СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В исследовании рассматривается специфика влияния социального окружения на преступника и преступное поведение. Показана актуальность исследования социального окружения для профилактики девиантного и делинквентного поведения. Отмечается отсутствие концепции отношений личности с социальным окружением, затрудняющее изучение социального влияния на противоправные поступки человека. Рассматривается организация социального окружения личности. Показано, что ее образуют социально-структурные, референтные и интерактивные компоненты. Социально-структурные отношения раскрывают позиции человека в социальных группах, сообществах и институтах, выполняемые роли и функции. Референтные отношения выступают основанием признания значимости людей, включенных в социальное окружение. Интерактивные отношения определяют возможности совместной деятельности, ресурсы помощи и поддержки, которую участники социального окружения могут представить человеку. Отмечается, что социальное окружение личности оказывает существенное влияние на вовлечение в преступную деятельность, определяя отношение к криминальному образу жизни, а также роль в ресоциализации преступника и его возвращении к социально приемлемому образу жизни. Рассматриваются концепции, раскрывающие инструментальное и ценностное влияние окружающих на принятие решения о преступлении. Описываются психологические последствия социальной дезорганизации и социальной категоризации, предопределяющие отношение человека к криминальному социальному окружению. Влияние социального окружения на прекращение антиобщественного образа жизни объясняется через создание условий по изменению представлений человека о себе и блокированию социальной стигматизации, а также формированию социоцентрической направленности. Результатами исследования выступает концептуализация социального окружения личности, раскрывающая его организацию в виде модели, включающей социально-структурные, референтные и интерактивные характеристики социальных связей. Выявленные особенности влияния социального окружения на преступника уточняют и расширяют представление о значении людей в регуляции преступного поведения.

Ключевые слова:
социальное окружение, криминализация, ресоциализация осужденных, социальное влияние, личность преступника
Текст

Введение. Изучение психологических предпосылок преступного поведения относится к числу важных вопросов, разрабатываемых в криминальной психологии, криминологии и смежных науках. Впрочем, при высокой актуальности и социальной значимости этого вопроса, его решение еще не найдено. Как следствие, преступление остается труднопрогнозируемым видом социального поведения, а научные исследования данной проблематики представляются крайне востребованными.  Актуальность представленного в статье исследования обусловлена состоянием психолого-педагогической превенции преступлений и профилактики криминализации лиц, ранее совершавших преступления. Выявление психологических закономерностей регуляции преступного поведения будет способствовать повышению эффективности мер декриминализации делинквентной молодежи.

Представленное в статье исследование посвящено изучению одного из аспектов регуляции преступного поведения, которым выступают связи и отношения личности с социальным окружением. Идеей исследования выступает предположение об интерперсональной регуляции преступного поведения со стороны социального окружения. Эта гипотеза формулируется исходя из существующих сведений о преступном поведении и роли социального окружения в его детерминации. Ее разработка представляется важной с научной точки зрения еще и потому, что в настоящее время отсутствует целостная концепция социального окружения личности, объясняющая его организацию и характеристики. 

Так, понятие «социальное окружение» является недостаточно валидизированным, что влечет за собой неопределенность его применения при описании социальных связей человека с другими людьми. В настоящее время понятие используется в равной мере как для обозначения лиц, связанных интимно-сокровенными отношениями и, наряду с этим, применяется для описания людей, находящихся в пространственной близости друг от друга. Неясным является состав социального окружения, психологические закономерности его влияния на личность. Валидизация позволит отграничить объем данного понятия от смежных понятий, установить условия его применения. В результате станет возможным операционализировать данное явление, в том числе определять основания формирования социального окружения, изучать его организацию и характеристики.

Во-вторых, неясными являются психологические особенности влияния социального окружения на преступника. Накопленные в психологической науке знания по-разному характеризуют их роль в преступлении. Их обобщение должно уточнить и расширить представление о психологических факторах преступного поведения, связанных с влиянием социального окружения.

Описанный недостаток знаний определяет необходимость изучения и определяет область исследовательского интереса – систему связей преступника с его социальным окружением. Целью исследования является конкретизация представлений о социально-психологическом влиянии социального окружения на преступника.   

Структура статьи отражает ее цель и соответствует проблемным вопросам. В начале теоретической части статьи рассматриваются подходы к определению понятия «социальное окружение личности», конкретизируется его признаки и описывается его структурная организация. Во второй части статьи описываются аспекты влияния социального окружения на преступление и преступника. В завершении описываются направления применения предлагаемой модели социального окружения личности для изучения преступника и преступного поведения.

