MODERNIZATION OF EDUCATION IN THE 21ST CENTURY: A MOVEMENT TOWARDS A HOLISTIC PERSONALITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the pedagogical potential of the modernization process and the mission of modernizing education in solving the problems that a person faces in the 21st century: various threats to his security; changing the measure of space and time; replacing spiritual life with material consumption; distortion of cultural meanings and meanings; limiting lifestyles to stereotypical and utilitarian frameworks. Using personal-oriented and culturological approaches, current goals, content and methods of education are interpreted in pedagogy. As the goal of modernized education, the phenomenon of a holistic personality is proposed and substantiated, by which the author means the subject of vital activity, characterized by internal coordination and unity of intra-personal components, strong connections between them, as well as relative independence from the influences of the external environment. Based on qualitative differences in personal position, two levels of personal integrity are distinguished: 1) consistency of ideas about the world around you and yourself (harmonious position); 2) creative attitude to the world around you and yourself (transformative position). The process of education is proposed to be designed in the logic of movement from the first level of integrity to the second, and the content and methodology of education - in the logic of the transition from the understanding of existing socio-cultural and personal values to their coordination, from adaptation to the environment - to its transformation.

Keywords:
modernization, upbringing, purpose of upbringing, holistic personality, content of upbringing, method of upbringing
Text

Актуальность

В последнее время все чаще в научном дискурсе понятие «модернизация» используется не в привычном значении обновления производственных процессов, техники и оборудования, а применительно к социальным процессам и взаимодействию людей. Так, некоторые исследователи рассматривают модернизацию как эволюционный переход от традиционной к современной культуре общества, осуществляющийся посредством реформирования и инновационного развития [2]. Другие понимают под ней трансформацию поведения и мышления людей, их мировоззрения [9]. В этом, последнем, смысле понятие модернизации не только применимо к воспитанию, но и обладает в отношении него продуктивной методологической функцией, позволяющей по-новому взглянуть на воспитательный процесс, его динамику и результаты, привнести в него новое качество. 

Проблема

Необходимость модернизации воспитания подтверждается и результатами выполненных под нашим научным руководством эмпирических исследований на выборке сотрудников органов внутренних дел, превышающей 1200 человек. В частности, в диссертационных исследованиях Е.Н.Гордеевой (2021), Е.В.Онищенко (2020) показано, что более трети опрошенных респондентов не удовлетворены анахроничными целями и содержанием воспитательной работы с ними, считают устаревшими используемые формы, методы и средства воспитания. 

О необходимости модернизации воспитания и подготовки соответствующей государственной стратегии неоднократно писали российские педагоги-исследователи [3, 6 и др.]. Задачи модернизации воспитания отражены в нормативных правовых актах, регулирующих отечественную систему образования, стали значимым компонентом внутренней политики государства. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года прямо указывается на необходимость обновления воспитательного процесса на основе оптимального сочетания традиций и инноваций. Заметим, что ограничение деятельности субъектов воспитания только традиционными подходами входит в противоречие с быстро изменяющейся социальной средой, и, как следствие, в должной мере не обеспечивает потребность общества в формировании человека нового типа – личности постиндустриального общества.

Разработка и выдвижение новых теоретических положений на основе существующей литературы

Модернизация воспитания – это, в первую очередь, изменение социальных и научных представлений о целях воспитания. Каждый век ставит новые задачи перед человечеством, решая которые люди поднимаются на новую ступень духовного роста. Какие же задачи и проблемы ставит перед нами XXI век?

Во-первых, это борьба с принципиально новыми угрозами безопасности жизни, психологического и физического здоровья людей в виде информационных войн, пандемий, природных и техногенных катастроф уже не локального, а планетарного масштаба. Окружающая современного человека среда все чаще воспринимается им как враждебная, неблагополучная, способная не только ухудшить качество его жизни, но и ставящая под вопрос саму его жизнь. Традиционные цели воспитания, понимаемого как социализация индивида, его приобщение к жизни общества, уже не могут удовлетворить потребности нашего современника в обеспечении своей безопасности.  Задачей воспитания в связи с этими рисками становится формирование личности, готовой к качественному изменению среды, овладению ею, ответственному  управлению средовыми факторами.

