The article touches upon the question of the formation of a holistic picture of the world in younger schoolchildren, as well as an analysis of accumulated knowledge and various approaches to its definition from the point of view of philosophical, psychological and pedagogical knowledge. The stages of the process of mastering scientific knowledge at the primary school level are studied. The requirements of the Federal State Educational Standard for the educational results of students, the conditions for obtaining new knowledge underlying the modern holistic scientific picture of the world through extracurricular activities are considered.
worldview, pedagogy, extracurricular activities, the surrounding world, primary school age, federal state educational standard of primary education
Статья представлена научным руководителем канд. психол. наук, доцентом
М.А. Безбородовой
Формирование полноценной личности и развитие ребенка напрямую взаимодействует с окружающей его действительностью. Каждый ребенок любознателен от природы, у него есть большое желание учиться, познавать мир, исследовать всё, что его окружает, он стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. Все эти знания затем формируются в личную точку зрения, где ребенок чувствует и действует не в соответствии с действительными фактами, а смотрит через призму своих представлений об этих фактах, таким образом, формируя свою картину мира.
Много ученых философов, психологов, педагогов проявляют большой интерес к получению знаний о человеке и применяют различные подходы к изучению картины мира, раскрывают её зависимость от различных внешних и внутренних переменных. С точки зрения философии, картина мира представляет собой систему знаний, дающих целостное представление о бытие природы, общества и человека, материальную, духовную жизнь людей. Картина мира является сложной целостной структурой, объединяющей в себе такие компоненты, как − мироощущение, мировоззрение, мировосприятие. Изучением этого понятия занимались такие ученые, как С.Л. Рубинштейн, К. Ясперс, Л. Вайсгербер [4].
С.Л. Рубинштейн отмечал, что вся окружающая ребёнка действительность должна быть открыта и представлена ему в определённой доступной форме, а впоследствии стать в его представлениях целостной системой [7].
Психолог А.Н. Леонтьев впервые ввёл понятие «образ мира». Он писал: «В результате работы органов чувств возникает картина мира» [3, с. 142]. А.Н. Леонтьев показал, что в процессе восприятия человек как бы «вычерчивает» свой мир. Образ мира является частью предметного и социального бытия и формирует принципы осознанной деятельности и жизни ребенка, становясь базисом и основополагающим условием его процесса мировосприятия.
Идеи А.Н. Леонтьева нашли свое продолжение в работах Е.Ю. Артемьевой, В.В. Петухова, С.Д. Смирнова. Психолог В.В. Петухов предложил и ввёл своё определение «образа мира», где раскрыл это понятие в трёх положениях:
1. Образ мира должен быть.
2. Образ мира есть.
3. Образ мира выступает, как предмет научного познания и открыт к объективному исследованию [5].
В педагогике такие ученые, как К.Д. Ушинский, И.Э. Куликовская, Л.И. Бурова тоже занимались изучением вопроса развития и формирования у детей «картины мира».
Большой интерес представляет собой наследие работ Кд.Д. Ушинского, в его понимании представление целостного мира выражается в понятии «округлённое миросозерцание», где взаимодополняются и сходятся воедино науки, искусства, религии, философии и веры, которые являются базисом в образовании развивающегося человека. В ходе изучения предметной деятельности, ребенок получает не только знания и умения, но и начинает пользоваться в своей работе научными методами познания, которые может использовать в процессе обучения [8].
Шалва Амонашвили в своей работе писал: «От природы в каждом ребенке заложен свойственный ему закон познания: дети умеют видеть часть в целом, а целое – в части. Лишь через образ целого они устремляются к частям, не забывая о том, что в частях тоже просвечивается целое. Мысля такими категориями, ребенок чувствует и видит всю красоту знаний, что приводит его в восторг» [1, с. 6].
Современные ученые-педагоги также уделяют особый интерес к развитию целостного образа о картине мира, отражая это в Федеральных государственных стандартах. Изучение окружающего мира начинается в дошкольном учреждении, а затем продолжается уже на школьной скамье. При этом при переходе из детского сада в школу у детей начинаются качественные изменения сознания и личности в целом, они начинают обладать способностью лучше понимать окружающий их мир и своё место в нём, а также способны глубже и полнее понимать его.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросам качественного изменения в психике детей, приходим к заключению, что восприятие мира детей дошкольного возраста и младших школьников сильно отличаются. В дошкольном возрасте детям присущи мифологичность, сказочность, в их представлениях мир синкретичен, они воспринимают и совмещают несовместимые компоненты. Ближе к 7-8 годам у детей начинают закладываться основы теоретического мышления, и формируется научная картина мира.
Г.А. Буткин, основываясь на положениях советского психолога П.Я. Гальперина по развитию предметных действий, утверждает, что движение к освоению научного знания состоит из следующих этапов [2, с. 72]:
− мотивация, т.е. создается ситуация заинтересованности к изучаемому предмету. Например, учитываются жизненные потребности детей, демонстрируется показ польза от изучаемого предмета; на основе противоречий создавать проблемные ситуации; показ разнообразных способов представления одного и того же явления;
− схематичное представление изучаемого явления, на этапе познания выделяем основные свойства и признаки изучаемого явления и составляем инструкцию по использованию знаний в последующей учебной деятельности;
− применение инструкции в работе, на данном этапе учащиеся используют алгоритм работы полученного знания и используют на практике;
− внешне-речевое действие, дети проговаривают изученный материал и выполняемых действий, что в последующем дает возможность проводить коррекцию и производить контроль над своей деятельностью и деятельностью других;
− учебное действие во внешней речи «про себя» ученики переходит к самостоятельному использованию полученного нового знания и выполняет задание в свойственном ему темпе;
− действие происходит в форме внутренней речи, обучающийся автоматизирует свою работу и приобретает способность быстро и без ошибок пользоваться усвоенным знанием.
