employee
Moscow, Russian Federation
UDK 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
the article presents a historical and methodological analysis of the formation and development of scientific schools of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of work with personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia: legal pedagogy, legal Psychology, social Psychology, psychology of management, personnel management and organization of work with personnel of internal affairs bodies. The research culture of the teaching staff, as well as adjuncts and applicants - teachers and students of scientific schools - was formed in the personalities and published works, defended dissertations, and the scientific and applied tasks of the internal affairs bodies were solved. The formation and development of scientific schools was formed on an interdisciplinary and interdepartmental basis, based on the already existing and advanced innovative methodological approaches. The theoretical achievements of scientific schools were mediated by the educational process and the practice of the internal affairs bodies. For the first, members of scientific schools prepared textbooks and other educational and methodological publications, for the second, methodological recommendations and other scientific and methodological products were developed. The article also describes promising directions for the development of scientific schools of the Department of Psychology, Pedagogy and the organization of work with personnel of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
scientific school, legal pedagogy, legal psychology, social psychology, management psychology, personnel management, organization of work with personnel, internal affairs bodies
На кафедре с самого ее зарождения сформировалась самостоятельные научные школы, занимающиеся научными исследованиями в области юридической педагогики, юридической и социальной психологии, психологии управления, управления персоналом и организации работы с кадрами органов внутренних дел.
В рамках научной школы «Юридическая педагогика» преподавалась не только собственно не только юридическая педагогика, но и педагогика управления, педагогика юридического образования. Изменение задач, стоящих перед органами внутренних дел, в связи с развитием общественных отношений в стране обусловливало изменение сущности кафедры, вначале образованной как кафедра психологии управления (
У истоков научной школы «Юридическая педагогика» стояли профессора А.М. Столяренко, И.В. Горлинский, А.В. Буданов. Инициировал ее создание и долгое время научную школу возглавлял профессор кафедры Столяренко Алексей Михайлович, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор.
Сегодня в состав школы входят: 3 доктора наук, 4 кандидата наук, адъюнкты и соискатели ученой степени. Руководит научной школой «Юридическая педагогика» доктор педагогических наук, профессор Н.В. Сердюк.
«Венцом» творческих усилий школы стало издание учебника «Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел» в
Качество подготовки сотрудников правоохранительных органов во многом зависит от качества подготовки самих преподавателей образовательных организаций. В связи с этим перспективным направлением научных исследований данной школы являются:
- разработка и включение в процесс подготовки преподавателей инновационных психолого-педагогических технологий обучения;
- выработка рекомендаций по обновлению содержания и методики профессиональной подготовки;
- исследование возможностей аксиологического, личностно-ориентированного, ситуационно-средового и герменевтического подходов в подготовке руководителей ОВД и преподавателей и в активизации их профессионального самосовершенствования.
Перспективным является развитие педагогической герменевтики в правоохранительных органах. Данное направление предполагает овладение руководителями правоохранительных органов педагогическими технологиями понимания в работе с персоналом. Перспективы развития школы педагогической герменевтики видятся в оптимизации профессионального сознания руководителя, развития его широты, гибкости, вариативности и создании новых педагогических технологий принятия оперативных решений, в том числе по педагогическим вопросам, т.е. результативному профессиональному обучению, воспитанию и развитию сотрудников органов внутренних дел.
Развитие научной школы «Юридическая педагогика» возможно, прежде всего, посредством расширения сферы влияния педагогических интересов и соответствующей подготовки научных кадров на уровне ГУРЛС МВД России; квот, выделяемых для целевой подготовки в адъюнктуре Академии управления МВД России адъюнктов по педагогическим специальностям. Также развитие данной научной школы возможно посредством введения дополнительных научных специальностей в специфику деятельности соответствующего диссертационного совета Академии, например «юридическая педагогика». Научная школа будет активно развиваться тогда, когда будут пропагандироваться на уровне ведомства ученые, ее олицетворяющие, и подготовленные ими научные труды. В этой связи ведомственная поддержка может выражаться в выдвижении ученых на авторитетные научные конкурсы, в том числе международного уровня, осуществлении всестороннего сопровождения участия в подобных конкурсах, в издании научных трудов представителей школы на базе головных Департаментов МВД России, а не только на издательской базе своей образовательной организации.
Научная школа: «Юридическая психология» также зарождалась и функционировала в недрах кафедры на различных этапах ее существования.
