Lipetsk, Russian Federation
UDK 159.9 Психология
The problem of professional formation of personality interested representatives of various fields of sciences: sociology, psychology, pedagogy. The impetus for the study of the personality of police officers and their professional qualities, as well as students in departmental educational organizations was the creation of a psychological service in the Ministry of Internal Affairs of Russia. The process of studying the psychological characteristics of the professionogram of various departments of the Department of Internal Affairs is still relevant at the present time in conditions of rapidly changing social, political and economic conditions. The article examines the features of professional activity, the tasks facing the juvenile affairs units, as well as the personal qualities of PD employees who help them effectively perform the tasks assigned to them. With the help of a 16-factor Kettell questionnaire, psychological professionally important qualities that meet the requirements of the profession, their features and impact on professional activity were identified. A combination of general, special and individual qualities necessary for the successful performance of their functions, namely sociability, emotional stability, responsibility, rationality, practicality, conservativeness, willpower and concentration, the concepts of "social security", cohesion, preparedness, organization, etc. are studied in the complex of professionally important qualities of employees of juvenile affairs units. manageability and openness of the team.
professionally important qualities, juvenile affairs units, social security, socio-psychological climate, adaptation
Необходимость научной организации труда, эффективного подбора и распределения кадров нашла отражение в изучении профессиональных требований, подборе тестов, отборе кандидатов на службу. Изменяющиеся условия труда и новые требования профессий вызывают перестройку сформировавшихся навыков и развитие способностей. Для любой профессии важна не какая-либо отдельная способность и даже не их ряд, а вся совокупность качеств человека в их взаимной зависимости.
На сотрудника полиции в целом возлагается высокая степень ответственности, обусловленная сложностью и многозадачностью профессиональной деятельности, вероятностью причинения вреда здоровью, что формирует комплекс психологических требований к их личности и служебной деятельности. Соответствовать данным требованиям можно при наличии хорошей подготовки, высокой мотивированности служить интересам общества и государства. Сотрудники ОВД наделены широкими властными полномочиями, имеют дело в судьбами тысяч людей. Их деятельность затрагивает коренные интересы, личную безопасность, установленные законом права и имущественные интересы граждан. Они должны осознавать огромную ответственность за дело, порученное им государством [3, c.295].
Одной из гарантий успешного выполнений сотрудниками ПДН своих обязанностей и высокой мотивированности является социальная защищенность. Для сотрудников ОВД в целом и сотрудников ПДН в частности социальная защищенность включает особые социально-правовые, социально-экономические гарантии при выполнении задач служебной деятельности, нормативно-правовую базу, социально-психологический компонент, содержащий показатели их социального самочувствия, престижности их службы и морально-психологический климат среди коллег.
Социальная защищенность представляет собой сочетание защищенности сотрудников в правовой, экономической и духовной сферах и должна обеспечиваться в общественной, институциональной и конкретно-социальной сферах [6, с. 110].
Большое влияния на служебную деятельность оказывают социально-психологический климат в коллективе. Это комплексное явление, отражающее в себе практически все факторы жизнедеятельности коллектива и заметно влияющие на него. В коллективах с благополучным социально-психологическим климатом имеются следующие особенности:
- наблюдается хорошее настроение у сотрудников, позитивные психологические состояния, жизнь в коллективе становится интересной;
- стабилизируется и сплачивается коллектив, проявляется удовлетворенность совместным трудом и общением;
- производительность труда становится выше;
- более эффективно протекает процесс воспитания, создаются принципиальные отношения требовательности и взаимной взыскиваемости, уважения, дружбы [1, с. 224].
В подразделениях с неблагоприятным социально-психологическим климатом наблюдается:
- повышается текучесть кадров, неблагоприятная обстановка становится одной из причин перехода в другой коллектив и увольнений;
- наблюдается излишняя психическая напряженность, отрицательно влияющая также на здоровье сотрудников;
- повышается уровень конфликтности.
