АНАЛИЗ СПРОСА СОТРУДНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ РОСГИДРОМЕТА НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается актуальная тема изучения спроса сотрудников, работающих в системе Росгидромета, на программы дополнительного профессионального образования с учетом динамичного изменения этого спроса в складывающихся геополитэкономических условиях. Целью представленного исследования является выявление неудовлетворенного спроса на образовательные программы сотрудников, работающих в системе Росгидромета, в современных условиях. Научная новизна представленного исследования заключается в определении наиболее востребованных программ ДПО из неудовлетворенного спроса методом аффинной диаграммы Д. Кавакиты. Практическая значимость результатов данного исследования заключается в определении компактного набора программ ДПО, покрывающего потребности сотрудников системы Росгидромета, изложенных в многочисленных заявках.

Ключевые слова:
анализ спроса, сотрудники, система Росгидромета, программы ДПО
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Сложность современной геополитэкономической обстановки [17], являющаяся следствием глобального мирового экономического кризиса [19], и затронувшая практически все сферы жизни нашего общества, проявилась и в усложнении, и без того непростых условий деятельности сотрудников Росгидромета [15], в том числе из-за позиции западных партнеров по ВМО [4].

В указанных реалиях большое значение имеет оперативная и эффективная подготовка кадров для структур Росгидромета, обеспечиваемая, в том числе, системой дополнительного профессионального образования (ДПО).

В этой связи большое значение имеет анализ спроса сотрудников, работающих в системе Росгидромета, на программы ДПО, что и предопределило актуальность темы данного исследования.

Цель исследования

Целью представленных исследований является анализ структуры спроса сотрудников, работающих в системе Росгидромета, на программы ДПО в современных изменяющихся геополитэкономических условиях.

Методическая база исследования

Методическую базу исследований составили известные работы, посвященные проблемам подготовки кадров для структур Росгидромета таких авторов, как Андреенко С.М. [2], Зайцева Н.А. [5], Истомин Е.П., Тимофеева А.Г., Фокичева А.А., Подгайский Э.В., Слесарева Л.С. [14], Катцов В.М., Порфирьев Б.Н. [6], Киктев Д.Б. [7], Лапина С.Н., Алимпиева М.А. [9], Мерзликина Е.Ю. [13], Подцероб М. [15], Сурков А. [3], Яцкин А.В. [26] и др.

Методическую базу исследования также составили авторские работы по проблемам развития системы ДПО [10, 11, 16-25] и др.

Основное содержание исследований

Анализ структуры реализуемых в настоящее время ФГБОУ ДПО
«Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» двухсот десяти курсов ДПО (рис. 1) [8] показал, что наибольшим текущее предложение, сформированное на основе изучения спроса, сформировано по следующим направлениям подготовки:

-   метрология и климатология (86 курсов ДПО, что составляет 41% от общего числа предложенных курсов);

- управление в гидрометслужбе (33 курса ДПО, что составляет 16% от общего числа предложенных курсов);

- гидрометеорологические приборы, оборудование и связь (30 курсов ДПО, что составляет 14% от общего числа предложенных курсов);

- гидрология и океанология (25 курсов ДПО, что составляет 12% от общего числа предложенных курсов);

- мониторинг загрязнения окружающей среды (24 курсов ДПО, что составляет 11% от общего числа предложенных курсов).

 

Рис. 1. Структура реализуемых в настоящее время ФГБОУ ДПО
«Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» двухсот десяти курсов ДПО [8].

 

Анализ распределения программ ДПО по направлению метрология и климатология [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 2) показал следующее:

Рис. 2. Распределение программ ДПО по направлению метрология и климатология [8]

 

- наибольшее количество программ (31) реализуется по тематике «Синоптическая метеорология, мезометеорология и прогнозирование», что составляет 36% программ направления «метрология и климатология» или 14,7% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 21 программа реализуется по тематике «Авиационная метеорология, прогнозирование метеорологических условий для авиации», что составляет 24% от количества программ направления «метрология и климатология» или 10,0% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 9 программа реализуется по тематике «Климат, современные модели, изменение климата» и «Аэрология и радиометеорология», что составляет по 11% от количества программ направления «метрология и климатология» или по 4,3% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 7 программа реализуется по тематике «Агрометеорология» и «Экономическая метеорология», что составляет по 8% от количества программ направления «метрология и климатология» или по 3,3% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (2) реализуется по тематике «Активные воздействия на гидрометеорологические процессы», что составляет 2% программ направления «метрология и климатология» или 0,9% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению гидрология и океанология [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 3) показал следующее:

Рис. 3. Распределение программ ДПО по направлению гидрология и океанология [8]

 

- по 8 программа реализуется по тематике «Общая гидрология, гидрологические расчеты и прогнозы» и «Современные методы в гидрологии», что составляет по 32% от количества программ направления «гидрология и океанология» или по 3,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 6 программа реализуется по тематике «Системы сбора и обработки данных в гидрологии, использование водных ресурсов», что составляет 24% от количества программ направления «гидрология и океанология» или 2,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 3 программы реализуется по тематике «Оперативное океанографическое обслуживание», что составляет 12% от количества программ направления «гидрология и океанология» или 1,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению мониторинг загрязнения окружающей среды [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 4) показал следующее:

Рис. 4. Распределение программ ДПО по направлению мониторинг загрязнения окружающей среды [8].

