УДК 159.9 Психология
Целью научной статьи является обзор научных исследований в области психологической науки, посвященных «управленческой культуре» руководителя (далее по тексту - УК). В связи с усложнением и изменением социальных условий существования людей, обусловленных изменениями в социальной сфере и поиском новых способов и средств взаимодействия, объединенных общими профессиональными целями и задачами, актуальным для руководителя остается реализация своих управленческих полномочий и функций управления в социальных областях, особенно это важно сегодня для правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, где руководитель выступает субъектом управления в строго регламентированной специфичной среде и от его управленческих решений и культуры управления зависит не только качество выполняемых личным составом ОВД профессиональных задач, но и имидж всей системы. Из этого очевидно, что для эффективного решения сложных и многоаспектных задач управления, руководитель органа внутренних дел наряду с высоким профессионализмом и знаниями в области управления, также должен обладать сформированной УК. Основные принципы УК руководителя ОВД РФ отражены в приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 03.08.2020 г]. Проведенный в статье теоретический анализ научных источников, отражающих различные концептуальные подходы и принципы развития УК, дает представление о степени ее изученности и направлениях дальнейшего совершенствования.
руководитель ОВД, развитие и совершенствование, управленческая культура, психологические методы управления
Проблема формирования и развития УК руководителя в современном обществе не утрачивает своей актуальности несмотря на достаточно глубокую ее проработку в отечественной науке и практике. В связи с усложнением и изменением социальных условий существования людей, обусловленных изменениями в социальной сфере и поиска новых способов и средств взаимодействия, объединенных общими профессиональными целями и задачами, актуальным для руководителя остается реализация своих управленческих полномочий и функций управления. Качество этого управления и возможность достижения его целей во многом зависят от уровня сформированности УК. Таким образом, для эффективного решения сложных и многоаспектных задач управления, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации наряду с высоким профессионализмом и обширными знаниями в области управления социальными системами, должен также обладать управленческой компетентностью и как ее составляющей, УК руководителя. Руководящие принципы УК руководителя органа внутренних дел Российской Федерации отражены в «Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Несомненно, что руководитель ОВД обязан совершенствовать свою УК, которая по своей сути является многокомпонентной и многогранной. УК руководителя может определяться неоднозначно, о чем говорят многочисленные исследования в разных научных областях, таких как психология, социология, философия, экономика и др., поэтому прежде чем выявлять закономерности формирования УК руководителя органа внутренних дел, необходимо объективно изучить ее предмет и степень разработанности в современной научной области.
Теоретический анализ научных источников, рассматривающий «управленческую культуру» исходя из различных концептуальных подходов и принципов, дает развернутую картину по степени ее изученности. Так за последние двадцатилетия по проблеме формирования УК проведены диссертационные исследования. Исследованию проблемы УК, посвятили свои работы такие ученые, как: Савин [31], С.П. Кириков [12], Семёнов [33], Моргачев [23], Ершова [9], Клоков [13], Аюрова [1], Маури [22], Гудиев [7], Степанюк [34], Галенко [6] и другие.
Также результаты исследований по проблеме УК отражены в научных трудах ряда отечественных ученых. В них раскрыты различные подходы, касающиеся развития управленческой культуры современного руководителя [11]; развития УК при подготовке военных специалистов [21]; изучения опыта ее формирования [19]; как условие внесения инноваций в социальное управление [10]; при развитии организационной культуры в ОВД [3]; методологические подходы при развитии УК у современных госслужащих [20]; особенности развития УК при подготовке менеджеров [4; 30]; креативность и культура [32]; развитие организационной культуры российской полиции [8]; технологии ее формирования [5]; УК руководителя ОВД [37]; влияние этнических факторов на формирование и развитие УК [38]; педагогические условия реализации [29]; штабная культура как необходимый компонент [2]; в целом, специфика УК в России [35]; организация управления в ОВД и особенности ее изменения [36].
