Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Инновационная активность предпринимательских структур в России не соответствует требованиям современного уровня научно-технического прогресса. Одной из причин этого явления выступает неблагоприятный экономический климат, характеризующийся неразвитостью институциональной и инфраструктурной среды, рыночными условиями и условиями ведения бизнеса, спросом на знания и технологии со стороны бизнес сообщества, креативностью предпринимателей. Одновременно, для современного отечественного предпринимательства характерны слабые связи с основным контингентом своих стейкхолдеров, из-за чего учет потребностей и возможностей основной части потенциальных партнеров затруднен. Предложенный алгоритм разработки стратегии и тактики инновационной деятельности в предпринимательстве позволит устранить выявленные недоработки. Предметом являются социально-экономические процессы и отношения, возникающие в процессе управления инновациями в предпринимательской деятельности. Направление исследования - определение и методическое обоснование подхода к разработке политики управления инновациями в предпринимательской деятельности в условиях неблагоприятного инновационного климата на основе стейкхолдерского подхода. Цель исследования - обоснование влияния инновационного климата и учета интересов основных стейкхолдеров на инновационную активность и инновационную политику предпринимательских структур. Разработка алгоритма формирования инновационной стратегии и тактики фирмы. В процессе исследования применялись общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, обобщение) и специальные (монографический, статистико-экономический, абстрактно-логический) методы научного познания. На основе анализа инновационного климата, формирующегося в условиях становления Industry 4.0, обоснована необходимость учета его ключевых параметров при разработке стратегии и тактики управления инновациями в предпринимательской деятельности. Уточнено влияние взаимосвязей с внутренними и внешними стейкхолдерами на активность и успешность инновационных процессов в бизнес структурах. Разработан и обоснован алгоритм разработки стратегии и тактики управления инновациями в предпринимательстве. Обоснованы перспективные механизмы активизации инновационной деятельности во внутрифирменном развитии. Результаты исследования могут быть использованы органами законодательной и исполнительной государственной власти, академическим сообществом при разработке направлений совершенствования инновационного климата, а также субъектами предпринимательской деятельности для разработки и развития внутренней политики управления инновациями.

Ключевые слова:
управление инновациями, предпринимательство, инновационный климат, стейкхолдеры, бизнес процессы, инновационная политика
Текст

Введение

Современный уровень научно-технического прогресса приводит к существенному сокращению инновационного цикла и значительному росту конкуренции на рынке товаров и услуг. Ослабление внимания предпринимательской структуры к разработке и внедрению новаций в сфере производства, маркетинга, организации и управления хозяйственными процессами ослабляет ее потенциал и снижает шансы на сохранение рыночных позиций, их укрепление и развитие. В России проблема совершенствования процессов управления инновациями в предпринимательской деятельности и активизации бизнеса в сфере разработки и внедрения инноваций усугубляется сложившейся  инертностью инновационных процессов в ряде отраслей и регионов страны, а также ужесточением антироссийских санкций, нацеленных на отсечение отечественной экономики от системы распространения знаний, технико-технологического сотрудничества, рынка капиталов.

Управление инновациями в предпринимательской деятельности в условиях неблагоприятного инновационного климата на основе стейкхолдерского подхода

Предпринимательская деятельность неразрывно связана с инновациями: разработкой и внедрением новых товаров и услуг, освоением новых технологий, форм организации и управления внутрифирменным  развитием, использованием новых источников сырья и ресурсов, формированием рынков сбыта, совершенствованием технологий продаж,  логистических решений и т.д.

Согласно Рекомендациям по сбору, представлению и использованию данных об инновациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) все современные инновации могут быть разделены на продуктовые (товарные) и технологические (процессные).[1] Первые связаны с выходом на рынок нового товара или услуги, которые значительно отличаются от существующих аналогов по сравнению с теми, что выпускались предпринимателем ранее, в то время как вторые опосредуют внедрение новых или существенно улучшенных традиционных процессов фирмы.

