PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE MANAGERIAL CULTURE OF THE HEAD OF THE INTERNAL AFFAIRS AGENCY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of the scientific article is to review scientific research in the field of psychological science devoted to the "managerial culture" of the head (hereinafter referred to as the CC). Due to the complication and change in the social conditions of people's existence caused by changes in the social sphere and the search for new ways and means of interaction united by common professional goals and objectives, the implementation of their managerial powers and management functions in social areas remains relevant for the head, especially important today for law enforcement agencies, in particular internal affairs bodies, where the head acts as a subject of management in a strictly regulated specific environment and not only the quality of professional tasks performed by the personnel of the Department of Internal Affairs, but also the image of the entire system depends on his managerial decisions and management culture. From this it is obvious that in order to effectively solve complex and multidimensional management tasks, the head of the internal affairs body, along with high professionalism and knowledge in the field of management, must also have a formed Criminal Code. The basic principles of the Criminal Code of the Head of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation are reflected in the Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 460 dated June 26, 2020 "On approval of the Code of Ethics and Official Conduct of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation" [published on the official Internet portal of legal information on 08/03/2020]. The theoretical analysis of scientific sources reflecting various conceptual approaches and principles of the development of the Criminal Code carried out in the article gives an idea of the degree of its study and directions for further improvement.

Keywords:
head of the Department of Internal Affairs, development and improvement, managerial culture, psychological management methods
Text

Проблема формирования и развития УК руководителя в современном обществе не утрачивает своей актуальности несмотря на достаточно глубокую ее проработку в отечественной науке и практике. В связи с усложнением и изменением социальных условий существования людей, обусловленных изменениями в социальной сфере и поиска новых способов и средств взаимодействия, объединенных общими профессиональными целями и задачами, актуальным для руководителя остается реализация своих управленческих полномочий и функций управления. Качество этого управления и возможность достижения его целей во многом зависят от уровня сформированности УК. Таким образом, для эффективного решения сложных и многоаспектных задач управления, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации наряду с высоким профессионализмом и обширными знаниями в области управления социальными системами, должен также обладать управленческой компетентностью и как ее составляющей, УК руководителя. Руководящие принципы УК руководителя органа внутренних дел Российской Федерации отражены в «Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Несомненно, что руководитель ОВД обязан совершенствовать свою УК, которая по своей сути является многокомпонентной и многогранной. УК руководителя может определяться неоднозначно, о чем говорят многочисленные исследования в разных научных областях, таких как психология, социология, философия, экономика и др., поэтому прежде чем выявлять закономерности формирования УК руководителя органа внутренних дел, необходимо объективно изучить ее предмет и степень разработанности в современной научной области.

Теоретический анализ научных источников, рассматривающий «управленческую культуру» исходя из различных концептуальных подходов и принципов, дает развернутую картину по степени ее изученности. Так за последние двадцатилетия по проблеме формирования УК проведены диссертационные исследования. Исследованию проблемы УК, посвятили свои работы такие ученые, как: Савин [31], С.П. Кириков [12], Семёнов [33], Моргачев [23], Ершова [9], Клоков [13], Аюрова [1], Маури [22], Гудиев [7], Степанюк [34], Галенко [6] и другие.

Также результаты исследований по проблеме УК отражены в научных трудах ряда отечественных ученых. В них раскрыты различные подходы, касающиеся развития управленческой культуры современного руководителя [11]; развития УК при подготовке военных специалистов [21]; изучения опыта ее формирования [19]; как условие внесения инноваций в социальное управление [10]; при развитии организационной культуры в ОВД [3]; методологические подходы при развитии УК у современных госслужащих [20]; особенности развития УК при подготовке менеджеров  [4; 30]; креативность и культура [32]; развитие организационной культуры российской полиции [8]; технологии ее формирования [5]; УК руководителя ОВД [37]; влияние этнических факторов на формирование и развитие УК [38]; педагогические условия реализации [29]; штабная культура как необходимый компонент [2]; в целом, специфика УК в России [35]; организация управления в ОВД и особенности ее изменения [36].