Таким образом, проанализировав достаточное количество источников для устойчивого представления об современной трактовке понятий и представлений в отечественной науке, можно предположить, что УК не является совокупностью личностных характеристик, как производной хорошего уровня образования, профессионализма или высокой квалификации и не является производной характерологических и личностных черт управленца. Она проявляется прежде всего в гуманистических принципах работы с подчиненными сотрудниками, морально-этической ответственности за качество выполнения управленческих задач, в организованности и удовлетворенности результатами управления.
Исследователь Е.В. Павлова отмечает, что само понятие «культура» представляет некий предметный и деятельный генофонд общества, который «задает индивидам и институтам определенные образцы мышления и поведения», поэтому УК можно рассматривать как функцию культурных традиций, само развитие культуры происходит по принципу естественного отбора, т.е. выживают те культурные традиции, взгляды, ценности, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности [26]. Однако критериями сформированности УК современного специалиста в области управления является: знание фундаментальных основ теории и практики стратегического управления и их реализация в оперативном и стратегическом управлении; способность принимать грамотные и обоснованные управленческие решения; личная дисциплинированность; способность к управлению в экстремальных условиях деятельности; способность обеспечивать эффективное сотрудничество в служебных коллективах [27].
К.Е. Яфаркина к основным функциям УК относит: коммуникативно-информационную; проектировочную; прогностическую; мотивационную; управленческую; реализацию целей и задач управления; обучающую; воспитательную; контролирующую; оценочную и корректирующую [40]; А.В. Холод и Ю.А. Субботина определяют УК как «совокупность культурных образцов» [39]; И.А. Мяготиной на основании проведенного исследования были выделены специфические черты отечественной УК, к которым она отнесла: дуалистический характер управления; подавление конкуренции; покорность власти; неправовой характер; коллективизм; равнодушие к успеху; подход к труду, как к удовольствию; неопределенность в целях; видимость применения демократических принципов к управлению; ценность образования [24]; Н.В. Лизина рассматривает УК как качественный показатель управленческой деятельности [18]; А.П. Поздняков связывает УК с управленческим опытом руководителя и совокупностью его знаний, умений и навыков в данной области [28]; В.В. Кузнецов выделяет следующие компоненты УК: мировоззренческий, аксиологический, практический (содержание управленческой деятельности); творческий (проявление креативности в вопросах управления) [16]; Е.Л. Кумунджиева рассматривает УК как социальный феномен, подразумевающий интегративное динамичное свойство личности и ее творческой способ самореализации в управленческой деятельности [17]. Таким образом, сама УК руководителя определяется как качественный показатель в системе социально-психологических и управленческих отношений, в которых высокий уровень ее развития рассматривается как показатель профессионализма руководителя [26].
Из выше изложенного логично вытекает вопросы, каким образом и при каких условиях происходит формирование УК руководителя и какая целенаправленная организационная система этому способствует.
Исследователь Коробко В.И. считает, что развитие УК представляет собой сложный и длительный процесс, требующий от самого руководителя существенных усилий и определенных способностей к управлению, имеет выраженную структуру и реализуется на двух уровнях - «общем и функциональном», где на общем уровне содержаться ментальные и социокультурные компоненты, специальные знания и управленческое мышление, этические нормы и социальные компоненты, а на функциональном - проявляются формализованные нормы, ценности и взгляды как руководителя, так и всех сотрудников организации [14].
Культура управления существенно оказывает влияние на деятельность организации и является прямым показателем уровня ее развития. И сегодня накоплен достаточный научный материал, раскрывающий содержание принципов по изучению УК социальной организаций и оценочные критерии при ее измерении.
Обобщая исследовательский опыт, можно уверенно утверждать, УК может обоснованно рассматриваться как некий сплав, состоящий из креативных управленческих идей, мировоззрений, этических, духовных и интеллектуальных ценностей, позиций и взглядов, а также обеспечивается методологией и подкрепляется практикой управленческой деятельности, направленной на достижение поставленных целей организации или управленческой эффективности, но при этом соблюдаются правовые и этически приемлемые нормы производственных отношений.
Таким образом, УК является частью личной и профессиональной культуры руководителя в конкретной социальной группе или организации, поскольку не существует вне социума и организованной деятельности индивидов. Руководитель в этих социальных отношениях реализует свои способности, взгляды, чувства и профессиональные умения, то есть демонстрирует определенный уровень УК, который не всегда достигает должного уровня развития.
