THE POSSIBILITIES OF USING FAIRY TALE THERAPY IN DEALING WITH DESTRUCTIVE PSYCHOLOGICAL SCENARIOS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers one of such obstacles to qualitative constructive changes in personality development, namely the destructive behavioral scenario. Many people repeatedly lose certain behavioral scenarios without realizing their constructiveness or destructiveness. Close people in the process of raising a child influence the formation of beliefs, values and norms, including through fairy tales, initially offering certain fairy tales to the child, guided by their own preferences and assessments of the actions of the characters. Recently, this genre of folk folklore has been actively used in psychology and pedagogy as an element of correction. The purpose of the study was to identify destructive behavioral scenarios. The communicative-cognitive and psychosomatic approaches were used, the study was conducted in the 2019-2020 academic year in educational institutions of higher education of the Moscow region. The respondents of the study were 60 first-year students of various (average age 18.7 years). Male and female students were equally present. The results of the study show that first-year students of educational institutions of higher education demonstrate a certain attitude towards themselves and the world, reflected in the fundamental resource life attitudes formed in childhood through fairy tales. This attitude affects their current state, which is characterized by a commitment to the previous lifestyle, but also a desire for transformations associated with a change in the social situation of development

Keywords:
psychological culture, personality development, behavioral scenario, fairy tale therapy, adaptation
Text

Актуальность. Многочисленные исследования показывают, что конструктивное развитие личности взаимосвязано с уровнем психологической культуры [1, 4, 5, 9, 11, 12, 13 и др.]. Сформированная психологическая культура дает человеку ресурс, который служит основой для их самореализации и саморазвития как личностного, так и профессионального.

Развитие личности подразумевает качественные конструктивные изменения, способствующие формированию новых способов взаимодействия с внешним миром. Иногда возникают условия препятствующие подобному развитию. В данной статье рассмотрим одно из таких препятствий, а именно деструктивный поведенческий сценарий.

В жизни многие люди неоднократно проигрывают определенные поведенческие сценарии, не осознавая их конструктивность или деструктивность, смысл и корни. Это связано с тем, что в данном случае личность основывается на приобретенных в раннем детстве и принятых как догматические установках и стереотипах, на усвоенных тогда же паттернах. При этом личность воспринимает результат действия сценарного поведения, но не само поведение в этом сценарном действие. Все было бы хорошо, если бы такие действия и повторение поведенческих сценариев приносили удовлетворение и конструктивные изменения в жизни человека. Однако, многие из них деструктивно действуют на личность и процесс ее развития.

Личность сопротивляется принятию и критическому осознанию сценарного действия, и осмысливает возникшую ситуацию в результате реализации сценарного поведения как причину проблемы. В результате личность повторяет снова и снова тот же сценарий, который усвоен, но результаты которого не устраивают. При этом личности трудно самостоятельно осознать поведенческие сценарии на определенные ситуации и перестать их реализовывать.

Такой «порочный круг» может усугубить и спровоцировать многие личностные проблемы, такие как усиление тревожности, депрессия, неврозы, различные психосоматические заболевания, отрицательно повлиять на межличностные отношения и функционирование в обществе.

Проблема исследований в данной области состоит в выявлении возможных деструктивных поведенческих сценариев. Среди множества средств, позволяющих раскрыть содержание поведенческого сценария отыгрываемого человеком можно выделить чтение и анализ сказки, так как именно в них мы находим в раннем детстве примеры возможной жизни, ситуаций и стратегий поведения. Ребенок, знакомясь со сказкой, либо делает выводы относительно собственного поведения либо рассматривает поведение персонажей как алгоритмы собственного действия в будущем. Необходимо учитывать, что некоторые персонажи сказок станут для ребенка героями, а другие – антигероями.

Основываясь на том, что мы начинаем смотреть и слушать сказки задолго до завершения развития личности можно предположить, что сказки оказывают влияние на данный процесс. Народная мудрость во многих странах передалась от старшего поколения к младшему в виде сказок, мифов и легенд, формирующих детское мировоззрение, тем самым программируя определенное поведение. В этом случае родители, бабушки и дедушки имеют большое влияние на восприятие сказки и персонажи в них, определяя выбор программы поведения или поведенческого сценария. Близкие люди в процессе воспитания ребенка влияют на формирование убеждений, ценностей и норм, в том числе и посредством сказки изначально предлагая определенные сказки ребенку, руководствуясь собственными предпочтениями и оценками действий персонажей.