Во-вторых, это непрерывная адаптация людей к изменяющимся благодаря информационно-коммуникационным технологиям пространству и времени. Радикально другими стали представления как о масштабах и территориальных границах жизнедеятельности людей, так и о динамике процессов, в которые они вовлечены. Слом привычного для человека хронотопа чреват переживанием им стрессов и депрессий из-за нехватки у него времени или слишком возросших зон его ответственности. В условиях расширения и виртуализации пространства активной деятельности личности воспитание должно решить проблему сохранения ее внутреннего мира, отстоять ее заповедный статус, обеспечить устойчивость и целостность личностных структур. Речь также идет о воспитании разумного отношения к спрессованному времени и ускоренной жизни, рациональному использованию пространственно-временных ресурсов и содержательному их наполнению в интересах развития личности. 

В-третьих, может быть наиболее трудноразрешимая задача – это преодоление утвердившихся в коллективном и индивидуальном сознании смысловых доминант, ориентирующих наших современников на постоянную гонку за прибылью, непрерывное и все возрастающее потребление материальных благ и достижение превосходства над другими, т.к. будучи возведенными в императив, эти смыслы разрушает систему других смыслов – сохранения и преумножения природного богатства, развития науки, образования и культуры. Преобладающий в массовом сознании такой критерий индивидуальной успешности, как материальное богатство – должен быть дискредитирован в ходе воспитания. Уже по наличию обсуждаемых негативных явлений в социальной жизни можно заключить, что существующая система воспитания с ними не справляется.    

В-четвертых, это борьба с настойчивой деформацией ценностного содержания базовых понятий, имеющих традиционно созидательный потенциал (семья, труд, коллектив и др.), и утверждение в мировоззрении людей их искаженных, асоциальных интерпретаций. В этой части следует возродить традиции семейного, трудового и коллективного воспитания, которые показали свою результативность в формировании не одного поколения россиян. Однако возрождение воспитательных традиций должно, на наш взгляд, осуществляться в новых, актуальных и современных формах с задействованием в воспитательном процессе самых прогрессивных технологических средств. Кроме того, требуется систематическое развенчивание имеющих место ценностно-смысловых спекуляций в оправдание безнравственных и безобразных проявлений в общественной жизни.       

В-пятых, это противодействие сужению границ жизнетворчества, т.е. таким нарастающим изменениям активности человека, которые заменяют критическое мышление субъекта его стереотипным мышлением, креативную деятельность – сугубо исполнительской, а человеческое общение – функционально-утилитарной коммуникацией. Задача воспитания с учетом этого состоит в акцентировании внимания педагогов на вовлечении личности в проектную, научно-исследовательскую, художественно-эстетическую  деятельность, максимально элиминирующую шаблонные суждения и рутинные действия и, напротив, развивающую эвристические, импровизационные, изобретательские способности личности. Условиями развития творчества, которые необходимо создать в воспитательном процессе, являются отсутствие жесткого контроля креативных действий человека, свобода самовыражения, возможности самореализации. 

            Субъектом решения названных и других проблем современности может и должен стать человек, обладающий особыми личностными свойствами. Активные попытки научного осознания и моделирования психологических характеристик «героя нашего времени» – человека XXI века приводят ученых к различным результатам. Так, по мнению А.Г. Асмолова – это «изменяющаяся личность в изменяющемся мире» [1]. Или «ноосферный человек» как воплощение гуманизма и космопланетарной ответственности [13].

Активного субъекта, способного самостоятельно адаптироваться к неопределенной ситуации и продуктивно использовать открывающиеся социально-технологические возможности среды, видят в качестве воспитательного ориентира педагоги-исследователи Высшей школы экономики [8]. Культивирование «человеческого в человеке», т.е. развитие таких личностных свойств субъекта, как: автономность, мотивация, целеполагание, смыслопоиск, ценностная ориентация, рефлексия, свобода, ответственность, креативность, духовность, эмоциональное переживание, эмпатия, диалогичность, волевое усилие и др., качественно отличающих человека от других живых существ и «человеко-машин», – считает предметом и главным ценностно-целевым ориентиром воспитания В.В. Сериков [11].

