Липецкая область, Россия
УДК 159.9 Психология
Проблема профессионального становления личности интересовала представителей различных областей наук: социологии, психологии, педагогики. Толчком к изучению личности сотрудников ОВД и их профессиональных качеств, а также обучающихся в ведомственных образовательных организациях послужило создание психологической службы в МВД России. Процесс изучения психологических особенностей профессиограммы различных подразделений ОВД представляет остается актуальным в настоящее время в условиях, быстро сменяющихся социальных, политических и экономических условий. В статье изучены особенности профессиональной деятельности, задачи, стоящие перед подразделениями по делам несовершеннолетних, а также личностные качества сотрудников ПДН, помогающих им эффективно выполнять возложенные на них задачи. С помощью 16-факторного опросника Кеттелла выявлены психологические профессионально важные качества, отвечающие требованиям профессии, их особенности и влияние на профессиональную деятельность. В комплекс профессионально-важных качеств сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних можно отнести сочетание общих, особенных и индивидуальных качеств, необходимых для успешного выполнения своих функций, а именно общительность, эмоциональная устойчивость, ответственность, рациональность, практичность, консервативность, сила воли и собранность Изучены понятия «социальной защищенности», сплоченности, подготовленности, организованности, управляемости и открытости коллектива.
профессионально важные качества, подразделения по делам несовершеннолетних, социальная защищенность, социально-психологический климат, адаптация
Необходимость научной организации труда, эффективного подбора и распределения кадров нашла отражение в изучении профессиональных требований, подборе тестов, отборе кандидатов на службу. Изменяющиеся условия труда и новые требования профессий вызывают перестройку сформировавшихся навыков и развитие способностей. Для любой профессии важна не какая-либо отдельная способность и даже не их ряд, а вся совокупность качеств человека в их взаимной зависимости.
На сотрудника полиции в целом возлагается высокая степень ответственности, обусловленная сложностью и многозадачностью профессиональной деятельности, вероятностью причинения вреда здоровью, что формирует комплекс психологических требований к их личности и служебной деятельности. Соответствовать данным требованиям можно при наличии хорошей подготовки, высокой мотивированности служить интересам общества и государства. Сотрудники ОВД наделены широкими властными полномочиями, имеют дело в судьбами тысяч людей. Их деятельность затрагивает коренные интересы, личную безопасность, установленные законом права и имущественные интересы граждан. Они должны осознавать огромную ответственность за дело, порученное им государством [3, c.295].
Одной из гарантий успешного выполнений сотрудниками ПДН своих обязанностей и высокой мотивированности является социальная защищенность. Для сотрудников ОВД в целом и сотрудников ПДН в частности социальная защищенность включает особые социально-правовые, социально-экономические гарантии при выполнении задач служебной деятельности, нормативно-правовую базу, социально-психологический компонент, содержащий показатели их социального самочувствия, престижности их службы и морально-психологический климат среди коллег.
Социальная защищенность представляет собой сочетание защищенности сотрудников в правовой, экономической и духовной сферах и должна обеспечиваться в общественной, институциональной и конкретно-социальной сферах [6, с. 110].
Большое влияния на служебную деятельность оказывают социально-психологический климат в коллективе. Это комплексное явление, отражающее в себе практически все факторы жизнедеятельности коллектива и заметно влияющие на него. В коллективах с благополучным социально-психологическим климатом имеются следующие особенности:
- наблюдается хорошее настроение у сотрудников, позитивные психологические состояния, жизнь в коллективе становится интересной;
- стабилизируется и сплачивается коллектив, проявляется удовлетворенность совместным трудом и общением;
- производительность труда становится выше;
- более эффективно протекает процесс воспитания, создаются принципиальные отношения требовательности и взаимной взыскиваемости, уважения, дружбы [1, с. 224].
В подразделениях с неблагоприятным социально-психологическим климатом наблюдается:
- повышается текучесть кадров, неблагоприятная обстановка становится одной из причин перехода в другой коллектив и увольнений;
- наблюдается излишняя психическая напряженность, отрицательно влияющая также на здоровье сотрудников;
- повышается уровень конфликтности.
Социально-психологический климат в коллективе сотрудников в значительной мере зависит от [8, с. 65]:
- Условий и удовлетворенности сотрудников трудом;
- Состояния взаимоотношений и степени социально-психологической совместимости;
- Личности и стиля работы руководителя органов подразделения;
- Удовлетворенности сотрудников должностной позицией и официальным положением в коллективе.
Сплоченность коллектива выражается в согласованности ценностно-целевых ориентаций, мотивов поведения, эмоций, волевых усилий. Она отражает его членов, их стремление к взаимодействию с другими [2, с. 114].