Таким образом, проанализировав достаточное количество источников для устойчивого представления об современной трактовке понятий и представлений в отечественной науке, можно предположить, что УК не является совокупностью личностных характеристик, как производной хорошего уровня образования, профессионализма или высокой квалификации и не является производной характерологических и личностных черт управленца. Она проявляется прежде всего в гуманистических принципах работы с подчиненными сотрудниками, морально-этической ответственности за качество выполнения управленческих задач, в организованности и удовлетворенности результатами управления.  

Исследователь Е.В. Павлова отмечает, что само понятие «культура» представляет некий предметный и деятельный генофонд общества, который «задает индивидам и институтам определенные образцы мышления и поведения», поэтому УК можно рассматривать как функцию культурных традиций, само развитие культуры происходит по принципу естественного отбора, т.е. выживают те культурные традиции, взгляды, ценности, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности [26]. Однако критериями сформированности УК современного специалиста в области управления является: знание фундаментальных основ теории и практики стратегического управления и их реализация в оперативном и стратегическом управлении; способность принимать грамотные и обоснованные управленческие решения; личная дисциплинированность; способность к управлению в экстремальных условиях деятельности; способность обеспечивать эффективное сотрудничество в служебных коллективах [27].

К.Е. Яфаркина к основным функциям УК относит: коммуникативно-информационную; проектировочную; прогностическую; мотивационную; управленческую; реализацию целей и задач управления; обучающую; воспитательную; контролирующую; оценочную и корректирующую [40]; А.В. Холод и Ю.А. Субботина определяют УК как «совокупность культурных образцов» [39]; И.А. Мяготиной на основании проведенного исследования были выделены специфические черты отечественной УК, к которым она отнесла: дуалистический характер управления; подавление конкуренции; покорность власти; неправовой характер; коллективизм; равнодушие к успеху; подход к труду, как к удовольствию; неопределенность в целях; видимость применения демократических принципов к управлению; ценность образования [24]; Н.В. Лизина рассматривает УК как качественный показатель управленческой деятельности [18]; А.П. Поздняков связывает УК с управленческим опытом руководителя и совокупностью его знаний, умений и навыков в данной области [28]; В.В. Кузнецов выделяет следующие компоненты УК: мировоззренческий, аксиологический, практический (содержание управленческой деятельности); творческий (проявление креативности в вопросах управления) [16]; Е.Л. Кумунджиева рассматривает УК как социальный феномен, подразумевающий интегративное динамичное свойство личности и ее творческой способ самореализации в управленческой деятельности [17]. Таким образом, сама УК руководителя определяется как качественный показатель в системе социально-психологических и управленческих отношений, в которых высокий уровень ее развития рассматривается как показатель профессионализма руководителя [26].

Из выше изложенного логично вытекает вопросы, каким образом и при каких условиях происходит формирование УК руководителя и какая целенаправленная организационная система этому способствует.

Исследователь Коробко В.И. считает, что развитие УК представляет собой сложный и длительный процесс, требующий от самого руководителя существенных усилий и определенных способностей к управлению, имеет выраженную структуру и реализуется на двух уровнях - «общем и функциональном», где на общем уровне содержаться ментальные и социокультурные компоненты, специальные знания и управленческое мышление, этические нормы и социальные компоненты, а на функциональном - проявляются формализованные нормы, ценности и взгляды как руководителя, так и всех сотрудников организации [14].

Культура управления существенно оказывает влияние на деятельность организации и является прямым показателем уровня ее развития. И сегодня накоплен достаточный научный материал, раскрывающий содержание принципов по изучению УК социальной организаций и оценочные критерии при ее измерении.

Обобщая исследовательский опыт, можно уверенно утверждать, УК может обоснованно рассматриваться как некий сплав, состоящий из креативных управленческих идей, мировоззрений, этических, духовных и интеллектуальных ценностей, позиций и взглядов, а также обеспечивается методологией и подкрепляется практикой управленческой деятельности, направленной на достижение поставленных целей организации или управленческой эффективности, но при этом соблюдаются правовые и этически приемлемые нормы производственных отношений.

Таким образом, УК является частью личной и профессиональной культуры руководителя в конкретной социальной группе или организации, поскольку не существует вне социума и организованной деятельности индивидов. Руководитель в этих социальных отношениях реализует свои способности, взгляды, чувства и профессиональные умения, то есть демонстрирует определенный уровень УК, который не всегда достигает должного уровня развития.

