Abstract and keywords
Abstract (English):
The innovative activity of entrepreneurial structures in Russia does not meet the requirements of the modern level of scientific and technological progress. One of the reasons for this appearance is an unfavorable economic climate, characterized by the underdevelopment of the institutional and infrastructure environment, market conditions and business conditions, the need for knowledge and technology from the business community, and the creativity of the pre-resiners. At the same time, for modern domestic entrepreneurship, the characters are weak with the main contingent of its stakeholders, which is why the consideration of the requirements and capabilities of the main part of potential partners is difficult. The proposed al-city development of the strategy and tactics of innovation in entrepreneurship will eliminate identified flaws. The subject is the socio-economic processes and relations that arise in the process of managing innovation in entrepreneurial activity. The direction of the study is the definition and methodological justification of the approach to the development of an innovation management policy in entrepreneurial activity in the context of an unfavorable innovative climate based on a stakeholder approach. The purpose of the study is to justify the influence of the innovative climate and accounting for the interests of the main stakeholders on innovative activity and innovative policy of entrepreneurial structures. Development of an algorithm for the formation of an innovative strategy and tactics of the company. In the process of research, general scientific (analysis and synthesis, induction and deduction, analogy, generalization) and special (monographic, statistical-economic, abstract-logical) methods of scientific knowledge were used. Based on the analysis of the innovative climate formed in the conditions of the formation of Industry 4.0, the need to take into account its key parameters in the development of strategy and tactics for managing innovation in entrepreneurial activity is substantiated. The influence of relationships with internal and external stakeholders on the activity and success of innovative processes in business structures has been clarified. The algorithm for developing a strategy and tactics for managing innovations in entrepreneurship has been developed and substantiated. Promising mechanisms for the activation of innovative activity in internal development are substantiated. The results of the study can be used by the legislative and executive state authorities, the academic community in the development of areas of improving the innovative climate, as well as business entities for the development and development of internal policy of innovation management.

Keywords:
innovation management, entrepreneurship, innovative climate, stakeholders, business processes, innovative policy
Text

Введение

Современный уровень научно-технического прогресса приводит к существенному сокращению инновационного цикла и значительному росту конкуренции на рынке товаров и услуг. Ослабление внимания предпринимательской структуры к разработке и внедрению новаций в сфере производства, маркетинга, организации и управления хозяйственными процессами ослабляет ее потенциал и снижает шансы на сохранение рыночных позиций, их укрепление и развитие. В России проблема совершенствования процессов управления инновациями в предпринимательской деятельности и активизации бизнеса в сфере разработки и внедрения инноваций усугубляется сложившейся  инертностью инновационных процессов в ряде отраслей и регионов страны, а также ужесточением антироссийских санкций, нацеленных на отсечение отечественной экономики от системы распространения знаний, технико-технологического сотрудничества, рынка капиталов.

Управление инновациями в предпринимательской деятельности в условиях неблагоприятного инновационного климата на основе стейкхолдерского подхода

Предпринимательская деятельность неразрывно связана с инновациями: разработкой и внедрением новых товаров и услуг, освоением новых технологий, форм организации и управления внутрифирменным  развитием, использованием новых источников сырья и ресурсов, формированием рынков сбыта, совершенствованием технологий продаж,  логистических решений и т.д.

Согласно Рекомендациям по сбору, представлению и использованию данных об инновациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) все современные инновации могут быть разделены на продуктовые (товарные) и технологические (процессные).[1] Первые связаны с выходом на рынок нового товара или услуги, которые значительно отличаются от существующих аналогов по сравнению с теми, что выпускались предпринимателем ранее, в то время как вторые опосредуют внедрение новых или существенно улучшенных традиционных процессов фирмы.

