ENSURING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE LEARNING ENVIRONMENT IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the issue of ensuring psychological safety in institutions of additional education. The main factors, in the author's opinion, directly affecting the provision of psychological security are considered. The experience of creating a safe educational environment is described on the example of the activities of the Resource Center for Working with Gifted Children of the Center for the Development of Creativity of Childhood and Youth "Constellation" of the city of Kaluga.

Keywords:
factors of psychological safety of the educational environment, safety of the educational environment, factors of personal safety, subjects of education, institutions of additional education
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современном мире концепция развития образования претерпевает сильные изменения. Все больше внимания уделяется вопросам снижения психологической напряженности личности из-за стабильно меняющейся политической и экономической ситуации в стране, изменений на рынке востребованных профессий и разрушения ранее действующих стереотипов. На подрастающее поколение возлагаются самые разные чаяния и надежды, в то время как «взрослый» мир, в котором подросткам предстоит строить свою дальнейшую жизнь, предъявляет все новые требования к личности будущего специалиста. К психологам все чаще обращаются ученики, высказывающие жалобы на тревожность и сниженный фон настроения, возрастает процент депрессий и деструктивных поведенческих реакций. Именно в период столь острых социальных изменений необходимо уделить особое внимание психологической безопасности.

Безопасность является основой успешного функционирования социальной организации, личности, общества и государства. В одних источниках это понятие трактуется как качество какой-либо системы, обеспечивающее ее способность к самосохранению [4, с. 26], в других – как система гарантий, которые обеспечивают возможность развития при условии защиты от внутренних и внешних угроз. При этом И.А. Баева отмечает, что двумя основными компонентами безопасности человека являются физическая и психологическая безопасность, в то время как все остальные системы как бы «нарастают» на них, как на стержень [2, с. 4].

Как защита от влияния со стороны других людей, психологическая безопасность обеспечивается двумя стратегиями, способствующими развитию здоровой автономии личности и позволяющими человеку управлять своими стереотипными реакциями в нестандартных, неожиданных ситуациях. Кроме того, психологическая безопасность может быть рассмотрена и в профессиональной деятельности человека.

Впервые обобщенное понятие психологической безопасности встречается в работе М.А. Котик (1987), который дает ей следующее определение: «психологическая безопасность – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности». Изучением психологической безопасности в образовательной среде занимались В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, И.А. Баева, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков и др.

В наше время психологическая безопасность образовательной среды в общем смысле представляет собой необходимость формирования здоровьесберегающего пространства, свободного от психологического насилия и формирующего здоровую, всесторонне развитую личность. Наличие безопасной психологической среды предполагает возможность конструктивного, эмоционально приятного взаимодействия ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, наличие доверительных отношений и условий для личностного развития.

 Однако, несмотря на наличие общей картины, дающей представление о роли психологической безопасности, как для основного, так и для дополнительного образования, вопрос факторов и способов формирования психологической безопасности остается изученным не до конца.

В ходе анализа научной литературы и на основании имеющегося практического опыта нами было выделено несколько факторов, оказывающих непосредственное влияние на личностное развитие современного школьника:

1. Влияние среды. Исходя из концепции Б. Крауса, можно рассматривать несколько элементов «окружающей среды»: это и эмоциональная персональная среда, и социально-культурная среда, и технико-гигиеническая (социально-демографическая); в числе элементы «окружающей среды» могут рассматриваться среды школьных учреждений и микрорайона. Все они в разной степени оказывают влияние на ребенка, обеспечивая его социализацию и влияя на внутреннее состояние.

2. Личностный фактор – задатки, способности, индивидуально-личностные особенности ребенка, его социальный и жизненный опыт и т.д. Именно они обеспечивают психологическую основу реакций человека в различных, в том числе опасных и стрессовых ситуациях. Известно, что люди с разным типом темперамента или социальным подкреплением тех или иных реакций, будут реализовывать разные модели поведения в одинаковых условиях.