Тексты сказок посредством метафор и косвенных внушений обладают достаточно сильным эмоциональным воздействием на сознание и бессознательное. Для многих из нас сказка остается одним из лучших детских воспоминаний, оставляющее на всю оставшуюся жизнь яркие эмоции. Это захватывающие волшебные истории и необычные персонажи, поучительные ситуации которые всегда заканчиваются победой добра над злом. В последнее время этот жанр народного фольклора активно используется в психологии и педагогике как элемент коррекции.

Сказкотерапия направлена на развитие позитивной и многогранной личности, помогает исправить некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы, она основана на процессе выстраивания мысленных, а иногда и бессознательных связей между персонажами, сюжетом и действиями. Сказка представляет собой своеобразный намек на то, как поступать правильно, какой путь выбирать и оценивать себя со стороны. Процесс исправления психологических проблем методом сказкотерапии уже анализировался во многих источниках отечественными учеными [2, 3, 6, 7, 8, 10 и др.].

Когда ребенок начинает отдать предпочтение определенной сказке и это совпадает с предпочтением взрослого, можно предположить наличие трансляции деструктивного сценария из жизни близких в жизнь ребенка.

Методика исследования. Несомненное влияние сказок на развитие личности стало поводом для появление нового направления в психологии – сказочной терапии (сказкотерапии). Первые упоминания о данной психотехнологии восходит к 18 веку. Люди использовали сказки, чтобы передать моральные ценности отношения и правила поведения из поколения в поколение. До того, как психотерапия приобрела официальный статус научного метода, сказки служили определенным инструментом воспитания – методом народной педагогики.

В настоящее время в прикладной психологии активно применяется сказочная терапия или «лечение сказками».

Сказкотерапия широко применяется в педагогической и дефектологической работе с детьми, в психокоррекции взрослых. Этот метод один из наиболее мягких методов психодиагностики и коррекции. Его относят к проективным методам психологической работы.

Сказкотерапия отечественными специалистами в данной психотехнологии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачковым, С.К. Нартовой-Бочавер, О.В. Защиринской, Д.Ю. Соколовым и др.) определяется как процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, как синтез достижений психологии и психотерапии, педагогики и философии разных культур.

В сказках содержится информация о динамике жизненных процессов, о возможных человеческих проблемах и способах их решения.

Цель проведенного исследования заключалась в выявлении деструктивных поведенческих сценариев. Использовался коммуникативно-когнитивного и психосоматического подходов, исследование проходилось в 2019-2020 учебном году.

Респондентами исследования стали 60 первокурсников различных образовательных учреждений высшего образования Московской области (средний возраст 18,7 лет). В равной степени присутствовали студенты мужского и женского пола. Особенности выборки связывалась исследователями с наличием у респондентов новой социальной ситуацией развития личности, характеризующейся необходимостью адаптации к новым, быстро меняющимся условиям, связанным с началом обучения, введением ограничительных мер в связи с пандемией и переходом на дистанционное обучение.

Методы, используемые в процессе исследования, включают анкету и беседу, сравнение и обобщение содержания понятий и категорий, качественно-количественный анализ полученных данных, а также статистические методы обработки полученных данных.

Результаты исследования. Метод разбора сказки в целом и любимого персонажа в частности может служить объективным средством диагностики деструктивных сценариев и установок, а также ложных ограничений. С помощью данного метода, возможно, проследить аналогии с некоторыми жизненными сценариями, но также и с осознанием того, что поведение любимого персонажа проявляется в склонности с детства действовать определенным образом в жизни.

Смена деструктивных сценариев и стратегий на конструктивные невозможна до тех пор, пока они остаются без осознания.

В результате анкетирования был получен ранжированный список ответов респондентов на вопрос «Какая русская сказка вам нравилась в детстве больше всего?» (Табл. 1).

Таблица 1

Ранг

Название сказки

Процент выборов

Мужские выборы*

Женские выборы*

1, 2

Конек-Горбунок (П.П. Ершов)

20%

91,7%

8,3%

1, 2

Аленький цветочек

(С.Т. Аксаков)

20%

100%

3

Финист – ясный Сокол

16,7%

80%

20%

4

Морозко

15%

11,1%

88,9%

5

Царевна-лягушка

13,3%

25%

75%

6

Теремок

10%

83,3%

16,7%

7

Колобок

5%

100%

 

Примечание:

* – от числа респондентов выбравших данную сказку.

 

Несмотря на то, что первые в списке оказались авторские сказки, их аналог имеется и в народной литературе. Первые пять сказок – волшебные. «Теремок» и «Колобок» – кумулятивные сказки с конечным повторением. Так или иначе, большинство упомянутых сказок передают идею о том, что если человек преодолевает неприятное и жертвует собой, своими интересами, то он будет награжден. Тут мы встречаемся со сценарием: чтобы быть счастливым, нужно сначала стать жертвой, бороться и ждать, пока не обретешь желаемое. Поиск легкого пути – это неправильное поведение.

