СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современная форма обучения в образовательной организации системы МВД России предполагает осуществление обучающимися в учебной и служебной дея-тельности. Данные обстоятельства связаны с влиянием на личность обучающе-гося факторов, вызывающих нервно-психическую напряженность и оказываю-щих неблагоприятное воздействие на психологическое самочувствие личного состава, порождая с течением времени снижение работоспособности. В статье исследуется вопрос социальной фрустрации на примере обуча-ющихся ведомственной образовательной организации системы МВД России; анализируются факторы, способствующие ее возникновению. Исследование проводилось на базе Воронежского института МВД России. Общая численность респондентов составила 236 обучающихся. Установлено, что более двух третей опрошенных находятся в состоянии фрустрированности различной степени выраженности. Выявлена корреляцион-ная связь между уровнем социальной фрустрированности и уровнем эмоцио-нальной экспансивности респондентов. Допущено предположение, что значи-тельное число опрошенных, находящихся в состоянии различной степени фрустрированности, может быть обусловлено выходом из дистанционного ре-жима обучения, вызывавшего различные неблагоприятные состояния обучаю-щихся. В статье делается вывод о необходимости всестороннего психологиче-ского изучения и психолого-педагогического воздействия со стороны всех субъ-ектов образовательного процесса на обучающихся вузов МВД России с целью профилактики и недопущения эскалации у них негативных эмоциональных со-стояний.

Ключевые слова:
социальная фрустрация, социометрический статус, эмоциональная экспансивность, ценностные ориентации
Текст

Актуальность. Психические состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения и требуют множества плоскостей анализа и описания [1, 2, 3, 5].

Учитывая значимость влияния психических процессов на качество и эффективность решения профессиональных задач нам представляется важным осуществлять их изучение уже на этапе профессионального обучения курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях. Тщательное изучение психических состояний обеспечивает возможности прогноза их развития, изменчивости или устойчивости, их влияния на поведение, деятельность и межличностные отношения [4]. Исследование психологических факторов, способствующие возникновению тех или иных негативных состояний, позволит оценить потенциалы личности, влияющие на регуляцию этих состояний.

Проблема. Осуществление обучающимися ведомственных вузов учебной и служебной деятельности связано с влиянием факторов, вызывающих нервно-психическую напряженность и оказывающих неблагоприятное воздействие на психологическое самочувствие личного состава, порождая с течением времени снижение работоспособности. Включаясь в образовательную деятельность, курсант сталкивается с рядом трудностей, которые требуют большого психического напряжения: значительный рост информационных и эмоциональных нагрузок, разнообразные и нередко усложненные межличностные отношения, многозадачность и дефицит времени. Рост психического напряжения может приводить к блокировке деятельности из-за непреодолимой (или кажущейся таковой) преграды; в этом случае мы можем говорить об имеющемся состоянии социальной фрустрации.

Организация и методы исследования. С целью более подробного изучения данного вопроса нами проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, детерминирующих возникновение социальной фрустрации у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Исследование проводилось на базе Воронежского института МВД России. Общая численность обследуемых составила 236 обучающихся 1-4 курсов юридического и радиотехнического факультетов (126 юношей и 110 девушек) в возрасте от 17до 24 лет.

В исследовании был использован следующий комплекс психодиагностических  методик: методика диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, методика диагностики межличностных отношений (социометрия) – непараметрический вариант, методика диагностики уровня субъективного контроля (в адаптации Е.Ф. Бажина и др.).

Результаты исследования. Результаты, полученные на основе методики Л. Вассермана, показали следующее: в группу с очень низким уровнем фрустрированности попали 45 человек (19 %), с пониженным уровнем – 21 человек (9 %), неопределенный уровень был выявлен у 50 человек (21 %), умеренный уровень – у 59 человек (25 %), повышенный – у 33 человек (14 %), отсутствие признаков, указывающих на наличие фрустрированности – у 28 человек (12%), обследуемых, продемонстрировавших очень высокий уровень фрустрированности, выявлено не было  (диаграмма 1).

 

Диаграмма 1. Уровень выраженности фрустрированности.

Таким образом, чуть менее трети опрошенных не испытывают состояния психической напряженности; остальные указывают, что находятся в состоянии социальной фрустрированности с разной степенью выраженности.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение корреляционных связей между уровнем социальной фрустрированности и социально-психологическим статусом, обусловленное предположением, что между положением обучающегося в группе и уровнем его фрустрированности может быть определенная связь. С помощью коэффициента Пирсона был вычислен коэффициент корреляции между уровнем социальной фрустрированности и рангом (социальным статусом) каждого обследуемого, а также уровнем социальной фрустрированности и уровнем эмоциональной экспансивности. Полученный коэффициент корреляции между уровнем социальной фрустрированности и социальным статусом каждого курсанта (rxy = 0,09) свидетельствует об отсутствии статистически достоверной связи между этими показателями. Таким образом, социальное положение, занимаемое обучающимся в учебной группе, не отражается на возникновении состояния фрустрированности. Полученные результаты побудили нам провести опрос среди обследуемых относительно занимаемого ими «места» (социального статуса) в группе. В большей степени наше внимание было сосредоточено на ответах респондентов, занимающих ранги «изолированных» и «отвергаемых». Результаты опроса со всей очевидностью показали, что большинство опрошенных оценивают свою социально-психологическую позицию значительно выше, чем их данные, полученные по результатам социометрии. Так, 19 % опрошенных из числа «изолированных» и «отвергаемых» отнесли себя к лидерам, 58 % – к «принимаемым», 15 % – к «изолированным». Следовательно, респонденты, занимающие низкий статус данным социометрии, не воспринимают свое положение в группе, как таковое. Подобный факт, по нашему мнению, может свидетельствовать о специфичности условий, процесса и характера обучения в ведомственном вузе, при которых социальная позиция в группе не является ведущей и значимой. Также это может указывать на защитные механизмы личности, при которых обесценивается социальный статус и неблагоприятная информация о месте, занимаемом в группе, а связанные с этим обстоятельством переживания вытесняются.

