ANALYSIS OF THE DEMAND OF EMPLOYEES WORKING IN THE ROSHYDROMET SYSTEM FOR TRAINING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The topical issue of studying the demand of employees working in the system of Roshydromet for additional professional education programs is considered, taking into account the dynamic change in this demand in the emerging geopolitical and economic conditions. The purpose of the presented study is to identify the unsatisfied demand for educational programs of employees working in the Roshydromet system in modern conditions. The scientific novelty of the presented study lies in the determination of the most popular FVE programs from the unsatisfied demand using the affine diagram method of J. Kawakita. The practical significance of the results of this study lies in the definition of a compact set of APE programs that covers the needs of the employees of the Roshydromet system, set out in numerous applications.

Keywords:
demand analysis, employees, Roshydromet system, FVE programs
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Сложность современной геополитэкономической обстановки [17], являющаяся следствием глобального мирового экономического кризиса [19], и затронувшая практически все сферы жизни нашего общества, проявилась и в усложнении, и без того непростых условий деятельности сотрудников Росгидромета [15], в том числе из-за позиции западных партнеров по ВМО [4].

В указанных реалиях большое значение имеет оперативная и эффективная подготовка кадров для структур Росгидромета, обеспечиваемая, в том числе, системой дополнительного профессионального образования (ДПО).

В этой связи большое значение имеет анализ спроса сотрудников, работающих в системе Росгидромета, на программы ДПО, что и предопределило актуальность темы данного исследования.

Цель исследования

Целью представленных исследований является анализ структуры спроса сотрудников, работающих в системе Росгидромета, на программы ДПО в современных изменяющихся геополитэкономических условиях.

Методическая база исследования

Методическую базу исследований составили известные работы, посвященные проблемам подготовки кадров для структур Росгидромета таких авторов, как Андреенко С.М. [2], Зайцева Н.А. [5], Истомин Е.П., Тимофеева А.Г., Фокичева А.А., Подгайский Э.В., Слесарева Л.С. [14], Катцов В.М., Порфирьев Б.Н. [6], Киктев Д.Б. [7], Лапина С.Н., Алимпиева М.А. [9], Мерзликина Е.Ю. [13], Подцероб М. [15], Сурков А. [3], Яцкин А.В. [26] и др.

Методическую базу исследования также составили авторские работы по проблемам развития системы ДПО [10, 11, 16-25] и др.

Основное содержание исследований

Анализ структуры реализуемых в настоящее время ФГБОУ ДПО
«Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» двухсот десяти курсов ДПО (рис. 1) [8] показал, что наибольшим текущее предложение, сформированное на основе изучения спроса, сформировано по следующим направлениям подготовки:

-   метрология и климатология (86 курсов ДПО, что составляет 41% от общего числа предложенных курсов);

- управление в гидрометслужбе (33 курса ДПО, что составляет 16% от общего числа предложенных курсов);

- гидрометеорологические приборы, оборудование и связь (30 курсов ДПО, что составляет 14% от общего числа предложенных курсов);

- гидрология и океанология (25 курсов ДПО, что составляет 12% от общего числа предложенных курсов);

- мониторинг загрязнения окружающей среды (24 курсов ДПО, что составляет 11% от общего числа предложенных курсов).

 

Рис. 1. Структура реализуемых в настоящее время ФГБОУ ДПО
«Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» двухсот десяти курсов ДПО [8].

 

Анализ распределения программ ДПО по направлению метрология и климатология [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 2) показал следующее:

Рис. 2. Распределение программ ДПО по направлению метрология и климатология [8]

 

- наибольшее количество программ (31) реализуется по тематике «Синоптическая метеорология, мезометеорология и прогнозирование», что составляет 36% программ направления «метрология и климатология» или 14,7% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 21 программа реализуется по тематике «Авиационная метеорология, прогнозирование метеорологических условий для авиации», что составляет 24% от количества программ направления «метрология и климатология» или 10,0% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 9 программа реализуется по тематике «Климат, современные модели, изменение климата» и «Аэрология и радиометеорология», что составляет по 11% от количества программ направления «метрология и климатология» или по 4,3% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 7 программа реализуется по тематике «Агрометеорология» и «Экономическая метеорология», что составляет по 8% от количества программ направления «метрология и климатология» или по 3,3% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (2) реализуется по тематике «Активные воздействия на гидрометеорологические процессы», что составляет 2% программ направления «метрология и климатология» или 0,9% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению гидрология и океанология [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 3) показал следующее:

Рис. 3. Распределение программ ДПО по направлению гидрология и океанология [8]

 

- по 8 программа реализуется по тематике «Общая гидрология, гидрологические расчеты и прогнозы» и «Современные методы в гидрологии», что составляет по 32% от количества программ направления «гидрология и океанология» или по 3,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 6 программа реализуется по тематике «Системы сбора и обработки данных в гидрологии, использование водных ресурсов», что составляет 24% от количества программ направления «гидрология и океанология» или 2,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 3 программы реализуется по тематике «Оперативное океанографическое обслуживание», что составляет 12% от количества программ направления «гидрология и океанология» или 1,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению мониторинг загрязнения окружающей среды [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 4) показал следующее:

Рис. 4. Распределение программ ДПО по направлению мониторинг загрязнения окружающей среды [8].