Социальное окружение личности и его организация. Термин «социальное окружение» используется в социальных науках – психологии, педагогике, социологии. Под социальным окружением подразумевают семью и близких родственников, друзей и коллег и даже незнакомых людей, ситуативно взаимодействующих с человеком. При этом основания причисления людей к социальному окружению являются неясными. Ими могут быть связи, обусловленные социальным функционированием человека (участием в группах, сообществах), а могут быть межличностные взаимоотношения, в том числе возникшие под влиянием кратковременных чувств.

Рассмотрение организации социального окружения нуждается в анализе социальных структур, опосредующих отношение личности.  Со структурной точки зрения социальное окружение состоит из конкретных социальных групп (семьи, коллег, других неформальных групп и сообществ), участником которых является субъект. Анализируя взаимодействие людей, исследователи установили, что его средние размеры варьируются в диапазоне 10-15 социальных групп, охватывая 300‒500 человек [13]. При этом, следует учесть, что социальное окружение человека расширяется по мере взросления.
Так, социальное окружение ребенка может ограничиваться 3-5 социальными группами (50 людьми), а школьника – достигать 7-10 социальных групп (200‒300 человек).

Характер отношений между участниками социального окружения определяется нормами и правилами, функциями и ролями, выполняемыми субъектом в социальных группах. Можно заключить, что социальное окружение личности по составу участников и характеру взаимоотношений обусловлено и в значительной мере предопределено их социальным функционированием.

Вместе с тем взаимодействие человека с социальным окружением подразумевает нечто большее, нежели общение или совместную деятельность. Социальное окружение выступает ключевым фактором самоопределения и социализации личности, ресурсом адаптации к трудным жизненным ситуациям, средством удовлетворения потребностей и достижение целей. Для выполнения этих функций взаимодействие участников, включенных в социальное окружение, должно достигать определенного уровня развития. Исследователи рассматривают его в виде характеристик «доверия» (А.Б. Купрейченко), «взаимности» (Дж. С. Хоманс), «взаимопонимание» (А.А. Духновский), «приватности» (С.К. Нартова-Бочавер), «ценностно-смысловой направленности на участников взаимодействия» (Н.Р. Салихова) [1].  Можно полагать, что эти проявления характеризуют степень ценности (референтности) участников социального окружения для его субъекта. Изучая показатели референтности лиц, входящих в социальное окружение, становится возможным выявить социальную направленность человека, определить область его устремлений и интересов.

Следует отметить, что социальное окружение активно преобразовывается самим человеком. Причиной его трансформации выступает стремление человека к самореализации и саморазвитию. Находясь в поиске возможностей для воплощения своих жизненных планов, человек активно взаимодействует с окружающими людьми, устанавливает и преобразует отношения с ними. Как следствие прилагаемых усилий, социальное окружение изменяется – расширяются социальные связи, возникают межличностные отношения. Динамика социальных отношений определяется интерактивными способностями личности. Речь идет о способности организовывать совместную деятельность и координировать ее.  Интерактивный аспект организации взаимодействия определяет изменения социального окружения, проявляется в преобразовании его состава. 

 Подводя итоги, отметим, что социальное окружение является сложным социально-психологическим образованием, представляющим собой совокупность социальных связей личности с другими людьми. Параметры социального окружения задаются его социально-структурной, референтной и интерактивной организацией. Субъект социального окружения определяет организацию и содержание социальных отношений, их состав и динамику.

Характеристиками социально-структурной организации социального окружения выступает число участников и их социально-статусные позиции, особенности взаимоотношений и взаимодействия. Характеристиками референтной организации отношений с социальным окружением выступают состояние и характер межличностных отношений с другими людьми, репрезентирующими их субъективную значимость. Характеристиками интерактивной организации социального окружения выступают способности субъекта к организации взаимодействия и взаимоотношений, в том числе установлению новых отношений либо прекращению уже имеющихся.

Описанные характеристики моделируют организацию и содержание отношений между социальным окружением и личностью. Применение данной модели может расширить представление о социально-психологических характеристиках отношений личности с социальным окружением, факторах, влияющих на его изменение.

В то же время представленная модель присуща лицам с правопослушным поведением и нуждается в уточнении применительно к правонарушителям. Современные исследования указывают на многоаспектное влияние социального окружения не только в части побуждения к совершению конкретного преступления, но и формировании правонарушающего мировоззрения.  Их предварительный анализ показывает, что социальные отношения преступника образуют социально-психологическое пространство, в контексте и под влиянием которого формируется преступный замысел. Так, близкие люди зачастую выступают причиной преступления, кроме того, они являются выступают его соучастниками. В то же время именно близкие люди ресоциализируют преступника, помогая ему изменить представления и ценности с антиобщественных на социально-значимые.