В этой связи, в системе организованных социального отношений возникает необходимость развития и совершенствования УК руководителя, где важное место отводится образованию. Так УК может формироваться как важная составляющая его социально-психологической компетентности и должна реализовываться на уровне прочно сформированных навыков и умений в данной области.

При успешном развитии УК у руководителя должно происходить эффективное личностно-профессиональное развитие и успешная самореализация в управленческой деятельности. При этом, под развитием следует считать целенаправленный процесс качественных изменений в структуре УК. Развитие УК, также можно рассматривать как качественный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

В свое время исследователь Мяготина И.А. (2005) поясняла, что содержание УК руководителя необходимо рассматривать как высоко развитый уровень его личностных качеств [24] и предлагала определять этот уровень по следующим критериям: по широте и глубине усвоения общих знаний и профессиональных компетенций; индивидуальных качеств руководителя, сформированных на этой основе норм, идеалов и ценностей общества; способности творчески применять в своей управленческой практике мировой опыт управления и успешно его внедрять в профессиональную среду. В связи с этим исследователь говорит о целенаправленном процессе становления УК руководителя, который происходит по ее мнению на пяти уровнях [24]:

1) «социетарном», где критериями сформированности УК выступают общекультурные черты социально-активного субъекта;

2) «институциональном», где происходит сам процесс подготовки управленческих кадров в системе вузовского и послевузовского образования;

3) «профессиональном», где развитие УК руководителя реализуется в профессиональных коллективах и организациях. Именно на этом этапе у руководителя формируется чувство коллективизма, ответственности и заинтересованность в эффективности управления и соответственно качестве реализации основных управленческих функций;

4) «межличностном», где идет интенсивное формирование УК руководителя в процессе взаимодействии с личным составом исходя из их индивидуально-психологических и личностных особенностей;

5) «интраперсональном», где в процессе самовоспитания и самообучения в различных профессионально значимых ситуациях происходит саморазвитие и самосовершенствование УК, актуализируются внутренние потенциалы: раскрываются скрытые задатки и способности личности, растет управленческий потенциал, проявляются новые интересы и волевые качества.

Тогда возникает следующий вопрос, но как собственно развивать и совершенствовать УК руководителя, какие условия, принципы, методы и способы будут наиболее приемлемы и эффективны. Об этом нужно говорить более подробно.

И в этой связи можно также с опорой на анализ научных источников обобщить, что для психологического совершенствования УК руководителя важным является создание оптимальных условий. К значимым условиями для развития УК руководителя следует отнести:

  • диагностические средства определения уровня ее сформированности;
  • наличие специалистов, оказывающих методическую помощь руководителю по психолого-педагогическому и методическому сопровождению процесса развития УК;
  • разработанные образовательные программы по совершенствованию УК;
  • оптимальные условия для повышения мотивации по ее развитию;
  • качественная и эффективная подготовка руководителей в системе непрерывного образования.

Выделены факторы, оказывающие существенное влияние на развитие УК руководителя, эти факторы можно объединить в три группы:

  • внешние факторы: экономические, политические, социальные, существенно влияющие на успешное развитие управленческой культуры руководителя;
  • внутренние факторы: социально-психологический климат в коллективе, стиль управления, удовлетворенность деятельностью и др.;
  • личностные факторы: жизненный опыт, высокая мотивация к развитию, уровень профессионализма и работоспособности, ценностные ориентации и пр.

Выявлено, что развитие и совершенствование УК руководителя можно описать в виде «алгоритма», в котором нормативные и креативные компоненты прочно связаны между собой.

Зачастую формирование УК происходит по следующему алгоритму: сначала происходит осознание необходимости развития УК, затем осмысление и анализ существующих проблем, далее определение целей и задач по развитию и совершенствованию УК; организация психолого-педагогического и методического сопровождения, планирование этого процесса, создание условий для ее эффективного развития. Завершает алгоритм осознание результатов профессиональной деятельности руководителем через призму сформированности УК, а также возможная ее корректировка.

Краснова Е.Л. считает, что для развития УК необходимы следующие методы: методика коллективного творческого дела, проективные методики, имитационные и ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций [15].

Так активизация творческих потенциалов наиболее эффективно развивает личностно-творческий компонент культуры. Развитие коммуникативного компонента оказывают существенное влияние хорошо организованные практические занятия, в которые могут быть включены имитационные, деловые и ролевые игры. Анализ теории и практики развития УК выделять трудности в процессе ее развития опираясь на теоретические методы.

