UDK 159.99 Прочие вопросы психологии
The study examines influence of the social environment on offender and criminal behavior. The relevance of study of social environment for prevention of deviant and delinquent behavior are showed. The organization of social environment of individual is considered. It is shown that it consists of socio-structural, referential and interactive components. Socio-structural relations reveal a person's positions in social groups, communities and institutions, roles and functions is performed. Referent relations act as a basis for recognition of importance of people included in social environment. Interactive relations determine the possibilities of joint activity, resources of help and support, which the participants of the social environment can present to the person. It is noted that the social environment of the individual affects the involvement in criminal activity, determining the attitude to the criminal way of life. Concepts that reveal the instrumental and value influences of those around them on the decision to commit a crime are examined. The psychological consequences of social disorganization and social categorization that predetermine a person's attitude toward the criminal social environment are described. The influence of social environment on the termination of antisocial lifestyle is explained through the creation of conditions to change the person's perceptions of himself. The results of the study is a conceptualization of the social environment of the individual, revealing its organization in a set of socio-structural, referential and interactive aspects. The model expands the understanding of the role of other people in the regulation of criminal behavior.
social environment, criminalization, resocialization of prisoners, social influence, personality of the offender
Введение. Изучение психологических предпосылок преступного поведения относится к числу важных вопросов, разрабатываемых в криминальной психологии, криминологии и смежных науках. Впрочем, при высокой актуальности и социальной значимости этого вопроса, его решение еще не найдено. Как следствие, преступление остается труднопрогнозируемым видом социального поведения, а научные исследования данной проблематики представляются крайне востребованными. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена состоянием психолого-педагогической превенции преступлений и профилактики криминализации лиц, ранее совершавших преступления. Выявление психологических закономерностей регуляции преступного поведения будет способствовать повышению эффективности мер декриминализации делинквентной молодежи.
Представленное в статье исследование посвящено изучению одного из аспектов регуляции преступного поведения, которым выступают связи и отношения личности с социальным окружением. Идеей исследования выступает предположение об интерперсональной регуляции преступного поведения со стороны социального окружения. Эта гипотеза формулируется исходя из существующих сведений о преступном поведении и роли социального окружения в его детерминации. Ее разработка представляется важной с научной точки зрения еще и потому, что в настоящее время отсутствует целостная концепция социального окружения личности, объясняющая его организацию и характеристики.
Так, понятие «социальное окружение» является недостаточно валидизированным, что влечет за собой неопределенность его применения при описании социальных связей человека с другими людьми. В настоящее время понятие используется в равной мере как для обозначения лиц, связанных интимно-сокровенными отношениями и, наряду с этим, применяется для описания людей, находящихся в пространственной близости друг от друга. Неясным является состав социального окружения, психологические закономерности его влияния на личность. Валидизация позволит отграничить объем данного понятия от смежных понятий, установить условия его применения. В результате станет возможным операционализировать данное явление, в том числе определять основания формирования социального окружения, изучать его организацию и характеристики.
Во-вторых, неясными являются психологические особенности влияния социального окружения на преступника. Накопленные в психологической науке знания по-разному характеризуют их роль в преступлении. Их обобщение должно уточнить и расширить представление о психологических факторах преступного поведения, связанных с влиянием социального окружения.
Описанный недостаток знаний определяет необходимость изучения и определяет область исследовательского интереса – систему связей преступника с его социальным окружением. Целью исследования является конкретизация представлений о социально-психологическом влиянии социального окружения на преступника.
Структура статьи отражает ее цель и соответствует проблемным вопросам. В начале теоретической части статьи рассматриваются подходы к определению понятия «социальное окружение личности», конкретизируется его признаки и описывается его структурная организация. Во второй части статьи описываются аспекты влияния социального окружения на преступление и преступника. В завершении описываются направления применения предлагаемой модели социального окружения личности для изучения преступника и преступного поведения.
Социальное окружение личности и его организация. Термин «социальное окружение» используется в социальных науках – психологии, педагогике, социологии. Под социальным окружением подразумевают семью и близких родственников, друзей и коллег и даже незнакомых людей, ситуативно взаимодействующих с человеком. При этом основания причисления людей к социальному окружению являются неясными. Ими могут быть связи, обусловленные социальным функционированием человека (участием в группах, сообществах), а могут быть межличностные взаимоотношения, в том числе возникшие под влиянием кратковременных чувств.
