employee from 01.01.2017 until now
Staraya Ruza, Moscow, Russian Federation
employee
Moscow, Russian Federation
UDK 159.9 Психология
The article deals with the problem of social frustration on the example of students of a departmental educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia; the factors contributing to its occurrence are analyzed. It has been estab-lished that more than two thirds of the respondents are in a state of frustration of vary-ing severity. A correlation was found between the level of social frustration and the level of emotional expansiveness of the respondents. It was assumed that a significant number of respondents in a state of varying degrees of frustration may be associated with the exit from the distance learning mode, which caused various unfavorable con-ditions for students. The article concludes about the need for a comprehensive psycho-logical study and psychological and pedagogical impact on the part of all subjects of the educational process on students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in order to prevent and prevent the escalation of their negative emotional states.
social frustration, sociometric status, emotional expansiveness, value orientations
Актуальность. Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения и требуют множества плоскостей анализа и описания [1, 2, 3, 5].
Учитывая значимость влияния психических процессов на качество и эффективность решения профессиональных задач нам представляется важным осуществлять их изучение уже на этапе профессионального обучения курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях. Тщательное изучение психических состояний обеспечивает возможности прогноза их развития, изменчивости или устойчивости, их влияния на поведение, деятельность и межличностные отношения [4]. Исследование психологических факторов, способствующие возникновению тех или иных негативных состояний, позволит оценить потенциалы личности, влияющие на регуляцию этих состояний.
Проблема. Осуществление обучающимися ведомственных вузов учебной и служебной деятельности связано с влиянием факторов, вызывающих нервно-психическую напряженность и оказывающих неблагоприятное воздействие на психологическое самочувствие личного состава, порождая с течением времени снижение работоспособности. Включаясь в образовательную деятельность, курсант сталкивается с рядом трудностей, которые требуют большого психического напряжения: значительный рост информационных и эмоциональных нагрузок, разнообразные и нередко усложненные межличностные отношения, многозадачность и дефицит времени. Рост психического напряжения может приводить к блокировке деятельности из-за непреодолимой (или кажущейся таковой) преграды; в этом случае мы можем говорить об имеющемся состоянии социальной фрустрации.
Организация и методы исследования. С целью более подробного изучения данного вопроса нами проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, детерминирующих возникновение социальной фрустрации у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Исследование проводилось на базе Воронежского института МВД России. Общая численность обследуемых составила 236 обучающихся 1-4 курсов юридического и радиотехнического факультетов (126 юношей и 110 девушек) в возрасте от 17до 24 лет.
В исследовании был использован следующий комплекс психодиагностических методик: методика диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, методика диагностики межличностных отношений (социометрия) – непараметрический вариант, методика диагностики уровня субъективного контроля (в адаптации Е.Ф. Бажина и др.).
Результаты исследования. Результаты, полученные на основе методики Л. Вассермана, показали следующее: в группу с очень низким уровнем фрустрированности попали 45 человек (19 %), с пониженным уровнем – 21 человек (9 %), неопределенный уровень был выявлен у 50 человек (21 %), умеренный уровень – у 59 человек (25 %), повышенный – у 33 человек (14 %), отсутствие признаков, указывающих на наличие фрустрированности – у 28 человек (12%), обследуемых, продемонстрировавших очень высокий уровень фрустрированности, выявлено не было (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Уровень выраженности фрустрированности.
Таким образом, чуть менее трети опрошенных не испытывают состояния психической напряженности; остальные указывают, что находятся в состоянии социальной фрустрированности с разной степенью выраженности.
Следующим этапом нашего исследования стало изучение корреляционных связей между уровнем социальной фрустрированности и социально-психологическим статусом, обусловленное предположением, что между положением обучающегося в группе и уровнем его фрустрированности может быть определенная связь. С помощью коэффициента Пирсона был вычислен коэффициент корреляции между уровнем социальной фрустрированности и рангом (социальным статусом) каждого обследуемого, а также уровнем социальной фрустрированности и уровнем эмоциональной экспансивности. Полученный коэффициент корреляции между уровнем социальной фрустрированности и социальным статусом каждого курсанта (rxy = 0,09) свидетельствует об отсутствии статистически достоверной связи между этими показателями. Таким образом, социальное положение, занимаемое обучающимся в учебной группе, не отражается на возникновении состояния фрустрированности. Полученные результаты побудили нам провести опрос среди обследуемых относительно занимаемого ими «места» (социального статуса) в группе. В большей степени наше внимание было сосредоточено на ответах респондентов, занимающих ранги «изолированных» и «отвергаемых». Результаты опроса со всей очевидностью показали, что большинство опрошенных оценивают свою социально-психологическую позицию значительно выше, чем их данные, полученные по результатам социометрии. Так, 19 % опрошенных из числа «изолированных» и «отвергаемых» отнесли себя к лидерам, 58 % – к «принимаемым», 15 % – к «изолированным». Следовательно, респонденты, занимающие низкий статус данным социометрии, не воспринимают свое положение в группе, как таковое. Подобный факт, по нашему мнению, может свидетельствовать о специфичности условий, процесса и характера обучения в ведомственном вузе, при которых социальная позиция в группе не является ведущей и значимой. Также это может указывать на защитные механизмы личности, при которых обесценивается социальный статус и неблагоприятная информация о месте, занимаемом в группе, а связанные с этим обстоятельством переживания вытесняются.