Таким образом, совершенствование УК руководителя в рамках образовательной деятельности эффективно формируется прежде всего при моделировании в учебном процессе условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности, и сами методы обучения должны соответствовать содержанию профессиональной деятельности руководителей. Отсюда следует, что наиболее эффективными для обучения руководителя ОВД будут практикоориентированные методы, что и будет способствовать развитию компонентов УК.

Так же в процессе теоретического анализа научных источников очевидным является доминирование командно-административных методов управления у большинства руководителей ОВД, что объясняется отсутствием желания менять сложившиеся алгоритмы в управленческой практике и традиционные представления о об профессиональной деятельности руководителя, из этого следует недостаточный уровень потребностей системы подготовки управленческих кадров к формированию и дальнейшему развитию УК руководителя ОВД, а недостаточная методическая разработанность проблем оценки, развития УК, уровня ее сформированности; недостаточность мер административного, юридического и научного характера по оптимизации процессов развития УК в профессиональной и управленческой деятельности руководителя ОВД приводит к отрицательной динамике ее развития [15]. Также низкая личностная мотивация руководителей ОВД к развитию и саморазвитию управленческой культуры, плохие условия труда, неграмотно организованный тайм-менеджмент, часто экстремальный характер самой управленческой деятельности, неверно подобранный стиль руководства, неукомплектованность подразделений, недостаток профессиональных кадров и  другие негативные социально-правовые факторы, объясняют низкий уровень ее сформированности и отсутствие положительной динамики к развитию подтверждают актуальную потребность в комплексном подходе к решению этой проблемы.

Выводы: Проведенный в статье анализ научных источников, отражающих различные концептуальные подходы и принципы развития управленческой культуры руководителя, дает представление о степени изученности проблемы и основания для дальнейшей теоретической проработки проблемы совершенствования управленческой культуры руководителя ОВД и внедрения положительных результатов в управленческую практику органов внутренних дел.

References

1. Ayurova V.A. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury menedzhera-rukovoditelya.[Formation of managerial culture of a manager-manager.] - avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata filosofskih nauk / Buryatskiy gosudarstvennyy universitet. Ulan-Ude, 2011.in Russian

2. Bekeschenko A.V., Gimmel'reyh O.V. Shtabnaya kul'tura kak neobhodimyy komponent professional'noy kul'tury sotrudnika organov vnutrennih del // Vestnik Akademii MVD Respubliki Belarus'[Bulletin of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus]. 2019. № 2 (38). pp. 10-16.in Russian

3. Berezin G.N. Navyki i kompetencii rukovoditelya v razvitii organizacionnoy kul'tury v organah vnutrennih del // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya.[Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, Sociology, law, political science, cultural studies] 2011. № 2. pp. 250-256.in Russian

4. Burnakin M.N. Osobennosti formirovaniya upravlencheskoy kul'tury menedzhera // Professional'noe obrazovanie i obschestvo [Professional education and society]. 2019. № 3 (31). pp. 102-107.in Russian

5. Veys T.P., Pilyukova S.N. Tehnologiya formirovaniya upravlencheskoy kul'tury menedzhera v processe professional'noy podgotovki // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. [Izvestiya Tula State University. Humanities] 2014. № 2. pp. 133-143.in Russian

6. Galenko M.V. Liderstvo kak faktor formirovaniya upravlencheskoy kul'tury.[Leadership as a factor in the formation of managerial culture] - avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata sociologicheskih nauk / RANHiGS (Volgogradskiy filial). Volgograd, 2007.in Russian

7. Gudiev A.A. Formirovanie upravlencheskoy cennostnoy kul'tury v processe podgotovki rukovodyaschih kadrov. [Formation of managerial value culture in the process of training senior personnel] - dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Vladikavkaz, 2004.in Russian

8. Ermolaev V.V. Razvitie organizacionnoy kul'tury rossiyskoy policii: modeli rotacii i selekcii upravlencheskoy elity organov vnutrennih del // Nauchnyy portal MVD Rossii [Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2013. № 4 (24). pp. 111-115.in Russian

9. Ershova O.A. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury kak komponenta professional'noy kompetentnosti buduschego menedzhera. - avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Vyatskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet [Vyatka State University for the Humanities]. Kirov, 2005.in Russian

