METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE PARENTS' MEETING IN A MODERN SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the stages of the parent-teacher meeting. Recommendations for preparing for the parent-teacher meeting are given, and the actions of the teacher at each stage of its implementation are described in detail. Compliance with these recommendations, according to the authors of the article, will make a meeting between teacher and parents as efficient as possible. This article may be useful to teachers of general education schools, teachers of preschool and additional education.

Keywords:
parent-teacher meeting, teacher, parents, event
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

“Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье

В.А. Сухомлинский [2]

 

   Родители и педагоги − это те люди, которые, в первую очередь, оказывают огромное влияние на ребенка. Поэтому очень важно, чтобы между ними был налажен контакт, было взаимопонимание и осуществлялась взаимопомощь. Учитель, например, может поделиться «секретами» эффективного обучения и воспитания школьника, стать просветителем родителей в области педагогики и детской психологии. Тогда как родитель способен поделиться действующими приемами взаимодействия с собственным ребенком, рассказать о его индивидуальных особенностях и интересах. Но для такого взаимообогащения необходима площадка, место, где могли бы встретиться эти значимые для школьника люди.

 Родительское собрание – это одна из традиционных форм встречи родителей и педагогов, которой придавали огромное значение во все времена или, как указано в педагогических словарях, одна из основных форм педагогического всеобуча родителей, осуществления взаимосвязи школы и семьи [3, с. 105-106].

  На сегодняшний день, родительское собрание является необходимым (обязательно проводится раз в четверть или триместр, при необходимости чаще) и имеет самые различные формы: беседы, дискуссии, круглые столы, тренинги, практикумы, родительские чтения и др. [1, с. 5]; [4, с. 3-4].

  Однако, важно понимать, что успех данного мероприятия во многом будет зависеть от его правильной организации. Поэтому в данной статье мы описываем все этапы проведения родительского собрания, которые могут помочь Вам в его планировании, проведении, независимо от выбранной формы, а также достичь поставленных целей.

  Первый этап подготовки к родительскому собранию так и называется подготовительный. Он предшествует проведению собрания и предусматривает следующие действия со стороны классного руководителя (рис. 1).

  Также на данном этапе уместно подготовить индивидуальные листы качества знаний учащихся или текущих оценок по предметам, что поможет проинформировать каждого родителя индивидуально об успехах их ребенка. Обобщенно можно представить результаты анкетирования или тестирования всего класса [1, с. 5].

  Для получения обратной связи от родителей можно составить текст анкеты-опросника по теме собрания, что позволит учителю узнать мнение каждого родителя по данному вопросу.

  А для создания атмосферы и расположения родителей к разговору на определенную тему полезно оформить помещение, где будет проходить собрание наглядными пособиями (плакатами, книгами, листовками и др.), подготовить видео- и аудиозаписи, транслирующие обсуждаемые проблемы школьной жизни.

  По мнению Рябиковой С.Р., не стоит забывать и о подготовке текста беседы для выполнения на собрании задач педагогического всеобуча и о разработке сценария проведения родительского собрания. Ведь важно, чтобы, придя на собрание, родители понимали его необходимость и логичность, а уходя, чувствовали свой хотя бы небольшой прирост в педагогических знаниях [1, с. 5].

 Второй этап организационный. Данный этап характеризуется решением определенных организационных задач.

 До собрания необходимо оповестить родителей и администрацию школы о предстоящей встрече и ее целях, причем не позднее чем за пять дней (в особых ситуациях 3 дня) [4, с. 5].

Во время собрания также важно повторить или при помощи различных методов (например, метафорические рисунки, притча и др.) обозначить тему и цель собрания, рассказать о плане его проведения, представить гостей, присутствующих на собрании, сообщить регламент, выбрать ответственного за ведение протокола родительского собрания [1, с. 6].

 Следующий, третий этапознакомление родителей с учебными достижениями их детей. Данный этап предполагает информирование родителей в целом об учебных достижениях класса, а также об индивидуальных учебных достижениях каждого учащегося. Для этого можно использовать индивидуальные карты учебных достижений, оформленные в период подготовки к родительскому собранию на каждого учащегося класса и слайды с обобщенными результатами деятельности класса, или же подготовить выставку работ обучающихся.

 Учитель начальных классов на данном этапе может дать краткую консультацию по вопросам изучения наиболее трудных тем, а также предоставить слово педагогам-предметникам или педагогам дополнительного образования, работающим в данном классе, которые также смогут дать советы по эффективному изучению их предмета и ответить на вопросы родителей. 