Рассмотрение организации социального окружения нуждается в анализе социальных структур, опосредующих отношение личности. Со структурной точки зрения социальное окружение состоит из конкретных социальных групп (семьи, коллег, других неформальных групп и сообществ), участником которых является субъект. Анализируя взаимодействие людей, исследователи установили, что его средние размеры варьируются в диапазоне 10-15 социальных групп, охватывая 300‒500 человек [13]. При этом, следует учесть, что социальное окружение человека расширяется по мере взросления.
Так, социальное окружение ребенка может ограничиваться 3-5 социальными группами (50 людьми), а школьника – достигать 7-10 социальных групп (200‒300 человек).
Характер отношений между участниками социального окружения определяется нормами и правилами, функциями и ролями, выполняемыми субъектом в социальных группах. Можно заключить, что социальное окружение личности по составу участников и характеру взаимоотношений обусловлено и в значительной мере предопределено их социальным функционированием.
Вместе с тем взаимодействие человека с социальным окружением подразумевает нечто большее, нежели общение или совместную деятельность. Социальное окружение выступает ключевым фактором самоопределения и социализации личности, ресурсом адаптации к трудным жизненным ситуациям, средством удовлетворения потребностей и достижение целей. Для выполнения этих функций взаимодействие участников, включенных в социальное окружение, должно достигать определенного уровня развития. Исследователи рассматривают его в виде характеристик «доверия» (А.Б. Купрейченко), «взаимности» (Дж. С. Хоманс), «взаимопонимание» (А.А. Духновский), «приватности» (С.К. Нартова-Бочавер), «ценностно-смысловой направленности на участников взаимодействия» (Н.Р. Салихова) [1]. Можно полагать, что эти проявления характеризуют степень ценности (референтности) участников социального окружения для его субъекта. Изучая показатели референтности лиц, входящих в социальное окружение, становится возможным выявить социальную направленность человека, определить область его устремлений и интересов.
Следует отметить, что социальное окружение активно преобразовывается самим человеком. Причиной его трансформации выступает стремление человека к самореализации и саморазвитию. Находясь в поиске возможностей для воплощения своих жизненных планов, человек активно взаимодействует с окружающими людьми, устанавливает и преобразует отношения с ними. Как следствие прилагаемых усилий, социальное окружение изменяется – расширяются социальные связи, возникают межличностные отношения. Динамика социальных отношений определяется интерактивными способностями личности. Речь идет о способности организовывать совместную деятельность и координировать ее. Интерактивный аспект организации взаимодействия определяет изменения социального окружения, проявляется в преобразовании его состава.
Подводя итоги, отметим, что социальное окружение является сложным социально-психологическим образованием, представляющим собой совокупность социальных связей личности с другими людьми. Параметры социального окружения задаются его социально-структурной, референтной и интерактивной организацией. Субъект социального окружения определяет организацию и содержание социальных отношений, их состав и динамику.
Характеристиками социально-структурной организации социального окружения выступает число участников и их социально-статусные позиции, особенности взаимоотношений и взаимодействия. Характеристиками референтной организации отношений с социальным окружением выступают состояние и характер межличностных отношений с другими людьми, репрезентирующими их субъективную значимость. Характеристиками интерактивной организации социального окружения выступают способности субъекта к организации взаимодействия и взаимоотношений, в том числе установлению новых отношений либо прекращению уже имеющихся.
Описанные характеристики моделируют организацию и содержание отношений между социальным окружением и личностью. Применение данной модели может расширить представление о социально-психологических характеристиках отношений личности с социальным окружением, факторах, влияющих на его изменение.
В то же время представленная модель присуща лицам с правопослушным поведением и нуждается в уточнении применительно к правонарушителям. Современные исследования указывают на многоаспектное влияние социального окружения не только в части побуждения к совершению конкретного преступления, но и формировании правонарушающего мировоззрения. Их предварительный анализ показывает, что социальные отношения преступника образуют социально-психологическое пространство, в контексте и под влиянием которого формируется преступный замысел. Так, близкие люди зачастую выступают причиной преступления, кроме того, они являются выступают его соучастниками. В то же время именно близкие люди ресоциализируют преступника, помогая ему изменить представления и ценности с антиобщественных на социально-значимые.
Таким образом, описание влияния социального окружения позволит уточнить и расширить представление о роли и значении социального окружения в детерминации и регуляции преступного поведения.
