GENESIS OF THE SUVOROVSK EDUCATION OR WHERE IS THE STATE MAN PREPARED TODAY?
Abstract and keywords
Abstract (English):
the review article presents a historical and pedagogical retrospective of Suvorov military education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia from the 40s of the XX century to the present, identifies problems and trends in the training of pupils of the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, defines the essence of professional orientation of graduates-Suvorov service in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The genesis of Suvorov education from the depths of cadet training and upbringing, the state and social nature of Suvorov education: the preparation of a statesman and the care of orphans of the dead servicemen and employees of internal affairs bodies. It has been determined that the Suvv military schools exercise the individual's right to choose an individual educational trajectory, on the one hand, and are obliged to fulfill the state order for training personnel for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation, on the other. Such dualism gives rise to the contradictory interpretation of constitutional norms associated with the right of a citizen to choose not only the direction of education, but also the direction of professional activity.

Keywords:
vocational guidance, service in the internal affairs bodies, Suvorovites, pupils, educational organizations, cadet education, cadets
Text

     Актуальность исследования.

     В условиях общественно-политической нестабильности современного мира, нарастания различного рода, в том числе военных угроз по отношению к Российской Федерации, при этом, во многом, нравственной деструкции подрастающего поколения, претерпевающего вечный кризис идентичности, психолого-педагогического и социального становления в условиях атомизации российского общества, вызванного, среди прочего, карантинными ограничениями в связи с новой коронавирусной инфекцией ковид-19, возникает актуальный вопрос: кто завтра будет защищать Родину от внешних и от внутренних угроз,  сохраняя ее целостность и независимость?

     Проблема исследования.

     На прошедшей в 2018 году образовательной секции XXII Русского народного собора был поставлен непраздный вопрос: где сегодня готовят государственного человека, способного ценить и отстаивать интересы российского общества, государства выше личных? И был дан ответ: конечно же, это не только МГУ им.  М.В. Ломоносова, МГИМО или тем более НИИ ВШЭ, а прежде всего, кадетские корпуса и суворовские военные училища Министерства обороны Российской Федерации и МВД России [1].

     Основные вехи исследования.

     Традиционно, кадетское образование в Российской империи воспринималось как предтеча высшего военного образования и посвящение воспитанников себя одному из видов государственной службы: военной, полицейской, гражданской и даже духовной. Общеизвестно, что из кадетских корпусов вышла целая плеяда военачальников, общественных и политических деятелей, полицейских руководителей и высшего духовенства Русской Православной Церкви [2,  3].

     Кадетское образование, первоначально являясь общественным питомником юных дворянских душ, впоследствии становится настоящей  «кузницей кадров» для различных сред: духовно-просветительской, общественно-гражданской, военно-политической, правоохранительной.

     Гением Ивана Ивановича Бецкого, сподвижника Екатерины II Великой,  была в XIII веке, по существу, создана стройная система дворянского образования, целью которой являлась подготовка юношей и девушек, молодых людей, к государственному служению [3,   101]. Государственная служба, как известно, традиционно даровала не только различные преференции, но и налагала на государственного чиновника ограничения и запреты, в том числе выдвигала требования нравственного порядка [4].  В «Кодексе чести русского офицера»  1804 года содержится 26 пунктов, каждый из которых имеет вневременной, актуальный и поныне характер, а его квинтэссенцией, как и самого духа государственной службы, является пункт 26, который содержит высказывание гениального российского полководца А.В. Суворова и гласит следующее: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому!» [5].

     Примечательно и то, что И.И. Бецкой, был отцом-основателем не только воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге,  но и Смольного института для девочек-мещанок в Санкт-Петербурге, что положило начало государственному гендерному образованию в России [6]. Необходимо отметить, что сегодня, вследствие развития женского государственного образования, в традициях И.И. Бецкого, на службе России находятся такие выдающиеся женщины, как Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации России, Татьяна Голикова и Виктория Абрамченко, заместители председателя Правительства Российской Федерации, Ольга Любимова, министр культуры. В традиционно «силовых» ведомствах также появились женщины-генералы, олицетворяющие «государственную идею»: заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Татьяна Шевцова, официальный представитель МВД России генерал-майор полиции Ирина Волк, официальный представитель Следственного Комитета России генерал-майор юстиции Светлана Петренко и др.