 

- наибольшее количество программ (11) реализуется по тематике «Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха», что составляет 48% программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или 5,2% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- по 4 программы реализуется по тематикам «Мониторинг загрязнения поверхностных вод суши» и «Мониторинг радиационного загрязнения», что составляет по 18% от количества программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или по 1,9% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 2 программы реализуется по тематике «Аккредитация лабораторий», что составляет 9% от количества программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или 0,9% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (1) реализуется по тематикам «Законодательная база экологической безопасности» и «Мониторинг загрязнения поверхностных вод Мирового океана», что составляет по 4% от программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или 0,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению гидрометеорологические приборы, оборудование и связь [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 5) показал следующее:

Рис. 5. Распределение программ ДПО по направлению гидрометеорологические приборы, оборудование и связь [8]

 

- наибольшее количество программ (8) реализуется по тематике «Связь и телекоммуникационные технологии в Гидрометслужбе», что составляет 27% программ направления «гидрометеорологические приборы, оборудование и связь» или 3,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- по 7 программ реализуется по тематикам «Метеорологические приборы и оборудование», «Гидрологические приборы, оборудование и связь» и «Метрология», что составляет по 23% от количества программ направления «гидрометеорологические приборы, оборудование и связь» или по 3,3% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (1) реализуется по тематикам «Спутниковые системы», что составляет 4% от программ направления «гидрометеорологические приборы, оборудование и связь» или 0,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению управление в Гидрометеослужбе [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 6) показал следующее:

Рис. 6. Распределение программ ДПО по направлению управление в Гидрометеослужбе [8]

 

- наибольшее количество программ (12) реализуется по тематике «Обзор руководящих документов и материалов ВМО», что составляет 37% программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 5,7% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 10 программ реализуется по тематике «Менеджмент в системе Росгидромета», что составляет 30% от количества программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 4,7% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 8 программ реализуется по тематике «Повышение квалификации и переподготовка специалистов по общим профстандартам», что составляет 24% от количества программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 3,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (3) реализуется по тематикам «Обзор руководящих документов и материалов Росгидромета», что составляет 9% от программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 1,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Программы ДПО по направлениям «Геофизические наблюдения и исследования Росгидромета», «Гидрометеорологическое обслуживание полярных регионов» и «Экология и охрана окружающей среды» [8] (рис. 1) не имеют внутренней градации по тематикам.

Предварительный тематический анализ заявок (100 заявок) на новые программы ДПО показал, что неудовлетворенный спрос достаточно высок и формально составляет 47% от реализуемых в настоящее время программ.

Однако, проведенный детальный анализ с использованием метода аффинной диаграммы Дзиро Кавакиты [1] позволил выделить 5 групп тем, по сути, отражающих основное содержание гирометеорологических наблюдений (рис. 7).

Рис. 7. Результаты выявления с использованием метода аффинной диаграммы групп тем неудовлетворенного спроса по программам ДПО (в %).

То есть выделенные 5 групп заявок на новые курсы ДПО (рис. 7) методом аффинной диаграммы могут быть объединены в одну группу – осуществление гирометеорологических наблюдений.

 

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что реализуемые в настоящее время ИПК программы ДПО направлены в большей степени на направление метеорология и климатология (41% от общего количества реализуемых программ ДПО), именно по этой тематике сохраняется набольший неудовлетворенный спрос (56% от общего количества заявок на новые программы ДПО) по направлениям: организация наблюдений, мониторинг, измерение и контроль данных, анализ данных и результатов.

Полученные результаты предопределяют процессы формирования новых программ ДПО ИПК.

 

References

1. Affinity Diagram - Kawakita Jiro or KJ Method. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.28659792-633bb201-da9f9ad1-74722d776562/https

2. Andreenko S.M. Gidrometeorologicheskoe obespechenie otrasley ekonomiki. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/118318/1/GIDROMETEOROLOGIChESKOE%20OBESPEChENIE%20OTRASLEY%20EKONOMIKI.pdf

3. Den'gi iz vozduha: kak ustroena professiya meteorologa. https://www.ucheba.ru/article/4397

4. Evropeyskoe meteoagentstvo otkazalos' postavlyat' dannye v Rossiyu. https://www.bfm.ru/news/495910

5. Zayceva N.A. O vzaimodeystvii RAN, ROSGIDROMETA i vuzovskoy nauki v reshenii problemy izmeneniya klimata i perspektivah sozdaniya sovmestnyh baz dannyh. http://meteo.ru/publications/127-trudy-vniigmi/trudy-vniigmi-mtsd-vypusk-179-2015-g/558-o-vzaimodejstvii-ran-rosgidrometa-i-vuzovskoj-nauki-v-reshenii-problemy-izmeneniya-klimata-i-perspektivakh-sozdaniya-sovmestnykh-baz-dannykh

6. Katcov V.M., Porfir'ev B.N. Doklad o nauchno-metodicheskih osnovah dlya razrabotki strategiy adaptacii k izmeneniyam klimata v Rossiyskoy Federacii (v oblasti kompetencii Rosgidrometa). - Sankt-Peterburg ; Saratov : Amirit, 2020. - 120 s.