Предпринимательство, основанное на готовности генерировать собственные инновационные разработки или адаптировать результаты апробированных новаций других бизнес структур к своим возможностям, потребностям своей целевой аудитории, ресурсной составляющей, в настоящее время стали не только основой экономического роста мировой экономической системы. Оно является и социальным явлением, за счет которого формируются новые стандарты жизни, создаются новые рабочие места, повышается оплата труда и качество жизни социумов. [2] Одновременно, готовность и способность предпринимательской структуры к изменениям повышает ее устойчивость и конкурентоспособность в динамично меняющейся экономике. [3]

Современный уровень научно-технического прогресса создал необходимые условия для ускорения трансформации глобальной экономики и переходу ее к новому технологическому укладу. Развитые страны вплотную подошли к стандартам Industry 4.0, основанным на комплексном взаимодействии  устройств и сервисов между собой в ходе технологических процессов, связанных с ресурсным обеспечением, производством, формированием логистических сетей и сбыте продукции. [4]  При этом во главу угла ставится цифровизация, большие данные, интернет вещей, нейросети  и т.д.  По сути, происходит сокращение различий между физическими  и виртуальными процессами и явлениями.[5]  Более того, в ряде отраслей (биология, фармация и т.д.) четко просматриваются признаки зарождения стандартов Industry 5.0,  в которых участие человека и физического труда сведено к минимуму.[6] 

Это повышает роль знаний и систем обмена ими, а также накопленного научного потенциала и качества человеческого капитала в глобальном разделении труда. Кроме того, спрос на инновационные разработки в мире существенно возрастает, формируются крупные центры, специализирующиеся на разработке прорывных инноваций  в отдельных сферах науки или на основе междисциплинарных  исследований. [7, 8] В результате, технико-технологический отрыв развитых стран, с одной стороны, и развивающимися государств и стран с переходным типом экономики, с другой стороны, возрастает. [9]

Дополнительными дестабилизирующими факторами в сфере активизации инновационной деятельности в предпринимательских структурах блока развивающихся держав выступают более низкие уровни образования населения и экономического развития, незавершенность институциональной инфраструктуры в правовой, финансовой, политической сферах. [10]  Такая ситуация повышает уровни предпринимательских рисков при внедрении инновационных разработок в действующих фирмах и тормозит процесс создания новых бизнес структур.

Перечисленные факторы и условия формируют общий инновационный климат в обществе, под которым понимают внешние по отношению к хозяйствующим субъектам условия, оказывающие существенное влияние на активность инновационных процессов и эффективность их реализации.

Список литературы

1. Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th ed. [Электронный ресурс ], 2018. - Paris/Eurostat, Luxembourg: OECD Publishing. - Режим доступа: https://doi.org/10.1787/9789264304604-en.

2. Singh S.K. Entrepreneurship and innovation management in emerging economies / S.K. Singh, S.S. Gaur // Management Decision [Электронный ресурс ], 2018. - Vol. 56. - No. 1. - pp. 2-5. - Режим доступа: https://doi.org/10.1108/MD-11-2017-1131.

3. Zahra S. How digital technology promotes entrepreneurship in ecosystems. / S. Zahra, W. Liu, S. Si. //Technovation. [Электронный ресурс ], 2022.- Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2022.102457.

4. Braun A. Farming in the Era of Industrie 4.0. / A. Braun, E. Colangelo, T. Steckel. // Procedia CIRP [Электронный ресурс ], 2018. - Vol. 72. - - pp. 979-984. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.procir.2018.03.176.

5. Thornton P.H.Socio-cultural factors and entrepreneurial activity: an overview / P.H.Thornton, D. Ribeiro-Soriano, D.Urbano. // International Small Business Journal [Электронный ресурс ], 2011. - Vol. 29 (No. 2). - pp. 105-118. - Режим доступа: https://doi.org/10.1177/0266242610391930

6. Vural Ö. & N. Hekim. (2018). Birth of Industry 5.0: Making Sense of Big Data with Artificial Intelligence, “The Internet of Things” and Next-Generation Technology Policy. / Ö. Vural, N. Hekim. // OMICS: A Journal of Integrative Biology. [Электронный ресурс ], 2018. - Vol. 22. - Режим доступа: https://doi.org/10.1089/omi.2017.0194.