     Но главным, безусловно, в генезисе суворовского образования, питающегося основами кадетского обучения и воспитания, являются идеи выдающихся русских полководцев, флотоводцев и полицейских руководителей, положенные в основу военно-морского и полицейского образования. Эти максимы актуальны и  поучительны и сегодня и составляют ценностный фундамент суворовского, военно-морского и полицейского образования,  в частности: «Обучение и воспитание – единый процесс»,  «Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример», «Нет выше чести, чем носить русский мундир», «Тяжело в ученье – легко в бою», «Сам погибай, а товарища выручай», «Смелость города берет», «Побеждать        не умом, а уменьем» (А.В. Суворов); «Требовательность должна сочетаться с заботой о подчиненных» (П.А. Румянцев); «Учиться тому, что необходимо на войне» (Ф.Ф. Ушаков); «Обратить новобранца в солдата, не ломая в нем человека, не мерами взыскания, а твердым внутренним порядком, надзором, словом», «Ставлю заботу о солдате как первейшею обязанностью всех начальствующих лиц» (А.А. Брусилов); «Необходимо в обучении применять методику, которая будит мысль, инициативу обучаемых, развивает у них самостоятельность и уверенность в своих силах» (М.И. Драгомиров) [7,  176].

      Как известно,  первые кадетские корпуса возникли в России в 1732 году в эпоху правления императрицы Анны Иоановны, когда по ее инициативе был открыт Шляхетский корпус для детей и юношества в возрасте от 13 до 18 лет для их подготовки к военной службе, получивший позднее название Сухопутного [3, 100].

     Чрезвычайно важно, что воспитание в Шляхетском и последующих открывающихся кадетских корпусах сохраняло, с одной стороны, преемственность домашнего образования, с другой – позволяло изъять отрока из сибаритского, изнеженного домашнего окружения и попечения порой откровенно необразованных мамок и дядек (типаж Савельича в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина) либо псевдоученых «мусью» (француз-гувернер Бопре в той же повести).  Значительно позднее советский военачальник генерал-лейтенант А.А. Игнатьев, сам являясь выпускником Пажеского корпуса, в своем обращении к народному комиссару обороны И.В. Сталину писал: «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физических развитых будущих командиров Красной армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись всё же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей» [8]. Действительно, по меткому выражению современного отечественного криминолога, доктора юридических наук, кандидата педагогических наук, профессора Л.И. Беляевой, специалиста в области профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и ювенальной юстиции, «родителям, и особенно матери, жалость к своему ребенку мешает проявлять к нему разумную требовательность» [9].

     В этой связи идея общественного воспитания детей являет собой объективную его сторону, нейтрализуя субъективные факторы.

     Ведь не секрет, что сегодня, как и несколько веков прежде, в кадетские корпуса и суворовские училища поступают дети-сироты, дети  неполных, неблагополучных семей, имеющие различного рода дурные привычки и склонности. И вот из такого исходного материала необходимо сформировать государственного человека: с твердой гражданской позицией, патриотическими убеждениями, следующего в своих поступках и последующем призвании  общечеловеческих ценностям, национальным и профессиональным традициям и целям.

     В историко-педагогической ретроспективе следует отметить открытие в 1752 г. Морского кадетского корпуса, а затем в 1762 г. – Артиллерийского и Инженерного Шляхетского кадетского корпуса [10, 66].

     В период правления Павла I в кадетских корпусах усиливается военная доминанта образования. Кадетские корпуса были переименованы:   Сухопутный – в Первый кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный – во Второй кадетский корпус, потеряв спецификацию.

     В эпоху Николая I кадетское образование испытывает своеобразный ренессанс: кадетские корпуса создаются в большинстве уездных городов, которые с 1862 г. преобразуются в военные гимназии, преподавателями в них становятся гражданские лица в противовес прежнему офицерскому составу.

    Февральская и последующая за ней октябрьские революции повлекли за собой неизбежное разрушение прежней системы образования, в том числе кадетских корпусов.

     И только в 1943 году, в переломный год ведения Великой Отечественной войны, с учетом боевых потерь в живой силе, и прежде всего, среди командного состава Красной Армии, с целью профилактики социального сиротства (детей-сирот военнослужащих, погибших на войне), развития патриотического воспитания среди юного поколения советских граждан и формирования ранней профессиональной ориентации на военную службу создаются суворовские военные училища, которые во многом восходят к традициям кадетских корпусов.