Влияние социального окружения на преступника и преступление. Социальное окружение рассматривается в контексте нескольких основных проблем, связанных с преступлением и преступностью. Ими выступает побуждение к совершению преступления, вовлечение в противоправное (преступное) сообщество, контроль за совершением преступлений и влияние на отказ от преступного образа жизни. Данные проблемы раскрывают области влияния социального окружения, показывая его способность стимулировать преступление, побуждать к участию в преступной группе, а также способствовать прекращению антиобщественного образа жизни.
Влияние социального окружения личности на принятие решения о преступлении. Автор одной из первых концепций криминального влияния социального окружения, Э. Сазерленд объясняет его инструментальными и ценностными аспектами [20].
Инструментальная составляющая влияния заключается в формировании у субъекта представления о цели, способе и средствах совершения преступления. Так, преступники и лица с криминальной направленностью нередко обмениваются друг с другом знаниями, делятся опытом совершения преступлений [16]. Общение неблагополучных подростков характеризуется еще большим уровнем влияния на формирование преступной мотивации, чем взрослых. Исследователи отмечают, что вхождение в группу сверстников с антисоциальным поведением практически всегда приводит к криминализации подростка [4]. Подростки и молодежь, не имеющие родителей или воспитывающиеся в неполной семье наиболее восприимчивы к инструментальному влиянию социального окружения – они чаще участвуют в насильственных преступлениях, употребляют наркотические средства [7].
Ценностная составляющая влияния социального окружения заключается в обосновании необходимости совершения преступления. Данное обоснование, с одной стороны, снимает чувство вины и сглаживает конфликт убеждений субъекта преступления [9], с другой – оправдывает преступника в глазах окружающих. Так в группах наркоторговцев ценностная функция выражается в оправдании приема наркотиков, однако она сопровождается еще и фасилитирующей функцией, снижающей влияние социального контроля [2]. Г.С. Беккер установил различия в коммуникации между новичками и старыми участниками таких сообществ, показав, что новички не способны обосновывать необходимость приема наркотиков и могут отказаться от употребления под давлением окружающих. Наркоманы со стажем не только не отказываются от употребления, но и активно доказывают пользу наркотиков. Эффект влияния социального окружения определяется четырьмя характеристиками, среди которых наряду с частотой оправданий, продолжительностью и приоритетом, значение имеет социальный статус лица, предоставляющего оправдание. К схожим выводам пришел и Д.Ж. Шоемакер, установивший, что пример взрослых людей является определяющим для принятия подростками решения о совершении преступления [18]. Также следует отметить, что социальное окружение преступника снижает интенсивность переживания им чувства вины. Так, участники преступной группы обладают более высоким уровнем самооценки и уверенности, в отличие от преступников-одиночек, испытывающих снижение самооценки после участия в преступлении [12].
Следует отметить, что влияние социального окружения опосредовано характером социальных отношений человека с социальным окружением. В частности, проживание в районе с высоким уровнем преступности обусловливает меньший риск совершения преступления по сравнению с наличием близких отношений с людьми, разделяющими криминальные ценности [21]. Применяя для обозначения этой закономерности понятие «индивидуализированное соседство» (personnel neighborhoods), Ф.Л. Свитсер обосновывает важность изучения межличностных отношений для точного определения риска криминализации.
Вовлечение в криминальные группы. Социальное окружение может побуждать к участию в группах с антиобщественной и криминальной направленностью. Психологическими предпосылками для этого выступают явления социальной дезорганизации и социальной категоризации.
Социальная дезорганизация выражается в снижении возможности удовлетворения потребностей для определенных категорий населения легальным способом [17]. Совершение преступлений снижает влияние дезорганизации, позволяя добиться необходимого уровня жизни. Следует отметить, что преступные сообщества удовлетворяют не только жизненные потребности (в еде, жилище, средствах на существование, безопасности), но и социальные. Так, участие в преступной группе позволяет получить статус, уровень которого определяется возможностями влияния на окружающих. Повышение статуса позволяет участнику рассчитывать не только на безопасность, но и уважение окружающих, власть над ними, признание и пр. Снижение статуса или его потеря влечет за собой риск перейти в категорию жертвы, в том числе для своих же сообщников. Таким образом, криминальный образ жизни компенсирует недостатки социальной организации.
Вместе с тем участие в преступной группе требует принятия норм и правил поведения. Изучая их содержание, Р. Хоровиц пришел к выводу, что такой «кодекс» провозглашает уважение, мужество и честь основными нравственными категориями участника преступного сообщества, но их проявление выражается через агрессию по отношению к жертвам, участникам других сообществ, полицейским, жителям [8]. Соблюдение кодекса влияет на статус участника уличной банды, но усиливает асоциальность его поведения. При изучении молодежных банд С. Строкка отмечает, что жестокость становится атрибутом поведения, соответствующим роли преступника в банде [19].