7. Кузьмин С.С. Открытые инновации как инструмент разработки стратегии роста фирмы: условия успеха. / С.С. Кузьмин // Инновации и инвестиции, 2022. - №2. - С. 13 - 19.

8. Оttonicar S.L.C. Opening Science and Innovation: Opportunities for Emerging Economies / S.L.C. Оttonicar, P.М. Аrraiza, F. Аrmellini // Foresight and STI Governance [Электронный ресурс ], 2020. - vol. 14 (no 40). - pp. 95-111. - Режим доступа: https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.4.95.111

9. Valliere D. Entrepreneurship and economic growth: Evidence from emerging and developed countries. / D. Valliere, R.Peterson. // Management Decision [Электронный ресурс ], 2009.- Vol. 56 ( No. 1). - pp. 2-5. - Режим доступа: https://doi.org/10.1108/MD-11-2017-1131.

10. Marcotte, C. Entrepreneurship and innovation in emerging economies: Conceptual, methodological and contextual issues. / C. Marcotte. // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research [Электронный ресурс ], 2014. - Vol. 20 (No. 1). - pp. 42-65. - Режим доступа: https://doi.org/10.1108/IJEBR-09-2012-0089.

11. Global Innovation Index 2021. / World Intellectual Property Organization [Электронный ресурс ], 2022. - WIPO Publication No. 2000E/21. - Режим доступа: https://doi.org/10.34667/tind.44315

12. Strobel N. Obstacles to innovation for SMEs: Evidence from Germany. / N. Strobel atalia, J. Kratzer. //International Journal of Innovation Management [Электронный ресурс ], 2016. - Vol. 21. - Режим доступа: https://doi.org/10.1142/S136391961750030X.

13. Тютюкина Е.Б. Нейтрализация факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства / Е.Б.Тютюкина, Т.Г Попадюк., Н.М. Абдикеев // Инновации, 2017. - №9 (227). - С. 61 - 66.

14. Leonidou E. An integrative framework of stakeholder engagement for innovation management and entrepreneurship development / E. Leonidou, M. Christofi, D. Vrontis, A. Thrassou // Journal of Business Research [Электронный ресурс ], 2018. - Vol. 119. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.11.054

15. Керимова Ч. В. Использование стейкхолдерского подхода при определении направлений инновационного развития компании / Ч. В. Керимова // Учет. Анализ. Аудит, 2018. - №4. - С. 46 - 55.

16. Данилкина Ю.В., Яковлева А.О. Использование цифровых технологий в принятии управленческих решений / Ю.В.Данилкина, А.О. Яковлева // Инновации и инвестиции, 2022. - № 3. - С. 69 - 73.

17. Niewöhner N. & Asmar, L. & Röltgen, D. & Kühn, A. & Dumitrescu, R. The impact of the 4th industrial revolution on the design fields of innovation management / N. Niewöhner, L. Asmar, D. Röltgen, A. Kühn, R.Dumitrescu // Procedia CIRP [Электронный ресурс ], 2020. - Vol. 91. - pp.43-48. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.procir.2020.02.149.

18. O'Reilly, C. & Tushman, M.. (2008). Ambidexterity as a dynamic capability: Resolving the innovator's dilemma. / C. O'Reilly, M.Tushman .//Research in Organizational Behavior [Электронный ресурс ], 2008.- Vol. 28. - - pp. 185-206. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.riob.2008.06.002.

19. Валдайцев С. В. Инновации: асимметрия интересов владельцев и менеджмента фирмы. / С. В. Валдайцев. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 2012. - №1. - С. 20 - 29.

20. Сергеева И.Г. Использование спин-офф компаний в схеме финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий. / И.Г. Сергеева, Е.А. Третьякова. // Экономика и экологический менеджмент, 2018. - №4. - С. 46 - 51.


Войти или Создать
* Забыли пароль?