Социально-психологический климат в коллективе сотрудников в значительной мере зависит от [8, с. 65]:
- Условий и удовлетворенности сотрудников трудом;
- Состояния взаимоотношений и степени социально-психологической совместимости;
- Личности и стиля работы руководителя органов подразделения;
- Удовлетворенности сотрудников должностной позицией и официальным положением в коллективе.
Сплоченность коллектива выражается в согласованности ценностно-целевых ориентаций, мотивов поведения, эмоций, волевых усилий. Она отражает его членов, их стремление к взаимодействию с другими [2, с. 114].
Подготовленность коллектива к выполнению служебных задач связана с наличием необходимых сотрудникам профессиональных и коммуникативных навыков, знаний и умений, развитыми способностями согласовывать и координировать свои действия в рамках коллектива.
Организованность коллектива подразделения ПДН определяется тем как определены соответствующие формы организации совместной деятельности, рабочие места и трудовые задачи сотрудника, а также создана эффективна система реализации функций руководства и подчинения. Организованность – это явление взаимосвязи и иерархичности следующих свойств: направленность, самоуправляемость, единство действий, лидерство, стрессоустойчивость, межгрупповое единство [5, с. 98]. Организованность отражает существенные характеристики коллектива. Элементом организованности выступает согласование познавательных, мотивационно-целевых и операционно-коммуникативных элементов коллектива [10, с. 174].
Управляемость характеризуется как состояние управления коллективом, так и меру активизации и проявления его внутренних возможностей к самоорганизации. Все это определяет и податливость коллектива к групповому реагированию на все, объективно необходимые изменения условий и обстановку в коллективе.
Открытость коллектива означает добровольность нахождения в нем его участников, высокую меру присвоения ими его ценностей и значительность нахождения в нем.
Профессиональная деятельность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних сложна и многогранна. В связи с этим она предъявляет к нему множество требований, самое важное из которых наличие у него профессионально значимых качеств личности [9, с. 54].
Сотрудники ПДН борются с преступностью на вверенном им участке, участвуют в охране общественного порядка, защищают законность в обществе. Кроме непосредственной работы и общения с гражданами, они также работают с компьютером и служебными документами, занимаются организацией и планированием своего рабочего времени. Для успешного выполнения ими своих обязанностей им необходимы не только знания в области юриспруденции, но и знание психологических особенностей личности и поведения несовершеннолетних, владением социальной обстановки в обществе.
Сотрудникам ПДН в рамках своей работы необходимо взаимодействовать с различными государственными органами для сбора информации о несовершеннолетних, проживающих на территории их обслуживания и попавшими в сложные жизненные ситуации, особенно совершающие противоправные деяния.
В комплекс профессионально-важных качеств сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних можно отнести сочетание общих, особенных и индивидуальных качеств, необходимых для успешного выполнения своих функций [11, с. 273].
При изучении профессионально важных качеств сотрудников ОВД, нельзя забывать и о личностных особенностей, присущих каждому человеку и влияющих на профессиональную карьеру.
Без всестороннего ориентирования на существенные признаки указанного комплекса невозможно организация деятельности сотрудника и всех уровней его профессиональной подготовки, исключена сознательно управляемая и регулируемая его перспективная эффективность.
В связи повышенными эмоциональными, психическими и физическими нагрузками, сопровождающими деятельность сотрудников ОВД одним наиболее важных профессионально-личностных качеств является социально-психологическая адаптация [7, с.84].
При рассмотрении проблем социально-психологической адаптации необходимо рассматривать вопросы, связанные со спецификой структуры этой деятельности, определить совокупность знаний, умений и навыков, составляющих основу профессии/
Кроме того, можно выделить характерные психологические трудности и недостатки, которые в той или иной степени влияют на специфику деятельности сотрудников полиции. [12, c.199] Это быстрая смена эмоционального тонуса у сотрудников, которая проявляется зачастую в растерянности или разочарованности в службе, особенно при первых неудачах, преодоление психологического барьера при общении с различными категориями правонарушителей, неуверенность в правильности своих действий, недостаточный объем знаний по специфике задач, выполняемых подразделением, неполная укомплектованность подразделений, кадровый голод, а отсюда и возрастание служебной нагрузки, неупорядоченный рабочий день, недостаток личного времени, бытовая неустроенность, недостаточное денежное содержание.