Предпринимательство, основанное на готовности генерировать собственные инновационные разработки или адаптировать результаты апробированных новаций других бизнес структур к своим возможностям, потребностям своей целевой аудитории, ресурсной составляющей, в настоящее время стали не только основой экономического роста мировой экономической системы. Оно является и социальным явлением, за счет которого формируются новые стандарты жизни, создаются новые рабочие места, повышается оплата труда и качество жизни социумов. [2] Одновременно, готовность и способность предпринимательской структуры к изменениям повышает ее устойчивость и конкурентоспособность в динамично меняющейся экономике. [3]

Современный уровень научно-технического прогресса создал необходимые условия для ускорения трансформации глобальной экономики и переходу ее к новому технологическому укладу. Развитые страны вплотную подошли к стандартам Industry 4.0, основанным на комплексном взаимодействии  устройств и сервисов между собой в ходе технологических процессов, связанных с ресурсным обеспечением, производством, формированием логистических сетей и сбыте продукции. [4]  При этом во главу угла ставится цифровизация, большие данные, интернет вещей, нейросети  и т.д.  По сути, происходит сокращение различий между физическими  и виртуальными процессами и явлениями.[5]  Более того, в ряде отраслей (биология, фармация и т.д.) четко просматриваются признаки зарождения стандартов Industry 5.0,  в которых участие человека и физического труда сведено к минимуму.[6] 

Это повышает роль знаний и систем обмена ими, а также накопленного научного потенциала и качества человеческого капитала в глобальном разделении труда. Кроме того, спрос на инновационные разработки в мире существенно возрастает, формируются крупные центры, специализирующиеся на разработке прорывных инноваций  в отдельных сферах науки или на основе междисциплинарных  исследований. [7, 8] В результате, технико-технологический отрыв развитых стран, с одной стороны, и развивающимися государств и стран с переходным типом экономики, с другой стороны, возрастает. [9]

Дополнительными дестабилизирующими факторами в сфере активизации инновационной деятельности в предпринимательских структурах блока развивающихся держав выступают более низкие уровни образования населения и экономического развития, незавершенность институциональной инфраструктуры в правовой, финансовой, политической сферах. [10]  Такая ситуация повышает уровни предпринимательских рисков при внедрении инновационных разработок в действующих фирмах и тормозит процесс создания новых бизнес структур.

Перечисленные факторы и условия формируют общий инновационный климат в обществе, под которым понимают внешние по отношению к хозяйствующим субъектам условия, оказывающие существенное влияние на активность инновационных процессов и эффективность их реализации.

References

1. Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th ed. [Elektronnyy resurs ], 2018. - Paris/Eurostat, Luxembourg: OECD Publishing. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1787/9789264304604-en.

2. Singh S.K. Entrepreneurship and innovation management in emerging economies / S.K. Singh, S.S. Gaur // Management Decision [Elektronnyy resurs ], 2018. - Vol. 56. - No. 1. - pp. 2-5. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1108/MD-11-2017-1131.

3. Zahra S. How digital technology promotes entrepreneurship in ecosystems. / S. Zahra, W. Liu, S. Si. //Technovation. [Elektronnyy resurs ], 2022.- Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2022.102457.

4. Braun A. Farming in the Era of Industrie 4.0. / A. Braun, E. Colangelo, T. Steckel. // Procedia CIRP [Elektronnyy resurs ], 2018. - Vol. 72. - - pp. 979-984. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.procir.2018.03.176.

5. Thornton P.H.Socio-cultural factors and entrepreneurial activity: an overview / P.H.Thornton, D. Ribeiro-Soriano, D.Urbano. // International Small Business Journal [Elektronnyy resurs ], 2011. - Vol. 29 (No. 2). - pp. 105-118. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1177/0266242610391930

6. Vural Ö. & N. Hekim. (2018). Birth of Industry 5.0: Making Sense of Big Data with Artificial Intelligence, “The Internet of Things” and Next-Generation Technology Policy. / Ö. Vural, N. Hekim. // OMICS: A Journal of Integrative Biology. [Elektronnyy resurs ], 2018. - Vol. 22. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1089/omi.2017.0194.