Ученым и практикам еще XVIII веке стало понятным, что без развития исследований в этой сфере невозможно осуществлять не только справедливое правосудие, но и разбираться в сложных социально-правовых процессах происходящих в обществе. Очевидно, что и в наше время невозможно понимание новых социально-правовых реалий в условиях перехода современного общества к демократии, построению правового государства с рыночными отношениями в экономике. Изучение правовой психологии общества, социальных групп и индивидов позволяет разрабатывать практические рекомендации по совершенствованию нормотворчества в правоохранительных органах, повышать эффективность деятельности системы органов внутренних дел.
Научная школа зародилась на методолого-теоретических платформах А.Н.Леонтьева, М.Г. Ярошевского, В.А. Петровских, исследованиях А.Р.Ратинова, А.В.Дулова, И.К.Шахриманяна, А.Г.Ковалева, А.Д.Глоточкина, А.Ф.Пирожкова.
Основателями этой научной школы можно считать профессоров А.И. Китова и А.М.Столяренко.
Сегодня руководителем этой научной школы в Академии управления является профессор кафедры, доктор психологических наук, доцент Вахнина Виктория Владимировна.
Научная школа прошла несколько этапов становления:
1 этап: 1974 – 1991 год – советский период формирования и развития;
2 этап: 1991 - 2000 год - концептуальное переосмысление целей и задач, определение перспектив стоящих перед научной школой;
3 этап: 2001 до настоящего времени – современный период развития.
Наиболее перспективным направлением исследований в данной сфере является изучение личностных и групповых психологических явлений, которые отражают изменения в социально-правовой сфере общества, будут способствовать разработке практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности всех правоохранительных органов.
Для его реализации на кафедре проводятся углубленные научные исследования в области психологического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий, производства следственных действий, профилактики и пресечения экстремистских проявлений на массовых мероприятиях, противодействия терроризму и экстремизму, коррупции.
Планируется разработать технологические основы правомерного психологического воздействия, судебно-психологической экспертизы, психологического прогнозирования, психологической помощи при осуществлении юридической деятельности.
В перспективе необходимо создать действующую на постоянной основе комплексную программу психологического мониторинга наиболее острых криминальных явлений в обществе (организованная преступность, коррупция, терроризм и т.п.), позволяющую оценивать и совершенствовать правовое регулирование борьбы с преступностью.
Планируется развернуть психологические исследования в сферах гражданско-правовых, трудовых, семейных, природоохранительных отношений.
Научная школа «Социальная психология» также зарождалась и развивается сегодня на кафедре психологии, педагогики и организации работы кадрами Академии управления МВД России.
Важнейшей объективной предпосылкой становления новой научной школы стала задача преломления фундаментальных идей теорий социального, государственного и организационного управления, развиваемых в нашей стране в 70-е годы ХХ века (В.Г. Афанасьев, В.И. Терещенко, Г.В. Атаманчук, Д.М. Гвишиани, Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин, В.Ф. Рубахин, А.В. Филиппов и др.) применительно к специфическим особенностям управленческой деятельности в правоохранительных органах [4]. Имеющиеся к этому времени ведомственные научные исследования проблем управления в основном концентрировались на творчески адаптированных идеях научной организации управленческого труда, заложенных еще в 20-30-е гг. ХХ века (Г.Г. Зуйков, Г.А. Туманов и др.). Это направление исследований, сохраняя свое значение до сих пор, но уже не могло удовлетворить потребности в управленческом знании на новом историческом этапе. Ощущение этой неудовлетворенности возросло, когда в 1971 году была издана (на русском языке) первая фундаментальная работа «Курс для высшего управленческого персонала» (под ред. В.И. Терещенко). Стало очевидным, что полноценное научное обеспечение управления не может быть сведено к простой его рационализации на идеологии «научной организации труда» (Ф. Тейлор) или достижений бурно развивающейся в то время эргономики. Социальная сторона управления (внутренняя и внешняя среда организации) выступила на передний план, вытянув за собой целый «шлейф» «человековедческих дисциплин» (социологию организаций, социальную и организационную психологию, психологию управления, организационную педагогику и педагогику управления).
