FEATURES OF THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Based on the analysis of scientific literature, the article defines the historical and pedagogical foundations of patriotic education of employees of the internal affairs bodies, characteristic of different periods of the formation of the Russian state. Various approaches to understanding the essence of patriotic education, its goals, objectives and content are presented. The author's interpretation of the genesis of patriotic education of employees of internal affairs bodies is proposed, characterizing qualitative changes in the patriotic-oriented educational process. Such pedagogical approaches, methods, pedagogical conditions have been identified, which, on the one hand, most correspond to modern ideas about the self-realization of the subject in the educational process, on the other hand, ensure the effectiveness of patriotic education of employees of internal affairs bodies. Analyzing various approaches to understanding the essence of patriotic education, two levels of its interpretation are identified: personal and social (the level of public consciousness). At the personal level, patriotism is considered as a stable and integrative human trait that combines three components: the result of free self-determination of the individual; the orientation of attitudes, behavior of the subject, his activities and worldview; a socio-moral imperative expressed through connections with other personal qualities formed by other types of education. In the course of the historical and pedagogical analysis, productive ideas have been identified that should be taken into account in the construction of modern concepts of patriotic education of employees of internal affairs bodies.

Keywords:
personality; patriotism; moral values; patriotic education; historical and pedagogical
Text

Феномен патриотизма, выступая целевым ориентиром патриотического воспитания, становился предметом изучения мыслителей и государственных деятелей в различные исторические эпохи. Анализируя историко-педагогические взгляды на обсуждаемое явление, мы отмечаем различное понимание как содержания понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», так и сущности процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел (далее по тексту ОВД). В настоящее время отмечается научно-педагогический интерес к целенаправленному патриотическому воспитанию сотрудников ОВД, ориентированный на организационные изменения в их деятельности. Актуальность проблематики, связанной с патриотическим воспитанием, обусловливается необходимостью непрерывного совершенствования воспитательной работы и ревизии используемых в разные периоды истории нашей страны подходов и воспитательных средств.

 Характеристика становления и развития патриотического воспитания сотрудников ОВД требует историко-педагогического анализа его генезиса в теории и практике, то есть представления его историографии. Анализ более пятидесяти научных тудов, связанных с проблематикой патриотического воспитания, показал достаточно глубокое изучение проблем патриотического воспитания в целом. Однако, до сих пор не в полной мере изучены особенности патриотического воспитания отдельных социальных групп, например, таких, как сотрудники органов внутренних дел. Историко-педагогический анализ основ патриотического воспитания сотрудников ОВД также представляется актуальной проблемой. К примеру, в трудах М.А. Мазур [11] в рамках исследования патриотического воспитания сотрудников органов внутрених дел изучается историография лишь такой научной категории как «патриотическая культура»; О.Г. Курганский [10] проводит историко-педагогический анализ гражданско-патриотического воспитания узкой категории специалистов, несколько лет состоявших на службе в Министерстве внутренних дел (далее по тексту МВД), а именно сотрудников Федеральной миграционной службы; Е. П. Панкратова [18] исследует аспект нравственно-патриотической ориентации личности курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России.

В период с X века по начало XX века патриотическое воспитание стражей порядка нашей страны осуществлялось в процессе получения ими образования либо было связано с военной службой. Отсутствие полноценного патриотического воспитания служащих в ОВД связано с тем, что в этот период «традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям, только в 20 в. начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых» [29].

В нашей стране патриотическое воспитание неразрывно связано с историей российского государства. Одним из первых педагогических средств формирования общероссийского патриотизма может считаться крещение Руси князем Владимиром в 988 году, способствующее объединению народа и целостности русских земель. К педагогическим фактам русского патриотического воспитания можно отнести поступок Сергия Радонежского, заключающийся в благословении на Куликовскую битву князя Дмитрия Ивановича, поднявший население на патриотическую борьбу с затянувшимся татаро-монгольским игом и позволивший одержать победу в борьбе с нависшей над государством угрозой. Этот период из его жизни описан в «Житии святых», написанным Дмитрием Ростовским, в котором указаны слова Сергия: «Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных». После этого Дмитрий решился на бой и выступил перед войском, сказав следующие слова: «Отцы и братья! Ради Господа, подвизайтесь за веру христианскую и за святыя церкви» [33]. Таким образом, через духовно-религиозное воспитание, примеры и нравственные призывы авторитетных личностей формировался патриотизм у народов разрозненных русских земель.