7. Kuz'min S.S. Otkrytye innovacii kak instrument razrabotki strategii rosta firmy: usloviya uspeha. / S.S. Kuz'min // Innovacii i investicii, 2022. - №2. - S. 13 - 19.

8. Ottonicar S.L.C. Opening Science and Innovation: Opportunities for Emerging Economies / S.L.C. Ottonicar, P.M. Arraiza, F. Armellini // Foresight and STI Governance [Elektronnyy resurs ], 2020. - vol. 14 (no 40). - pp. 95-111. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.4.95.111

9. Valliere D. Entrepreneurship and economic growth: Evidence from emerging and developed countries. / D. Valliere, R.Peterson. // Management Decision [Elektronnyy resurs ], 2009.- Vol. 56 ( No. 1). - pp. 2-5. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1108/MD-11-2017-1131.

10. Marcotte, C. Entrepreneurship and innovation in emerging economies: Conceptual, methodological and contextual issues. / C. Marcotte. // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research [Elektronnyy resurs ], 2014. - Vol. 20 (No. 1). - pp. 42-65. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1108/IJEBR-09-2012-0089.

11. Global Innovation Index 2021. / World Intellectual Property Organization [Elektronnyy resurs ], 2022. - WIPO Publication No. 2000E/21. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.34667/tind.44315

12. Strobel N. Obstacles to innovation for SMEs: Evidence from Germany. / N. Strobel atalia, J. Kratzer. //International Journal of Innovation Management [Elektronnyy resurs ], 2016. - Vol. 21. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1142/S136391961750030X.

13. Tyutyukina E.B. Neytralizaciya faktorov, prepyatstvuyuschih innovacionnoy aktivnosti rossiyskogo predprinimatel'stva / E.B.Tyutyukina, T.G Popadyuk., N.M. Abdikeev // Innovacii, 2017. - №9 (227). - S. 61 - 66.

14. Leonidou E. An integrative framework of stakeholder engagement for innovation management and entrepreneurship development / E. Leonidou, M. Christofi, D. Vrontis, A. Thrassou // Journal of Business Research [Elektronnyy resurs ], 2018. - Vol. 119. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.11.054

15. Kerimova Ch. V. Ispol'zovanie steykholderskogo podhoda pri opredelenii napravleniy innovacionnogo razvitiya kompanii / Ch. V. Kerimova // Uchet. Analiz. Audit, 2018. - №4. - S. 46 - 55.

16. Danilkina Yu.V., Yakovleva A.O. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologiy v prinyatii upravlencheskih resheniy / Yu.V.Danilkina, A.O. Yakovleva // Innovacii i investicii, 2022. - № 3. - S. 69 - 73.

17. Niewöhner N. & Asmar, L. & Röltgen, D. & Kühn, A. & Dumitrescu, R. The impact of the 4th industrial revolution on the design fields of innovation management / N. Niewöhner, L. Asmar, D. Röltgen, A. Kühn, R.Dumitrescu // Procedia CIRP [Elektronnyy resurs ], 2020. - Vol. 91. - pp.43-48. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.procir.2020.02.149.

18. O'Reilly, C. & Tushman, M.. (2008). Ambidexterity as a dynamic capability: Resolving the innovator's dilemma. / C. O'Reilly, M.Tushman .//Research in Organizational Behavior [Elektronnyy resurs ], 2008.- Vol. 28. - - pp. 185-206. - Rezhim dostupa: https://doi.org/10.1016/j.riob.2008.06.002.

19. Valdaycev S. V. Innovacii: asimmetriya interesov vladel'cev i menedzhmenta firmy. / S. V. Valdaycev. // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika, 2012. - №1. - S. 20 - 29.

20. Sergeeva I.G. Ispol'zovanie spin-off kompaniy v sheme finansirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti promyshlennyh predpriyatiy. / I.G. Sergeeva, E.A. Tret'yakova. // Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment, 2018. - №4. - S. 46 - 51.


Login or Create
* Forgot password?