THE MISSION OF THE CLASS TEACHER IN THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the mission of the class teacher to implement the patriotic education of younger students in extracurricular activities. The article provides an analysis of the views of researchers on the problem of patriotism and patriotic education of younger students. The authors of the article note the role of the class teacher in the process of becoming a child's personality.

Keywords:
class teacher, patriotism, patriotic education, junior schoolchild, elementary school
Text
Text (PDF): Read Download

В современных условиях одной из главных задач образовательной организации становится патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие чувства любви к своей стране, малой родине. Идея необходимости формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности закреплена в нормативных правовых документах.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» уделяет внимание «разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации», в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. примерной программе воспитания [8], [4]. Указанные нормативно-правовые документы направлены на переосмысление ценностей – гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция. Также уделяется особое внимание формированию у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям.

Любопытным представляется, что исследователь И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как о взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, в том числе  любовь к Отчизне, заботливое отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, труд на благо Родины, соблюдение и приумножение традиций народа, стремление и способность защищать Родину, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, любовь к малой родине, уважение обычаев и культуры других стран и народов, желание к сотрудничеству с ними [7]. 

Исследовательский поиск показал, что процесс воспитания направлен на усвоение накопленных обществом знаний и норм, а также овладение определенными трудовыми умениями. Т.М. Маслова считает, что патриотическое воспитание младших школьников представляет собой целенаправленный, педагогически организованный процесс воспитания, направленный на освоение позитивного, эмоционального и ценностного отношения к окружающей среде и ближайшему окружению, стремления к его сохранению и развитию [3, с. 147].

Широкое распространение получило представление о том, что в процессе патриотического воспитания необходимо учитывать региональный компонент, особенно при работе с младшими школьниками, которые познают окружающий мир путем освоения того, с чем они сталкиваются и взаимодействуют лично [1, с. 122]. Приобщение к богатствам национальной культуры происходит во время знакомства ребенка с родным краем, городом, его достопримечательностями и культурой.

Результаты проведенного научного поиска позволяют утверждать, что процесс патриотического воспитания включает в себя образовательную составляющую: определенную систему знаний о стране, государстве, народностях и их многообразии, культурологический аспект предполагает формирование знаний о культуре своей страны, ее специфических особенностях, традициях, о культуре народностей, которые проживают на территории нашей страны, знание их особенностей и традиций. Такая система работы воспитывает подлинное уважение к своим корням, к своей культуре, к своему народу, к культуре, традициям других народов и, с другой стороны, толерантное отношение к окружающим его культурам, народам и историческому опыту [2].

В теории и практике отечественной педагогики представлена позиция, согласно которой в системе патриотического воспитания младших школьников, особая миссия отведена классному руководителю. Период детства считается наиболее благоприятным для воспитания и привития чувства любви к Родине. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, формируется общая направленность личности. В связи с этим именно в начальной школе должна проводиться систематическая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следовательно, встает вопрос о роли классного руководителя в процессе патриотического воспитания младших школьников.

В начальной школе классный руководитель, в первую очередь, создает условия для адаптации ребенка к совершенно новым условиям школы и ее требованиям, а также условия для успешного взаимодействия с одноклассниками [6, с. 63]. Классный руководитель помогает детям освоить нормы и правила общения, в том числе создавая различные ситуации, при которых учащиеся общаются с каждым одноклассником, независимо от того, взаимодействуют они между собой вне учебных занятий или нет. Отметим, что на протяжении всего обучения в школе классный руководитель должен осуществлять систематическую воспитательную работу с классом.

 П.В. Степанов подчеркивает, в условиях реализации нового стандарта необходима организация внеурочной воспитывающей деятельности детей, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке [5, с. 41].

