ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы воспитания обучающихся посредством актуализации ценностно-смысловых акцентов. Особое внимание уделяется деятельностным формам организации процессов воспитания и социализации обучающихся в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова:
национальный воспитательный идеал, базовые ценности российского общества, ценностно-смысловые акценты, общественно значимые дела
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Развитие российской государственности и гражданского общества вызывает особые требования к воспитанию нынешнего поколения детей, которое получит опыт неравнодушного отношения к окружающей действительности, проблемам современности. Обществу и государству нужны социально активные личности. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 1].

В государственных нормативных документах стратегического планирования отмечается, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1, с. 2].

Ценностный аспект воспитательного процесса рассматривается, прежде всего, как основа формирования личности, обладающей приоритетными для общества социальными качествами и потребностями, интеллектуальными, эмпатийными и нравственными свойствами. Ценностный поход к воспитанию отражает связь между теорией и практикой воспитания. Авторы исследования сущности воспитательного процесса Л.В. Байбородова и М.И. Рожков отмечают, что «стратегии воспитания определяют те основные направления воспитательной деятельности, в основе которых лежат ценностные смыслы человеческого бытия» [3, с. 37]. Основные направления воспитательной деятельности объединены формируемыми ценностными основаниями личности [6]. При этом исследователи выделяют основные стратегии воспитания:

  • социализирующая – предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей;
  • культурологическая – ориентирует на освоение элементов культуры, при этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания, на формировании этнической идентичности;
  • акмеологическая – раскрытие потенциалов воспитанников, выбор ими сферы применения и развития своих способностей, удовлетворения амбиций;
  • экзистенциальная – раскрытие потенциалов воспитанников, диктуемое особенностями и потребностями развития собственно человека.

Реализация общественно значимых практик только в рамках школы признается многими специалистами неэффективной. Именно дополнительное образование нашей страны имеет богатейший опыт организации внешкольной воспитательной работы, направленный на воспитание свободной и ответственной личности, готовой к активному преобразованию себя и окружающего мира [4],  в том числе на основе реализации проектирования: как социального, творческого, так и экзистенциального [5].

Педагоги Центра «Созвездие» осознают, что совместное деятельностное участие – наилучший принцип воспитания. Обучающиеся, их родители и педагоги объединяются вокруг конкретных проектов, реализация которых демонстрирует ценностно-смысловые акценты содержания воспитательной деятельности. В совместной социально значимой деятельности то, о чем наставники всегда говорили со своими воспитанниками – Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество − приобретает конкретный смысл, становится для ребенка руководством к действию.

Организуемые общественно значимые мероприятия можно сгруппировать в соответствии ценностно-смысловыми акцентами.

  1. Принятие ценности человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

В основе мероприятий – принятие ценности человека, человечности; формирование умений согласовывать интересы, позиции, цели.

Мероприятия: квесты «Дорогами сказок» и «Путь к Созвездию», где в ходе игрового общения ребята, преодолевая трудности, опираясь на свои уже сформировавшиеся нравственные качества, учатся принимать верные решения, приходят к желанной цели. Особенно важно привлекать к таким мероприятиям родителей. Возможность увидеть свою маму или папу в другом амплуа и, тем самым, испытать гордость за нее или него, а для родителей - новый опыт и возможность увидеть своего ребенка со стороны. Педагоги в этом случае выступают как грамотные и опытные проводники.

Конкурс детских рисунков и плакатов «Мы против террора!» помогает детям задуматься о ценности человеческой жизни, о гуманности.

  1. Формирование мотивов и ценностей детей и подростков в сфере отношений к России как Отечеству.

 Посредством мероприятий проходит освоение культурных ценностей своего народа, базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих идеалов в контексте формирования российской гражданской идентичности.

Мероприятия: концертно-информационные программы в рамках проекта «Их подвиг в наших сердцах», которые проведены в этом году совместно с Общественной палатой Калужской области. Эмоционально насыщенные мероприятия способствовали формированию эмпатии детей, пониманию важной и трудной доли, которая выпала нашим дедам и прадедам.

Традиционно в интернет-пространстве ежегодно проходит виртуальная стена памяти «Никто не забыт», информационный проект «Знай наших!» о героях Великой Отечественной войны Калуги и Калужской области.

Для подростков школ города ежегодно проводится военно-полевой слет «Тропа героя», который помогает молодым людям испытать свои силы, проявить находчивость, выносливость, получить знания и умения по оказанию первой доврачебной помощи, начальной военной подготовке и мн. др.