Обсуждение результатов. В беседе студенты пришли к пониманию, что терпение (даже если что-то неприятно) не всегда приводит к счастью и часто противоречит бытийной ценности человека или его личностным смыслам. Сказки о справедливых и хороших героях, которые всегда помогают слабым, а плохих наказывают («Конек-Горбунок», «Финист – ясный Сокол», «Морозко») обычно выбирают личности, которые ассоциируют себя с подобными персонажами, поскольку они стараются выполнять аналогичные функции в своем социальном пространстве.

Важная составляющая трактовки сказки – определение персонажа, с которым личность себя ассоциирует или идентифицирует. Характеристики этого персонажа в первую очередь проецируются на личность, а далее через них на ее отношения в социальном пространстве.

Студентам во время беседы в целях определения характера проекции задавались вопросы: «Кто из персонажей похож на вас?», «Кому из персонажей вы больше сопереживаете?», «Что в этом персонаже импонирует вам?» и «Что общего между вами и этим персонажем?».

Обобщив полученные ответы, можно констатировать, что в ситуации адаптации, в которую попадают первокурсники, они оценивают главных героев «страдающих» и «терпящих лишения» положительно и сочувствуют им. Поведение таких героев сказки одобряется и не критикуется. Таким образом, жизненное отношение респондентов идет по жизненному сценарию «жертвы» и ожидания вознаграждения за жертвенность, декларируя во вне отношение к себе: «Я в порядке».

Черты характера выбранных персонажей, можно охарактеризовать следующим образом: кротость, приветливость, расторопность, настойчивость (женские образы) или подвижный, находчивый, с хорошим чувством юмора, дружелюбный и общительный, но чрезмерно уверенные в себе (мужские образы), указывают на то, что юноши и девушки, выбравшие эти сказки, впитали с детства осознание правильности, образцовости такого поведения для своего гендера. Таким образом, мы в этом тоже находим гендерный поведенческий сценарий.

В большинстве волшебных сказок главный герой надеется на чудо, талисман или добро, удачу. При беседе первокурсники также декларировали такие надежды (в сдаче экзаменов и зачетов во время сессии, прохождение практики, во взаимоотношениях с сокурсниками или преподавателями и пр.). И это еще один сценарий жизненного поведения деструктивность которого достаточно ясна.

Благодаря проведенному анализу отношений респондентов к характеру главных героев сказок, можем заключить, что наиболее популярными чертами среди первокурсников является социальная активность. Однако она не всегда воспринимается респондентами как бурная деятельность, но всегда с их точки зрения приводит к определенному результату.

Первичный анализ некоторых сказок создает впечатление, что не все они несут конструктивный посыл в действиях «позитивного» характера. Например, сказки «Колобок», «Лягушка-царевна» или «Теремок», на первый взгляд, может вызвать у ребенка страх перед непослушанием, возможным наказанием, а также переживания о том, что он не может взять на себя ответственность или ему недостает внимания или не удовлетворены какие-либо потребности.

Однако в каждой из них заложен алгоритм конструктивного поведения, но он не лежит на поверхности, его смысл постигается не сразу. Эти сказки требуют толкования для ребенка со стороны взрослого. В результате при обсуждении данных сказок должно быть сформировано представление о том, что нельзя стоять на месте, а нужно постоянно учиться, адаптироваться к меняющимся условиям, быть более гибкими и постоянно совершенствоваться, прислушиваться к близким, не торопить события и любая неприятная ситуация может быть началом нового и конструктивного.

На основе бесед с первокурсниками, можно сделать заключение о том, что их жизненное отношение имеет фоновые характеристики, т.е. в наличие скрытое состояние, и оно может проявить себя при определенных условиях, и в дальнейшем привести к деструктивному поведению за счет активации внутренних ресурсов и повышенного эмоционального напряжения.

Первокурсники обозначившие любимыми кумулятивные сказки отмечают в своем поведении при наличии в своей жизни похожих повторяющихся ситуаций однообразное поведение, т.е. в данной ситуации их действия совпадают. Как правила, в большинстве случаев это не является конструктивным.

Выводы. Результаты исследования показывают, что первокурсники  образовательных учреждений высшего образования демонстрируют определенное отношение к себе и миру, отраженное в фундаментальных ресурсных жизненных установках, сформированных в детстве через сказки. Данная установка влияет на их текущее состояние, которая характеризуется еще приверженностью к предыдущему образу жизни, но также и стремлением к трансформациям, связанным с изменением социальной ситуации развития.