В рамках работы по патриотическому воспитанию с младшими школьниками могут проводиться мероприятия, как в стенах школы, так и за ее пределами. Учителем могут быть организованы различные классные часы: мини-лекции с викториной по рассмотренному материалу или групповые выступления с докладами, например, по темам «Россия – наша Родина», «Государственные праздники» и др. Также классный руководитель может к работе привлечь родителей, их помощь потребуется при сборе материалов для тематической выставки, посвященной Великой Отечественной войне. Один из вариантов проведения выставки – подготовка каждой семьей небольшого доклада о родственнике, участвовавшем в Великой Отечественной войне, по возможности, с фотографиями. Кроме того, в классе может состояться конкурс чтецов, на котором дети читают стихотворения о родном крае или стране. В зависимости от возраста обучающихся, учитель может предложить стихотворения на военную тему.

Отметим, что в последнее время распространены общешкольные мероприятия, в том числе военно-патриотические, например игры «Зарница», «А ну-ка, мальчики!», смотр строя и песни, и мн. др. Также проводятся общешкольные линейки, посвященные «Дню героев Отечества», «Дню защитника Отечества», «Дню Великой Победы» и др. Как правило, за подобные мероприятия отвечают педагоги, занимающиеся воспитательной работой. Однако это не означает, что классный руководитель не имеет к ним отношения и не несет ответственности за их проведение. И здесь классный руководитель играет важнейшую роль: ему необходимо создать положительную мотивацию и вызвать интерес у детей, что приведет к их добровольному участию в мероприятии.

Указанная проблематика нашла отражение в нормативных правовых документах, регламентирующих организацию воспитательной работы классным руководителем. «Региональная программа развития воспитательной компоненты в образовательных организациях Оренбургской области», региональная концепция «Воспитание оренбуржца XXI века» ориентированы на организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников. Классный руководитель организует экскурсии в выставочный комплекс «Салют, Победа!» и Народный музей защитников Отечества, в рамках формирования и накопления знаний о культуре родной страны – культурный комплекс «Национальная деревня» в г. Оренбурге.

Таким образом, особая миссия классного руководителя отведена патриотическому воспитанию младших школьников. Классный руководитель в образовательной организации оказывает влияние на становление личности ребенка. Ведь именно с классным руководителем младший школьник проводит подавляющее большинство времени, находясь в образовательной организации. Если в глазах воспитанников классному руководителю удалось стать значимым взрослым, то личностное развитие ребенка произойдет намного быстрее.

References

1. Zhuleva M.I., Sharycheva M.E. Obogaschenie predstavleniy o maloy rodine v mladshem shkol'nom vozraste // Nauka i molodezh' - 2021: vzglyad v buduschee: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. foruma. Orenburg, 22-23 aprelya 2021 g.: / red. kol.: T.G. Rusakova, V.A. Zebzeeva, G.N. Muss, A.K. Mendygalieva, N.V. Litvinenko. M.: TC Sfera, 2021. S. 122-125.

2. Kryukova E.A. Laptun V.I. Suschnost' i soderzhanie ponyatiy «patriotizm» i «patrioticheskoe vospitanie» // Osovskie pedagogicheskie chteniya «Obrazovanie v sovremennom mire: novoe vremya - novye resheniya»: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - XV Osovskih pedagogicheskih chteniy (g. Saransk, 11 noyabrya 2021 goda) / redkollegiya: M.V. Antonova, T.I. Shukshina (otv. red.), Zh.A. Kasko, V.I. Laptun; Mordovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. Saransk: RIC MGPU, 2021. S. 296-301.

3. Maslova T.M. Patrioticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v kontekste nacional'no-regional'nogo komponenta nachal'nogo obschego obrazovaniya: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Habarovsk, 2007. 25 s.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda»

5. Stepanov P.V. Struktura i soderzhanie primernoy programmy vospitaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2. № 1 (67). S. 41-47.

6. Stepanova I.V., Parfenova I.S. Modul' «Klassnyy rukovoditel'» v shkol'noy programme vospitaniya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2020. T. 2. № 1 (67). S. 62-70.

7. Harlamov, I.F. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov / I. F. Harlamov. M.: Gardariki, 2002. 227 s.

8. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Elektronnyy resurs]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102162745&backlink=1&&nd=602709846 (data obrascheniya: 21.03.2022).

Login or Create
* Forgot password?