Не отрицая правомерности различных мнений по обсуждаемой проблеме, отметим все же, что последняя из приведенных точек зрения отражает постановку вопроса о цели воспитания в наиболее общем виде. В контексте гуманистической, личностно-ориентированной парадигмы образования самое важное в XXI веке – обеспечить целостность личности, преодолеть столь распространенную сегодня отчужденность человека от выполняемой им деятельности, от реализуемой с его участием коммуникации, от декларируемых им ценностей, от транслируемой им информации. Модель целостной личности в противоположность модели индивида с заранее заданными свойствами (функциональной модели) – должна стать системообразующей в структуре целей модернизируемого воспитания.

Целостность личности как системы обеспечивается ее внутренней согласованностью и единством, сильными связями между ее элементами, с одной стороны, и независимостью от влияний внешней среды, с другой стороны. Первичными проявлениями целостной личности является непротиворечивость ее представлений об окружающем мире самой объективной реальности и знаний о себе – своим реальным способностям. Лежащую в основе этого личностного состояния позицию можно назвать гармоничной (под позицией личности мы понимаем относительно устойчивую и взаимосвязанную систему отношений субъекта к среде и себе). Высшими проявлениями целостной личности выступают ее уникальность и индивидуальность, ее способность быть полноценным субъектом своей жизнедеятельности [5] и осуществлять креативные изменения как в себе, так и в своем окружении. Личностную позицию, соответствующую этому более высокому уровню целостности, назовем преобразующей.

Зададимся в логике нашей работы следующим вопросом: какое содержание воспитания наиболее соответствует созиданию целостной личности? Вероятно, такое, которое обеспечивает продвижение от более низкого уровня целостности – к более высокому. Учитывая, что содержание воспитания в соответствии с культурологической моделью содержания образования В.В. Краевского составляет опыт ценностно-смысловых отношений и творческой деятельности [7], то содержание воспитания целостной личности составляет опыт ценностно-смысловых отношений к себе и своему окружению, а также опыт творчества, которые изменяются в диалектике:

а) от выявления и определения социальных ценностей среды (культурных и социальных традиций, обычаев, ритуалов), внешне-средовых регуляторов активности (принятых в данной среде норм, правил, требований, стандартов, эталонов, образцов) и внутренних регуляторов активности личности (ее мотивов, целей, ценностей, смыслов) – к их взаимному согласованию (реализация гармоничной позиции личности в процессе ее активности);

б) от некритичного восприятия среды и идентификации себя с ней (приспособление и адаптация в среде) – к изменению среды, персонализации и авторизации в ней (реализация своей преобразующей личностной позиции в поведении, общении и деятельности, трансформация среды).    

Методика воспитания, как известно, предполагает выбор способов реализации содержания воспитания и средств достижения его целей. Совершенно ясно, что этот выбор в реалиях XXI века не может быть осуществлен только одним субъектом – педагогом – без учета позиции личности воспитуемого как интегративного критерия и индикатора эффективности воспитательного процесса. Строго говоря, сам термин «воспитуемый», сформулированный в страдательном (пассивном) залоге, совсем не подходит для выработки концепции воспитания, ведь, как уже говорилось, разговор о целостной личности предполагает обращение к источникам ее субъектной активности.

Итак, методика воспитания – это определенный порядок взаимодействия субъектов воспитания как равноправных личностей, а совсем не «целенаправленная образовательная деятельность по формированию ценностей человека», как утверждают некоторые авторы [12].  Ценности нельзя сформировать, воздействуя на человека извне, пусть даже педагогически. Ценности, как и смыслы, рождаются внутри самой личности, по мере того, как она придает определенное индивидуальное значение тем или иным жизненным событиям и фактам. Подобно тому, как смысл деятельности в самой деятельности не содержится, а рождается из ее личностно-средового контекста [4], ценность приобретается субъектом самостоятельно в процессе оценки роли той или иной ситуации в его жизни.

Методика воспитания целостной личности предполагает диалогичные, герменевтичные отношения педагога с этой личностью [10]. Роль педагога-воспитателя состоит в создании (коррекции) условий среды, взаимодействуя с которой личность сможет генерировать те ли иные смыслы и ценности. Если личность находится в гармоничной позиции в отношении среды, то педагогу необходимо насытить среду проблемными, коллизийными факторами, актуализирующими креативное мышление и творческую активность субъекта. Если же личность находится в преобразующей позиции, то она наравне с педагогом формирует (корректирует) среду, тем самым изменяя и себя. Методика воспитания целостной личности, таким образом, с одной стороны, соответствует смене позиции личности (гармоничная – преобразующая), а, с другой стороны, задает переход от опосредованного воспитания человека (воспитания через среду) к его самовоспитанию. 