Таким образом, изучение структуры и содержания компонентов деструктивных жизненных установок (поведенческих сценариев) посредством сказочного материала может служить основой для разработки стратегии и тактики как групповой так и индивидуальной психологической помощи в ситуации адаптации первокурсников в образовательном учреждении, а также программы по формированию психологической культуры и психологической компетенции, что, безусловно, будет способствовать развитию личности, увеличению ее ресурсности, конструктивной самореализации и саморазвитию в профессии.

Формирование ресурсного отношения к сказке или ее персонажу может быть использовано как средство изменения неэффективных поведенческих стратегий и активации результативных. Это позволит им не только выявить бессознательную готовность действовать в рамках упомянутого в сказке сценария, но и обнаружить, что этот способ решения таких ситуаций не самый эффективный, а также пересмотреть эти взаимодействия, увидев новые возможные способы общения с другими люди или решения проблемной ситуации.

 

References

1. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i usloviya dostizheniya [The peak in adult development: characteristics and conditions of achievement]. M. : Nauka Publ., 1999. in Russia

2. Vachkov I.V. Skazkoterapiya. Razvitie samosoznaniya cherez psihologicheskuyu skazku: ucheb. posobie [Fairy tale therapy. The development of self-awareness through a psychological fairy tale: studies. stipend]. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Os'-89. Publ. 2007. [Vachkov, I. V. (2007). Skazkoterapija. Razvitie samosoznanija cherez psihologicheskuju skazku. (Fairy-tale therapy: self-awareness through psychological fairy-tale). Textbook. 3rd. ed. revised.Moscow: Os’-89. (In Russ.)].in Russia

3. Vachkov, I.V. Vvedenie v skazkoterapiyu, ili Izbushka, izbushka, povernis' ko mne peredom [Introduction to fairy tale therapy, or Hut, hut, turn to me in front] / I.V. Vachkov. − M.: Genezis Publ. 2015. - 288 s.in Russia

4. Demina L.D., Luzhbina N. A. Psihologicheskaya kul'tura lichnosti: obschepsihologicheskiykontekst // Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal]. 2011. № 40. p. 60-66. in Russia

5. Egorova T.E. Stanovlenie psihologicheskoy kul'tury: teoriya, eksperiment, praktika [Formation of psychological culture: theory, experiment, practice] : avtoref. dis. … dokt. psihol. nauk : 19.00.05. Yaroslavl', 2007.in Russia

6. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Osnovy skazkoterapii [Basics of fairy tale therapy]. SPb.: Rech'. 2010. [Zinkevich-Evstigneeva, T. D. 2010.Osnovy skazkoterapii. (Fundamentals of fairy-tale). SPb.: Rech’ Publ. (In Russ.)].in Russia

7. Zinkevich-Evstigneeva, T.D. Praktikum po skazkoterapii [Fairy Tale Therapy Workshop] / T.D. Zinkevich Evstigneeva. - SPb.: Rech', 2000. - 310 p.in Russia

8. Kayasheva, O.I. Biblioterapiya i skazkoterapiya v psihologicheskoy praktike [Bibliotherapy and fairy tale therapy in psychological practice] / O.I. Kayasheva. − Samara: Bahrah-M Publ., 2012. - 286 p.in Russia

9. Mal'ceva T.V. Sub'ektivnaya vital'nost': podhody k izucheniyu i interpretacii v nauke : monografiya [Subjective vitality: Approaches to Study and interpretation in Science : monograph]. - Ryazan':IP Konyahin A.V. (Book Jet) Publ., 2021.in Russia

10. Nartova-Bochaver S.K. Narodnaya skazka kak sredstvo stihiynoy psihoterapii // V sbornike: Skazki narodov mira. Hrestomatiya. Uchebnoe posobie dlya uchiteley, vospitateley i roditeley [In the collection: Fairy Tales of the peoples of the world. A textbook. A textbook for teachers, educators and parents]. Moskva, 1996. pp. 3-15.in Russia

11. Pozdnyakov V. M. Psihologicheskaya kul'tura yurista i ee razvitie na raznyh urovnyah vuzovskogo obrazovaniya // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies]. 2013. №2 (53). pp. 75-77.in Russia

12. Savel'eva I. V. Razvitie psihologicheskoy kul'tury yuristov v processe obucheniya v vuze [Development of the psychological culture of lawyers in the process of studying at the university]: dis. … kand. psihol. nauk : 19.00.06. SPb., 2007.in Russia

13. Shumilina I.V. Issledovanie osobennostey psihologicheskoy kul'tury rukovoditeley territorial'nyh organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tehnologii [Scientific research and development. Socio-humanitarian research and technology]. 2020. T. 9. № 2. pp. 41-46.in Russia


Login or Create
* Forgot password?