A VARIETY OF FORMS OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF THE MUSEUM ROOM AS A WAY OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The issue of creative self-development of the individual has now become so relevant that it is rightfully considered one of the main components of modern life. The article reveals the ways of formation of creative self-development of students through various forms of activity of the school museum room, the results of their success are presented. Many years of experience working with students shows that the head is the organizer of creative self-development of the individual, the formation of personal growth of students depends on the level of development of his creative potential.

Keywords:
museum room, new ideas, creative self-development of personality, joint creativity of students and the head, personal growth
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает, что отражено в современных нормативно-правовых документах об образовании в РФ, а также в научных трудах многих отечественных ученых в области педагогики (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Т.Н. Гущина, Л.Г. Логинова и др.). Дополнительное образование «представляет собой феномен и процесс свободно избранного ребенком освоение знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования» [10].

Система дополнительного образования призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей учащихся, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни, при этом важно разнообразие форм организации деятельности, что помогает учащимся формировать свой творческий мир. Это импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску.

Именно в системе дополнительного образования возможно создание, поддержание ценностно-ориентированной образовательной среды, благоприятной для саморазвития и  творческой самореализации детей и молодежи, а также реализация инновационных образовательных практик, направленных на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания свободного человека, ответственного за свое будущее [7].

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу можно добиться путем вовлечения школьников в активную деятельность во внеурочное время, что значит «вовлечь в активную деятельность»? Вовлечь в деятельность – это значит создать такие условия, чтобы у ребенка появилась внутренняя мотивация к участию в этой деятельности, чтобы она направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл. Только в этом случае личностно развивающий, воспитательный, потенциал внеурочной деятельности может быть реализован в полной мере. А потому те виды внеурочной деятельности, которые предлагает школа своим ученикам, должны быть привлекательны для них, отвечать их потребностям и интересам!

Творческая деятельность обучающихся организуется как на уроках, так и во внеклассной внеурочной работе. Во все времена творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. Нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Творчество - процесс создания нового. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений – это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста. Саморазвитие рассматривается как тенденция к самораскрытию и саморазвертыванию творческого потенциала. При исследовании тенденций и перспектив творчески саморазвивающейся личности как приоритетной и системообразующей цели образования XXI в., были учтены известные научные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах В.И. Андреева  [1], Г.М. Белозерских [2], Вайнцвайг П. [3], В.А. Воронова [4], И.Э. Гликман [5], Е.Б. Евладовой [6], М.И. Рожкова и И.В. Ивановой [7]. Важно, чтобы эта деятельность была интересна педагогу, и чтобы она удовлетворяла его потребности – творческие, эстетические. Творческое развитие позволяет лучше узнать и понять себя, найти новые решения для стандартных проблем, взглянуть на мир по-новому, повысить собственную эффективность и мн. др.

В новых стандартах внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Это художественные студии, спортивные секции, факультативы, олимпиады, экскурсии, предметные кружки, военно-патриотические объединения и т.д. Первым опытом работы по совместной творческой деятельности с учащимися стало участие в декабре 2002 г. в городском семинаре развития ученического самоуправления «Воспитание юного калужанина» в рамках исторической недели. 

Созданием оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории и культуры родного края через различные формы организации деятельности стала музейная комната как результат многолетней работы кружка. Музейная комната — это не просто особый учебный кабинет школы, но один из воспитательных центров открытого образовательного пространства, который предоставляет возможности для творческого саморазвития личности.

Школьная музейная комната дает учащимся возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности. Творческая деятельность, как правило, -многообразная деятельность. «Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать», - отмечал Л.Н. Толстой. Главной целью и задачей создания музейной комнаты является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность. При исследовании тенденций и перспектив творческой деятельности школьников, вовлечения их в творческий процесс были учтены научные наработки в этой сфере, получившие отражение в проекте методических рекомендаций по направлению «Личностное развитие», «Творческое развитие» [9].