 

- наибольшее количество программ (11) реализуется по тематике «Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха», что составляет 48% программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или 5,2% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- по 4 программы реализуется по тематикам «Мониторинг загрязнения поверхностных вод суши» и «Мониторинг радиационного загрязнения», что составляет по 18% от количества программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или по 1,9% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 2 программы реализуется по тематике «Аккредитация лабораторий», что составляет 9% от количества программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или 0,9% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (1) реализуется по тематикам «Законодательная база экологической безопасности» и «Мониторинг загрязнения поверхностных вод Мирового океана», что составляет по 4% от программ направления «мониторинг загрязнения окружающей среды» или 0,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению гидрометеорологические приборы, оборудование и связь [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 5) показал следующее:

Рис. 5. Распределение программ ДПО по направлению гидрометеорологические приборы, оборудование и связь [8]

 

- наибольшее количество программ (8) реализуется по тематике «Связь и телекоммуникационные технологии в Гидрометслужбе», что составляет 27% программ направления «гидрометеорологические приборы, оборудование и связь» или 3,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- по 7 программ реализуется по тематикам «Метеорологические приборы и оборудование», «Гидрологические приборы, оборудование и связь» и «Метрология», что составляет по 23% от количества программ направления «гидрометеорологические приборы, оборудование и связь» или по 3,3% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (1) реализуется по тематикам «Спутниковые системы», что составляет 4% от программ направления «гидрометеорологические приборы, оборудование и связь» или 0,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Анализ распределения программ ДПО по направлению управление в Гидрометеослужбе [8] (рис. 1) по тематикам (рис. 6) показал следующее:

Рис. 6. Распределение программ ДПО по направлению управление в Гидрометеослужбе [8]

 

- наибольшее количество программ (12) реализуется по тематике «Обзор руководящих документов и материалов ВМО», что составляет 37% программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 5,7% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 10 программ реализуется по тематике «Менеджмент в системе Росгидромета», что составляет 30% от количества программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 4,7% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- 8 программ реализуется по тематике «Повышение квалификации и переподготовка специалистов по общим профстандартам», что составляет 24% от количества программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 3,8% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК;

- наименьшее количество программ (3) реализуется по тематикам «Обзор руководящих документов и материалов Росгидромета», что составляет 9% от программ направления «управление в Гидрометеослужбе» или 1,4% от общего количества программ ДПО, реализуемых ИПК.

Программы ДПО по направлениям «Геофизические наблюдения и исследования Росгидромета», «Гидрометеорологическое обслуживание полярных регионов» и «Экология и охрана окружающей среды» [8] (рис. 1) не имеют внутренней градации по тематикам.

Предварительный тематический анализ заявок (100 заявок) на новые программы ДПО показал, что неудовлетворенный спрос достаточно высок и формально составляет 47% от реализуемых в настоящее время программ.

Однако, проведенный детальный анализ с использованием метода аффинной диаграммы Дзиро Кавакиты [1] позволил выделить 5 групп тем, по сути, отражающих основное содержание гирометеорологических наблюдений (рис. 7).

Рис. 7. Результаты выявления с использованием метода аффинной диаграммы групп тем неудовлетворенного спроса по программам ДПО (в %).

То есть выделенные 5 групп заявок на новые курсы ДПО (рис. 7) методом аффинной диаграммы могут быть объединены в одну группу – осуществление гирометеорологических наблюдений.

 

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования показали, что реализуемые в настоящее время ИПК программы ДПО направлены в большей степени на направление метеорология и климатология (41% от общего количества реализуемых программ ДПО), именно по этой тематике сохраняется набольший неудовлетворенный спрос (56% от общего количества заявок на новые программы ДПО) по направлениям: организация наблюдений, мониторинг, измерение и контроль данных, анализ данных и результатов.

Полученные результаты предопределяют процессы формирования новых программ ДПО ИПК.