  1. Формирование партнерских отношений с родителями, компетенций будущего семьянина.

Происходит активное содействие учащимся и их родителям в реализации индивидуальных и возрастных потребностей; культурных и социальных интересов их семей.

Мероприятия: ежегодно в мае Центр «Созвездие» организует «Неделю семейного творчества», посвященную Дню семьи. Педагоги Центра проводят мастер-классы, выставки, лектории, в которых принимают участия семьи наших обучающихся и жителей микрорайона. Поддерживаются традиции самого семейного праздника – Нового года: конкурс семейного творчества «Новогодняя игрушка», семейный праздник «Ёлка нашего посЁлка», «Рождественские посиделки» помогают сплотить семьи и, возможно, создать новые семейные традиции.

  1. Формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии.

Событийные мероприятия способствуют осмыслению роли труда для достижения материального и духовного успеха и благополучия человека, профессиональном самоопределении подростков, приобретении трудовой культуры человека.

Мероприятия: профориентационный проект «Мы из будущего» проводится для воспитанников детских садов и учащихся г. Калуги. В него входят конкурсы: рисунков «Моя будущая профессия»; эссе «Мысли о профессии»; фотоколлажей «Профессия моих родителей»; изделий декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»; лэпбуков «Мир профессий». Проводятся мастер-классы по написанию резюме «Азбука трудоустройства».

  1. Формирование мотивационно-ценностных отношений детей к природе.

Осуществляется содействие в формировании экологического самосознания, повышении роли экологической культуры для обеспечения личного и общественного здоровья и безопасности.

          Мероприятия реализуются в рамках проектов «Крышечки Добра», «Батарейку принеси – ежика спаси!», «Птичья столовая». Организуются мастер-классы «Тропа эколога», «Вторая жизнь старых вещей».

  1. Формирование мотивационно-ценностных отношений детей и подростков в сфере здорового образа жизни.

Деятельность нацелена на воспитание ответственности за свое здоровье; содействие осознанию учащимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Мероприятия: конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни!» проводится ежегодно для учащихся школ города. Челлендж «Заснежило!», в ходе которого дети и подростки лепят снежные спортивные фигуры или фигурные композиции; конкурс среди муниципальных общеобразовательных учреждений на лучшее мероприятие на свежем воздухе в рамках проекта «Поколение ЗОЖ»

В настоящее время большинство педагогов МБОУЦДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги активно применяют проектные и интерактивные технологии, методы проблемного обучения, такие как: эвристический, частично-поисковый, поисковый; метод развивающего обучения, кейс-метод. В образовательной и воспитательной практике используются методики исследовательской деятельности, творческого и социального проектирования; технологии организации деловых игр; игровые методики, ролевые игры и квесты, дискуссии и диспуты, интеллектуально-творческие экспедиции, тематические гостиные и марафоны, общественно-значимые акции (флешмобы, трудовые операции, социальные и арт-проекты, «живые баннеры») и др.

Применение современных форм организации учебно-воспитательного процесса на практике приводит к следующим положительным результатам: обучающиеся становятся более инициативными и активными в познавательной и творческой деятельности; возрастает интерес к самостоятельному действию на благо местного сообщества, своей страны.

Применяемые технологии, разнообразные методы и формы работы преимущественно интерактивного и проектного характера способствуют отражению ценностных смыслов человеческого бытия в реальных делах.

В ходе социализации посредством активного участия в общественной деятельности ребенок усваивает социальное знание, получает представление о социальных ролях, превращает нормы и ценности гражданского общества в личные убеждения. Можно сделать вывод, что социально значимая деятельность оказывает значительное влияние и способствует формированию характера, свойств личности; при этом, усваиваются социальные роли; гендерные и социальные стереотипы; находятся примеры для подражания. Целенаправленная деятельность, по нашему мнению, поможет воспитать компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную.

Список литературы

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.

3. Байбородова Л.В. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: Учебник для студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков.  Ярославль: Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского, 2020. - 367 с.

4. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков : монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: РУСАЙНС, 2020. - 132 с

5. Иванова И.В. От социального проектирования - к разработке и реализации проектов собственной жизни / И.В. Иванова // Воспитание школьников. - 2021.- №3. - С. 57-66.

6. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 25.

Войти или Создать
* Забыли пароль?