В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Основной критерий творчества - уникальность его результата. Одним из важных направлений деятельности  музейной комнаты является краеведческая работа. Этой тематике соответствует и оформление экспозиций школьной музейной комнаты на историческую и краеведческую тематику. Калужская земля имеет богатую историю. При работе над созданием экспозиций, мы сделали акцент на изучение важнейших исторических событий Калужского края. Краеведческая работа музейной комнаты имеет своей целью дальнейшее объединение всех творческих сил учеников. Успех работы музейной комнаты зависит, прежде всего, от участия в ней широкого ученического актива, способного систематически собирать, изучать и обрабатывать новые материалы, оказывать содействие руководителю в их использовании. Хочется отметить атмосферу совместного творчества учеников и руководителя в подготовке и оформлении материала экспозиции – появляется всё больше инициативных, деятельных, творческих ребят, которые предлагают новые идеи. При исследовании современных тенденций и перспектив создания музейных экспозиций, а также практики новых экспозиционных решений музеев и выставок были учтены известные научные наработки в этой сфере, получившие отражение в труде Розенблюма Е.А. [7]. В 2018 г. актив музейной комнаты занял I место в смотре-конкурсе активов школьных музеев, посвященном 75-ой годовщине освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков. С созданием юнармейского отряда «Наша Победа» активистами музейной комнаты и юнармейцами накануне 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне был создан фильм «Спасибо вам за мужество и стойкость», который демонстрировался в школьном онлайн-проекте «От героев былых времен». В 2020 г. школьная музейная комната приняла участие в конкурсе лучших музеев (кабинетов, уголков) общеобразовательных организаций городских округов Калужской области.  По итогам конкурса Законодательным Собранием Калужской области музейная комната была награждена Дипломом I степени в номинации «Лучший школьный музей (кабинет, уголок) памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Ежегодно музейная комната участвует в городских конкурсах-смотрах экспозиций, посвященных событиям Великой Отечественной войны на Калужской земле, становясь призерами и победителями: «Подвиг. Победа. Память» - I место, «Именно Калужская земля и была той территорией, где зарождалась Россия, российский суверенитет» -I место; «Три события, три подвига, одна Победа!» -I место.

В честь 650-летия г. Калуга Центром «Созвездие» был проведен конкурс «История Калуги в экспозициях школьных музеев» среди музеев / музейных комнат / уголков Боевой славы муниципальных общеобразовательных учреждений г. Калуги. Совет школьного музея нашей школы занял I место в номинации «Музей общеобразовательного учреждения».

Благоприятные условия для саморазвития личности создаются не только для коллективной деятельности, но и индивидуальной. Главная причина вовлечения учащегося в процесс исследования является его личный интерес к какой-либо теме. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ должны подбираться в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Внеурочная деятельность ставит во главу угла достижение личностных результатов. Музейная комната помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Она преследует очень важные цели: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, овладение методами познания, участие в созидательном процессе, углубление знаний и представлений об окружающем мире, развитие способностей и познавательных интересов. В практике работы музейной комнаты сложился определенный перечень тем, который мы успешно, на наш взгляд, разрабатываем с учащимися не один год. Это темы проектов: «История моей семьи в истории моей страны», «Горды тобой, Калужская земля, твоей страницей летописи доблестных побед».

Занятие исследовательской деятельностью является залогом успешного самоопределения, следовательно, является одним из факторов успешности учащихся. Выступая с исследовательской работой «Военный путь моего прадеда», Лобач Юлия стала лауреатом II степени IV историко-краеведческих чтений «Военная история Калужского края», лауреатом I степени Открытого Всероссийского конкурса «Наша Великая Победа» 1941-1945, победителем Международного конкурса патриотической направленности «Родина моя». С исследовательской работой «Горды тобой, Калужская земля, твоей страницей летописи доблестных побед» Мисинчук Андрей стал лауреатом I степени Открытого Всероссийского конкурса «Наша Великая Победа» 1941-1945 и дипломантом III степени Международного конкурса патриотической направленности «Родина моя».