Подготовленность коллектива к выполнению служебных задач связана с наличием необходимых сотрудникам профессиональных и коммуникативных навыков, знаний и умений, развитыми способностями согласовывать и координировать свои действия в рамках коллектива.
Организованность коллектива подразделения ПДН определяется тем как определены соответствующие формы организации совместной деятельности, рабочие места и трудовые задачи сотрудника, а также создана эффективна система реализации функций руководства и подчинения. Организованность – это явление взаимосвязи и иерархичности следующих свойств: направленность, самоуправляемость, единство действий, лидерство, стрессоустойчивость, межгрупповое единство [5, с. 98]. Организованность отражает существенные характеристики коллектива. Элементом организованности выступает согласование познавательных, мотивационно-целевых и операционно-коммуникативных элементов коллектива [10, с. 174].
Управляемость характеризуется как состояние управления коллективом, так и меру активизации и проявления его внутренних возможностей к самоорганизации. Все это определяет и податливость коллектива к групповому реагированию на все, объективно необходимые изменения условий и обстановку в коллективе.
Открытость коллектива означает добровольность нахождения в нем его участников, высокую меру присвоения ими его ценностей и значительность нахождения в нем.
Профессиональная деятельность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних сложна и многогранна. В связи с этим она предъявляет к нему множество требований, самое важное из которых наличие у него профессионально значимых качеств личности [9, с. 54].
Сотрудники ПДН борются с преступностью на вверенном им участке, участвуют в охране общественного порядка, защищают законность в обществе. Кроме непосредственной работы и общения с гражданами, они также работают с компьютером и служебными документами, занимаются организацией и планированием своего рабочего времени. Для успешного выполнения ими своих обязанностей им необходимы не только знания в области юриспруденции, но и знание психологических особенностей личности и поведения несовершеннолетних, владением социальной обстановки в обществе.
Сотрудникам ПДН в рамках своей работы необходимо взаимодействовать с различными государственными органами для сбора информации о несовершеннолетних, проживающих на территории их обслуживания и попавшими в сложные жизненные ситуации, особенно совершающие противоправные деяния.
В комплекс профессионально-важных качеств сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних можно отнести сочетание общих, особенных и индивидуальных качеств, необходимых для успешного выполнения своих функций [11, с. 273].
При изучении профессионально важных качеств сотрудников ОВД, нельзя забывать и о личностных особенностей, присущих каждому человеку и влияющих на профессиональную карьеру.
Без всестороннего ориентирования на существенные признаки указанного комплекса невозможно организация деятельности сотрудника и всех уровней его профессиональной подготовки, исключена сознательно управляемая и регулируемая его перспективная эффективность.
В связи повышенными эмоциональными, психическими и физическими нагрузками, сопровождающими деятельность сотрудников ОВД одним наиболее важных профессионально-личностных качеств является социально-психологическая адаптация [7, с.84].
При рассмотрении проблем социально-психологической адаптации необходимо рассматривать вопросы, связанные со спецификой структуры этой деятельности, определить совокупность знаний, умений и навыков, составляющих основу профессии/
Кроме того, можно выделить характерные психологические трудности и недостатки, которые в той или иной степени влияют на специфику деятельности сотрудников полиции. [12, c.199] Это быстрая смена эмоционального тонуса у сотрудников, которая проявляется зачастую в растерянности или разочарованности в службе, особенно при первых неудачах, преодоление психологического барьера при общении с различными категориями правонарушителей, неуверенность в правильности своих действий, недостаточный объем знаний по специфике задач, выполняемых подразделением, неполная укомплектованность подразделений, кадровый голод, а отсюда и возрастание служебной нагрузки, неупорядоченный рабочий день, недостаток личного времени, бытовая неустроенность, недостаточное денежное содержание.
В рамках изучения профессионально важных качеств сотрудников ПДН нами было проведено эмпирическое исследование. В данном исследовании приняли участие 40 сотрудников ПДН различных регионов России. У всех испытуемых высшее образование, стаж службы свыше 10 лет, что позволило нам оценить качества сотрудников, уже прошедших адаптацию к службе. Возраст респондентов в диапазоне от 30 до 40 лет.
С помощью 16-факторного опросника Кеттелла выявлены психологические профессионально важные качества, отвечающие требованиям профессии (рисунок 1).
Рисунок 1. Средние показатели личностного опросника Кеттелла
По шкале A все испытуемые, характеризуются как общительные и открытые, готовые к сотрудничеству и внимательные к людям. Сотрудникам ПДН свойственна легкость к установлению контактов, мягкосердечие. Они хорошо запоминают события, фамилии, имена и отчества всех, с кем контактируют.