Выводы

  1. Модернизация воспитания – объективное требование времени, связанное с задачами, которые ставят перед человеком угрозы и вызовы XXI века. Актуальность модернизации воспитания обусловлена сложившимися теоретическими  предпосылками (личностный и культурологический подходы в педагогике) и подтверждается эмпирическими данными. 
  2. Модернизация воспитания состоит в ревизии и трансформации всей его системы: целей, содержания и методик.
  3. Наиболее отвечает реалиям XXI века воспитательная цель – формирование целостной личности, внутренний мир которой характеризуется единством и согласованностью и обеспечивает преодоление отчужденности человека от любых форм его активности.

Актуальным содержанием воспитания является опыт ценностно-смысловых отношений и творческой деятельности, а соответствующая ему методика воспитания строится с учетом позиции личности в логике перехода от гармоничной позиции к преобразующей.

References

1. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: principy obschepsihologicheskogo analiza.[Psychology of personality: principles of general psychological analysis] M.: Smysl Publ. , 2001. in Russia

2. Gavrov S.N. Modernizaciya: osnovnye opredeleniya i harakteristiki // Humanity space. [Humanity space] 2012. Vol. 1. No 3. P. 573-592. in Russia

3. Darmodehin S.V. O razrabotke strategii modernizacii vospitaniya v sovremennom rossiyskom obschestve // Social'naya pedagogika. [Social pedagogy] 2012. № 1. pp. 18-25. in Russia

4. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. ] M.: Smysl Publ., 2017. in Russia

5. Loginova N.A. Celostnyy chelovek kak problema v rossiyskoy psihologii // Vestnik Permskogo universiteta. [Bulletin of Perm University] 2016. № 2 (26), pp. 61-70. in Russia

6. Maksimova G.P. Modernizaciya vospitaniya v vysshey shkole na osnove integracii pedagogiki i iskusstva v mediasrede [Modernization of education in higher education based on the integration of pedagogy and art in the media environment]: avtoreferat …doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2007. in Russia

7. Metodologiya pedagogiki v kontekste sovremennogo nauchnogo znaniya // Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferencii, posvyaschennoy 90-letiyu so dnya rozhdeniya rossiyskogo uchenogo-pedagoga, akademika RAO Volodara Viktorovicha Kraevskogo (22 sentyabrya 2016 g.).[Collection of scientific works of the International Scientific and Theoretical Conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of the Russian scientist-teacher, academician RAO Volodar Viktorovich Kraevsky (September 22, 2016) ] / Redaktor-sostavitel' A.A. Mamchenko. M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2016. in Russia

8. Navyki XXI veka v rossiyskoy shkole: vzglyad pedagogov i roditeley [Skills of the 21st century in a Russian school: the view of teachers and parents] / M. S. Dobryakova, O. V. Yurchenko, E. G. Novikova; Nacional'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. M.: NIU VShE Publ., 2018. in Russia

9. Podvoyskiy D.G. Modernizaciya // Bol'shaya rossiyskaya enciklopediya. [Big Russian Encyclopedia] [Elektronnyy resurs]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2221775 in Russia

10. Serdyuk N.V. Pedagogika, ritorika, germenevtika: grani vzaimodeystviya: monografiya. [Pedagogy, rhetoric, hermeneutics: facets of interaction: monograph.] M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii Publ., 2016. in Russia

11. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe. [Personal development in the educational process. ] M.: Logos Publ., 2012. in Russia

12. Sidorkin A.M. Pragmaticheskiy liberalizm i modernizaciya vospitaniya // Voprosy obrazovaniya. [Education issues. ] 2014. № 2. pp. 278-298. in Russia

13. Subetto A.I. «Chelovek XXI veka»? - Kakov on? ["Man of the 21st century"? - What is he? ] [Elektronnyy resurs]. URL: https://scientifically.info/news/2012-11-23-2117 (data obrascheniya 22.01.2022). in Russia

Reviews
1. Modernization of education in the XXI century: movement towards a holistic personality Authors: Serdyuk Natal'ya


Login or Create
* Forgot password?