В период правления императора Петра I патриотизм являлся важнейшим направлением государственной политики. Петр I в речи перед Полтавским сражением заявил о служении Отечеству всех – царя и солдата [17]. Государство было нацелено на формирование патриотизма среди военных и населения, что привело к  возникновению термина «государственный патриотизм» в научно-публицистической и педагогической литературе [32]. Особое внимание в ходе обучения и воспитания офицеров, верных стране и долгу перед Отечеством, Петр I уделял готовности точно и своевременно выполнять приказы, выручать сослуживцев. В конце XVII века в России отсутствовали военно-учебные заведения, поэтому в 1701 году открыли школу математических и навигационных наук, которая выпускала военных и гражданских специалистов, затем – иные военно-учебные заведения, которые заложили основы патриотического воспитания и формировали у юношей преданность «государственной службе», патриотический и служебный долг [17].

В петровскую эпоху содержание военно-патриотической подготовки офицеров подразумевало: сохранение и преумножение исторических традиций, национальных особенностей народа России с целью формирования моральных и боевых качеств офицеров и солдат; воспитание любви к Отечеству (совокупности территориальных и национально-этнических особенностей) и Родине (взаимному выражению социальных и морально-психологических связей); формирование на базе традиционной религии России – православии – национально-государственных идей и морального духа войск; выработку любви к профессии и взаимного доверия между руководителями и подчиненными; выстраивание взаимоподдержки, добросовестного подчинения начальству, соблюдение дисциплины [14]. Петр I выводит патриотическое воспитание на государственный уровень, закрепляя в законе патриотические нормы поведения; использует призывы и лаконичные содержательные лозунги; закладывает основы патриотизма в образовательном процессе.

М.В. Ломоносов отмечал, что патриотическое воспитание гражданина, как добросовестного труженика должно находиться в основе педагогического процесса. Ломоносов связал понятия «гражданин» и «патриот», считая, что они имеют одинаковые характеристики: беспрекословное служение Отечеству, нравственность и любовь к знаниям. Он считал, что желание жить «на благо отечества» должно стать основой смысла жизни [20]. К наукам, которые способствуют формированию патриотизма, он относил историю и географию. По нашему мнению, взгляды Ломоносова на патриотическое воспитание актуальны и в настоящее время. Дисциплина «История Отечества» обладает существенным ценностно-смысловым потенциалом для патриотического воспитания, однако, в настоящее время она исключена из обязательной части учебных планов образовательных организаций высшего образования МВД России, что, на наш взгляд, существенно сужает возможности развития патриотизма у курсантов.

Традиции, способствующие развитию неповторимой отечественной системы патриотического воспитания, сформированные петром Петром I, получили свое развитие в период правления Екатерины II. Значительный вклад в этот процесс внесли русские полководцы А.В. Суворов и П.А. Румянцев. П.А. Румянцев отразил оосновные идеи патриотического воспитания в приказах и таких документах, как «Обряд службы», «Мысли» [30]. М.И. Кутузов отмечал, что основана дисциплины не в наказаниях, а в осознании важности служения Родине [35]. В воспитании и обучении Кутузов применял метод убеждения, к тому же он поощрял воинский труд. Он считал, что офицеру необходимо быть нравственным примером воинской доблести для солдата [30].

В дореволюционный исторический период в российском образовании преобладала религиозно-монархическая парадигма патриотического воспитания, основанная на нравственности и православии. В школах преподавались дисциплины «Отчизноведение» и «Отечествоведение». Анализируя историко-педагогические источники дореволюционного периода, можно отметить такие ориентиры патриотического воспитания офицеров, как развитие нравственной ответственности перед Богом, царем и Отечеством, выражавшееся в вере, любови и преданности; можно отметить абсолютное подчинение в воспитании старших командиров; в воспитании сослуживцев – взаимопомощь, в воспитании подчиненных – личный пример, требовательность; в самовоспитании – самосовершенствование; в воспитании граждан – любовь и стремление защищать свою Родину [20, 29]. В ΧΙΧ веке С.С. Уваров вместо третьего компонента триады «православие, самодержавие, народность» предложил государственный патриотизм [7].

В отечественной науке дореволюционного периода проблеме патриотического воспитания посвящено много исследований. В этот период педагоги под патриотизмом понимали основу духовной жизни личности. К примеру, А.Н. Радищев отмечал, что только в роли «сына Отечества» человек может стать «истинным». Он отметил необходимые качества, присущие каждому человеку: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [19, с. 205-206].