Немаловажен и тот факт, что к этому времени в стране уже были созданы научно-исследовательские и образовательные организации, способные к разработке ранее закрытых социальных проблем управления и подготовившие новую генерацию психологов (Институт психологии РАН, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии Санкт-Петербургского университета и др.). Их возглавляли выдающиеся ученые (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев и др.).
Психологические проблемы управления интенсивно разрабатывались в военной науке, центром которой была Военно-политическая академия имени В.И. Ленина (А.И. Китов, А.М. Столяренко, Л.Ф. Железняк, и др.). Адаптация многих достижений этого направления исследований управления применительно к деятельности руководителей правоохранительных органов была и остается одним из важных условий укрепления научной и методической базы развивающейся школы.
Вместе с тем, без таких субъективных условий, как позиция руководства МВД СССР, создавшего первый управленческий вуз (Н.А. Щелоков) и одаренность первого руководителя Академии МВД СССР С.М. Крылова, благоприятные для становления управленческой науки в Академии не были бы использованы в полной мере. Необходимость подготовки руководителей высшего звена управления в Академии стала одной из важнейших причин развития всех отраслей управленческого знания в системе МВД, формирования плодотворно работающих до сих пор устойчивых направлений научных исследований, т.е. особых научных школ. Одной из них и стала школа «Социальная психология».
Научным контекстом становления школы стали теория социального управления (В.Г. Афанасьев и др.), теория государственного управления (Г.В. Атаманчук, Ю.А. Тихомиров и др.) и психологическая теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Однако в этих подходах заложены самые общие представления о сущности социального управления, реализуемых его психологических механизмах. Конструктивное наполнение этих и некоторых иных идей было осуществлено в работах Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина, А.Л. Журавлева, В.Ф. Рубахина, А.В. Филиппова и др. Для психологии управления в правоохранительной сфере особое значение имеют работы доктора психологических наук, профессора А.И. Китова в период с 1974 по 1979 гг. – военного психолога, привлеченного руководством Академии для разработки психологических проблем управления и организации преподавания первого в стране курса «Психология управления» для руководителей ОВД высшего звена управления. Эта задача была успешно решена. Уже в 1979 году А.И. Китов опубликовал первый в стране учебник по психологии управления, многие положения которого остаются востребованными до сих пор.
В этом период сложились особенно тесные научно-практические связи Академии с Институтом психологии РАН (Б.Ф. Ломов), факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (А.Н. Леонтьев) и многими другими научными и образовательными организациями страны.
Сегодня теоретико-методологическая платформа школы базируется на целом комплексе пересекающихся направлений исследований управления – социологии управления, организационной психологии, организационного поведения, педагогики управления, управления человеческими ресурсами, управления персоналом, юридической педагогики и других человековедческих дисциплин. «Верхним» (формирующим заказ) методологическим уровнем для социальной психологии управления в правоохранительной сфере были и остаются теория социального управления и теория государственного управления. «Разомкнутость» школы в этом направлении является условием правильной ориентации не только в прагматическом, но и гуманистически ценностном измерении.
/ У истоков научной школы «Социальная психология» стояли доктора психологических наук, профессора А.И. Китов, А.М. Столяренко, В.А. Бакеев, А.И. Папкин. Значительный вклад в ее становление внесли видные представители юридической науки (С.М. Крылов, Г.А. Туманов, В.З. Веселый, С.Е. Вицин, А.Ф. Майдыков и др.). Долгое время научную школу возглавлял профессор кафедры Черненилов Валерий Иванович, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, кандидат психологических наук. Сегодня ее лидер – профессор кафедры, доктор психологических наук, доцент Вахнина Виктория Владимировна.
В состав школы входят: 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, адъюнкты и соискатели.
Современный состав научной школы «Социальная психология» синонимичен составу научной школы «Юридическая психология» с учетом разного состава учеников, подготавливающих научно-квалификационные работы по различным научны специальностям.
Многочисленный отряд учеников школы сегодня является центром кристаллизации психологической мысли в образовательных организациях системы МВД, ее службах и подразделениях. Многие из них занимают руководящие должности в психологических службах и кадровых аппаратах МВД, УВД. Основным направлением их деятельности, как правило, является решение актуальных психологических задач психологического обеспечения различных направлений оперативно-служебной деятельности, включая весь комплекс психологических проблем, связанных с выполнением служебно-боевых задач в ЛНР и ДНР.