    Необходимо отметить и тот факт, что содержание суворовского образования во многом синонимично кадетскому. Традиционно кадетское образование включало в себя изучение естественных и гуманитарных наук, иностранных языков, военно-спортивную подготовку. К концу XIX в. кадеты изучали следующие предметы: Закон Божий, русский, немецкий и французский языки, русскую и всеобщую историю, географию, математику (арифметику, алгебру, геометрию, аналитическую геометрию, тригонометрию, приложение алгебры к геометрии), космографию, физику, химию, механику, зоологию, ботанику,  минералогию физиологию, законоведение, рисование, проекционное черчение, черчение и чистописание [11, 6]. Кроме того, кадеты обучались верховой езде, танцам, игре на музыкальных инструментах, владению оружием.

     Сегодня  суворовцы, помимо общеобразовательных предметов, также изучают военные дисциплины (основы военной подготовки, военный английский язык, военное страноведение и т. п.). В программе обучения также содержится риторика и бальные танцы, успехи освоения которых оцениваются на традиционном кадетском балу.

     Таким образом, содержание образования суворовцев и их предшественников – кадетов – базируется на достижениях всего предшествующего педагогического знания и мировой образовательной практики: от античной педагогики с ее идеалом гармоничного развития личности (интеллектуального, гражданского, физического, эстетического), средневековой педагогики с изучением «семи свободных искусств»  («тривиума» - грамматики, логики, риторики и «квадривиума» -  арифметики, геометрии, астрономии, музыки) к педагогике Возрождения с ее главной ценностью – Человеком и педагогике Просвещения и Нового времени – с развитием разума и всеобщности мышления [12].

   Программы обучения суворовцев постоянно совершенствовались.   В частности, в 1957 г., после посещения Генеральным секретарем ЦК КПСС  Н. С. Хрущевым Великобритании в соответствии с его распоряжением в Суворовских военных училищах и  Нахимовских военно-морских училищах был введен расширенный, включающий 2000 часов, курс изучения иностранного языка, что повлекло за собой увеличение на год (11-летка) срока обучения в суворовских военных училищах в противовес программам средних школ с 10-летней программой обучения.  Выпускники Суворовских военных училищ и Нахимовских военно-морских училищ, получали преференцию получения диплома военного переводчика при условии успешной сдачи экзамена. Была пролонгирована и военная подготовка, обеспечивающая выпускникам-суворовцам зачисление на 2-й курс высших общевойсковых командных училищ без дополнительных экзаменов [13, 96].   

     Также актуальным всегда оставался вопрос: кто должен учить прежде кадетов, затем суворовцев: офицеры или гражданские учителя?

     К концу XIX столетия штатный состав кадетских корпусов представлял следующую картину. Административная часть состояла только из военных. Во главе корпуса находился директор в чине генерал-майора или генерал-лейтенанта. Командирами рот являлись полковники, а офицерами-воспитателями в отделениях классов назначались подполковники [11, 6].   

     Мероприятия по формированию штата суворовских военных училищ  определялись директивой Генерального штаба Красной Армии от 27 августа 1943 г. Народному комиссариату обороны СССР было приказано в течение  двух месяцев, с октября по ноябрь 1943 г., создать девять суворовских военных училищ, сформировать офицерский состав с опытом педагогической работы и практическим стажем командования подразделениями и воинскими частями Красной Армии. Зачастую на командные и педагогические должности утверждали бывших кадет.  Штат постоянного состава СВУ состоял из: одного генерала,  49 офицеров, 31 сержантов, 13 рядовых, 186 вольнонаемных – 186 человек, в число которых входил и педагогический состав [14, 9].   

     Возникал резонный вопрос, который ставился еще знаменитым дидактом Адольфом Дистервегом, кто научит Учителя [15]? Проблема специальной психолого-педагогической подготовки офицерского состава суворовских военных училищ всегда была и остается по сей день актуальной. Живая педагогическая практика в суворовских военных училищах продемонстрировала, что командирам рот и офицерам-воспитателям, поступающим в училища из войск,  требуется фундаментальная педагогическая подготовка, включающая изучение как основ возрастной психологии и педагогики, так и методики воспитания. С 1959 г. начинают функционировать военно-педагогические курсы переподготовки командиров рот и офицеров-воспитателей суворовских и нахимовского военных училищ. Учебный план курсов предусматривал изучение следующих предметов: общую и военную педагогику, общую и военную психологию, основы анатомии и физиологии человека, школьную гигиену, эстетику, методику воспитательной работы, методику военной подготовки, методику физической подготовки. В педагогическом процессе курсов принимали участие теоретики педагогической науки, педагогики-практики, офицеры политического управления Ленинградского военного округа, преподаватели Ленинградского высшего общевойскового командного училища имени С.М. Кирова [16, 78].  