В этой связи, в системе организованных социального отношений возникает необходимость развития и совершенствования УК руководителя, где важное место отводится образованию. Так УК может формироваться как важная составляющая его социально-психологической компетентности и должна реализовываться на уровне прочно сформированных навыков и умений в данной области.
При успешном развитии УК у руководителя должно происходить эффективное личностно-профессиональное развитие и успешная самореализация в управленческой деятельности. При этом, под развитием следует считать целенаправленный процесс качественных изменений в структуре УК. Развитие УК, также можно рассматривать как качественный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.
В свое время исследователь Мяготина И.А. (2005) поясняла, что содержание УК руководителя необходимо рассматривать как высоко развитый уровень его личностных качеств [24] и предлагала определять этот уровень по следующим критериям: по широте и глубине усвоения общих знаний и профессиональных компетенций; индивидуальных качеств руководителя, сформированных на этой основе норм, идеалов и ценностей общества; способности творчески применять в своей управленческой практике мировой опыт управления и успешно его внедрять в профессиональную среду. В связи с этим исследователь говорит о целенаправленном процессе становления УК руководителя, который происходит по ее мнению на пяти уровнях [24]:
1) «социетарном», где критериями сформированности УК выступают общекультурные черты социально-активного субъекта;
2) «институциональном», где происходит сам процесс подготовки управленческих кадров в системе вузовского и послевузовского образования;
3) «профессиональном», где развитие УК руководителя реализуется в профессиональных коллективах и организациях. Именно на этом этапе у руководителя формируется чувство коллективизма, ответственности и заинтересованность в эффективности управления и соответственно качестве реализации основных управленческих функций;
4) «межличностном», где идет интенсивное формирование УК руководителя в процессе взаимодействии с личным составом исходя из их индивидуально-психологических и личностных особенностей;
5) «интраперсональном», где в процессе самовоспитания и самообучения в различных профессионально значимых ситуациях происходит саморазвитие и самосовершенствование УК, актуализируются внутренние потенциалы: раскрываются скрытые задатки и способности личности, растет управленческий потенциал, проявляются новые интересы и волевые качества.
Тогда возникает следующий вопрос, но как собственно развивать и совершенствовать УК руководителя, какие условия, принципы, методы и способы будут наиболее приемлемы и эффективны. Об этом нужно говорить более подробно.
И в этой связи можно также с опорой на анализ научных источников обобщить, что для психологического совершенствования УК руководителя важным является создание оптимальных условий. К значимым условиями для развития УК руководителя следует отнести:
- диагностические средства определения уровня ее сформированности;
- наличие специалистов, оказывающих методическую помощь руководителю по психолого-педагогическому и методическому сопровождению процесса развития УК;
- разработанные образовательные программы по совершенствованию УК;
- оптимальные условия для повышения мотивации по ее развитию;
- качественная и эффективная подготовка руководителей в системе непрерывного образования.
Выделены факторы, оказывающие существенное влияние на развитие УК руководителя, эти факторы можно объединить в три группы:
- внешние факторы: экономические, политические, социальные, существенно влияющие на успешное развитие управленческой культуры руководителя;
- внутренние факторы: социально-психологический климат в коллективе, стиль управления, удовлетворенность деятельностью и др.;
- личностные факторы: жизненный опыт, высокая мотивация к развитию, уровень профессионализма и работоспособности, ценностные ориентации и пр.
Выявлено, что развитие и совершенствование УК руководителя можно описать в виде «алгоритма», в котором нормативные и креативные компоненты прочно связаны между собой.
Зачастую формирование УК происходит по следующему алгоритму: сначала происходит осознание необходимости развития УК, затем осмысление и анализ существующих проблем, далее определение целей и задач по развитию и совершенствованию УК; организация психолого-педагогического и методического сопровождения, планирование этого процесса, создание условий для ее эффективного развития. Завершает алгоритм осознание результатов профессиональной деятельности руководителем через призму сформированности УК, а также возможная ее корректировка.