По шкале B в среднем по выборке (8 стенов) можно сделать вывод, что сотрудники быстро усваивают материалы, у них хорошо развито абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. Результаты по шкале С свидетельствуют, что у всех сотрудников, в том числе успешных, развиты эмоциональная зрелость и устойчивость, высокая способность к соблюдению общественных норм.
Шкала E говорит о том, что все инспектора ПДН, склонны к независимости и лидерству в работе с несовершеннолетними.
По шкале F сотрудники в среднем по выборке (6,2 стена) импульсивны, серьезны и молчаливы.
Шкала G свидетельствует, что все инспектора, добросовестны, требовательны к себе, настойчивы, остроумны и руководствуются чувством долга.
Значения по шкале H демонстрируют, что все испытуемые, активны, предприимчивы, но склонны к риску.
По шкале I все сотрудники в среднем (7 и 7,5 стенов) впечатлительны и обладают высокой эмпатией, сопереживанием, сочувствием и пониманием окружающих людей, в первую очередь несовершеннолетних.
По шкале L все инспектора ПДН, достаточно открыты, уживчивы, терпимы к окружающим, иногда излишне уступчивы, что может мешать в работе с подростками.
Шкала М характеризует всех испытуемых в среднем по выборке (8 стенов) как творческих и мечтательных личностей.
По шкале N испытуемые в среднем по выборке (5 стенов) обладают прямолинейностью, простотой и непосредственностью поведения, а По шкале О сотрудники в среднем по выборке (8 стенов) показали такие качества, как ранимость, беспокойство, ипохондричность и излишнюю чувствительность.
Q1 – все сотрудники – консерваторы, они склонны к морализации и нравоучениям по отношению к подросткам.
Q2 – все испытуемые – нонконформисты, они мыслят самостоятельно, ориентированы на собственные решения, находчивы.
Q3 – все инспектора ПДН имеют сильную волю, умеют контролировать свое поведение и эмоции.
Q4 – всем сотрудникам присуща высокая мотивация, энергичность, собранность в работе. Этот фактор показывает оптимальный эмоциональный тонус и высокую стрессоустойчивость.
Таким образом, исследование личности инспектора ПДН при помощи методики шестнадцати факторного опросника Р. Кеттелла показало, что испытуемые характеризуются, как общительные и открытые, готовые к сотрудничеству и внимательные к людям. Сотрудникам свойственна легкость к установлению контактов, мягкосердечие, хорошая память, они запоминают события, фамилии, имена и отчества всех, с кем контактируют.
По методике Кеттелла у сотрудников ПДН статистически значимо развиты такие качества, как общительность, эмоциональная устойчивость, ответственность, рациональность, практичность, консервативность, сила воли и собранность. Больший процент испытуемых обладает высокой нормативностью поведения, развитым чувством долга, ответственностью, а также развитыми лидерскими качествами.
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. ¬- 335 с.
2. Бурыкин, В. М., Марьин, М. И., Петров, В. Е. и др. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел : методическое пособие. - М.: ГУК МВД России, 2003. - 211 с.
3. Доттуев Т. И. Применение динамического обучения в системе повышения квалификации для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции // МНКО. 2020. №3 (82). C. 294-296.
4. Душкин, А. С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел подразделений по делам несовершеннолетних : дисс. … канд. психол. наук : 19. 00. 06 / Душкин Антон Сергеевич; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ].- СПб., 2010. - 205 с.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавра и магистра «Психология» и психологическим специальностям / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 239, [1] с.
6. Караваев, А. Ф., Крук, В. М., Носс, И. Н., Виноградов, М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органы внутренних дел и оценки надежности сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3(62). - С. 106 - 113.
7. Климов, E. A. Как выбирать профессию : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Е. А. Климов. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 158 с.
8. Кузьмичева, Надежда Андреевна. Психологические особенности профессиограммы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Кузьмичева Надежда Андреевна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ]. - Москва, 2017. - 236 с.
9. Михайликов В.Л., Михайликова В.В. Актуальные вопросы подготовки сотрудников ОВД к самостоятельному выполнению служебных обязанностей: проблемы и пути их решения// Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 1. С. 52-57. 38.
10. Никулин С.Г. Проектирование ситуативных задач для формирования личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 173-178.
11. Родин В.Ф. Саморегуляция психических состояний сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. C 271-276.
12. Човдырова, Г. С. Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № . 6. - С. 197 - 204.