В рамках изучения профессионально важных качеств сотрудников ПДН нами было проведено эмпирическое исследование. В данном исследовании приняли участие 40 сотрудников ПДН различных регионов России. У всех испытуемых высшее образование, стаж службы свыше 10 лет, что позволило нам оценить качества сотрудников, уже прошедших адаптацию к службе. Возраст респондентов в диапазоне от 30 до 40 лет.
С помощью 16-факторного опросника Кеттелла выявлены психологические профессионально важные качества, отвечающие требованиям профессии (рисунок 1).
Рисунок 1. Средние показатели личностного опросника Кеттелла
По шкале A все испытуемые, характеризуются как общительные и открытые, готовые к сотрудничеству и внимательные к людям. Сотрудникам ПДН свойственна легкость к установлению контактов, мягкосердечие. Они хорошо запоминают события, фамилии, имена и отчества всех, с кем контактируют.
По шкале B в среднем по выборке (8 стенов) можно сделать вывод, что сотрудники быстро усваивают материалы, у них хорошо развито абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. Результаты по шкале С свидетельствуют, что у всех сотрудников, в том числе успешных, развиты эмоциональная зрелость и устойчивость, высокая способность к соблюдению общественных норм.
Шкала E говорит о том, что все инспектора ПДН, склонны к независимости и лидерству в работе с несовершеннолетними.
По шкале F сотрудники в среднем по выборке (6,2 стена) импульсивны, серьезны и молчаливы.
Шкала G свидетельствует, что все инспектора, добросовестны, требовательны к себе, настойчивы, остроумны и руководствуются чувством долга.
Значения по шкале H демонстрируют, что все испытуемые, активны, предприимчивы, но склонны к риску.
По шкале I все сотрудники в среднем (7 и 7,5 стенов) впечатлительны и обладают высокой эмпатией, сопереживанием, сочувствием и пониманием окружающих людей, в первую очередь несовершеннолетних.
По шкале L все инспектора ПДН, достаточно открыты, уживчивы, терпимы к окружающим, иногда излишне уступчивы, что может мешать в работе с подростками.
Шкала М характеризует всех испытуемых в среднем по выборке (8 стенов) как творческих и мечтательных личностей.
По шкале N испытуемые в среднем по выборке (5 стенов) обладают прямолинейностью, простотой и непосредственностью поведения, а По шкале О сотрудники в среднем по выборке (8 стенов) показали такие качества, как ранимость, беспокойство, ипохондричность и излишнюю чувствительность.
Q1 – все сотрудники – консерваторы, они склонны к морализации и нравоучениям по отношению к подросткам.
Q2 – все испытуемые – нонконформисты, они мыслят самостоятельно, ориентированы на собственные решения, находчивы.
Q3 – все инспектора ПДН имеют сильную волю, умеют контролировать свое поведение и эмоции.
Q4 – всем сотрудникам присуща высокая мотивация, энергичность, собранность в работе. Этот фактор показывает оптимальный эмоциональный тонус и высокую стрессоустойчивость.
Таким образом, исследование личности инспектора ПДН при помощи методики шестнадцати факторного опросника Р. Кеттелла показало, что испытуемые характеризуются, как общительные и открытые, готовые к сотрудничеству и внимательные к людям. Сотрудникам свойственна легкость к установлению контактов, мягкосердечие, хорошая память, они запоминают события, фамилии, имена и отчества всех, с кем контактируют.
По методике Кеттелла у сотрудников ПДН статистически значимо развиты такие качества, как общительность, эмоциональная устойчивость, ответственность, рациональность, практичность, консервативность, сила воли и собранность. Больший процент испытуемых обладает высокой нормативностью поведения, развитым чувством долга, ответственностью, а также развитыми лидерскими качествами.