В тоже время корреляционная связь между уровнем социальной фрустрированности и уровнем эмоциональной экспансивности является статистически значимой на уровне р£0,05 (rxy = 0,21). То есть, уровень социальной фрустрированности будет тем выше, чем ниже степень активности обследуемых в межличностных контактах. Следовательно, мы можем предположить, что недостаток взаимодействия испытуемых со своими сокурсниками, невозможность более полно удовлетворять актуальную потребность в общении будут вызывать психическое напряжение и тревогу.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение ценностной сферы респондентов с целью выявления «социально заданных иерархий», в которых может проявляться состояние фрустрированности.

Усреднив полученные «сырые» баллы, а затем, переведя их в нормированные стены, мы вывели «средний» профиль ценностной сферы, характерный для опрошенных (диаграммы 2, 3).

 

Диаграмма 2. Усредненный профиль по показателю "Термальные ценности".

 

Диаграмма 3. Усредненный профиль по показателю "Жизненные сферы".

 

Итак, в целом ценностную сферу опрошенных можно охарактеризовать следующим образом: преобладает стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других, наиболее значимых лиц, отмечается сильная заинтересованность во мнении окружающих о себе, т.е. потребность в социальном одобрении своего поведения. Немаловажную роль играет достижение конкретных и ощутимых результатов на этом жизненном этапе и, кроме этого, часто большое количество достижений служит для них основанием для высокой самооценки. Ценностную сферу опрошенных также отличает стремление к самосовершенствованию, заинтересованность в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Перечисленные ценностные ориентации в большей степени реализуются в сферах образования и общественной жизни.

С использованием коэффициента корреляции Пирсона на уровне значимости р£0,01 были получены достоверно значимые связи между значениями уровня социальной фрустрированности и показателями ценностных ориентацией опрошенных (таблица).

 

Таблица 1. Значение коэффициента корреляции Пирсона между значениями уровня социальной фрустрированности и показателями ценностных ориентацией

 

Высокое материальное положение

Креативность

Сохранение собственной индивидуальности

Сфера

профессиональной

жизни

Значения коэффициента

0,283

0,257

0,249

0,273

 

Следовательно, состояние социальной фрустрированности может вызвать препятствия, мешающие стремлению личности к возможно более высокому уровню материального благосостояния, а также препятствия, мешающие реализации человеком своих творческих возможностей, стереотипия, однообразие, размеренность жизни. Важной является потребность в независимости от других людей, возможность сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Особо отметим то, что более высокий уровень фрустрированности будет вызывать депривация выше указанных потребностей и стремлений в сфере профессиональной жизни.

Итак, наибольшее психическое напряжение (социальную фрустрированность), согласно полученным данным,  может вызвать положение личности в такой сфере, как профессиональная жизнь, а также неудовлетворенность потребности в высоком материальном положении, независимости от других людей и реализации творческих способностей.

Исходя из результатов, мы можем предположить, что уже на этапе получения профессионального образования у опрошенных вызывает беспокойство тот факт, что будущая профессиональная деятельность, по их мнению, не гарантирует высокую зарплату и другие виды материальных благ, не способствует внесению элементов творчества, изменений и усовершенствований в работу, а также практически исключает возможность «выделиться из толпы», т.е. подчеркнуть индивидуальное своеобразие и неповторимость их личности.

 

Выводы. Результаты нашего исследования показали, что более двух третей опрошенных находятся в состоянии фрустрированности различной степени выраженности. При этом хотелось бы отметить, что обследование было проведено после длительного нахождения респондентов на дистанционном обучении, переход из которого на традиционное также мог увеличить число лиц, испытывающих напряжение, беспокойство, тревогу и другие негативные эмоциональные состояния.

Также нами было выявлено, что низкий социально-психологический статус не приводит к возникновению состояния фрустрированности. При этом была выявлена корреляционная связь между уровнем социальной фрустрированности и уровнем эмоциональной экспансивности. Состояние социальной фрустрированности может быть обусловлено препятствиями в достижении более высокого материального уровня материального благосостояния и в реализации творческих возможностей, однообразие в жизни.

В завершении отметим, что важная роль успешности всей учебной и служебной деятельности личности обучающихся ведомственных вузов, ее эффективности в реализации поставленных целей и задач, а также многоэтапный и разносторонний процесс жизнедеятельности требует пристального внимания и всестороннего психологического изучения и психолого-педагогического воздействия со стороны всех субъектов образовательного процесса.

Список литературы

1. Григорьев П.Е., Васильева И.В., Игнатов А.Н. Динамика интуиционной деятельности по предсказанию социально-опасных ситуаций сотрудниками МВД // Пространство и Время. 2017. № 1 (27). С. 260-267.

2. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита / пер.с англ А. В. Александровой // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С.69-83.

3. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007. - 794 с.

4. Налчаджян А. А. Фрустрация, психологическая самозащита и ха-рактер. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян. - Ереван, 2013. - 340 с.

5. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Психологическая толерантность курсантов: анализ оценки её состояния // Прикладная психология и педагогика. 2021. №. 2. С. 102-109. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2021-6-2-102-109.

Рецензии
1. Социальная фрустрация обучающихся ведомственных образовательных организаций системы МВД России оссии Авторы: Чуманов Юрий Викторович


Войти или Создать
* Забыли пароль?