THE UPBRINGING AND THE SOCIALIZATION OF PUPILS IN CONDITIONS OF THE EXTRACURRICULAR EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the questions of the upbringing of pupils through the actualization of the accents of values and meaning. The particular attention is paid to the activity forms of the organization of processes of the upbringing and socialization of the pupils in conditions of the extracurricular education.

Keywords:
the national ideal of upbringing, the base values of the Russian society, the accents of values and meaning, socially important deeds
Text
Publication text (PDF): Read Download

Развитие российской государственности и гражданского общества вызывает особые требования к воспитанию нынешнего поколения детей, которое получит опыт неравнодушного отношения к окружающей действительности, проблемам современности. Обществу и государству нужны социально активные личности. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 1].

В государственных нормативных документах стратегического планирования отмечается, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1, с. 2].

Ценностный аспект воспитательного процесса рассматривается, прежде всего, как основа формирования личности, обладающей приоритетными для общества социальными качествами и потребностями, интеллектуальными, эмпатийными и нравственными свойствами. Ценностный поход к воспитанию отражает связь между теорией и практикой воспитания. Авторы исследования сущности воспитательного процесса Л.В. Байбородова и М.И. Рожков отмечают, что «стратегии воспитания определяют те основные направления воспитательной деятельности, в основе которых лежат ценностные смыслы человеческого бытия» [3, с. 37]. Основные направления воспитательной деятельности объединены формируемыми ценностными основаниями личности [6]. При этом исследователи выделяют основные стратегии воспитания:

  • социализирующая – предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей;
  • культурологическая – ориентирует на освоение элементов культуры, при этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания, на формировании этнической идентичности;
  • акмеологическая – раскрытие потенциалов воспитанников, выбор ими сферы применения и развития своих способностей, удовлетворения амбиций;
  • экзистенциальная – раскрытие потенциалов воспитанников, диктуемое особенностями и потребностями развития собственно человека.

Реализация общественно значимых практик только в рамках школы признается многими специалистами неэффективной. Именно дополнительное образование нашей страны имеет богатейший опыт организации внешкольной воспитательной работы, направленный на воспитание свободной и ответственной личности, готовой к активному преобразованию себя и окружающего мира [4],  в том числе на основе реализации проектирования: как социального, творческого, так и экзистенциального [5].

Педагоги Центра «Созвездие» осознают, что совместное деятельностное участие – наилучший принцип воспитания. Обучающиеся, их родители и педагоги объединяются вокруг конкретных проектов, реализация которых демонстрирует ценностно-смысловые акценты содержания воспитательной деятельности. В совместной социально значимой деятельности то, о чем наставники всегда говорили со своими воспитанниками – Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество − приобретает конкретный смысл, становится для ребенка руководством к действию.

Организуемые общественно значимые мероприятия можно сгруппировать в соответствии ценностно-смысловыми акцентами.

  1. Принятие ценности человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

В основе мероприятий – принятие ценности человека, человечности; формирование умений согласовывать интересы, позиции, цели.

Мероприятия: квесты «Дорогами сказок» и «Путь к Созвездию», где в ходе игрового общения ребята, преодолевая трудности, опираясь на свои уже сформировавшиеся нравственные качества, учатся принимать верные решения, приходят к желанной цели. Особенно важно привлекать к таким мероприятиям родителей. Возможность увидеть свою маму или папу в другом амплуа и, тем самым, испытать гордость за нее или него, а для родителей - новый опыт и возможность увидеть своего ребенка со стороны. Педагоги в этом случае выступают как грамотные и опытные проводники.

Конкурс детских рисунков и плакатов «Мы против террора!» помогает детям задуматься о ценности человеческой жизни, о гуманности.

  1. Формирование мотивов и ценностей детей и подростков в сфере отношений к России как Отечеству.

 Посредством мероприятий проходит освоение культурных ценностей своего народа, базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих идеалов в контексте формирования российской гражданской идентичности.

Мероприятия: концертно-информационные программы в рамках проекта «Их подвиг в наших сердцах», которые проведены в этом году совместно с Общественной палатой Калужской области. Эмоционально насыщенные мероприятия способствовали формированию эмпатии детей, пониманию важной и трудной доли, которая выпала нашим дедам и прадедам.

Традиционно в интернет-пространстве ежегодно проходит виртуальная стена памяти «Никто не забыт», информационный проект «Знай наших!» о героях Великой Отечественной войны Калуги и Калужской области.

Для подростков школ города ежегодно проводится военно-полевой слет «Тропа героя», который помогает молодым людям испытать свои силы, проявить находчивость, выносливость, получить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи, начальной военной подготовке и мн. др.

  1. Формирование партнерских отношений с родителями, компетенций будущего семьянина.

Происходит активное содействие учащимся и их родителям в реализации индивидуальных и возрастных потребностей; культурных и социальных интересов их семей.