1. Abul'hanova-Slavskaya, K. A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti. [Activity and personality psychology] - M.: Nauka Publ., 1980. - 335 p. (in Russian)
2. Burykin, V. M., Mar'in, M. I., Petrov, V. E. i dr. Psihologicheskoe obespechenie raboty s rukovodyaschimi kadrami organov vnutrennih del : metodicheskoe posobie. [Psychological support of work with senior personnel of internal affairs bodies : a methodological guide.] - M.: GUK MVD Rossii Publ., 2003. - 211 p. (in Russian)
3. Dottuev T. I. Primenenie dinamicheskogo obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikacii dlya razvitiya emocional'no-volevoy samoregulyacii u sotrudnikov policii // MNKO. [MNCO] 2020. №3 (82). pp. 294-296. (in Russian)
4. Dushkin, A. S. Psihologicheskoe soprovozhdenie profilakticheskoy deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih [Psychological support of preventive activities of employees of internal affairs bodies of juvenile affairs units]: diss. … kand. psihol. nauk : 19. 00. 06 / Dushkin Anton Sergeevich; [Mesto zaschity: S.-Peterb. un-t MVD RF].- SPb., 2010. - 205 p. (in Russian)
5. Zeer, E. F. Psihologiya professional'nogo razvitiya : uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki bakalavra i magistra «Psihologiya» i psihologicheskim special'nostyam [Psychology of professional development : a textbook for students of higher educational institutions studying in the Bachelor's and Master's degree in Psychology and psychological specialties] / E. F. Zeer. - 2-e izd., ster. - M.: Akademiya Publ., 2007. - 239, [1] p. (in Russian)
6. Karavaev, A. F., Kruk, V. M., Noss, I. N., Vinogradov, M. V. Problemy lichnostno-professional'noy diagnostiki v profotbore kandidatov na sluzhbu v organy vnutrennih del i ocenki nadezhnosti sotrudnika // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah.[Psychopedagogy in law enforcement agencies] - 2015. - № 3(62). - pp. 106 - 113. (in Russian)
7. Klimov, E. A. Kak vybirat' professiyu : kn. dlya uchaschihsya st. klassov sred. shk. [How to choose a profession : book for students of art. classes of secondary school.] / E. A. Klimov. - 2-e izd., dop. i dorab. - M.: Prosveschenie Publ., 1990. - 158 p. (in Russian)
8. Kuz'micheva, Nadezhda Andreevna. Psihologicheskie osobennosti professiogrammy sotrudnikov podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih territorial'nyh organov vnutrennih del : dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk [Psychological features of the professionogram of employees of juvenile affairs units of territorial internal affairs bodies : dissertation ... candidate of Psychological Sciences]: 19.00.03 / Kuz'micheva Nadezhda Andreevna; [Mesto zaschity: Mosk. un-t MVD RF]. - Moskva, 2017. - 236 p. (in Russian)
9. Mihaylikov V.L., Mihaylikova V.V. Aktual'nye voprosy podgotovki sotrudnikov OVD k samostoyatel'nomu vypolneniyu sluzhebnyh obyazannostey: problemy i puti ih resheniya// Problemy pravoohranitel'noy deyatel'nosti. [Problems of law enforcement] 2021. № 1. pp. 52-57. (in Russian)
10. Nikulin S.G. Proektirovanie situativnyh zadach dlya formirovaniya lichnostno-professional'nyh kachestv sotrudnikov OVD // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. [Kazan Pedagogical Journal] 2020. № 3. pp. 173-178. (in Russian)
11. Rodin V.F. Samoregulyaciya psihicheskih sostoyaniĭ sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii.[Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.] 2019. № 3. p 271-276. (in Russian)
12. Chovdyrova, G. S. Psihologicheskie professional'no vazhnye kachestva operativnyh sotrudnikov razlichnyh napravleniy deyatel'nosti sistemy MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii.[Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.] - 2016. - № . 6. - pp. 197 - 204. (in Russian)