Развитие научной школы «Социальная психология» самым тесным образом связано с концепцией реформирования системы МВД России в связи с принятием «Закона о полиции» и формированием в системе МВД по поручению Президента России долговременной кадровой политики. Академии управления МВД России в новых условиях предстоит решать проблемы создания модели новой генерации руководителей высшего звена управления (топ-менеджмента), создавать адекватную этой задаче систему подготовки с опорой на отечественные и зарубежные достижения в этой области. В свою очередь, эти задачи не могут быть решены в отрыве от фундаментальных исследований управления и изучении опыта эффективно функционирующих служб и подразделений.
Для эффективного функционирования исторически сложившейся школы «Социальная психология» необходимо:
- создать при кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России научно-исследовательский отдел по разработке проблем психологического обеспечения деятельности руководителей, зачисленных в федеральный кадровый резерв; опыт функционирования подобных отделов в Академии имеется (в 90-е годы ХХ века они эффективно функционировали в рамках учебно-научных комплексов, в которые входили кафедра и профильные отделы);
- привлечение представителей школы для выработки научной политики в сфере подготовки руководящих кадров всех уровней на основе междисциплинарной методологии современных исследований и оказании помощи в ее реализации при издании учебных и научно-методических пособий;
- поддержка (в т.ч. в виде грантов) проведения исследований в области социально-психологического мониторинга эффективности реформирования системы управления МВД России, качества подготовки руководителей федерального кадрового резерва, руководителей служб и подразделений полиции;
- расширение масштабов участия представителей школы в мероприятиях по линии межведомственного и межгосударственного сотрудничества в сфере исследования социально-психологических проблем реформирования полиции и иных правоохранительных органов в России и за рубежом.
- создание простых и понятных условий для реализации результатов научных исследований, проводимых учеными школы, в практике деятельности служб и подразделений системы МВД России.
Решение этих задач, по нашему мнению, может быть более эффективным при условии создания в структуре каждого департамента МВД России полноценного органа управления психологической службой с возложением на него задачи концептуального и научно-методического обеспечения деятельности подведомственных специалистов-психологов по актуальным направлениям полицейской деятельности.
Научная школа «Психология управления» также вызревала на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами.
В 1974-1978 гг. профессор А.И. Китов предложил свой вариант понимания объекта, предмета и содержания новой для того времени отрасли психологической науки – психологии управления. По мнению А.И. Китова психологические исследования должны быть ориентированы на наполнение «психологической материей» основных управленческих функций, реализация которых осуществляется по модели «управленческого цикла». В той или иной степени эта модель психологии управления представлена сегодня в многочисленных работах по психологии управления.
В 1979 года подход А.И. Китова был во многом скорректирован усилиями профессора А.М. Столяренко, сформулировавшим организационно-деятельностную концепцию управления. Процессуальность управления как идеология первого этапа, была дополнена организационной составляющей, ориентированной на оптимизацию некоторых психологически значимых подструктур управления (цели и ценности, коммуникации, организационные отношения и управленческие воздействия).
Начиная с 1988 года в трактовке предмета психологии управления начинает доминировать ресурсно-ориентированный подход, выраженный в концепции управления формированием, развитием и рациональным использованием психологического потенциала (психологических ресурсов) организации как важнейшей составляющей человеческого капитала (В.И. Черненилов). В этом подходе психологические ресурсы внутренней и внешней среды правоохранительных органов выступили как объекты стратегического управления в правоохранительной сфере, т.е. объектами особого вида менеджмента - психологического. При этом радикально изменились методологические позиции психолого-управленческого анализа в виде ухода от идеологии психологического насыщения той или иной группы управленческих функций, к тому же нередко выбранных в соответствии с предпочтениями исследователя. На первый план выступила психологическая реальность внутренней и внешней среды управления как объект стратегического управления, которому это управление вынуждено «уподобиться» (А.Н. Леонтьев), если оно намерено быть эффективным. «На сцену» вышел особый тип менеджмента, ориентированного на человека – психологический менеджмент. Соответственно, если ранее в процессе управления менеджмент должен было только учитывать те или иные психологические явления, то теперь перед ним встала задача создания особой системы управления, главным объектом которого является особый вид ресурсов - психологическая реальность. В практическом выражении это означает – создание системы управления инструментально и гуманистически значимыми психологическими переменными внутренней и внешней среды.