10. Zhiharev K.L. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury - uslovie innovirovaniya social'nogo upravleniya // Rossiyskiy ekonomicheskiy internet-zhurnal [Russian Economic online magazine]. 2008. № 4. pp. 35.in Russian

11. Zubra A.S. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury sovremennoyu rukovoditelya // Problemy upravleniya.[Management problems.] - Minsk. 2003. № 1 (6). pp. 59-67.in Russian

12. Kirikov S.P. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya kul'tury upravlencheskoy deyatel'nosti u kursantov vuzov MVD Rossii. - disser. na soiskanie uch. stepeni kand. pedagog. nauk [disser. for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences] / Sankt-Peterburg, 2000.in Russian

13. Klokov Yu.A. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury menedzhera v processe professional'noy podgotovki. - dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk[dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Kaliningrad] / Kaliningrad, 2006.in Russian

14. Korobko V.I. Osnovnye ponyatiya kul'tury upravleniya i principy menedzheral'noy kul'tury municipal'nogo sluzhaschego Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti.[Basic concepts of management culture and principles of managerial culture of a municipal employee Bulletin of Economic Security.] 2018. № 2. pp. 338-341.in Russian

15. Krasnova E.L. Razvitie upravlencheskoy kul'tury rukovoditelya obrazovatel'noy organizacii // Nauchnyy potencial.[Scientific potential] 2019. № 1 (24). pp. 26-30. in Russian

16. Kuznecov V.V. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya: uchebnoe posobie [Managerial culture of the head: textbook ] / V.V. Kuznecov, O.V. Orlovskaya. - M.: EGVES Publ., 2013. in Russian

17. Kumundzhieva E.L. Teoreticheskiy analiz pedagogicheskogo tezaurusa kul'tury upravleniya // Vestnik Ekaterininskogo instituta.[Bulletin of the Catherine Institute. ] 2014. № 3 (27). pp. 30-34. in Russian

18. Lizina N.V. Upravlencheskaya kul'tura kak kachestvennyy pokazatel' upravlencheskoy deyatel'nosti // Polzunovskiy vestnik.[Polzunovsky vestnik. ] - 2006. № 1. pp. 231-234. in Russian

19. Lyalina L.V. Kul'tura upravlencheskoy deyatel'nosti: opyt formirovaniya // Vestnik Chuvashskogo universiteta. [Bulletin of the Chuvash University.] 2006. № 5. pp. 233-239. in Russian

20. Makarova T.P. Metodologicheskie podhody k formirovaniyu upravlencheskoy kul'tury gosudarstvennyh sluzhaschih // Obschestvennye nauki.[Social Sciences.] 2011. № 4. pp. 308-311. in Russian

21. Matveev A.G. K probleme formirovaniya upravlencheskoy kul'tury v obrazovatel'nom processe voennogo instituta // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Orenburg State University. ] 2006. № 9 (59). pp. 4-8. in Russian

22. Mauri A.A. Pedagogicheskoe obespechenie processa formirovaniya upravlencheskoy kul'tury menedzherov (v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya).[Pedagogical support of the process of formation of managerial culture of managers (in the system of additional education).] - avtoreferat dis... doktora pedagog. nauk / Mosk. gos. gumanitar. un-t im. M.A. Sholohova. Moskva, 2013. in Russian

23. Morgachev S.S. Menedzhment i ego ispol'zovanie v upravlencheskoy deyatel'nosti organov vnutrennih del.[Management and its use in the management activities of internal affairs bodies.] - avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskih nauk / Akademiya upravleniya MVD Rossiyskoy Federacii. Moskva, 2004. in Russian

24. Myagotina I.A. Upravlencheskaya kul'tura lichnosti rukovoditelya sovremennoy Rossii: Social'no-filosofskiy analiz: [Managerial culture of the personality of the head of modern Russia: Socio-philosophical analysis ] avtoreferat dis. ... kandidata filosofskih nauk : 09.00.11 / Mosk. gorod. un-t uprav. Pravitel'stva Moskvy. - Moskva, 2005.in Russian