Краснова Е.Л. считает, что для развития УК необходимы следующие методы: методика коллективного творческого дела, проективные методики, имитационные и ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций [15].
Так активизация творческих потенциалов наиболее эффективно развивает личностно-творческий компонент культуры. Развитие коммуникативного компонента оказывают существенное влияние хорошо организованные практические занятия, в которые могут быть включены имитационные, деловые и ролевые игры. Анализ теории и практики развития УК выделять трудности в процессе ее развития опираясь на теоретические методы.
Таким образом, совершенствование УК руководителя в рамках образовательной деятельности эффективно формируется прежде всего при моделировании в учебном процессе условий, максимально приближенных к профессиональной деятельности, и сами методы обучения должны соответствовать содержанию профессиональной деятельности руководителей. Отсюда следует, что наиболее эффективными для обучения руководителя ОВД будут практикоориентированные методы, что и будет способствовать развитию компонентов УК.
Так же в процессе теоретического анализа научных источников очевидным является доминирование командно-административных методов управления у большинства руководителей ОВД, что объясняется отсутствием желания менять сложившиеся алгоритмы в управленческой практике и традиционные представления о об профессиональной деятельности руководителя, из этого следует недостаточный уровень потребностей системы подготовки управленческих кадров к формированию и дальнейшему развитию УК руководителя ОВД, а недостаточная методическая разработанность проблем оценки, развития УК, уровня ее сформированности; недостаточность мер административного, юридического и научного характера по оптимизации процессов развития УК в профессиональной и управленческой деятельности руководителя ОВД приводит к отрицательной динамике ее развития [15]. Также низкая личностная мотивация руководителей ОВД к развитию и саморазвитию управленческой культуры, плохие условия труда, неграмотно организованный тайм-менеджмент, часто экстремальный характер самой управленческой деятельности, неверно подобранный стиль руководства, неукомплектованность подразделений, недостаток профессиональных кадров и другие негативные социально-правовые факторы, объясняют низкий уровень ее сформированности и отсутствие положительной динамики к развитию подтверждают актуальную потребность в комплексном подходе к решению этой проблемы.
Выводы: Проведенный в статье анализ научных источников, отражающих различные концептуальные подходы и принципы развития управленческой культуры руководителя, дает представление о степени изученности проблемы и основания для дальнейшей теоретической проработки проблемы совершенствования управленческой культуры руководителя ОВД и внедрения положительных результатов в управленческую практику органов внутренних дел.
1. Аюрова В.А. Формирование управленческой культуры менеджера-руководителя. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2011.
2. Бекещенко А.В., Гиммельрейх О.В. Штабная культура как необходимый компонент профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2019. № 2 (38). С. 10-16.
3. Березин Г.Н. Навыки и компетенции руководителя в развитии организационной культуры в органах внутренних дел // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. С. 250-256.
4. Бурнакин М.Н. Особенности формирования управленческой культуры менеджера // Профессиональное образование и общество. 2019. № 3 (31). С. 102-107.
5. Вейс Т.П., Пилюкова С.Н. Технология формирования управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 133-143.
6. Галенко М.В. Лидерство как фактор формирования управленческой культуры. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / РАНХиГС (Волгоградский филиал). Волгоград, 2007.
7. Гудиев А.А. Формирование управленческой ценностной культуры в процессе подготовки руководящих кадров. - диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Владикавказ, 2004.
8. Ермолаев В.В. Развитие организационной культуры российской полиции: модели ротации и селекции управленческой элиты органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2013. № 4 (24). С. 111-115.
9. Ершова О.А. Формирование управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Киров, 2005.
10. Жихарев К.Л. Формирование управленческой культуры - условие инновирования социального управления // Российский экономический интернет-журнал. 2008. № 4. С. 35.
11. Зубра А.С. Формирование управленческой культуры современною руководителя // Проблемы управления. - Минск. 2003. № 1 (6). С. 59-67.
12. Кириков С.П. Педагогические основы формирования культуры управленческой деятельности у курсантов вузов МВД России. - диссер. на соискание уч. степени канд. педагог. наук / Санкт-Петербург, 2000.