Дополнительное образование может существенно улучшить качество школьного образования и обладает значительным потенциалом для развития творческих способностей школьников. Конкурсы — также неотъемлемая часть музейной работы, это мотивационное поле, стимулирующее саморазвитие. В 2019 г. творческий коллектив музейной комнаты занял III место в смотре-конкурсе литературно-музыкальных композиций «Калужский край – ты часть моей России», посвященного 75-ой годовщине образования Калужской области. Успех внеурочной деятельности всецело связан с педагогом – его личной заинтересованностью, творческими качествами. Большой интерес и творческий стимул для обучающихся – выступления. Многообразие конкурсов патриотического содержания помогают им наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, дают возможность проявить себя и как автор литературного сочинения, и как актер, и как исполнитель песни. Сова Ульяна пишет стихи, юбилею Калуги она посвятила свое стихотворение «Моя Калуга». Принимая участие в городском смотре-конкурсе литературно-музыкальных композиций «Калужский край – душа России» в номинации «Именно калужский край и был той территорией, где зарождалась Россия, российский суверенитет», Ловчикова Елизавета получила  Диплом за лучшее воплощение сценического образа, образ Екатерины II. Ефанов Данила, участвуя в Международном конкурсе-фестивале искусств «Новое поколение 2019», стал лауреатом I степени в номинации: Вокал. Патриотическая песня «Варшавское шоссе-дорога огненной войны». Дипломом I степени Международного конкурса патриотической направленности «Родина моя» в номинации: патриотическая песня «Люблю тебя, Калужский край» награжден актив музейной комнаты.

За многие годы работы музейной комнаты сложилась система героико-патриотического и нравственного воспитания учащихся. О проявлении заботы, внимания, уважения к ветеранам войны учащимися музейной комнаты нашей школы написано в газете «Калужский перекресток в статье «Откликнулась только учительница» от 24.06.2015 г. У нас есть замечательная традиция – появилась она с 2015 г. – поздравлять накануне 9 Мая участника войны, жительницу села Антопьево Бабынинского района Шишову Нину Васильевну с Днем Победы. Мы не могли оставить без внимания этого ветерана, прочитав в газете статью «О детях войны забыли», написанную Н.В. Шишовой. На базе музейной комнаты проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, уроки, исторические викторины, обучающие семинары. В 2018 г. на базе музейной комнаты проходил городской семинар «Школьный музейный ресурсный центр как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях реализации ФГОС», где состоялась презентация школьного кружка «Патриоты» и музейной комнаты как Центра по гражданско-патриотическому воспитанию. Активисты музейной комнаты вместе с учащимися школы участвуют во многих городских акциях. Мы гордимся тем, что в 2021 г. активисты музейной комнаты вместе с представителями Калужского отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство», юнармейским отрядом «Наша Победа», приняли участие в акции, посвящённой открытию мемориальной доски, выпускнику школы, старшему лейтенанту Каменскому Евгению Сергеевичу, погибшему при выполнении служебного задания в Чечне.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. В условиях развития современной системы образования и воспитания музейная комната все больше выступает как средство развития творческих способностей детей, способностей, необходимых человеку во всех сферах деятельности. 

References

1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Innovacionnyy kurs. Kn.1. Kazan': Izd-vo KazGU, 1998. - 617 s.

2. Belozerskih G.M. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti // Nachal'naya shkola. - 1994. 3. Vayncvayg P. Desyat' zapovedey tvorcheskoy lichnosti. - M., 1990.

3. Voronov V.A. Vospitanie krasotoy // Nachal'naya shkola. - 1992. - №5-6.

4. Glikman I.Z. Podgotovka k tvorchestvu: uchebnoe issledovanie shkol'nikov // Metodist. - 2007. - №7.

5. Evladova E.B. Vozmozhnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya po razvitiyu intellektual'nogo i tvorcheskogo potenciala detey //Dopolnitel'noe obrazovanie. - 2001. - №5. - S.4-7.

6. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov // Pedagogika. - 2020. - T.84.- №8.- S. 63-72.

7. Rozenblyum E.A. Vremya i prostranstvo v muzeynoy ekspozicii // Muzeynaya ekspoziciya. Teoriya i praktika. Iskusstvo ekspozicii. Novye scenarii i koncepcii. - M.: 1997. S.108-117.

8. Analitika kul'turologii. [Elektronnyy resurs]Rezhim dostupa // http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/1586

9. Ivanova I.V. Non-formal Education Investing in Human Capital // Russian Education & Society. 2016. - Issue 11. Vol.58. Pp.718-731.

Login or Create
* Forgot password?