Article is prepared on the basis of the report at All-Russia scientific and methodical conference “Evolution of management and the future of administrative education”, that took place on April 25, 2012 within annual meeting of Educational and methodical association of Russia higher education institutions in the management area.
“Golden Age of manager”, modern innovative management, level education, competent approach, foreign experience, management of intellectual resources, engineering and administrative education, role of State university of management in administrative education development.
Окончание. Начало см. в № 2/2012.
Приоритетные направления развития управленческого образования
Внедрение современных методов управления — управление знаниями или инновации в сфере управления — может обеспечить предприятию большие преимущества на рынке и привести к крупным достижениям в сфере его деятельности. Подготовка специалистов для областей современного управления, а также усиление инженерной компоненты при подготовке специалистов по управлению на предприятиях определяют приоритеты в развитии управленческого образования.
Управление знаниями, или управление интеллектуальными ресурсами
Управление знаниями возникло по трем причинам:
- социальная — в условиях экономики знаний на первое место выходят нематериальные активы, меняется роль работника, поскольку теперь он единолично владеет средствами производства — интеллектом, памятью, опытом и инициативой;
- экономическая — согласно исследованиям, нематериальные активы, т.е. знания самих сотрудников, составляют от 70 до 94% рыночной стоимости компаний; половина инвестиций также приходится на нематериальные сферы (научные исследования и разработки, обучение, профессиональный опыт и др.). Поэтому многие компании формируют свою прибыль за счет проведения операций со знаниями (данными);
- технологическая — в процессе своего развития информационно-коммуникационные технологии прошли этапы вычислений и коммуникаций и обратились к поддержке мыслительной деятельности.
Знания рассматривают либо как практическую информацию, которая активно используется для решения проблем и принятия решений, либо как информацию, которая увеличивает понимание в определенной области деятельности или дисциплины. В современных условиях предприятиям
приходится решать сложные задачи, вынуждающие их производить, продавать и приобретать передовые знания. Полученные знания используются для увеличения производительности труда и внедрения инноваций, т.е. для создания новых продуктов, услуг и бизнес-процессов. Следовательно, знания, составляющие интеллектуальный капитал и профессиональную компетентность кадров, становятся источником конкурентных преимуществ, обеспечивают выживание и экономический успех предприятия.
Управление знаниями формируется как новая функция управления, призванная аккумулировать интеллектуальный капитал, выявлять и распространять информацию и практический опыт, создавать условия для получения, распространения и передачи знаний. В конкретной компании управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности направлено на придание дополнительной ценности имеющейся у компании информации, на придание знаниям потребительского характера и создание интерактивного обучающего окружения.
При управлении знаниями применяются три основных способа получения новых знаний, необходимых для предприятия или организации: покупка, аренда и развитие знаний. При покупке знаний (и опыта) используется наем на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом; партнерство с другой организацией; переход какой-либо функции от другой организации. При аренде знаний (и мастерства) нанимают на работу консультантов; прибегают к помощи профессиональных союзов и научных учреждений, клиентов, поставщиков и потребителей; привлекают на договорной основе другие организации. Для развития знаний (и мастерства) работников отправляют на учебу вне предприятия или организации; разрабатывают обучающие программы; приглашают внешних инструкторов для проведения тренингов; распространяют среди работников уже имеющиеся знания.
Опыт показывает, что организации, развивающие у своих сотрудников стремление к обновлению знаний и практического мастерства, успевают следовать за быстрыми изменениями конъюнктуры рынка и увеличивают свою конкурентоспособность. Обследование 158 корпораций, проведенное ConferenceBoard и PricewaterhouseCoopers, показало, что управление знаниями ведется в 80% компаний, а по данным MetaGroup, методы и технологии управления знаниями применяют более 75% из 2000 крупнейших компаний мира.
1. Verbitskiy A.A. Kontekstno-kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii obrazovaniya. Vyssh. obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 5. - S. 32-37.
2. Kuz'mina Yu.O. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovatel'nom protsesse vysshey shkoly. Vyssh. obrazovanie segodnya. - 2010. - № 11. - S. 22, 23.
3. Osnovnye tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya: global'nye i bolonskie izmeneniya / Pod nauch. red. d-ra ped. nauk, prof. V.I. Baydenko. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2010.
4. Strategii razvitiya rossiyskikh vuzov: otvety na novye vyzovy / Pod nauch. red. N.L. Titovoy - M.: MAKS Press, 2008.
5. 21st Century Management: a Reference Handbook / Ed. by Charles Wankel. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2008.
6. Berggren Christian, Söderlund Jonas. Management Education for Practicing Managers: Combining Academic Rigor With Personal Change and Organizational Action //Journal of Management Education, June 2011, vol. 35, 3, pp. 377-405.
7. Globalization of management education: changing international structures, adaptive strategies, and the impact on institutions: Report of the AACSB International Globalization of Management Education Task Force. Tampa, Fla.: AACSB International; Bingley, UK: Emerald Group Publishing, 2011.
8. Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183219e.pdf
9. University and corporate innovations in lifelong learning / Ed. by Charles Wankel and Robert DeFillippi. Charlotte, N.C.: IAP - Information Age Pub., 2008.