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. 478 с.

Рецензии
1. Педагогическая запущенность как фактор, детерминирующий правонарушения несовершеннолетних Авторы: Красноштанова Наталья Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?