     Сегодня государственного человека, помимо суворовских и нахимовских военных училищ Министерства обороны Российской Федерации готовят 6 суворовских военных училищ МВД России, расположенные в г. Санкт-Петербург, г. Астрахани, г. Грозном, г. Елабуге, г. Новочеркасске, г. Чите и 1 Самарский кадетский корпус, продолжающие лучшие традиции кадетского и собственно суворовского образования. Миссией суворовских военных училищ МВД России является ранняя профессиональная ориентация молодежи и подростков на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Сверхзадачей суворовский военных училищ МВД России является стопроцентное соответствие выпускников-суворовцев и кандидатов на обучение в высшие учебные заведения МВД России. Сегодня процент поступивших выпускников-суворовцев в ведомственные вузы системы МВД России  составляет 52 %.  Невысокий процент поступающих выпускников-суворовцев в ведомственные учебные заведения МВД России связан с рядом проблем: невысоким престижем службы в органах внутренних дел Российской Федерации, отсутствием готовности ряда выпускников-суворовцев к тяготам и ограничениям правоохранительной службы, отсутствием мотивации  родителей и законных представителей выпускников-суворовцев  к выбору полицейской службы при возможности поступить в иные высшие учебные заведения как «силовых» ведомств, так и гражданского профиля.

     Развитие  суворовского образования тесно связано с развитием институтов государственной службы, всесторонней пропагандой военной и полицейской профессий, повышением престижа службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел Российской Федерации, развитием ценностных оснований и отношения к военной и правоохранительной службе как  к служению.

        Выводы.

  1. Суворовское образование произрастает из «недр» кадетского образования, имеющего давние традиции в опыте подготовки личности для нужд государственного служения.
  2. Содержание суворовского образования встроено в мировой историко-педагогический контекст и отечественную историко-педагогическую традицию.
  3. Суворовское образование актуализирует проблему специальной педагогической подготовки офицерских кадров для замещения должностей командного состава суворовских военных училищ.
  4. Суворовское образование в значительной мере решает проблему ранней профессиональной ориентации молодежи, подростков на военную службу и службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Развитие суворовского образования тесно связано с развитием ценностных основ военной и правоохранительной службы, повышением ее престижа и социальной привлекательности в глазах подрастающего поколения и их родителей (законных представителей).

References

1. XXII VRNS «25 let po puti obschestvennogo dialoga i civilizacionnogo razvitiya Rossii»// [Elektronnyy resurs] [ XXII ARNS "25 years on the path of public dialogue and civilizational development of Russia" // [Electronic resource] ]. - https://vrns.ru/documents/stenogramma-xxi-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora/

2. Abramov A.P. Istoriko-sociologicheskiy analiz formirovaniya tvorcheskogo potenciala lichnosti v sisteme dovuzovskogo voennogo obrazovaniya//Vestnik VGU. Seriya: Istoriya, Politologiya. Sociologiya [ Vestnik VSU. Series: History, Political Science. Sociology ], 2009. № 1. (in Russia)

3. Bobrova G.V. Stanovlenie vospitatel'noy sistemy v kadetskih korpusah Rossii // Istoriko-literaturnyy zhurnal [ Historical and literary journal ]. 2019. № 3. (in Russia)

4. Tipovoy kodeks etiki i sluzhebnogo povedeniya gosudarstvennyh sluzhaschih Rossiyskoy Federacii i municipal'nyh sluzhaschih" (odobren resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po protivodeystviyu korrupcii ot 23 dekabrya 2010 g. (protokol N 21))// [Elektronnyy resurs] [ Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants of the Russian Federation and Municipal Employees "(approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Combating Corruption of December 23, 2010 (Protocol No. 21)) ]. -URL:http://www.consultant.ru/. (in Russia)

5. Kodeks chesti russkogo oficera [Elektronnyy resurs] [ Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants of the Russian Federation and Municipal Employees "(approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Combating Corruption of December 23, 2010 (Protocol No. 21)) ]. -https://zen.yandex.ru/media/id/5b61ddc6e9151400a9f49413/kodeks-chesti-russkogo-oficera-1804-goda--5b8f7cc97ea7cd00ab88efb3