В труде «Воспитание воспитанников» А.П. Куницын подчеркивал, что первостепенная задача воспитания – внушение с детства родовых патриотических добродетелей [9, с. 141]. В середине XIX века К. Д. Ушинский отводит первостепенную роль патриотическому воспитанию, понимая под ним формирование свободной личности с убеждениями, силой воли и характером, патриота, готового работать на благо страны. Он считал, что патриотическое воспитание одновременно формирует в личности ценности государства, ум и самосознание, влияя на национальное самосознание, на развитие общества, языка, литературы [24]. Он отмечал сложность патриотического воспитания противоречивостью национального характера русских людей. К чертам русского патриотизма Ушинский относил его недостаточное проявление в повседневных житейских делах. Важной проблемой отечественной педагогики, на которую он обращал внимание, был вопрос о недопустимости западных заимствований. В основе различия национальных систем воспитания он выдеял представления о воспитании и идеале человека, присущие каждому народу и соответствующие конкретному историческому периоду. В качестве средств формирования идеала, по его мнению, выступали прежде всего родной язык, литература и история [24]. К.Д. Ушинский настаивал на преимущественном изучении родины в ходе патриотического воспитания – обучении географии, краеведению. Формирование стремления к самостоятельному труду и предупреждение развития своеволия он считал основными задачами патриотического воспитания. В трудах К. Д. Ушинского во все времена, к примеру, формирование национального идеала-героя, изучение Родины, ее истории и родного языка [24].

И.А. Ильин рассматривал патриотизм в контексте философско-духовной концепции как этап духовного развития, самовыражения личности, ее самореализации, характеризующихся полнотой и единством [8]. В XIX веке педагог И.Ю. Ястребцов в работе «О системе наук, приличных в наше время детям» выделял у личности существование обязанности быть полезным человечеству, Родине и себе [28, с. 230]. Ценность патриотического воспитания отмечал еще один русский ученый А. Ф. Афтонасьев, отмечавший, что воспитание подготавливает человека для жизни в государстве. К основным идеям, определяющим патриотическое воспитание, он относил религиозное чувство, любвь к истине и прекрасному и любовь к национальному» [1, с. 395].

При рассмотрении вопросов партиотического воспитания Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов выделяли как главную цель воспитание гражданина, любящего свою Родину и активно участвующего в общественных делах. Для этого, по их мнению, необходимо свободное развитие личности с формированием правильных взглядов на жизнь, представлений о добре и долге, с несгибаемой волей, самостоятельностью в рассуждениях, особенно касающихся патриотизма [27, с. 72].

В отечественной истории можно выделить и представителей рационально-критического направления в толковании патриотизма, которые считали любовь к истине предпочтительнее любви к Родине. Одним из его адептов был П.Я. Чаадаев, который отмечал, что любовь к Родине разделяет народы и воспитывает национальную ненависть [23]. По нашему мнению, позиция Чаадаева излишне категорична и не соответствует исторически подтвердившимся выводам о силе патриотизма, объединяющего народы в один слаженный союз, примером которой являлся СССР в период Второй мировой войны.

Акцент на патриотическом воспитании сотрудников ОВД требует специального рассмотрения исторического периода, когда началась теоретико-методическая разработка проблемы патриотического воспитания именно этой категории граждан. С начала XX века до начала 90-х годов в России происходили значимые общественно-политические и экономические преобразования, которые повлияли на создание социально-педагогических предпосылок продуктивного исследования проблемы патриотического воспитания сотрудников ОВД.

До революции 1917 г. в Российской империи при участии городской стражи и уездного управления велась эпизодическая, а с начала 20 века – регулярная служебная подготовка. Например, в приказе № 207 [29 ] с 29 сентября 1909 года в городе Санкт-Петербург генерал-майор Д.В. Драчевский обязал городовых и приставов не реже двух раз в неделю проводить с личным составом управлений участковых тематические занятия. В ходе занятий важную роль отводили воспитанию патриотизма и высоких моральных качеств у сотрудников полиции численностью до 150 человек [29]. Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью проведения учебных занятий с полицейскими было формирование высоких нравственно-патриотических качеств. Подтверждение этого можно обнаружить в статье журнала «Вестник полиции» [22], отражающей обучение в Санкт-Петербурге нижних полицейских чинов посредством проведения уроков простым и понятным языком с целью осознания долга, безграничной преданности Государю, точного исполнения приказов начальства.

После революции на основании Постановления НКВД «О рабочей милиции» от 10 ноября 1917 г. была создана советская милиция, в которой вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. В послереволюционные годы произошёл разрыв преемственности в развитии патриотического воспитания. Утвердился духовно-атеистический подход в альтернативу духовно-религиозному. Духовно-атеистический подход проявлялся в разных формах: от яростной борьбы с религией до достаточно компромиссного отношения к религии, к духовным и историческим ценностям. В «Манифесте Коммунистической партии» Ф. Энгельса и К. Маркса говорилось: «рабочие не имеют отечества» [17]. Эту позицию разделял и В.И. Ленин, в ряде работ описавший взаимосвязь  национального и классового патриотизма. Вплоть до середины 1930-х годов в СССР к патриотизму относились негативно. Преследование патриотических взглядов можно было проследить в литературе, искусстве, науке, в особенности в исторической науке, в образовании. Продвигалась мысль о том, что истинный патриотизм есть классовый или интернациональный патриотизм, предполагающий единство пролетариев всего мира, независимо от их национальной и государственной принадлежности. На наш взгляд, обсуждаемый подход к патриотизму в указанный период отечественной истории отрицательно сказался на патриотическом воспитании граждан страны в части потери преемственности поколений, идеологизированного изучения истории отечества и воспитания атеистической духовности.