3. Факторы «безопасного поведения». Подобно «антисуицидальным» факторам, включенным в «Опросник суицидального риска», существуют факторы, повышающие вероятность конструктивного, безопасного поведения в стрессовой ситуации. Этими факторами могут являться высокая личностная адаптивность, гибкость по отношению к изменчивым условиям среды; развитая автономность личности и развитый самоконтроль; умение выстраивать межличностные отношения, отстаивать личные границы и осуществлять бесконфликтное общение. Учет обозначенных факторов позволяет предположить направление по формированию психологической безопасности образовательного учреждения и улучшению уже существующего микроклимата.

Важным показателем благоприятности среды в общеобразовательном учреждении и в учреждении дополнительного образования является отношение обучающихся к ней. Оно может быть как положительным, так отрицательным и нейтральным, и определяется интегральным показателем, отражающим ее референтность и значимость влияния на формирование личности. Учреждение может влиять на формирование личности как через передачу основных правил и норм поведения, принятых в обществе, так и через возможность для обучающегося сравнить себя с окружающими людьми, оценить себя и других.

Помимо этого, важным фактором является удовлетворенность участников обучающего взаимодействия нахождением в образовательной среде. На возможность возникновения дисфункции социальных связей подростка также обращает внимание А.А. Остапенко [5; 6]. При удовлетворении первых двух запросов (исполнение нормативной функции и предоставлении возможности сравнивать себя с другими) образовательная среда учреждений дополнительного образования позволяет ученикам посещать ту или иную секцию, студию лишь в том случае, если обучающийся сам в этом заинтересован. В отличие от школ, посещение которых является обязанностью, тщательно выполняемой детьми и контролируемой родителями, дополнительное образование обладает вариативностью. Ученик сам может оценить благоприятность условий обучения и в случае, если результат анализа его устроил, продолжить посещать занятия по выбранному направлению. По этой причине процент удовлетворенности образовательной средой в общеразвивающих учреждениях значительно выше, чем в школах. То же касается и стиля общения между педагогами и детьми: в дополнительном образовании наиболее развит либеральный стиль общения, а основной формой взаимодействия являются сотрудничество либо компромисс. Педагоги стремятся стать мудрыми наставниками, а в чем-то даже друзьями своим подопечным, развивать их склонности и таланты, не находясь в тех жестких рамках, которые предъявляет обязательная школьная программа. Отсутствие авторитарно-директивного стиля управления в коллективе способствует формированию ощущения психологической безопасности, помогает установить атмосферу доверия и поддержки. При должном уровне удовлетворенности педагогов условиями труда, а также при наличии возможности реализовать свой творческий потенциал система может обрести мотивированных сотрудников, закрепляющих стремление к самореализации и развитию скрытых талантов у учеников [3; с.123]. В работе с личностным фактором и факторами «безопасного поведения» педагогический процесс создания безопасной среды также является целенаправленным и управляемым. В качестве одного из факторов, обеспечивающих наличие психологически комфортной образовательной среды в дополнительном образовании, учёные обозначают тьюторскую позицию педагога, предполагающую предоставление ребёнку свободы выбора, уважение его прав и возможности самому определять траекторию своего саморазвития [8]. М.И. Рожков и И.В. Иванова в качестве целевой функции дополнительного образования детей выделяют организацию педагогического сопровождения саморазвития детей как особого педагогического взаимодействия, предполагающего влияние референтного педагога на развитие ценностно-смысловой сферы и рефлексии ребёнка, что отражается им самим в создании проекта саморазвития [7]. Это показывает возможности данной образовательной системы в формировании гармонично развитой личности в условиях дополнительного образования как образовательной системе, обладающей ресурсом обеспечения психологической безопасности обучающихся.