Таким образом, описание влияния социального окружения позволит уточнить и расширить представление о роли и значении социального окружения в детерминации и регуляции преступного поведения.

 Влияние социального окружения на преступника и преступление. Социальное окружение рассматривается в контексте нескольких основных проблем, связанных с преступлением и преступностью. Ими выступает побуждение к совершению преступления, вовлечение в противоправное (преступное) сообщество, контроль за совершением преступлений и влияние на отказ от преступного образа жизни. Данные проблемы раскрывают области влияния социального окружения, показывая его способность стимулировать преступление, побуждать к участию в преступной группе, а также способствовать прекращению антиобщественного образа жизни.

Влияние социального окружения личности на принятие решения о преступлении. Автор одной из первых концепций криминального влияния социального окружения, Э. Сазерленд объясняет его инструментальными и ценностными аспектами [20].

Инструментальная составляющая влияния заключается в формировании у субъекта представления о цели, способе и средствах совершения преступления. Так, преступники и лица с криминальной направленностью нередко обмениваются друг с другом знаниями, делятся опытом совершения преступлений [16]. Общение неблагополучных подростков характеризуется еще большим уровнем влияния на формирование преступной мотивации, чем взрослых.  Исследователи отмечают, что вхождение в группу сверстников с антисоциальным поведением практически всегда приводит к криминализации подростка [4]. Подростки и молодежь, не имеющие родителей или воспитывающиеся в неполной семье наиболее восприимчивы к инструментальному влиянию социального окружения – они чаще участвуют в насильственных преступлениях, употребляют наркотические средства [7].

Ценностная составляющая влияния социального окружения заключается в обосновании необходимости совершения преступления. Данное обоснование, с одной стороны, снимает чувство вины и сглаживает конфликт убеждений субъекта преступления [9], с другой – оправдывает преступника в глазах окружающих. Так в группах наркоторговцев ценностная функция выражается в оправдании приема наркотиков, однако она сопровождается еще и фасилитирующей функцией, снижающей влияние социального контроля [2]. Г.С. Беккер установил различия в коммуникации между новичками и старыми участниками таких сообществ, показав, что новички не способны обосновывать необходимость приема наркотиков и могут отказаться от употребления под давлением окружающих. Наркоманы со стажем не только не отказываются от употребления, но и активно доказывают пользу наркотиков.  Эффект влияния социального окружения определяется четырьмя характеристиками, среди которых наряду с частотой оправданий, продолжительностью и приоритетом, значение имеет социальный статус лица, предоставляющего оправдание. К схожим выводам пришел и Д.Ж. Шоемакер, установивший, что пример взрослых людей является определяющим для принятия подростками решения о совершении преступления [18]. Также следует отметить, что социальное окружение преступника снижает интенсивность переживания им чувства вины. Так, участники преступной   группы обладают более высоким уровнем самооценки и уверенности, в отличие от преступников-одиночек, испытывающих снижение самооценки после участия в преступлении [12].

Следует отметить, что влияние социального окружения опосредовано характером социальных отношений человека с социальным окружением. В частности, проживание в районе с высоким уровнем преступности обусловливает меньший риск совершения преступления по сравнению с наличием близких отношений с людьми, разделяющими криминальные ценности [21]. Применяя для обозначения этой закономерности понятие «индивидуализированное соседство» (personnel neighborhoods), Ф.Л. Свитсер обосновывает важность изучения межличностных отношений для точного определения риска криминализации. 

Вовлечение в криминальные группы. Социальное окружение может побуждать к участию в группах с антиобщественной и криминальной направленностью.  Психологическими предпосылками для этого выступают явления социальной дезорганизации и социальной категоризации.

Социальная дезорганизация выражается в снижении возможности удовлетворения потребностей для определенных категорий населения легальным способом [17]. Совершение преступлений снижает влияние дезорганизации, позволяя добиться необходимого уровня жизни. Следует отметить, что преступные сообщества удовлетворяют не только жизненные потребности (в еде, жилище, средствах на существование, безопасности), но и социальные. Так, участие в преступной группе позволяет получить статус, уровень которого определяется возможностями влияния на окружающих. Повышение статуса позволяет участнику рассчитывать не только на безопасность, но и уважение окружающих, власть над ними, признание и пр. Снижение статуса или его потеря влечет за собой риск перейти в категорию жертвы, в том числе для своих же сообщников. Таким образом, криминальный образ жизни компенсирует недостатки социальной организации.