Период с 1928 года по март 1953 года – это время возвращения к формированию доверия граждан к государству и воспитанию патриотических ценностей. Понятие «патриотическое воспитание» стало тождественным понятию «коммунистическое воспитание», советский народ стал восприниматься как прогрессивная историческая сила. Эта тенденция усилилась в период Великой Отечественной войны и достигла своего пика в конце 1940-х – начале 1950-х гг. [14]. В ходе педагогического исследования патриотического воспитания в этот период можно выделить теоретико-методологические аспекты (например, характеристику, методы и средства формирования понятий «патриотизм» и «советский патриотизм»), а также прикладные аспекты (направления патриотического воспитания: нравственно-патриотическое, военно-патриотическое и др.) [14].

В 1930-е годы в условиях масштабной модернизации советского общества руководство страны стало уделять внимание патриотическому воспитанию населения, в это время появились пионерские отряды и стахановские движения, а в подразделениях советской милиции – красные уголки с агитацией. Одним из методов общественно-патриотического воспитания того времени стали «ударные обязательства» для повышения производительности труда, стимулом для героического труда выступал нравственный долг перед Отечеством и народом. А.С. Макаренко, изучая цели воспитания, заметил, что «каждый должен быть смелым, мужественным, честным и трудолюбивым патриотом» [13, с. 115]. Он заметил, что патриотизм можно наблюдать как в героических подвигах, так и в долгой, трудной, неинтересной, кропотливой работе [13, с. 412]. В период Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ) велась активная агитация и пропаганда для объединения советских граждан, поднятия боевого духа и стремления защищать свою страну. Работа советской милиции была перестроена на военный режим для подготовки резерва Красной Армии и оборонных кадров.

В годы после Великой Отечественной войны изучение вопроса патриотического воспитания приобретает особое значение. Особенно заметно патриотические настроения проявляются в военное время и в период послевоенного восстановления. Патриотизм проявлялся в массовом проявлении героизма, в особенной форме – трудовом патриотизме. Специфика патриотического воспитания в контексте коммунистической идеологии можно проследить в исследованиях педагогов этого периода. Патриотическое воспитание советской милиции после Великой Отечественной войны отличается использованием различных форм и методов (например, лекции, беседы, доклады, встречи с ветеранами ВОВ, открытие в подразделениях музеев, а также уголков боевой и трудовой славы, формирование в территориальных органах летописей и ветеранских организаций). В центре системы воспитания было непрерывное обращение к подвигу советского народа в ВОВ, к историческим фактам самоотверженной любви граждан к Родине, примерам их массового героизма на фронте и в тылу. После победы в ВОВ появилась традиция устанавливать памятники в местах, где происходили кровопролитные бои и на местах братских захоронений, с целью сохранения памяти для последующих поколений о цене победы в войне. С 1965 года 9 мая становится нерабочим днем. Этот день начинает праздноваться с ежегодным проведением: военных парадов, в которых принимали участие курсанты и сотрудники ОВД; митингов и возложения цветов к памятникам воинской славы. Важной частью патриотического воспитания сотрудников ОВД были походы по местам боевой славы для понимания исторического прошлого Родины и хранения памяти о подвигах советского народа. В работах В.А. Сухомлинского основой патриотического воспитания выступают нравственные нормы трудолюбия, человечности и порядочности [11]. В 1950-х и 1960-х годах исследованием патриотического воспитания посвящены работы Ф.И. Хвалова [26], М.А. Терентия [21], И.С. Марьенко [14]. М.А. Терентия определил сущность понятия «советский патриотизм», отметил систему преемственности его формирования [21]. Ученые уделяли много внимания изучению вопросов патриотического воспитания при осуществлении общественно-полезного труда.

Характерной особенностью периода 70-80-х годов является изучение разных сторон патриотического воспитания. Исследователи того времени отмечают взаимосвязь патриотического воспитания с иными направлениями воспитательной работы, которые определяют эффективность патриотического воспитания, возможность подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся в общеобразовательной школе [14]. Так с середины 1980-х годов преобладает понимание патриотизма как духовной жизни общества, а также в контексте развития отечественной истории на основе особенностей менталитета и психики разных общностей.