 В рамках личностно-развивающего подхода Ресурсным центром по работе с одаренными детьми Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества "Созвездие" города Калуги» (далее – Ресурсный центр) организовывается система развития социально значимых качеств обучающихся. При этом основополагающим является гуманистический подход, предполагающий обеспечение гармоничного развития обучающихся, формирование мировоззрения и личностных качеств, выступающих своеобразным «щитом» в ходе стрессовых ситуаций. Проводятся мероприятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта. В комплекс входят как лекционные, так и практические задания, итоговые проекты, тесты. В рамках городской Гуманитарной школы – проекта, реализуемого Ресурсным центром и Управлением образования г. Калуги с 2018 г., предусмотрено наличие занятий по направлению «Психология». Целью является повышение психологической грамотности обучающихся, социальной уверенности, умения «считывать» собеседника и работать в команде. Курс носит название «Мастерство общения» и несколько лет подряд пользуется особой популярностью среди подростков (возраст учеников Гуманитарной школы – 14–18 лет), что подтверждает актуальность выбранной темы для современных школьников. На этих же занятиях проводится обширная работа по обучению слушателей навыкам бесконфликтного поведения, развитие конструктивной линии поведения в эмоционально напряженных ситуациях. Летняя школа одаренных детей также ставит своей целью обеспечение психологической безопасности молодежи. Ежегодно учащимся предлагается к изучению курс «Психологическая подготовка к стрессовым ситуациям», где подростков знакомят с основными типами стрессовых ситуаций и формируют навыки саморегуляции и психогигиены. С целью обеспечения более эффективного психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках дополнительного образования с сентября 2021 г. в расписание Гуманитарной школы введен курс «Мы и стресс. Психология стрессовых ситуаций». В авторском проекте предусмотрено обучение по нескольким блокам тем, актуальным для гармоничного развития и становления личности в подростковом возрасте. Затрагиваются темы основных стрессовых факторов в жизни подростка, вопросы самооценки и профессионального самоопределения, сложностей в межличностном общении, негативных эмоций и способов их проработки и мн. др.

Предполагается, что применяемые меры помогут дальнейшему развитию психологической безопасности в учреждении дополнительного образования путем улучшения образовательной среды (отсутствие конфликтов, установление взаимопонимания среди педагогов и ученических коллективов, пропаганда гуманистических ценностей и взаимного уважения, создание условий для успешной самореализации подростков), а также формирования коммуникативных навыков и качеств личности, напрямую влияющих на конструктивность поведения в потенциально стрессовых ситуациях (гибкость, адаптивность, адекватная самооценка, развитый самоконтроль и т.д.). При этом результаты многочисленных экспериментов позволяют утверждать, что психологическая безопасность образовательной среды положительно влияет на развитие индивида, его общую подготовленность к профессиональной и иной деятельности, а также на реализацию творческого потенциала.

В заключение хотелось бы отметить, что задачи, реализуемые учреждениями дополнительного образования в целом, требуют развития качеств учеников, во многом дублирующих описанные выше. Это позволяет сделать вывод о том, что психологическая безопасность образовательной среды является неотъемлемым фактором осуществления целей и программ дополнительного образования.

References

1. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost': istoriya, stanovlenie, perspektivy // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal.  2007.  № 1 (2).  S. 65-69.

2. Baeva I.A., Volkova E.N., Laktionova E.B. Psihologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy: uchebnoe posobie.  Moskva: Ekonom-Inform, 2009. - 247 s.

3. Mareeva I.N. Gumanitarnaya shkola kak sredstvo motivacii odarennyh uchaschihsya // Sbornik metodicheskih i informacionnyh materialov iz opyta raboty s det'mi, proyavlyayuschimi sposobnosti i talanty. Kaluga, 2018.S. 119-128.

4. Obespechenie psihologicheskoy bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo / pod red. I.A. Baevoy.  − Sankt-Peterburg: Rech', 2006. - 287 s.

5. Ostapenko A.A. Kak vernut' molodezhi otvetstvennost' v usloviyah svobody, granichaschey s bespredelom // Pedagogicheskie tehnologii. − № 4. − 2018. − S. 74-92.

6. Ostapenko A.A. Social'nye svyazi podrostka i ih disfunkcii // Pedagogicheskie tehnologii. − № 4. − 2018. − S. 55-73.

7. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Soprovozhdenie samorazvitiya detey kak celevaya funkciya dopolnitel'nogo obrazovaniya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2017. − №4. - S.131-138.

8. Teoreticheskie osnovaniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya podrostkov : monografiya / I.V. Ivanova, M.I. Rozhkov, T.V. Masharova, L.V. Bayborodova, T.V. Lushnikova; pod red. I.V. Ivanovoy. − Moskva: RUSAYNS, 2020. − 132 s.

Login or Create
* Forgot password?