  На данном этапе важно сообщить родителям о возможности получить индивидуальную консультацию, на которой можно будет индивидуально обсудить успеваемость ребенка и получить методические советы по более успешному овладению умениями и навыками, а также оговорить в какое время она может быть получена [1, с. 6].

  Четвертый этап − проведение педагогического всеобуча для родителей.

Темы для бесед выбираются в соответствии с обозначенной темой собрания и могут быть проведены школьным психологом или социальным педагогом, приглашенными на родительское собрание людьми. Примерами таких тем могут служить следующие: Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня”; “Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Предупреждение развития заболеваний у школьников”; “Воспитание воли в семье”; “Особенности подросткового возраста. Формирование самосознания” и др. Важно понимать запрос родителей, в какой области педагогических знаний они нуждаются в данный момент, чтобы встреча была максимально эффективной и мотивированной со стороны родителей. Помочь в определении таких тем могут различные анкеты и опросники для родителей. Поэтому следующий этап родительского собрания социологический опрос, который предполагает организацию анкетирования родителей текущим вопросам обучения, воспитания, проведения воспитательных внеклассных мероприятий. Главная цель данных опросов − получение обратной связи от всех родителей. Поэтому анкеты не должны быть «сухими» и стандартизированными, каждый вопрос должен возбуждать у родителя мысль о себе и собственном ребенке. Примером удачной анкеты, например, для родительского собрания с родителями пятиклассников, может служить следующая:

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднения?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь, по вашему мнению, нужна со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать классному руководителю и учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке [5]?

 Результаты таких социологических опросов могут помочь учителю определить круг вопросов, требующих дальнейшего индивидуального и коллективного обсуждения, а также получить обратную связь своей деятельности [1, с. 6].

  Шестой этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы родителей. Выступления родителей могут освещать деятельность групп родителей за определенный промежуток времени, содержать информацию, предлагаемую для общего обсуждения на последующих родительских собраниях, а также касаться вопросов планирования предстоящих мероприятий.

  Последнее является составляющей программы воспитательной работы. Поэтому седьмой этап − ознакомление родителей с состоянием воспитательного процесса. Учителем излагается информация об уровне воспитанности учащихся, предлагаются конкретные действия для реализации определенной задачи, поставленной перед классным коллективом. Учитель организует дальнейшее обсуждение и планирование вместе с родителями очередных внеклассных мероприятий, объявляют благодарности родителям обучающихся, помогающим в организации воспитательного процесса.

 На завершающем этапе встречи необходимо подвести итоги родительского собрания. Итог собрания может быть подведен в форме экспресс-опроса родителей по выявлению результативности проведенного собрания, в форме рефлексивного круга «Что дала мне эта встреча», где каждый участник делится своими соображениями о дальнейшем взаимодействии родителей и педагогов или может быть подведен учителем, представителями родительского комитета класса в форме зачитывания решения родительского собрания. Самое главное итогом любого родительского собрания должно быть принятие конкретных решений.

  После того, как встреча завершилась, наступает этап рефлексии для учителя, или этап анализа итогов родительского собрания. Классный руководитель анализирует результаты социологического опроса, ход проведенного собрания, характер вопросов, задаваемых родителями на собрании. Полученные результаты предлагаются для обсуждения на малом педагогическом совете класса. Классный руководитель определяет наиболее важные этапы для проведения следующего родительского собрания и разрабатывает план подготовки к нему [1, с. 7].

   Мы уверены, что данный алгоритм проведения родительского собрания позволит Вам не только привлечь к сотрудничеству большее количество родителей, но и повысит эффективность данных встреч, а значит, поможет сделать мир ребенка чуточку счастливее. Потому что, как говорил В.А. Сухомлинский: «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей».

 

References

1. Ryabova, S.R. Roditel'skie sobraniya. 1 klass / Avt.-sost. S.R. Ryabova. − Moskva: VAKO, 2014. − 240 s.

2. Suhomlinskiy, V.A. Serdce otdayu detyam / V. A. Suhomlinskiy. - Konceptual., 2019. - 320 s.

3. Tyut'kova, I.A. Pedagogicheskiy tezaurus : uchebnoe spravochnoe posobie / avtor-sostavitel' I.A.Tyut'kova. − Moskva: V.Sekachev, 2016. − 160 s.

4. Polozhenie o roditel'skom sobranii v MBOU “Shkola №129” [Elektronnyy resurs] / URL: http://shkola129.ru/wp-content/uploads/2021/01/Polozhenie-o-roditel'skom-sobranii-2020-1-1.pdf ;

5. Borisova, A.N. Klassnoe rukovodstvo [Elektronnyy resurs] / URL: https://nsportal.ru/user/194534/page/klassnoe-rukovodstvo

Login or Create
* Forgot password?