Социальная категоризация относится к механизмам социального познания, выражаясь в формировании определенных категорий, а также приписывании их социальным группам. Вовлечение в преступную группу производится путем признания участника соответствующим этой категории. Таковым может быть место проживания (определенный квартал, район города), опыт совместной деятельности (обучение, работа, занятия спортом, военная служба), сходство убеждений и ценностей (религиозных, политических и иных взглядов).
Распространенным проявлением категоризации выступает стигматизация. Признание стигмы (негативной, нежелательной социальной категории) является основанием для отождествления с категорией лиц, обладающих схожей стигмой. Результатом категоризации выступает осознание единства, закрепление принадлежности к преступной группе, сообществу [15].
Следует отметить, что социальная категоризация тесно связана с самокатегоризацией – определением человеком себя в терминах социальных категорий. Самокатегоризация воплощается в социальном поведении, принятии решений и совершении поступков, подтверждающих принадлежность к социальной группе. Как отмечает Д. Бодзушек, самокатегоризация, проходящая в неблагоприятных условиях, сочетаясь с криминальным социальным окружением и неспособностью человека к самоопределению может приводить к построению криминальной идентичности [3].
Побуждение к прекращению антиобщественного образа жизни. Декриминализирующее влияние социального окружения выражается в снижении уровня криминализации и переходу к правопослушному образу жизни. Как показывают исследования, одним из условий декриминализации выступает изменение представлений преступника о себе [11]. Этот процесс характеризуется снижением эгоцентрической направленности, развитием социоцентрической и правопослушной направленности. В. Говом установлено, что преступники отказываются от эгоцентризма в пользу заботы о других, принимают общественные ценности и ведут себя социально надлежащим образом, стремятся конструктивно выстраивать отношения с окружающими, проявляют заботу о других в своей деятельности; и стремятся определить собственный смысл жизни в обществе [6]. К схожим выводам приходит Г.Б. Траслер, выявляя просоциальную направленность ценностных установок у ресоциализированной молодежи [23].
Роль социального окружения в декриминализации выражается в создании условий для формирования соответствующих представлений о себе. Трудности перехода к правопослушному образу жизни заключаются во взаимосвязи двух психологических причин: самообвинении и неспособности эффективного взаимодействия с социальным окружением.
Самообвинение базируется на переживании чувства вины и низкой самооценке, социальной стигматизации. Ощущение вины, стыда вызывает защитную психологическую реакцию и, как показали исследования, приводит либо к росту криминального поведения, либо к дезадаптации, реакциям «бегства» и аутодеструктивным действиям [22]. Самообвинение завершается конструктивно тогда, когда преступник обладает возможностью возместить причиненный ущерб, восстановить последствия своего проступка.
Второй составляющей декриминализации выступает формирование межличностных отношений. Исследования социального взаимодействия преступников показали низкое качество отношений с другими людьми. Так, высокая сплоченность преступных групп оказалась обусловленной механизмами группового давления, опасениями преследования со стороны правоохранительных органов, мести жертв или агрессии со стороны соучастников преступления [10]. Также Е. Пабон с коллегами установили, что участники преступных групп, как правило, испытывают недостаток интимности и привязанности в их отношениях [14]. Ключевое значение для социального контроля преступников имеет установление отношений доверия и взаимопониманиях [5]. По-видимому, развитие подобных отношений повышает референтность социального окружения для преступника.
Объясняя декриминализацию с позиции теории социального капитала [1], следует отметить, что преступникам присущ ограниченный объем ресурсов, которыми они могут распоряжаться для решения собственных жизненных проблем. Соответственно, формирование способности к установлению межличностных отношений позволит образовывать отношения поддержки и помощи.
Подводя итоги, отметим, что психологические аспекты влияния социального окружения на преступника являются разнонаправленными. Социальное окружение может усиливать криминальную направленность, фасилитируя чувство вины, помогая избегать социального контроля. Вместе с тем, социальное окружение может оказывать декриминализирующее влияние тогда, когда создаются предпосылки для изменения самоотношения преступника, повышения субъективной значимости социального окружения. Конечно, влияние социального окружения в существенной мере зависит от субъективного отношения преступника.