 Вместе с тем участие в преступной группе требует принятия норм и правил поведения. Изучая их содержание, Р. Хоровиц пришел к выводу, что такой «кодекс» провозглашает уважение, мужество и честь основными нравственными категориями участника преступного сообщества, но их проявление выражается через агрессию по отношению к жертвам, участникам других сообществ, полицейским, жителям [8]. Соблюдение кодекса влияет на статус участника уличной банды, но усиливает асоциальность его поведения. При изучении молодежных банд С. Строкка отмечает, что жестокость становится атрибутом поведения, соответствующим роли преступника в банде [19].

Социальная категоризация относится к механизмам социального познания, выражаясь в формировании определенных категорий, а также приписывании их социальным группам.  Вовлечение в преступную группу производится путем признания участника соответствующим этой категории. Таковым может быть место проживания (определенный квартал, район города), опыт совместной деятельности (обучение, работа, занятия спортом, военная служба), сходство убеждений и ценностей (религиозных, политических и иных взглядов).  

Распространенным проявлением категоризации выступает стигматизация. Признание стигмы (негативной, нежелательной социальной категории) является основанием для отождествления с категорией лиц, обладающих схожей стигмой. Результатом категоризации выступает осознание единства, закрепление принадлежности к преступной группе, сообществу [15].

Следует отметить, что социальная категоризация тесно связана с самокатегоризацией – определением человеком себя в терминах социальных категорий. Самокатегоризация воплощается в социальном поведении, принятии решений и совершении поступков, подтверждающих принадлежность к социальной группе. Как отмечает Д. Бодзушек, самокатегоризация, проходящая в неблагоприятных условиях, сочетаясь с криминальным социальным окружением и неспособностью человека к самоопределению может приводить к построению криминальной идентичности [3].  

Побуждение к прекращению антиобщественного образа жизни.  Декриминализирующее влияние социального окружения выражается в снижении уровня криминализации и переходу к правопослушному образу жизни. Как показывают исследования, одним из условий декриминализации выступает изменение представлений преступника о себе [11]. Этот процесс характеризуется снижением эгоцентрической направленности, развитием социоцентрической и правопослушной направленности. В. Говом установлено, что преступники отказываются от эгоцентризма в пользу заботы о других, принимают общественные ценности и ведут себя социально надлежащим образом, стремятся конструктивно выстраивать отношения с окружающими, проявляют заботу о других в своей деятельности; и стремятся определить собственный смысл жизни в обществе [6]. К схожим выводам приходит Г.Б. Траслер, выявляя просоциальную направленность ценностных установок у ресоциализированной молодежи [23].

Роль социального окружения в декриминализации выражается в создании условий для формирования соответствующих представлений о себе. Трудности перехода к правопослушному образу жизни заключаются во взаимосвязи двух психологических причин: самообвинении и неспособности эффективного взаимодействия с социальным окружением.  

Самообвинение базируется на переживании чувства вины и низкой самооценке, социальной стигматизации. Ощущение вины, стыда вызывает защитную психологическую реакцию и, как показали исследования, приводит либо к росту криминального поведения, либо к дезадаптации, реакциям «бегства» и аутодеструктивным действиям [22]. Самообвинение завершается конструктивно тогда, когда преступник обладает возможностью возместить причиненный ущерб, восстановить последствия своего проступка.

Второй составляющей декриминализации выступает формирование межличностных отношений.  Исследования социального взаимодействия преступников показали низкое качество отношений с другими людьми. Так, высокая сплоченность преступных групп оказалась обусловленной механизмами группового давления, опасениями преследования со стороны правоохранительных органов, мести жертв или агрессии со стороны соучастников преступления [10]. Также Е. Пабон с коллегами установили, что участники преступных групп, как правило, испытывают недостаток интимности и привязанности в их отношениях [14]. Ключевое значение для социального контроля преступников имеет установление отношений доверия и взаимопониманиях [5]. По-видимому, развитие подобных отношений повышает референтность социального окружения для преступника.

Объясняя декриминализацию с позиции теории социального капитала [1], следует отметить, что преступникам присущ ограниченный объем ресурсов, которыми они могут распоряжаться для решения собственных жизненных проблем. Соответственно, формирование способности к установлению межличностных отношений позволит образовывать отношения поддержки и помощи.

Подводя итоги, отметим, что психологические аспекты влияния социального окружения на преступника являются разнонаправленными. Социальное окружение может усиливать криминальную направленность, фасилитируя чувство вины, помогая избегать социального контроля. Вместе с тем, социальное окружение может оказывать декриминализирующее влияние тогда, когда создаются предпосылки для изменения самоотношения преступника, повышения субъективной значимости социального окружения. Конечно, влияние социального окружения в существенной мере зависит от субъективного отношения преступника.