Накопленный за эти годы теоретико-методологический и эмпирический материал отражен в учебнике «Психология управления» под редакцией В.И. Черненилова (
В теоретическом отношении основным направлением деятельности научной школы является развитие методологии междисциплинарных исследований проблем управления в правоохранительной сфере (А.Л. Журавлев, А.В. Юревич, В.В. Вахнина). Потребность именно в этой методологии диктуется природой правоохранительной деятельности, в которой сведены воедино основные составляющие «стратегической триады»: право - управление - человек.
В рамках этой триады именно психология управления должна реализовать миссию преодоления высокого уровня технократизма в современной правовой и управленческой политике, образно говоря, их «очеловечения». Решение этой задачи осуществляется не только в рамках теоретического осмысления сложных междисциплинарных проблем управления. Большую роль играет участие специалистов-психологов в разработке различного рода проектов законодательных и иных нормативно-правовых и управленческих решений, корректирующих масштабы технократического порядка.
Прагматически значимым направлением школы, создающим ей определенный авторитет среди руководителей-практиков, было и остается развитие технологий формирования, развития и рационального использования психологических ресурсов внутренней и внешней среды функционирования правоохранительных органов.
Научная школа «Управления персоналом и организации работы с кадрами органов внутренних дел» сформировалась с началом учебного процесса в Академии управления МВД СССР. У его истоков стояли такие ученые, как профессора Л.М. Колодкин, А.Н. Роша, В.И. Казанцев, В.М. Шамаров доценты В.А. Дроздов, А.И. Фатула, В.А. Ткаченко, Г.М. Мякишев.
Научное направление управления персоналом органов внутренних дел активно поддерживалось руководителями отраслевых служб Министерства внутренних дел СССР, Министерствами внутренних дел союзных республик, начальниками ГУВД, УВД, ГУВДТ. Проводилась активная работа по внедрению в практику работы с кадрами органов милиции профессионального психологического отбора, психологического сопровождения выполнения служебных мероприятий, четкого нормативного регулирования прохождения государственной службы в органах внутренних дел, автоматизации процессов управления персоналом.
Деятельность лаборатории была ориентирована им на выявление заболеваний в области психиатрии и вскоре была передана в Медицинское управление МВД СССР. Однако опыт и научные наработки, тесное сотрудничество с видными специалистами позволили осуществить отбор личного состава приданных сил охраны общественного порядка во время проведения Олимпийских игр
К истокам становления данной научной школы можно отнести элементы кризисных явлений эпохи «застоя» в СССР, которые предлагалось нейтрализовать за счет активизации человеческого фактора. Академия общественных наук при ЦК КПСС развернула широкую программу изучения «ленинского стиля и ленинских принципов работы с кадрами», появились капитальные труды по кадровой функции управления. В МВД СССР потребность в научном обеспечении работы с кадрами диктовалась потребностями регулирования прохождения службы и спецификой требований к профессиональным и личным качествам сотрудников милиции.
Важным этапом становления научной школы стало издание в
В
Была проведена и в МВД СССР всесоюзная презентация монографии Л.М. Колодкина. Руководители кадровых аппаратов МВД, УВД, УВДТ высоко оценили теоретическую и практическую значимость книги «Организационные и правовые основы работы с кадрами органов внутренних дел».
Информационной составляющей научной школы явилось упорядочение информационных потоков о кадрах милиции, проведенной Академией МВД СССР, ГНИЦУИ при консультировании с профессором Н.Ф. Пушкаревым (Дипломатическая академия МИД СССР), первым в СССР разработчиком автоматизированной системы управления кадрами Минморфлота.
Развитию научной школы способствовало создание ассоциации разработчиков проблем работы с кадрами государственного аппарата (президент Ассоциации - профессор Н.Ф. Пушкарев, вице-президент – профессор Л.М. Колодкин. Ассоциация провела масштабную научную конференцию в Академии МВД СССР, руководил которой начальник Академии Н.А. Аристов).
Ученые Академии, специализирующиеся по кадровой проблематике под руководством Роскадров при Правительстве России, принимали участие в работе 13 Международного конгресса по высшему управленческому персоналу (профессор Л.М. Колодкин являлся членом оргкомитета конгресса, вел его в качестве председательствующего), в разработке Концепции и проекта Закона «Об основах государственной службы», принятого Федеральным собранием в июле
Значительный период научную школу возглавлял профессор кафедры Колодкин Леонард Михайлович, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
Сегодня научной школой руководит его ученица – доцент кафедры Сумина Екатерина Анатольевна, кандидат юридических наук.