25. Organizacionnaya kul'tura: uchebnik po special'nosti "Upravlenie personalom"[Organizational culture: textbook on the specialty "Personnel Management"] / pod redakciey N. I. Shatalovoy. Moskva, 2006. Ser. Seriya "Uchebnik dlya vuzov. Publ. in Russian

26. Pavlova E.V. Upravlencheskaya kul'tura: ponyatie, suschnost', osnovnye cherty // Molodoy uchenyy. [Young scientist] 2015. № 10 (90). pp. 1059-1061. in Russian

27. Pavlova E.V. Upravlencheskaya kul'tura: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya // v knige: My prodolzhaem tradicii rossiyskoy statistiki. Materialy I Otkrytogo rossiyskogo statisticheskogo kongressa. [in the book: We continue the traditions of Russian statistics. Materials of the First Open Russian Statistical Congress] 2015. pp. 465-466. in Russian

28. Pozdnyakov A.P. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury specialista social'noy raboty kak social'nyy zakaz sisteme vuzovskoy podgotovki // Vestnik TGU.[Bulletin of TSU.] 2005. № 2.in Russian

29. Pozdnyakova Zh.S. Pedagogicheskie usloviya realizacii modeli formirovaniya navykov upravlencheskoy kul'tury // Novaya nauka: Opyt, tradicii, innovacii. [New science: Experience, traditions, innovations. ] 2015. № 4-1. pp. 88-93. in Russian

30. Pozdnyakova Zh.S. Formirovanie upravlencheskoy kul'tury buduschego menedzhera // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. [Yaroslavl Pedagogical Bulletin.] 2008. № 4 (57). pp. 81-85.in Russian

31. Savin A.A. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya nravstvenno-psihologicheskogo klimata v oficerskih kollektivah chastey PVO [Socio-pedagogical bases of formation of moral and psychological climate in the officer staff of the air defense units]: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.01. - Moskva, 2000. in Russian

32. Calogub A.M. Formirovanie kreativnoy upravlencheskoy kul'tury // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki.[Humanities, social-economic and social Sciences. ] 2012. № 4. pp. 107-112. in Russian

33. Semenov V.D. Konceptual'nye voprosy formirovaniya i razvitiya kul'tury upravlencheskoy deyatel'nosti. - disser. na soiskanie uch. stepeni kandid. ekonomicheskih nauk / Institut ekonomiki UrO RAN [Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.]. Ekaterinburg, 2001.in Russian

34. Stepanyuk T.V. Social'nye faktory formirovaniya i razvitiya upravlencheskoy kul'tury v mezhnacional'nyh organizaciyah. - avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata sociologicheskih nauk / Moskovskiy gosudarstvennyy tehnologicheskiy universitet.[Moscow State Technological University] Moskva, 2006. in Russian

35. Subochev N.S., Chumak N.A. Specifika formirovaniya rossiyskoy upravlencheskoy kul'tury // Social'no-gumanitarnye znaniya.[Socio-humanitarian knowledge] 2016. № 6. pp. 101-107. in Russian

36. Tyryshkin V.V., Mironov E.V. Organizaciya upravleniya v organah vnutrennih del.[Organization of management in the internal affairs bodies.] - Barnaul, 2020.in Russian

37. Ustinova L.G. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya OVD v kontekste sovremennyh stiley i metodov rukovodstva // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Koncept. [Scientific and methodological electronic journal Concept.] 2014. № T20. pp. 2006-2010. in Russian

38. Harchev V.V. Vliyanie etnicheskih faktorov na formirovanie i razvitie upravlencheskoy kul'tury // Social'no-gumanitarnye znaniya.[Socio-humanitarian knowledge] 2015. № 7. pp. 324-331. in Russian

39. Holod A.V., Subbotina Yu.A. Analiz upravlencheskoy kul'tury v organizaciyah gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya regiona // Kul'tura: upravlenie, ekonomika, pravo. [Culture: management, economics, law] 2005. № 4. pp. 41-48. in Russian

40. Yafarkina K.E. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya: sovremennyy tip rukovoditelya // Duhovnaya situaciya vremeni. Rossiya XXI vek. [Spiritual situation of time. Russia XXI century.] № 2. 2016. in Russian

Reviews
1. Psychological analysis of the managerial culture of the head of the internal affairs body of the Russian Federation Authors: Pechenkova Elena Anatol'evna


Login or Create
* Forgot password?