7. Kiktev D.B. Novyy glava Gidrometcentra: volka nogi kormyat, nado orientirovat'sya na potrebitelya. https://www.interfax.ru/interview/624935

8. Kursy IPK reestr. http://ipk.meteorf.ru/slushatelyam/2018-01-23-10-07-38

9. Lapina S.N., Alimpieva M.A. Specializirovannoe meteorologicheskoe obespechenie otrasley ekonomiki: Uchebno-metodicheskoe posobie. - Saratov: IC «Nauka», 2020. - 50 s.

10. Lomakin O.E., Tebekin A.V. O strategii razvitiya instituta povysheniya kvalifikacii rukovodyaschih rabotnikov i specialistov Rosgidrometa na period do 2030 g. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2021. T. 7. № 4. S. 3-14.

11. Lomakin O.E., Tebekin A.V. Perehod sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v strukture Rosgidrometa k sopryazhennoy modeli razvitiya. // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2021. № 3 (56). S. 328-335.

12. Lomakin O.E., Tebekin A.V., Komarov M.M. Model' nepreryvnogo dopolnitel'nogo obrazovaniya v sfere nauchno-tehnicheskogo tvorchestva. // Naukoemkiy biznes. 2014. № 3. S. 26-27.

13. Merzlikina E.Yu. Osobennosti podgotovki specialistov gidrometeorologicheskoy sluzhby Rosgidrometa. https://www.informio.ru/publications/id1729/Osobennosti-podgotovki-specialistov-gidrometeorologicheskoi-sluzhby-Rosgidrometa

14. Podgotovka kadrov dlya nacional'noy gidrometeorologicheskoy sluzhby v sovremennyh usloviyah / Istomin E.P., Timofeeva A.G., Fokicheva A.A., Podgayskiy E.V., Slesareva L.S. // Informacionnye tehnologii i sistemy: upravlenie, ekonomika, transport, pravo. 2015, №2, s.41-44.

15. Podcerob M. Gidrometcentru ne hvataet kadrov. Pochemu molodezh' ne idet tuda rabotat'. https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/08/14/778145-gidromettsentru

16. Tebekin A.V. Analiz processov innovacionnogo razvitiya obrazovatel'nyh platform v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Innovacii. 2014. № 5 (187). S. 68-72.

17. Tebekin A.V. Geopolitekonomicheskiy aspekt issledovaniya prodvizheniya k novomu kachestvu tehnologiy, ekonomiki i obschestva // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2021. № 3 (55). S. 38-54.

18. Tebekin A.V. Perspektivy i riski cifrovizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019. T. 9. № 1. S. 2558-2566.

19. Tebekin A.V. Perspektivy razvitiya obschestvennogo sektora ekonomiki v usloviyah vyhoda iz global'nogo krizisa 2020-h godov: mirovoy i nacional'nyy aspekty // Teoreticheskaya ekonomika. 2022. № 1 (85). S. 79-93.

20. Tebekin A.V. Problemy integracii proizvodstva, nauki i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. 2020. T. 5. № 1. S. 23-39.

21. Tebekin A.V., Lomakin O.E. Aktual'nye napravleniya podgotovki rukovodyaschih kadrov Rosgidrometa v sisteme DPO v sovremennyh geopolitekonomicheskih usloviyah. // Gidrometeorologiya i Obrazovanie. 2022, №2, s.70-79.

22. Tebekin A.V., Lomakin O.E. Koncepciya innovacionnogo razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya // Transportnoe delo Rossii. 2014. № 3. S. 20-23.

23. Tebekin A.V., Lomakin O.E. O vozmozhnostyah razvitiya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya s ispol'zovaniem klyuchey obespecheniya effektivnosti Ivao Kobayasi // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. 2018. T. 3. № 3. S. 97-109.

24. Tebekin A.V., Horeva A.V. Konceptual'nye podhody k obespecheniyu kachestva podgotovki kadrov // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019. T. 9. № 3. S. 3036-3053.

25. Shafirov V.G., Lomakin O.E., Tebekin A.V. Metodologicheskie aspekty razvitiya DPO v usloviyah postindustrial'noy ekonomiki // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2018. T. 8. № 2. S. 1767-1776.

26. Yackin A.V. V Sovfede zayavili o neobhodimosti "glubokoy modernizacii" Rosgidrometa. https://ria.ru/20210706/rosgidromet-1740123904.html

Login or Create
* Forgot password?