Russian Federation
The Russian Arctic is an industrially developed macro-region with a number of socio-economic features, which include low population density, high resource intensity of economic activity, low level of development of transport, logistics and social infrastructure, raw materials orientation of the economy. Analyzing the existing small forms of industry on the territory of the Russian Arctic, the authors divided them into three main categories: enterprises engaged in servicing the needs of large industrial facilities; industrial enterprises of local importance and enterprises producing products for export. The article considered the Russian and foreign practice small and medium-sized enterprises (SMEs) support in the field of industry in the Arctic territories. In Russia, the main measures to support small forms of industry are: the provision of preferential loans and loans; the provision of land plots, premises and other property owned by the state; consulting services for doing business. It is noted that the following support measures applied in Finland and Canada can be successfully adapted to the Russian practice of state support of small industrial enterprises: building interregional forms of cooperation (coordination and cooperation); support of enterprises on the sectoral principle; support of entrepreneurs, including representatives of the native people of the North.
Arctic, socio-economic development of territories, small and medium-sized entrepreneurship, small forms of industry, government support for business
Введение
Традиционно российская экономика опирается преимущественно на крупную промышленность, прежде всего, топливно-энергетическую, металлургическую, добычу и переработку углеводородов, биологических и прочих ресурсов. Наличие больших природных запасов в Российской Арктике, которая занимает примерно пятую часть всей территории страны, определяет сырьевую направленность ее экономики. Более того, значительный объем ресурсов и устойчивый внешний спрос на полезные ископаемые, высокие экспортные цены стимулируют дальнейшее развитие добычи и увеличение экспорта возобновляемых и не возобновляемых сырьевых ресурсов. Внутренний рынок по темпам развития значительно отстает от мирового, что способствует преимущественной ориентации промышленных предприятий на экспортную деятельность с целью получения максимального экономического результата, при этом в большинстве случаев оставляя за бортом решение социальных проблем на территориях своего присутствия. В связи с этим возникает характерное для большинства регионов, частично или полностью расположенных на территории Арктики, противоречие, заключающееся в том, что значительный вклад данных регионов в экономику России сопровождается значительным оттоком населения, высокой степенью дифференциации доходов и как следствие расслоением общества, а также другими социально-экономическими проблемами [1]. Определенную социальную роль в арктических регионах, в том числе возможного сохранения рабочих мест и обеспечения занятости местного населения играет малое и среднее предпринимательство. В структуре малого и среднего бизнеса традиционно наибольшую долю занимают услуги и торговля, но тем не менее важную и исторически значимую роль играет промышленное предпринимательство (лесная и обрабатывающая промышленность, судостроение рыболовство, растениеводство, животноводство) [2]. Малые формы промышленности являются перспективными с точки зрения экономики территории и оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие арктических регионов. Поэтому вполне резонно возникают следующие вопросы: Какой должна быть государственная поддержка малых форм промышленности в Арктике? Что из зарубежного опыта арктических государств в данной сфере можно адаптировать к российской действительности?
Анализ зарубежного опыта поддержки малых форм промышленности в арктических странах (примеры Финляндии и Канады)
Для анализа зарубежного опыта поддержки малой промышленности, был взят опыт двух северных стран с развитой экономикой: Финляндии, которая хоть и не имеет выхода к Северному Ледовитому Океану и прямого доступа к арктическому шельфу, позиционирует себя как полноценное арктическое государство, а также Канады – страны, которая, ко всему прочему, обладает сходными с Россией территориально-климатическими особенностями Арктических территорий.
За разработку и реализацию системы государственной поддержки в Финляндии отвечает местное министерство торговли и промышленности. В качестве правовой основы поддержки, в том числе малых форм предпринимательства в сфере промышленности, была принята «Национальная промышленная стратегия Финляндии» (далее Стратегия), данный документ является основополагающим в области поддержки МСП в сфере промышленности.
1. Tutygin A.G., Chizhova L.A., Regeta A.I. Malyy biznes v Arktike: predposylki dlya smeny paradigmy upravleniya // Arktika i Sever. 2020. № 39. S. 37-51. DOI:https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2020.39.37.
2. Tutygin A.G., Korobov V.B, Chizhova L.A., Malinina K.O.. Biznes-soobschestvo Russkogo Severa: modeli povedeniya: monografiya. Rostov-na-Donu: Legion-M, 2018. 244 s.
3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 02.05.2014 № 296 «O suhoputnyh territoriyah Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377
4. Tutygin A.G., Chizhova L.A. Individual'nye i obschesistemnye problemy regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii: vozmozhnosti sovmestnogo resheniya // Nauchnoe obozrenie. 2016. № 24. S. 193-197.
5. Government-owned corporation Finnvera Oyj, the official export credit agency for Finland [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.finnvera.fi/eng
6. Indeks EURIBOR. The European Money Markets Institute. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.emmi-benchmarks.eu/euribor-org/about-euribor.html
7. OECD SME and Entrepreneurship Outlook 2021 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.oecd.org/industry/smes/SME-Outlook-2021-Country-profiles.pdf
8. A state-owned investment company Finnish Industry Investment Ltd. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.tesi.fi/en/about-tesi/
9. Preferencii dlya rezidentov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://dvinaland.ru/gov/iogv/minec/invest/preferences/
10. Saharov A.G., Andronova I.V. Ustoychivoe razvitie arkticheskih territoriy Kanady: celi i rezul'taty // Vestnik mezhdunarodnyh organizaciy. 2020. T. 15. № 4. S. 140-162. DOI:https://doi.org/10.17323/1996-7845-2020-04-07
11. Borodkina, V.V., Moskvina, A.V., Ryzhkova, O.V., Ulas, Yu.V. Gosudarstvennaya podderzhka sub'ektov malogo i srednego biznesa severnyh stran: Kanada, SShA, Finlyandiya, Shveciya. // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2015. № 16 (21). C. 3743-3764.
12. Pasport nacional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noy predprinimatel'skoy iniciativy». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://government.ru/info/35563/
13. Federal'nyy zakon RF ot 31.12.2014 № 488-FZ «O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102365303
14. Levchenko K.A., Epanchincev V.Yu. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federacii // Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU. 2018. №1 (12). S. 1-6.
15. Lavrikova Yu.G. Akberdina V.V. Prioritety i mehanizmy mezhregional'nyh vzaimodeystviy: opyt ural'skih regionov v proekte «Arkticheskiy vektor Ural'skogo sozvezdiya» // Region: ekonomika i sociologiya. 2018. № 4 (100). S. 168-191.
16. Mongush Sn.P. Vzaimodeystvie sibirskih regionov v kontekste realizacii kompleksnogo investicionnogo proekta «Eniseyskaya Sibir'» // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2020. T. 16. № 10. S. 1921-1939. https://doi.org/10.24891/ ni. 1 6. 10. 1921
17. Chizhova L.A., Tutygin A.G. Sinhronizaciya strategiy social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatiy. Materialy Vosemnadcatogo vserossiyskogo simpoziuma. Pod redakciey G.B. Kleynera. 2017. S. 885-889.
18. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2021 № 978-r «Ob utverzhdenii Programmy gosudarstvennoy podderzhki tradicionnoy hozyaystvennoy deyatel'nosti korennyh malochislennyh narodov Rossiyskoy Federacii, osuschestvlyaemoy v Arkticheskoy zone Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/42009/