Для овладения научным познанием важным условием является полное принятие значения ценностных знаний, необходимых для анализа окружающего мира в образовательной практике. На основании аксиологического подхода субъективные представления об окружающем мире в научно-педагогической литературе понимаются как личный опыт оценочной деятельности [9].
В недавнем времени образовательные организации разного уровня перешли на новые Федеральные государственные стандарты, где прописаны планируемые результаты предметной деятельности. При освоении образовательной программы начального уровня, изучаемые знания должны сформировать новый специфический опыт, а также нацелить на применение его в системе основополагающих элементов научного знания, тем самым формируя в своих представлениях современную научную картину мира.
Развитие целостного мировосприятия у младших школьников происходит в рамках изучения таких предметов, предмет как русский язык, литературное чтение, родной язык, изобразительное искусство, математика, окружающий мир. Из всего списка предметов окружающий мир выступает как основная база по формированию целостного представления о мире, закладывает научное мышление и гуманистическое мировоззрение. Федеральный стандарт начального общего образования устанавливает, что формирование целостного образа мира создаётся за счёт изучения предметных областей, вариативности содержания обучения и разработанных программ по воспитанию подрастающего поколения.
Большой интерес среди учебного материала по предмету «Окружающий мир» представляет методический материал Плешакова А.А. [6]. Содержание учебника составлено согласно требованиям ФГОС НОО, а также в соответствии с примерной образовательной программой начального общего образования и возрастных, психологических особенностей детей и является интегрированным курсом обществознания и естествознания. Учебник приучает детей осмысливать личный опыт, учит рациональности и содержит совокупность знаний и умений, которые нацелены на выстраивание личных потребностей в образовательной деятельности. Современные дети большую часть знаний добывают вне школы, поэтому школа ставит главной целью –систематизировать опыт учащихся. На уроках дети совместно с учителем учатся самостоятельному объяснению полученного опыта и тем самым формируют в единую картину мира. Эти положения и учитывает автор методического пособия, выстраивая картину мира с опорой на полученный опыт ребенка.
Материал в учебнике расположен в определенной последовательности по следующим признакам:
− материал имеет концентрическое расположение;
− нахождение связей в ряду различных явлений;
− извлечение усвоенной информации.
Применяя данный методический материал, учитель может выстроить понятный детям урок и достигнуть поставленных целей.
Условно, можно выделить следующие этапы урока:
1. Проверка уже имеющихся знаний.
2. Не могу понять (выполнить).
3. Нахожу решение сам или с друзьями.
4. Узнаю новое.
5. Тренируюсь.
6. Применяю в жизни.
7. Рассказываю о результатах.
Таким образом, формирование целостной картины мира − важный этап в становлении личности ребенка, который содержит целый комплекс психолого-педагогической работы, направленный на расширение знаний предметной деятельности через использование разнообразных форм, методов и приемов обучения.
1. Amonashvili Sh.A. Kak lyubit' detey (opyt samoanaliza). Izdanie 2-e, pererabotannoe i dopolnennoe/ Sh.A. Amonashvili. − Moskva: izd-vo «Shkola Ponimaniya». 2013. S. 13.
2. Butkin G. A. Usvoenie nauchnyh ponyatiy v shkole / G. A. Butkin, I. A. Volodarskaya, N. F. Talyzina. − Moskva, 1999. C.412.
3. Leont'ev A.N. Lekcii po obschey psihologii: Ucheb. Posobie dlya vuzov po spec. «Psihologiya» / Pod red. D.A. Leont'eva, E.E. Sokolovoy. − Moskva: Smysl, 2000. − 509 s.
4. Pesina S.A. Yazykovaya kartina mira v filosofskom i lingvisticheskom osmyslenii // Izvestiya Rossiyskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta im. A.I. Gercena. − 2005. − №10. − S. 358-362
5. Petuhov V.V. Obraz mira i psihologicheskoe izuchenie myshleniya // Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya 14. Psihologiya. - 1984. − № 4.
6. Pleshakov A. A. Okruzhayuschiy mir. 1 klass: metodicheskoe posobie / A. A. Pleshakov, M. A. Ionova, O. B. Kirpicheva, A. E. Solov'eva. - 2-e izd. − Moskva: Prosveschenie, 2014. − 143 s.
7. Rubinshteyn S.L. Osnovy obschey psihologii / S. L. Rubinshteyn. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Piter», 2000. - 448 s.
8. Ushinskiy K.D. Pedagogicheskaya antropologiya : Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii. Ch.2 / K. D. Ushinskiy. - Moskva: Izd. URAO, 2002. - 496 s.
9. Yakovlev S.V. Cennostnaya determinaciya zhiznennogo i poznavatel'nogo opyta lichnosti // Obrazovanie i nauka. Izvestiya Uro RAO. − 2011. − № 4 (83). − S. 28-37.