Таким образом, в период утверждения советской власти личность сотрудника советской милиции не рассматривалась как субъект патриотического воспитания и даже не упоминалась как термин. В 1980-х годах произошла смысловая переоценка ценностей, отразившаяся в демократизации и гуманизации воспитания и образования. В этот период формирование патриотизма связывалось с необходимостью создания условий развития личности как гражданина, отстаивающего интересы Отечества [14]. Данное понимание патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел за последние годы существенных изменений не претерпело.

В 1990-е годы в педагогических исследованиях в связи с кардинальной трансформацией политических и экономических процессов в России, повлиявших на изменение основополагающих установок воспитания, сократилась проблематика патриотического воспитания. В противодействии сложившейся ситуации государство посредством госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [36], а затем посредством Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [37] снова обратило внимание на ответственность за патриотическое воспитание всех граждан страны. Понятие «патриотизм» стало рассматриваться как качество личности, была создана государственная система гражданско-патриотического воспитания.

В части патриотического воспитания сотрудников полиции следует отметить, что в российской истории имеется определенный практический опыт, однако в современных условиях использовать этот опыт можно лишь частично. Это связано с утверждением гуманистической (личностно-ориентированной) парадигмы в отечественном образования. В этой связи интересно исследование Ш.Ш. Хайрулина [25], который на основе тщательного историко-философского и педагогического анализа проблемы патриотического воспитания подчеркивает, что патриотизм выступает одним из проявлений духовности личности в целом.

Патриотическое воспитание в ряде исследований последних лет рассматривается вместе с проблемой гражданского воспитания (С. Е. Матушкин [15], К. Ш. Ахияров [2], А. В. Беляев [3], А. С. Гаязов [6] и др.). К. Ш. Ахияров [2] раскрывает патриотическое воспитание в контексте этнопедагогики, отмечая в патриотическом воспитании важность традиций, родного языка, идеалов и нравственных ценностей. Он проводит анализ разных методов влияния на обучающихся, основанных на эстетическом восприятии действительности, фольклоре. Этот подход к патриотическому воспитанию фокусирует внимание на общих чертах, объединяющих народы, особенно важных в условиях многонационального состава нашей страны.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации содержит нормативное определение патриотизма: «патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [38].

Мазур М.А. под патриотическим воспитанием сотрудников полиции понимает педагогический процесс, основанный на взаимосвязанной деятельности субъектов образования и направленный на формирование убеждений, ценностных ориентаций и патриотических знаний у коллектива, а именно достижение целостности личностного, познавательного и деятельностного компонентов патриотической культуры в условиях специально сформированной и систематической воспитательной работы в ОВД. Патриотическое воспитание – это целенаправленная, многогранная, планомерная, организованная и согласованная деятельность субъектов взаимодействия (воспитателей  и начальников), направленная на формирование у сотрудников патриотизма, выступающего в роли профессионально значимого интегративного личностного качества. Следовательно, сущность патриотического воспитания сотрудников ОВД, по Мазуру, заключается в создании условий для формирования патриотического сознания и поведения [11].

Резюмируя представленные подходы и точки зрения, можно отметить, что патриотическое воспитание интерпретируется на двух уровнях: личностном и социальном (уровне общественного сознания). На уровне личностном патриотизм рассматривается как черта человека, устойчивая и интегративная, которая объединяет в себе три компонента. Первый компонент раскрывает такую сущность патриотизма, как верность Родине, любовь к Отечеству. Патриотизм выступает как нравственное, индивидуальное, личностное чувство, включающее субъективные смыслы и занимающее важное и основное место среди общечеловеческих ценностей. Патриотизм выступает как результат свободного самоопределения личности. В повседневной жизни он выступает как целостный эмоционально-волевой комплекс [5, с.57]. Второй компонент связывает патриотическое воспитание с готовностью защищать свою страну, стремлением к ее развитию; направленностью установок, поведения субъекта, его деятельностью и мировоззрением (память о прошлом Родины; изучение истории страны; знание и соблюдение традиций своего народа, примеров героизма и самоотверженного служения Родине; уважение к культуре других народов, неприязнь к расовой и национальной дискриминации). Третий компонент отражает патриотизм на личностном уровне, выражает его опосредованно через интегративные связи с другими личностными качествами, которые формируются иными видами воспитания. Он характеризует общую образованность человека, которая выражается в целостности мировоззрениия, нравственных идеалах, нормах поведения и духовности. Патриотизм проявляется как социально-нравственный императив, отличающийся достойным отношением личности к Родине и способствующий патриотической направленности деятельности [5, с.58-59].