13. Клоков Ю.А. Формирование управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. - диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Калининград, 2006.
14. Коробко В.И. Основные понятия культуры управления и принципы менеджеральной культуры муниципального служащего Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 338-341.
15. Краснова Е.Л. Развитие управленческой культуры руководителя образовательной организации // Научный потенциал. 2019. № 1 (24). С. 26-30.
16. Кузнецов В.В. Управленческая культура руководителя: учебное пособие / В.В. Кузнецов, О.В. Орловская. - М.: ЭГВЕС, 2013.
17. Кумунджиева Е.Л. Теоретический анализ педагогического тезауруса культуры управления // Вестник Екатерининского института. 2014. № 3 (27). С. 30-34.
18. Лизина Н.В. Управленческая культура как качественный показатель управленческой деятельности // Ползуновский вестник. - 2006. № 1. с. 231-234.
19. Лялина Л.В. Культура управленческой деятельности: опыт формирования // Вестник Чувашского университета. 2006. № 5. С. 233-239.
20. Макарова Т.П. Методологические подходы к формированию управленческой культуры государственных служащих // Общественные науки. 2011. № 4. С. 308-311.
21. Матвеев А.Г. К проблеме формирования управленческой культуры в образовательном процессе военного института // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9 (59). С. 4-8.
22. Маури А.А. Педагогическое обеспечение процесса формирования управленческой культуры менеджеров (в системе дополнительного образования). - автореферат дис... доктора педагог. наук / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. Москва, 2013.
23. Моргачев С.С. Менеджмент и его использование в управленческой деятельности органов внутренних дел. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Академия управления МВД Российской Федерации. Москва, 2004.
24. Мяготина И.А. Управленческая культура личности руководителя современной России: Социально-философский анализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Моск. город. ун-т управ. Правительства Москвы. - Москва, 2005.
25. Организационная культура: учебник по специальности "Управление персоналом" / под редакцией Н. И. Шаталовой. Москва, 2006. Сер. Серия "Учебник для вузов.
26. Павлова Е.В. Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1059-1061.
27. Павлова Е.В. Управленческая культура: состояние, проблемы, перспективы развития // в книге: Мы продолжаем традиции российской статистики. Материалы I Открытого российского статистического конгресса. 2015. С. 465-466.
28. Поздняков А.П. Формирование управленческой культуры специалиста социальной работы как социальный заказ системе вузовской подготовки // Вестник ТГУ. 2005. № 2.
29. Позднякова Ж.С. Педагогические условия реализации модели формирования навыков управленческой культуры // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. № 4-1. С. 88-93.
30. Позднякова Ж.С. Формирование управленческой культуры будущего менеджера // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4 (57). С. 81-85.
31. Савин А.А. Социально-педагогические основы формирования нравственно-психологического климата в офицерских коллективах частей ПВО: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2000.
32. Cалогуб А.М. Формирование креативной управленческой культуры // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 4. С. 107-112.
33. Семёнов В.Д. Концептуальные вопросы формирования и развития культуры управленческой деятельности. - диссер. на соискание уч. степени кандид. экономических наук / Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2001.
34. Степанюк Т.В. Социальные факторы формирования и развития управленческой культуры в межнациональных организациях. - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Московский государственный технологический университет. Москва, 2006.
35. Субочев Н.С., Чумак Н.А. Специфика формирования российской управленческой культуры // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 6. С. 101-107.
36. Тырышкин В.В., Миронов Е.В. Организация управления в органах внутренних дел. - Барнаул, 2020.
37. Устинова Л.Г. Управленческая культура руководителя ОВД в контексте современных стилей и методов руководства // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № T20. С. 2006-2010.
38. Харчев В.В. Влияние этнических факторов на формирование и развитие управленческой культуры // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 324-331.
39. Холод А.В., Субботина Ю.А. Анализ управленческой культуры в организациях государственного и муниципального управления региона // Культура: управление, экономика, право. 2005. № 4. С. 41-48.
40. Яфаркина К.Е. Управленческая культура руководителя: современный тип руководителя // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. № 2. 2016.