Мероприятия: ежегодно в мае Центр «Созвездие» организует «Неделю семейного творчества», посвященную Дню семьи. Педагоги Центра проводят мастер-классы, выставки, лектории, в которых принимают участия семьи наших обучающихся и жителей микрорайона. Поддерживаются традиции самого семейного праздника – Нового года: конкурс семейного творчества «Новогодняя игрушка», семейный праздник «Ёлка нашего посЁлка», «Рождественские посиделки» помогают сплотить семьи и, возможно, создать новые семейные традиции.

  1. Формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии.

Событийные мероприятия способствуют осмыслению роли труда для достижения материального и духовного успеха и благополучия человека, профессиональном самоопределении подростков, приобретении трудовой культуры человека.

Мероприятия: профориентационный проект «Мы из будущего» проводится для воспитанников детских садов и учащихся г. Калуги. В него входят конкурсы: рисунков «Моя будущая профессия»; эссе «Мысли о профессии»; фотоколлажей «Профессия моих родителей»; изделий декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»; лэпбуков «Мир профессий». Проводятся мастер-классы по написанию резюме «Азбука трудоустройства».

  1. Формирование мотивационно-ценностных отношений детей к природе.

Осуществляется содействие в формировании экологического самосознания, повышении роли экологической культуры для обеспечения личного и общественного здоровья и безопасности.

          Мероприятия реализуются в рамках проектов «Крышечки Добра», «Батарейку принеси – ежика спаси!», «Птичья столовая». Организуются мастер-классы «Тропа эколога», «Вторая жизнь старых вещей».

  1. Формирование мотивационно-ценностных отношений детей и подростков в сфере здорового образа жизни.

Деятельность нацелена на воспитание ответственности за свое здоровье; содействие осознанию учащимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Мероприятия: конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни!» проводится ежегодно для учащихся школ города. Челлендж «Заснежило!», в ходе которого дети и подростки лепят снежные спортивные фигуры или фигурные композиции; конкурс среди муниципальных общеобразовательных учреждений на лучшее мероприятие на свежем воздухе в рамках проекта «Поколение ЗОЖ»

В настоящее время большинство педагогов МБОУЦДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги активно применяют проектные и интерактивные технологии, методы проблемного обучения, такие как: эвристический, частично-поисковый, поисковый; метод развивающего обучения, кейс-метод. В образовательной и воспитательной практике используются методики исследовательской деятельности, творческого и социального проектирования; технологии организации деловых игр; игровые методики, ролевые игры и квесты, дискуссии и диспуты, интеллектуально-творческие экспедиции, тематические гостиные и марафоны, общественно-значимые акции (флешмобы, трудовые операции, социальные и арт-проекты, «живые баннеры») и др.

Применение современных форм организации учебно-воспитательного процесса на практике приводит к следующим положительным результатам: обучающиеся становятся более инициативными и активными в познавательной и творческой деятельности; возрастает интерес к самостоятельному действию на благо местного сообщества, своей страны.

Применяемые технологии, разнообразные методы и формы работы преимущественно интерактивного и проектного характера способствуют отражению ценностных смыслов человеческого бытия в реальных делах.

В ходе социализации посредством активного участия в общественной деятельности ребенок усваивает социальное знание, получает представление о социальных ролях, превращает нормы и ценности гражданского общества в личные убеждения. Можно сделать вывод, что социально значимая деятельность оказывает значительное влияние и способствует формированию характера, свойств личности; при этом, усваиваются социальные роли; гендерные и социальные стереотипы; находятся примеры для подражания. Целенаправленная деятельность, по нашему мнению, поможет воспитать компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную.

References

1. Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 304-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya».

2. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 29 maya 2015 goda № 996-r.

3. Bayborodova L.V. Cennostno-smyslovye osnovy vospitatel'noy deyatel'nosti: Uchebnik dlya studentov bakalavriata napravleniy «Pedagogicheskoe obrazovanie» i «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» / L.V. Bayborodova, M.I. Rozhkov.  Yaroslavl': Yaroslavskiy gosudarstvennyy universitet im. K.D. Ushinskogo, 2020. - 367 s.

4. Teoreticheskie osnovaniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya podrostkov : monografiya / I.V. Ivanova, M.I. Rozhkov, T.V. Masharova, L.V. Bayborodova, T.V. Lushnikova; pod red. I.V. Ivanovoy. - M.: RUSAYNS, 2020. - 132 s

5. Ivanova I.V. Ot social'nogo proektirovaniya - k razrabotke i realizacii proektov sobstvennoy zhizni / I.V. Ivanova // Vospitanie shkol'nikov. - 2021.- №3. - S. 57-66.

6. Yakovlev S.V. Vospitanie cennostnyh osnovaniy lichnosti v usloviyah kul'turnoy sredy, organizovannoy pedagogom // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. № 4. S. 25.

Login or Create
* Forgot password?