Значимо участие представителей научной школы в выполнении научных исследований по федеральным и ведомственным целевым программам, а также на грантовой (конкурсной) основе: профессор Л.М. Колодкин, доценты И.О. Котенев, С.И. Ушаков, А.Д. Сафронов, А.С. Шаповалов в 2005 году приняли участие в выполнении государственного контракта в рамках федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации» по теме: «Разработка методических рекомендаций о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей служащих правоохранительной службы. Организация экспериментов по проведению конкурсов, аттестации служащих правоохранительной службы».
По д анномунаучному направлению ученые кафедры ведут всестороннюю и кропотливую исследовательскую работу. Уделяется много внимания вопросам совершенствования законодательного регулирования правоохранительной службы, проблемам выдвижения и подготовки кадров руководящего звена как на уровне аппаратов управления, так и в территориальных органах МВД России различного уровня, рассматриваются вопросы конкурсного замещения руководящих должностей.
Своеобразной «вершиной» развития данной научной школы является издание в 2022 году учебника «Управление персоналом в системе МВД России», подготовленного авторским коллективом кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России под редакцией профессора Н.В. Сердюк [7].
В настоящее время в контексте развития научной школы представляется необходимым проведение научных исследований по следующим направлениям:
- организация функционирования персонала государственного аппарата;
- разработка структуры аппарата управления в органах внутренних дел (организационное проектирование, определение функций, административных и должностных регламентов, коммуникативных связей, развитие управленческой культуры);
- развитие кадровой составляющей государственно-административного управления в системе органов внутренних дел (проблемы руководящих кадров, резерва, ротации кадров, соотношение основных и обеспечивающих должностей);
- правовое обеспечение правоохранительной службы в органах внутренних дел (кадровый состав, прохождение службы, управление персоналом, правовое регулирование, пресечение коррупции);
- кардинальное изменение подхода к формированию личности профессионала органов внутренних дел (совершенствование нормативного, организационного и методического обеспечения профессиональной подготовки и воспитательной работы).
Новым организационным ответвлением данной научной школы являются направления:
- обеспечения криминальной безопасности органов внутренних дел;
- предупреждения коррупции, нарушений дисциплины и законности в служебной деятельности сотрудников ОВД;
- полицейской виктимологии.
Развитие традиционных научных школ и формирование новых является одним из перспективных направлений развития кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России и ведомственной науки в целом.
1. Prikladnaya yuridicheskaya pedagogika v organah vnutrennih del»: uchebnik [Applied legal pedagogy in the internal affairs bodies": textbook] / Pod red. doktora pedagogicheskih nauk, professora V.Ya. Kikotya i professora A.M. Stolyarenko, M., 2008 g. (in Russian)
2. Vospitatel'naya rabota s lichnym sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii: uchebnikEducational work with personnel in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: textbook [Educational work with personnel in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: textbook] /Pod obsch. red. dokt. pedagog. nauk, dokt. yurid. nauk, prof. V.Ya. Kikotya. - M.: COKR MVD RF Publ., 2009. (in Russian)
3. Serdyuk N.V., Hodyakova N.V,. Sklyarenko I.S., Semchenko A.S., Boeva O.M. Pedagogika upravleniya: uchebnoe posobie.[Management pedagogy: a textbook.] - M., Akademiya upravleniya MVD Rossii Publ., 2020. (in Russian)
4. Atamanchuk G.V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: kur lekciy. [Theory of public administration: a course of lectures.] - M, 2005. (in Russian)
5. Psihologiya upravleniya: uchebnik [Psychology of management: textbook] /Pod red. prof. V.I. Chernenilova. - M., Akademiya upravleniya MVD Rossii Publ., 2011. (in Russian)
6. Psihologiya upravleniya rukovoditeley organov vnutrennih del: uchebnik [Psychology of management of heads of internal affairs bodies: textbook] /Pod red. prof. V.V. Vahninoy. - M., Akademiya upravleniya MVD Rossii Publ., 2021. (in Russian)
7. Upravlenie personalom v sisteme MVD Rossii: uchebnik[Personnel management in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: textbook] /Pod red. prof. N.V. Serdyuk. - M,. Akademiya upravleniya MVD Rossii Publ., 2022. (in Russian)