Как показал историко-педагогический анализ, на протяжении длительного времени изучение патриотического воспитания занимало важное место в исследованиях ученых и трудах педагогов. Понимание патриотического воспитания  в различные исторические периоды было тесно связано с политическими и социально-экономическими условиями российской действительности, что сказалось на различии подходов к определению целей, задач, содержания и путей патриотического воспитания. На основании проведенного историко-педагогического анализа можно сделать следующие выводы:

  1. В период с X века по начало XX века цель патриотического воспитания сотрудников полиции была связана с формированием и функционированием военных и государственных институтов. Основы патриотического воспитания полицейских составляли: духовно-религиозный подход; понятия «патриотизм» и «военный патриотизм»; военно-патриотическое направление педагогической деятельности. Методами, формами, средствами патриотического воспитания сотрудников полиции выступали: духовно-религиозное воспитание; примеры и нравственные ценности авторитетных личностей; закрепленные в законах патриотические нормы поведения; призывы, лаконичные и содержательные лозунги; изучение наук (например, истории, географии), знание русского языка; формирование национального идеала – героя; организация еженедельных занятий с полицейскими.
  2. С начала XX века по начало 90-х г. цель патриотического воспитания сотрудников милиции заключалась в формировании «советского патриотизма», основанного на верности многонациональному и коммунистическому государственному устройству. Основы патриотического воспитания сотрудников милиции составляли: духовно-атеистический подход; понятие «советский патриотизм»; такие направления педагогической деятельности, как нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание на трудовых и боевых традициях, военно-патриотическое воспитание. В этот период методами, формами, средствами выступали: формирование национального идеала – героя; идеологизированное изучение истории отечества; воспитание атеистической духовности; лекции, беседы, доклады, встречи с ветеранами ВОВ, открытие в подразделениях музеев и уголков боевой и трудовой славы, создание летописей и ветеранских организаций при территориальных органах.
  3. С начала 90-х г. по настоящее время целью патриотического воспитания сотрудников ОВД является организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. Основы патриотического воспитания сотрудников ОВД составляют: личностно-ориентированный подход (личность рассматривается в качестве субъекта патриотического воспитания); идея о сущности патриотического воспитания сотрудников полиции как создании условий для формирования патриотического поведения; понятие «гражданский патриотизм»; личностная ориентация целей, содержания и средств патриотического воспитания сотрудников ОВД; такие направления педагогической деятельности, как  гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Содержательно-процессуальными характеристиками  выступают: примеры героизма и самоотверженного служения Родине, служебные ритуалы и традиции, культурно-нравственные и исторические ценности, национальный идеал героя; организация воспитательной работы с сотрудниками ОВД; закрепление патриотического направления воспитания сотрудников ОВД на нормативно-правовом уровне.
  4. В построении современных концепций патриотического воспитания сотрудников ОВД должны быть учтены следующие продуктивные идеи, выявленные в ходе историко-педагогического анализа:

- личность является субъектом патриотического воспитания;

- действенными средствами патритического воспитания являются примеры героических поступков, боевые и трудовые традиции, культурно-нравственные и исторические ценности, национальный идеал героя;

- всестороннее развитие, изучение наук (например, истории и географии России) и знание русского языка позитивно влияют на воспитание патриотизма; 

- нормы патриотического поведения необходимо закреплять на государственном уровне;

- имеется необходимость в дальнейшем изучении теоретических основ патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, определении специфики личностной ориентации целей, содержания и средств патриотического воспитания сотрудников ОВД; патриотического воспитания сотрудников ОВД посредством создания личностно-развивающей среды воспитания, в том числе с применением в воспитательном процессе инновационных информационно-телекоммуникационных технологий;

- для всестороннего патриотического воспитания сотрудников полиции необходимо а) создать педагогические условия, способствующие самореализации человека как гражданина, любящего Отечество и отстаивающего его интересы;     б) использовать весь комплекс средств патриотического воспитания сотрудников ОВД; в) профессионально готовить педагогический состав к реализации патриотического воспитания сотрудников ОВД; г) обеспечить научно-методическое сопровождение процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД; д) осуществлять процесс патриотического воспитания сотрудников ОВД поэтапно.

References

1. Aftonas'ev A. F. Mysli o vospitanii. Antologiya pedagogicheskoy mysli v Rossii v pervoy polovine XIX veka [Thoughts on education. Anthology of pedagogical thought in Russia in the first half of the 19th century] / Sost. P.A. Lebedev. - M.: Pedagogika Publ., 1987. - pp. 394 - 402. in Russia

2. Ahiyarov K.Sh. Pedagogicheskoe tvorchestvo V. A. Suhomlinskogo i sovremennaya shkola.[Pedagogical creativity of V. A. Sukhomlinsky and the modern school.] - Ufa: RIO RUNMC MO R Publ/, 2002. - 188 p. in Russia

3. Belyaev A.V. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya grazhdanstvennosti uchascheysya molodezhi. [Socio-pedagogical foundations for the formation of citizenship of student youth.] Stavropol', 1997. - s. 33. in Russia