В тоже время корреляционная связь между уровнем социальной фрустрированности и уровнем эмоциональной экспансивности является статистически значимой на уровне р£0,05 (rxy = 0,21). То есть, уровень социальной фрустрированности будет тем выше, чем ниже степень активности обследуемых в межличностных контактах. Следовательно, мы можем предположить, что недостаток взаимодействия испытуемых со своими сокурсниками, невозможность более полно удовлетворять актуальную потребность в общении будут вызывать психическое напряжение и тревогу.
Следующим этапом нашего исследования стало изучение ценностной сферы респондентов с целью выявления «социально заданных иерархий», в которых может проявляться состояние фрустрированности.
Усреднив полученные «сырые» баллы, а затем, переведя их в нормированные стены, мы вывели «средний» профиль ценностной сферы, характерный для опрошенных (диаграммы 2, 3).
Диаграмма 2. Усредненный профиль по показателю "Термальные ценности".
Диаграмма 3. Усредненный профиль по показателю "Жизненные сферы".
Итак, в целом ценностную сферу опрошенных можно охарактеризовать следующим образом: преобладает стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других, наиболее значимых лиц, отмечается сильная заинтересованность во мнении окружающих о себе, т.е. потребность в социальном одобрении своего поведения. Немаловажную роль играет достижение конкретных и ощутимых результатов на этом жизненном этапе и, кроме этого, часто большое количество достижений служит для них основанием для высокой самооценки. Ценностную сферу опрошенных также отличает стремление к самосовершенствованию, заинтересованность в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Перечисленные ценностные ориентации в большей степени реализуются в сферах образования и общественной жизни.
С использованием коэффициента корреляции Пирсона на уровне значимости р£0,01 были получены достоверно значимые связи между значениями уровня социальной фрустрированности и показателями ценностных ориентацией опрошенных (таблица).
Таблица 1. Значение коэффициента корреляции Пирсона между значениями уровня социальной фрустрированности и показателями ценностных ориентацией
|
Высокое материальное положение |
Креативность |
Сохранение собственной индивидуальности |
Сфера профессиональной жизни |
Значения коэффициента |
0,283 |
0,257 |
0,249 |
0,273 |
Следовательно, состояние социальной фрустрированности может вызвать препятствия, мешающие стремлению личности к возможно более высокому уровню материального благосостояния, а также препятствия, мешающие реализации человеком своих творческих возможностей, стереотипия, однообразие, размеренность жизни. Важной является потребность в независимости от других людей, возможность сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Особо отметим то, что более высокий уровень фрустрированности будет вызывать депривация выше указанных потребностей и стремлений в сфере профессиональной жизни.
Итак, наибольшее психическое напряжение (социальную фрустрированность), согласно полученным данным, может вызвать положение личности в такой сфере, как профессиональная жизнь, а также неудовлетворенность потребности в высоком материальном положении, независимости от других людей и реализации творческих способностей.
Исходя из результатов, мы можем предположить, что уже на этапе получения профессионального образования у опрошенных вызывает беспокойство тот факт, что будущая профессиональная деятельность, по их мнению, не гарантирует высокую зарплату и другие виды материальных благ, не способствует внесению элементов творчества, изменений и усовершенствований в работу, а также практически исключает возможность «выделиться из толпы», т.е. подчеркнуть индивидуальное своеобразие и неповторимость их личности.
Выводы. Результаты нашего исследования показали, что более двух третей опрошенных находятся в состоянии фрустрированности различной степени выраженности. При этом хотелось бы отметить, что обследование было проведено после длительного нахождения респондентов на дистанционном обучении, переход из которого на традиционное также мог увеличить число лиц, испытывающих напряжение, беспокойство, тревогу и другие негативные эмоциональные состояния.
Также нами было выявлено, что низкий социально-психологический статус не приводит к возникновению состояния фрустрированности. При этом была выявлена корреляционная связь между уровнем социальной фрустрированности и уровнем эмоциональной экспансивности. Состояние социальной фрустрированности может быть обусловлено препятствиями в достижении более высокого материального уровня материального благосостояния и в реализации творческих возможностей, однообразие в жизни.
В завершении отметим, что важная роль успешности всей учебной и служебной деятельности личности обучающихся ведомственных вузов, ее эффективности в реализации поставленных целей и задач, а также многоэтапный и разносторонний процесс жизнедеятельности требует пристального внимания и всестороннего психологического изучения и психолого-педагогического воздействия со стороны всех субъектов образовательного процесса.
1. Grigor'ev P.E., Vasil'eva I.V., Ignatov A.N. Dinamika intuicionnoy deyatel'nosti po predskazaniyu social'no-opasnyh situaciy sotrudnikami MVD // Prostranstvo i Vremya [ Space and Time ]. 2017. № 1 (27). PP. 260-267. (in Russia)
2. Krech D., Kratchfild R., Livson N. Frustraciya, konflikt, zaschita / per.s angl A. V. Aleksandrovoy // Voprosy psihologii [ Questions of Psychology ]. - 1991. - № 6. - PP.69-83. (in Russia)
3. Mayers D. Social'naya psihologiya [ Social psychology ] / D. Mayers. - SPb.: Piter Publ., 2007. - 794 p. (in Russia)
4. Nalchadzhyan A. A. Frustraciya, psihologicheskaya samozaschita i ha-rakter. Zaschitnye psihologicheskie mehanizmy i ih genezis [ Frustration, psychological self-defense and character. Protective psychological mechanisms and their genesis ] / A. A. Nalchadzhyan. - Erevan, 2013. - 340 p.
5. Cvetkov V. L., Hrustaleva T. A. Psihologicheskaya tolerantnost' kursantov: analiz ocenki ee sostoyaniya // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [ Applied Psychology and Pedagogy ]. 2021. №. 2. PP. 102-109. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2021-6-2-102-109. (in Russia)