Заключение. Целью исследования стало изучение влияния, которое социальное окружение оказывает на побуждение к совершению преступления, роль, которую оно выполняет в преступлении и, наконец, переживание последствий преступления, вызванных уголовным наказанием.
В ходе исследования была решена задача концептуализации представлений о социальном окружении. Определено, что социальное окружение представляет собой совокупность связей личности с другими людьми, опосредованных социально-структурной, референтной и интерактивной организацией. Каждый из рассмотренных компонент выступает условием, регулирующим отношения личности к окружающим людям и влияющим на взаимодействие с ними.
Описанная модель социального окружения и представленная совокупность факторов, влияющих на социальное поведение преступника, упорядочивает представление о социально-психологической регуляции преступного поведения, устанавливая его зависимость от контекста связей и отношений с социальным окружением.
Данная модель может использоваться для изучения криминального образа жизни, выявления социально-психологических причин и условий преступного поведения.
1. Zlokazov K.V. Social'noe prostranstvo v predstavlenii prestupnika: monografiya [Social space in the view of a criminal: a monograph]. - SPb., 2021. - 246 p. (in Russia)
2. Becker, H. S. (1953). Becoming a marijuana user // American Sociological Review, 59, 235-242.
3. Boduszek, D., Hyland, P. (2011). The Theoretical Model of Criminal Social Identity: Psycho-social Perspective // International journal of criminology and sociological theory, 4, 604-614.
4. Brookmeyer K.A., Fanti K.A. Henrich C. C. (2006). Schools, parents, and youth violence: A multilevel, ecological analysis. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 35 (4), 504-514.
5. Browning, C.R., Feinberg, S. L., & Dietz, R. D. (2004). The Paradox of Social Organization: Networks, Collective Efficacy, and Violent Crime in Urban Neighborhoods // Social Forces, 83(2), 503-534.
6. Gove W. (1985) The Effect of Age and Gender on Deviant Behavior: A Biopsychosocial Perspective, in A.S. Rossi (Ed.), Gender and the Life Course. New York: Aldine.
7. Haynie, D. L. (2002) Friendship Networks and Delinquency: The Relative Nature of Peer Delinquency // Journal of Quantitative Criminology, 18, 99-133.
8. Horowitz, R. (1983). Honor and the American dream. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press.
9. Kaptein M., van Helvoort M. (2019) A Model of Neutralization Techniques // Deviant Behavior, 40 (10), 1260-1285
10. Klein M., Crawford, L. (1968). Groups, gangs and cohesiveness. // J. F. Short (Ed.) Gang Delinquency and Delinquent Subcultures. New York, Harper and Row.
11. Maruna, S. (2004). Desistance from crime and explanatory style // Journal of Contemporary Criminal Justice, 20(2), 184-200
12. McCarthy, J.D. Hoge, D.R. (1984). The dynamics of self-esteem and delinquency // American Journal of Sociology, 90, 396 -410.
13. McCormick T.H., Salganik M.J., Zheng T. (2010) How many people do you know? Efficiently estimating personal network size // Journal of the American Statistical Association, 10, R. 59-70.
14. Pabon, E., Rodriguez, O. Gurin, G. (1992). Clarifying peer relations and delinquency // Youth and Society, 24, 149 - 165.
15. Rosen, J. D., Cruz, J. M. (2018). Overcoming stigma and discrimination: Challenges for reinsertion of gang members in developing countries. // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 62, 4758-4775.
16. Sampson, R. J., Laub, J. H. (1993). Crime in the making: Pathways and turning points through life. Cambridge, MA: Harvard University Press.
17. Shaw, C. R., McKay, H. D. (1969). Juvenile delinquency and urban areas. Revised edition. Chicago: University of Chicago Press.
18. Shoemaker, D.J. Theories of Delinquency: An examination of explanations of delinquent behavior. 3rd ed. Oxford University Press; New York: 1996.
19. Strocka, C. (2008). In Search of Identity. Germany: VDM Verlag.
20. Sutherland, E. H. (1939). Principles of criminology (3rd ed.). Philadelphia: Lippincott.
21. Sweetser, F. L. (1942). A New Emphasis for Neighborhood Research // American Sociological Review, 7(4), 525-533.
22. Tangney, J.P., Stuewig, J.B., & Hafez, L. (2011). Shame, guilt, and remorse: implications for offender populations // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology, 22, 706-723.
23. Trasler, G.B. (1979) Delinquency, Recidivism and Desistance, British Journal of Criminology, no 19, pp. 314-322.