Заключение. Целью исследования стало изучение влияния, которое социальное окружение оказывает на побуждение к совершению преступления, роль, которую оно выполняет в преступлении и, наконец, переживание последствий преступления, вызванных уголовным наказанием.

В ходе исследования была решена задача концептуализации представлений о социальном окружении. Определено, что социальное окружение представляет собой совокупность связей личности с другими людьми, опосредованных социально-структурной, референтной и интерактивной организацией. Каждый из рассмотренных компонент выступает условием, регулирующим отношения личности к окружающим людям и влияющим на взаимодействие с ними.

Описанная модель социального окружения и представленная совокупность факторов, влияющих на социальное поведение преступника, упорядочивает представление о социально-психологической регуляции преступного поведения, устанавливая его зависимость от контекста связей и отношений с социальным окружением.

Данная модель может использоваться для изучения криминального образа жизни, выявления социально-психологических причин и условий преступного поведения.

Список литературы

1. Злоказов К.В. Социальное пространство в представлении преступника: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2021. - 246 с.

2. Becker, H. S. (1953). Becoming a marijuana user // American Sociological Review, 59, 235-242.

3. Boduszek, D., Hyland, P. (2011). The Theoretical Model of Criminal Social Identity: Psycho-social Perspective // International journal of criminology and sociological theory, 4, 604-614.

4. Brookmeyer K.A., Fanti K.A. Henrich C. C. (2006). Schools, parents, and youth violence: A multilevel, ecological analysis. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 35 (4), 504-514.

5. Browning, C.R., Feinberg, S. L., & Dietz, R. D. (2004). The Paradox of Social Organization: Networks, Collective Efficacy, and Violent Crime in Urban Neighborhoods // Social Forces, 83(2), 503-534.

6. Gove W. (1985) The Effect of Age and Gender on Deviant Behavior: A Biopsychosocial Perspective, in A.S. Rossi (Ed.), Gender and the Life Course. New York: Aldine.

7. Haynie, D. L. (2002) Friendship Networks and Delinquency: The Relative Nature of Peer Delinquency // Journal of Quantitative Criminology, 18, 99-133.

8. Horowitz, R. (1983). Honor and the American dream. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press.

9. Kaptein М., van Helvoort М. (2019) A Model of Neutralization Techniques // Deviant Behavior, 40 (10), 1260-1285

10. Klein M., Crawford, L. (1968). Groups, gangs and cohesiveness. // J. F. Short (Ed.) Gang Delinquency and Delinquent Subcultures. New York, Harper and Row.

11. Maruna, S. (2004). Desistance from crime and explanatory style // Journal of Contemporary Criminal Justice, 20(2), 184-200

12. McCarthy, J.D. Hoge, D.R. (1984). The dynamics of self-esteem and delinquency // American Journal of Sociology, 90, 396 -410.

13. McCormick T.H., Salganik M.J., Zheng T. (2010) How many people do you know? Efficiently estimating personal network size // Journal of the American Statistical Association, 10, Р. 59-70.

14. Pabon, E., Rodriguez, O. Gurin, G. (1992). Clarifying peer relations and delinquency // Youth and Society, 24, 149 - 165.

15. Rosen, J. D., Cruz, J. M. (2018). Overcoming stigma and discrimination: Challenges for reinsertion of gang members in developing countries. // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 62, 4758-4775.

16. Sampson, R. J., Laub, J. H. (1993). Crime in the making: Pathways and turning points through life. Cambridge, MA: Harvard University Press.

17. Shaw, C. R., McKay, H. D. (1969). Juvenile delinquency and urban areas. Revised edition. Chicago: University of Chicago Press.

18. Shoemaker, D.J. Theories of Delinquency: An examination of explanations of delinquent behavior. 3rd ed. Oxford University Press; New York: 1996.

19. Strocka, C. (2008). In Search of Identity. Germany: VDM Verlag.

20. Sutherland, E. H. (1939). Principles of criminology (3rd ed.). Philadelphia: Lippincott.

21. Sweetser, F. L. (1942). A New Emphasis for Neighborhood Research // American Sociological Review, 7(4), 525-533.

22. Tangney, J.P., Stuewig, J.B., & Hafez, L. (2011). Shame, guilt, and remorse: implications for offender populations // The Journal of Forensic Psychiatry & Psychology, 22, 706-723.

23. Trasler, G.B. (1979) Delinquency, Recidivism and Desistance, British Journal of Criminology, no 19, pp. 314-322.


Войти или Создать
* Забыли пароль?