6. Beckoy I.I. Ustav vospitaniya dvuhsot blagorodnyh devic uchrezhdennogo Ee Velichestvom Gosudaryneyu Imperatriceyu Ekaterinoyu Vtoroyu, Samoderzhiceyu Vserossiyskoyu, Materiyu Otechestva, i prochaya i prochaya i prochaya [ The charter for the upbringing of two hundred noble maidens established by Her Majesty Empress Catherine II, the Autocrat of All Russia, the Motherland Motherland, and so on and so forth and so on ]. - 1764. (in Russia)

7. Mitin A.A. Formirovanie pedagogicheskoy kompetentnosti rukovoditeley uchebnyh grupp territorial'nyh organov MVD Rossii: Diss. na soisk. uch. step. k.p.n…. 13.00.01//[Elektronnyy resurs] [ Formation of pedagogical competence of leaders of educational groups of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Diss. for a job. uch. step. kpn…. 13.00.01 // [Electronic resource] ]- https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS16_I09W1MEjUA9FJhomp5WBWgWFipj4Dg6GZiaGxpYmlmQnDpp8NPq5JCrnic08cexE6vw8AgvgVgQ&src=4ba9170&via_page=1&user_type=42&oqid=751864dba2f5fb2f (in Russia)

8. GARF. F. 3. Op. 50. D. 224. L. 14-15. Srok obucheniya - vos'miletniy. Zapiska A. A. Ignat'eva Stalinu o sozdanii kadetskih korpusov. (17 aprelya 1943 g. General-mayor Ignat'ev A.A. Narodnomu komissaru oborony, marshalu Sovetskogo Soyuza Stalinu I.V. o sozdanii kadetskih korpusov) [ GARF. F. 3. Op. 50. D. 224. L. 14-15. The term of study is eight years. A. A. Ignatiev's note to Stalin on the creation of cadet corps. (On April 17, 1943, Major General Ignatiev A.A. to the People's Commissar of Defense, Marshal of the Soviet Union I.V. Stalin on the creation of cadet corps) ]. (in Russia)

9. Belyaeva L.I. Yuvenal'nyy sud v carskoy Rossii // [Elektronnyy resurs] [ Juvenile Court in Tsarist Russia // [electronic resource] ] - https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy8v1yvISczVKyrVLy3KLC7RL8pPySxJzUnNjC-Lzy8pLkksyy7VLzA20SvIKGBgMDQzMTQxMDQxNmRw3cO_7HVydc_h1Q26rkwrRQDZ_h1V&src=4e3d902&via_page=1&user_type=42&oqid=751eb5a306347a4e (in Russia)

10. Kovalenko O.Yu. K voprosu o preemstvennosti suvorovskih voennyh uchilisch i kadetskih korpusov Rossiyskoy Imperii//Vestnik Ekaterininskogo instituta [ Bulletin of the Catherine Institute ]. 2018. № 2 (42). (in Russia)

11. Rybakov S.I., Dunyukov N.S. Tradicii kadetskih korpusov v vospitatel'noy deyatel'nosti suvorovskogo voennogo uchilischa // Centr nauchnogo sotrudnichestva «Interaktiv plyus» [ Center for Scientific Cooperation "Interactive Plus" ] // Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)/ (in Russia)

12. Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu: uchebnoe posobie/Serdyuk N.V. i dr. [ Bulletin of the Catherine Institute ] - M., Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2021. (in Russia)

13. Suvorovcy i nahimovcy navsegda [ ] / sost. G.P. Tolokol'nikov, A.Sh. Salihov, A.N. Shishkov. M. : OLMA Media Grupp Publ., 2013. (in Russia)

14. Lopuhovskiy L.N., Kovalev V.P. Voronezhskoe suvorovskoe (Istoriya Vzh SVU. 1943-2013 gg.). [ Voronezh Suvorovskoe (History of Vzh SVU. 1943-2013) ] Voronezh: VUNC VVS «VA im. prof. N. E. Zhukovskogo i Yu. A. Gagarina, 2013. (in Russia)

15. Kalugin V. Kto nauchit uchitelya? // Uchitel'skaya gazeta [ Uchitelskaya Gazeta ], №20 ot 15 maya 2007. (in Russia)

16. Volkonskiy N.L., Mar'ina L.P. Kadetskie korpusa v Rossii: istoriya i sovremennost' // Klio [Clio ] 2014. No. 1 (85). (in Russia)


Login or Create
* Forgot password?