 

Список литературы

1. Affinity Diagram - Kawakita Jiro or KJ Method. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.28659792-633bb201-da9f9ad1-74722d776562/https

2. Андреенко С.М. Гидрометеорологическое обеспечение отраслей экономики. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/118318/1/ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ%20ОБЕСПЕЧЕНИЕ%20ОТРАСЛЕЙ%20ЭКОНОМИКИ.pdf

3. Деньги из воздуха: как устроена профессия метеоролога. https://www.ucheba.ru/article/4397

4. Европейское метеоагентство отказалось поставлять данные в Россию. https://www.bfm.ru/news/495910

5. Зайцева Н.А. О взаимодействии РАН, РОСГИДРОМЕТА и вузовской науки в решении проблемы изменения климата и перспективах создания совместных баз данных. http://meteo.ru/publications/127-trudy-vniigmi/trudy-vniigmi-mtsd-vypusk-179-2015-g/558-o-vzaimodejstvii-ran-rosgidrometa-i-vuzovskoj-nauki-v-reshenii-problemy-izmeneniya-klimata-i-perspektivakh-sozdaniya-sovmestnykh-baz-dannykh

6. Катцов В.М., Порфирьев Б.Н. Доклад о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета). - Санкт-Петербург ; Саратов : Амирит, 2020. - 120 с.

7. Киктев Д.Б. Новый глава Гидрометцентра: волка ноги кормят, надо ориентироваться на потребителя. https://www.interfax.ru/interview/624935

8. Курсы ИПК реестр. http://ipk.meteorf.ru/slushatelyam/2018-01-23-10-07-38

9. Лапина С.Н., Алимпиева М.А. Специализированное метеорологическое обеспечение отраслей экономики: Учебно-методическое пособие. - Саратов: ИЦ «Наука», 2020. - 50 с.

10. Ломакин О.Е., Тебекин А.В. О стратегии развития института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета на период до 2030 г. // Журнал экономических исследований. 2021. Т. 7. № 4. С. 3-14.

11. Ломакин О.Е., Тебекин А.В. Переход системы дополнительного профессионального образования в структуре Росгидромета к сопряженной модели развития. // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 328-335.

12. Ломакин О.Е., Тебекин А.В., Комаров М.М. Модель непрерывного дополнительного образования в сфере научно-технического творчества. // Наукоемкий бизнес. 2014. № 3. С. 26-27.

13. Мерзликина Е.Ю. Особенности подготовки специалистов гидрометеорологической службы Росгидромета. https://www.informio.ru/publications/id1729/Osobennosti-podgotovki-specialistov-gidrometeorologicheskoi-sluzhby-Rosgidrometa

14. Подготовка кадров для национальной гидрометеорологической службы в современных условиях / Истомин Е.П., Тимофеева А.Г., Фокичева А.А., Подгайский Э.В., Слесарева Л.С. // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015, №2, с.41-44.

15. Подцероб М. Гидрометцентру не хватает кадров. Почему молодежь не идет туда работать. https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/08/14/778145-gidromettsentru

16. Тебекин А.В. Анализ процессов инновационного развития образовательных платформ в системе непрерывного образования // Инновации. 2014. № 5 (187). С. 68-72.

17. Тебекин А.В. Геополитэкономический аспект исследования продвижения к новому качеству технологий, экономики и общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 3 (55). С. 38-54.

18. Тебекин А.В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2558-2566.

19. Тебекин А.В. Перспективы развития общественного сектора экономики в условиях выхода из глобального кризиса 2020-х годов: мировой и национальный аспекты // Теоретическая экономика. 2022. № 1 (85). С. 79-93.

20. Тебекин А.В. Проблемы интеграции производства, науки и образования в современных условиях // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5. № 1. С. 23-39.

21. Тебекин А.В., Ломакин О.Е. Актуальные направления подготовки руководящих кадров Росгидромета в системе ДПО в современных геополитэкономических условиях. // Гидрометеорология и Образование. 2022, №2, с.70-79.

22. Тебекин А.В., Ломакин О.Е. Концепция инновационного развития непрерывного образования // Транспортное дело России. 2014. № 3. С. 20-23.

23. Тебекин А.В., Ломакин О.Е. О возможностях развития системы непрерывного профессионального образования с использованием ключей обеспечения эффективности Ивао Кобаяси // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 3. С. 97-109.

24. Тебекин А.В., Хорева А.В. Концептуальные подходы к обеспечению качества подготовки кадров // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 3. С. 3036-3053.

25. Шафиров В.Г., Ломакин О.Е., Тебекин А.В. Методологические аспекты развития ДПО в условиях постиндустриальной экономики // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 2. С. 1767-1776.

26. Яцкин А.В. В Совфеде заявили о необходимости "глубокой модернизации" Росгидромета. https://ria.ru/20210706/rosgidromet-1740123904.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?