4. Vdovin A. I. Russkie v XX veke. Tragedii i triumfy velikogo naroda.[Tragedies and triumphs of a great people. ] - M.: Veche Publ., 2013. - 622 s. in Russia

5. Vygotskiy L. S. Nravstvennoe vospitanie [Moral education] / L. S. Vygotskiy // Ped. psihologiya. Publ. - M.,1991. - pp. 17. in Russia

6. Gayazov A. S. Novye realii sovremennogo mira i perspektivy obrazovatel'noy deyatel'nosti [. New realities of the modern world and prospects for educational activities] / A. S. Gayazov // Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019. - № 3 (54). - pp. 71-78.in Russia

7. Zyryanov P. N. Istoriya Rossii 19 vek.[History of Russia in the 19th. M.: Enlightenment] - M.: «Prosveschenie» Publ, 1999. - pp. 23. in Russia

8. Il'in I.A. Teoriya prava i gosudarstva [Theory of Law and State ]/ Il'in I.A.. - Moskva : Zercalo Publ., 2018. - 552 p. - ISBN 978-5-94373-399-4. - Tekst : elektronnyy // IPR SMART : [sayt]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/64371.html (data obrascheniya: 03.02.2022). in Russia

9. Kunicyn A. P. Nastavlenie vospitannikam / Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii pervoy poloviny 19 veka [. Instruction to pupils. Anthology of pedagogical thought in Russia in the first half of the 19th century] // Sost. P. A. Lebedev. -M.: Pedagogika Publ, 1987. - pp. 141 - 145. in Russia

10. Kurganskiy O. Yu. Realizaciya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v deyatel'nosti sotrudnikov federal'noy migracionnoy sluzhby rossii [Implementation of civil and patriotic education in the activities of employees of the federal migration service of Russia] : Dis.... kand. ped. nauk. - SPb., 2006. - 178 p. in Russia

11. Mazur M. A. Formirovanie patrioticheskoy kul'tury u sotrudnikov organov vnutrennih del [Formation of patriotic culture among employees of internal affairs bodies]: Dis.... kand. ped. nauk. - M., 2013. - 233 p. in Russia

12. Mazur M. A. Suschnost' i znachenie patrioticheskogo vospitaniya, ego struktura i osnovnye osobennosti // Molodoy uchenyy [Young scientist], 2009. - № 9 (9). - pp. 152 -155. in Russia

13. Makarenko A. S. Problemy shkol'nogo sovetskogo vospitaniya [Problems of Soviet school education. Soch. ] // Soch. - M.: Izd-vo APN RSFSR Publ., 1951.- T.5. - pp. 109 - 225.in Russia

14. Mar'enko I. S. Vospitanie sovetskogo patriotizma u uchaschihsya srednego shkol'nogo vozrasta vo vneklassnoy rabote [Education of Soviet patriotism among students of secondary school age in extracurricular work]: Dis.... kand. ped. nauk. - M., 1950. - 281 s.in Russia

15. Matushkin S.E. Vospitanie patriotizma kak pedagogicheskaya problema // Vestnik OGU [Bulletin of OSU]. 2019. № 11 (130). pp/ 196-200. in Russia

16. Nazarov A. M. Oficery Rossii: podgotovka, kul'tura, tradicii [Officers of Russia: training, culture, traditions]/ A. M. Nazarov // Orientir , 2000. - № 1. - pp. 76 - 79.in Russia

17. Ovchinnikova N. P. Ideya patriotizma i Otechestva v istorii russkoy pedagogiki [The idea of patriotism and Fatherland in the history of Russian pedagogy]// Pedagogika, 2007. - № 1. - pp. 93 - 102. in Russia

18. Pankratova E. P. Formirovanie nravstvenno-patrioticheskoy napravlennosti lichnosti kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii v processe vospitatel'noy deyatel'nosti pedagoga-kuratora [Formation of the moral and patriotic orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of educational activities of the teacher-curator] : Dis.... kand. ped. nauk. - M., 2019. - 153 s. in Russia

19. Radischev A. N. Izbr. ped. soch. - M.: Izd-vo APN Publ, 1952. - 711 p. in Russia

20. Russkih V. G. Genezis problem obrazovaniya v otechestvennoy gosudarstvennoy politike XVIII v.: [osnov. napravleniya gos. politiki Rossii po patriot. vospitaniyu molodezhi v XVIII v.] // Pedagogika [Pedagogy], 2011. - № 9. - pp. 75-79. in Russia

21. Terentiy M. A. Teoriya i praktika patrioticheskogo i internacional'nogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniya. [Theory and practice of patriotic and international education of the younger generation] - Kishinev: Stipnica, 1978. - 276 p. in Russia

22. Tihomirov N. A. Putevoditel' po cerkvam goroda Sankt-Peterburga i blizhayshih ego okrestnostey [Guide to the churches of the city of St. Petersburg and its immediate environs. St. Petersburg]. - SPb., 1906. - pp. 161.

23. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical essays]: v 6 t. - M.: Pedagogika Publ, 1989. - T. 4. - pp. 19. in Russia

24. Ushinskiy K. D. O nravstvennom elemente v russkom vospitanii [On the moral element in Russian education ]// Izbrannye proizvedeniya. - M.-L.: APN RSFS Publ,, 1946. - Vyp. 3. - pp. 154. in Russia

25. Hayrulin Sh. Sh. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza v usloviyah optimizacii obrazovatel'nogo processa [Education of Soviet patriotism among students in grades 5-7 secondary school: Abstract of the thesis. dis. cand. ped. Sciences]: Avtoref. dis.... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1996. - 22 p. in Russia

26. Hvalov F. I. Vospitanie sovetskogo patriotizma u uchaschihsya 5-7 klassov 7-letney i sredney shkoly [Patriotic education of military university cadets in the conditions of optimization of the educational process]: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1955. - 23 p. in Russia

27. Chernyshevskiy N. G. Izbr. ped. proizv. [Izbr. ped. prod] - M.: Izd-vo APN RSFSR, 1953. - 772 p. in Russia

28. Yastrebcov I. M. O sisteme nauk, prilichnyh v nashe vremya detyam // Antologiya pedagogicheskoy mysli v Rossii pervoy poloviny 19 veka [On the system of sciences that are decent for children in our time. Anthology of pedagogical thought in Russia in the first half of the 19th century] / Sost. P. A. Lebedev. - M.: Pedagogika, 1987. - pp. 223-246. in Russia

29. Rossiyskaya pedagogicheskaya enciklopediya [Russian Pedagogical Encyclopedia ] / gl. red. Davydov V. V. - M.: Nauchn. izd. Publ. «Bol'shaya Rossiyskaya enciklopediya», 1993. - 608 p. in Russia

30. Voennyy enciklopedicheskiy slovar'.[Military encyclopedic dictionary]- M.: Voenizdat Publ, 1983. - 863 p. in Russia

31. Vedomosti Sankt-Peterburgskogo gradonachal'stva [Gazette of the St. Petersburg City Administration], 1909. - № 255. - pp. 14. in Russia

32. Ustav voinskiy // Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii, s 1649 goda. [Military regulations // Complete collection of laws of the Russian Empire, since 1649] - SPb.: Tipografiya II otdeleniya Sobstvennoy Ego Imperatorskogo Velichestva kancelyarii, 1830. - T. V. 1713- 1719, № 3006. - pp. 203 - 453. in Russia

33. Zhitiya svyatyh na russkom yazyke, izlozhennye po rukovodstvu Chet'ih-Miney svyatogo Dimitriya Rostovskogo [Lives of the Saints in Russian, set forth according to the guidance of the Menaia of St. Demetrius of Rostov ] / 12 knig. - M.: «Kovcheg» Publ, 2010. - pp. 33. in Russia

34. «Instrukciya polkovnich'ya pehotnogo polku, konfirmovannaya ot imperatorskogo velichestva dekabrya 24 dnya 1784 g.» Spb., 1784 / Stoletie voennogo ministerstva.[Century of the Ministry of War] - Spb, 1903. - T. IV, ch. 1. - p. 57. in Russia

35. Cirkulyarnoe predpisanie M. I. Kutuzova divizionnym nachal'nikam moldavskoy armii o smotre podchinennyh im chastey i o principah obucheniya i vospitaniya voysk [Circular instruction of M. I. Kutuzov to the divisional chiefs of the Moldavian army on the review of their subordinate units and on the principles of training and education of troops]/ CGVIA. F. 9190. Op. 165. Sv.50. D.71 - pp. 79 - 80. in Russia

36. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federacii», gody [Tekst]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 5 oktyabrya 2010 g. № 795 // Sobranie zakonodatel'stva. [Collection of legislation] - 2010. - № 53. - St. 210. in Russia

37. O gosudarstvennoy programme Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federacii na 2016-2020 gody [Tekst]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 // Sobranie zakonodatel'stva.[Collection of legislation] - 2016. - № 31. - St. 3150. in Russia

38. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federacii [The concept of patriotic education of citizens of the Russian Federation]. - M.: Rosvoencetr Publ, 2003 - 25 p. in Russia

Reviews
1. Historical and pedagogical foundations of patriotic education of employees of internal affairs bodies in Russia Authors: Sklyarenko Inna


Login or Create
* Forgot password?