Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Российская Арктика является промышленно развитым макрорегионом с рядом социально-экономических особенностей, к которым относятся низкая плотность населения, высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности, низкий уровень развития транспортно-логистической и социальной инфраструктуры, сырьевая направленность экономики. Анализируя существующие малые формы промышленности в российской Арктике , авторы разделили их на три основные категории: предприятия, занимающиеся обслуживанием нужд крупных промышленных объектов; промышленные предприятия местного значения и предприятия, производящие продукцию на экспорт. В статье рассмотрен российский и зарубежный опыт господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности в арктических территориях. В России основными мерами поддержки малых форм промышленности являются: предоставление льготных кредитов и займов; предоставление в пользование земельных участков, помещений и иного имущества, находящегося в собственности государства; консультационные услуги по ведению бизнеса. Отмечено, что к российской практике государственной поддержки малых промышленных предприятий успешно могут быть адаптированы следующие меры поддержки, применяемые в Финляндии и Канаде: выстраивание межрегиональных форм сотрудничества (координации и кооперации); поддержка предприятий по отраслевому принципу; поддержка предпринимателей, в том числе из представителей коренных народов Севера.

Ключевые слова:
Арктика, социально-экономическое развитие территорий, малое и среднее предпринимательство. малые формы промышленности, государственная поддержка бизнеса
Текст

Введение

Традиционно российская экономика опирается преимущественно на крупную промышленность, прежде всего, топливно-энергетическую, металлургическую, добычу и переработку углеводородов, биологических и прочих ресурсов. Наличие больших природных запасов в Российской Арктике, которая занимает примерно пятую часть всей территории страны, определяет сырьевую направленность ее экономики. Более того, значительный объем ресурсов и устойчивый внешний спрос на полезные ископаемые, высокие экспортные цены стимулируют дальнейшее развитие добычи и увеличение экспорта возобновляемых и не возобновляемых сырьевых ресурсов. Внутренний рынок по темпам развития значительно отстает от мирового, что способствует преимущественной ориентации промышленных предприятий на экспортную деятельность с целью получения максимального экономического результата, при этом в большинстве случаев оставляя за бортом решение социальных проблем на территориях своего присутствия. В связи с этим возникает характерное для большинства регионов, частично или полностью расположенных на территории Арктики, противоречие, заключающееся в том, что значительный вклад данных регионов в экономику России сопровождается значительным оттоком населения, высокой степенью дифференциации доходов и как следствие расслоением общества, а также другими социально-экономическими проблемами [1]. Определенную социальную роль в арктических регионах, в том числе возможного сохранения рабочих мест и обеспечения занятости местного населения играет малое и среднее предпринимательство. В структуре малого и среднего бизнеса традиционно наибольшую долю занимают услуги и торговля, но тем не менее важную и исторически значимую роль играет промышленное предпринимательство (лесная и обрабатывающая промышленность, судостроение рыболовство, растениеводство, животноводство) [2]. Малые формы промышленности являются перспективными с точки зрения экономики территории и оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие арктических регионов. Поэтому вполне резонно возникают следующие вопросы: Какой должна быть государственная поддержка малых форм промышленности в Арктике? Что из зарубежного опыта арктических государств в данной сфере можно адаптировать к российской действительности?

Анализ зарубежного опыта поддержки малых форм промышленности в арктических странах (примеры Финляндии и Канады)

Для анализа зарубежного опыта поддержки малой промышленности, был взят опыт двух северных стран с развитой экономикой: Финляндии, которая хоть и не имеет выхода к Северному Ледовитому Океану и прямого доступа к арктическому шельфу, позиционирует себя как полноценное арктическое государство, а также Канады – страны, которая, ко всему прочему, обладает сходными с Россией территориально-климатическими особенностями Арктических территорий.

За разработку и реализацию системы государственной поддержки в Финляндии отвечает местное министерство торговли и промышленности. В качестве правовой основы поддержки, в том числе малых форм предпринимательства в сфере промышленности, была принята «Национальная промышленная стратегия Финляндии» (далее Стратегия), данный документ является основополагающим в области поддержки МСП в сфере промышленности.

Список литературы

1. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А., Регета А.И. Малый бизнес в Арктике: предпосылки для смены парадигмы управления // Арктика и Север. 2020. № 39. С. 37-51. DOI:https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2020.39.37.

2. Тутыгин А.Г., Коробов В.Б, Чижова Л.А., Малинина К.О.. Бизнес-сообщество Русского Севера: модели поведения: монография. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2018. 244 с.

3. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377

4. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Индивидуальные и общесистемные проблемы регионов Арктической зоны Российской Федерации: возможности совместного решения // Научное обозрение. 2016. № 24. С. 193-197.

5. Government-owned corporation Finnvera Oyj, the official export credit agency for Finland [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.finnvera.fi/eng

6. Индекс EURIBOR. The European Money Markets Institute. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.emmi-benchmarks.eu/euribor-org/about-euribor.html

7. OECD SME and Entrepreneurship Outlook 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/industry/smes/SME-Outlook-2021-Country-profiles.pdf

8. A state-owned investment company Finnish Industry Investment Ltd. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tesi.fi/en/about-tesi/

9. Преференции для резидентов Арктической зоны Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dvinaland.ru/gov/iogv/minec/invest/preferences/

10. Сахаров А.Г., Андронова И.В. Устойчивое развитие арктических территорий Канады: цели и результаты // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. № 4. С. 140-162. DOI:https://doi.org/10.17323/1996-7845-2020-04-07

11. Бородкина, В.В., Москвина, А.В., Рыжкова, О.В., Улас, Ю.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция. // Российское предпринимательство. 2015. № 16 (21). C. 3743-3764.

12. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://government.ru/info/35563/

13. Федеральный закон РФ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102365303

14. Левченко К.А., Епанчинцев В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. №1 (12). С. 1-6.

15. Лаврикова Ю.Г. Акбердина В.В. Приоритеты и механизмы межрегиональных взаимодействий: опыт уральских регионов в проекте «Арктический вектор Уральского созвездия» // Регион: экономика и социология. 2018. № 4 (100). С. 168-191.

16. Монгуш Сн.П. Взаимодействие сибирских регионов в контексте реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 10. С. 1921-1939. https://doi.org/10.24891/ ni. 1 6. 10. 1921

17. Чижова Л.А., Тутыгин А.Г. Синхронизация стратегий социально-экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Восемнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. 2017. С. 885-889.

18. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 № 978-р «Об утверждении Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/42009/


Войти или Создать
* Забыли пароль?