ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕСТРУКТИВНЫМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ СЦЕНАРИЯМИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается одно из препятствий качественным конструктивным изменениям развития личности, а именно деструктивный поведенческий сценарий. Многие люди неоднократно проигрывают определенные поведенческие сценарии, не осознавая их конструктивность или деструктивность. Близкие люди в процессе воспитания ребенка влияют на формирование убеждений, ценностей и норм, в том числе и посредством сказки изначально предлагая определенные сказки ребенку, руководствуясь собственными предпочтениями и оценками действий персонажей. В последнее время этот жанр народного фольклора активно используется в психологии и педагогике как элемент коррекции. Цель проведенного исследования заключалась в выявлении деструктивных поведенческих сценариев. Использовался коммуникативно-когнитивного и психосоматического подходов, исследование проходилось в 2019-2020 учебном году в образовательных учреждений высшего образования Московской области. Респондентами исследования стали 60 первокурсников различных (средний возраст 18,7 лет). В равной степени присутствовали студенты мужского и женского пола. Результаты исследования показывают, что первокурсники образовательных учреждений высшего образования демонстрируют определенное отношение к себе и миру, отраженное в фундаментальных ресурсных жизненных установках, сформированных в детстве через сказки. Данная установка влияет на их текущее состояние, которая характеризуется еще приверженностью к предыдущему образу жизни, но также и стремлением к трансформациям, связанным с изменением социальной ситуации развития.

Ключевые слова:
психологическая культура, развитие личности, поведенческий сценарий, сказкотерапия, адаптация
Текст

Актуальность. Многочисленные исследования показывают, что конструктивное развитие личности взаимосвязано с уровнем психологической культуры [1, 4, 5, 9, 11, 12, 13 и др.]. Сформированная психологическая культура дает человеку ресурс, который служит основой для их самореализации и саморазвития как личностного, так и профессионального.

Развитие личности подразумевает качественные конструктивные изменения, способствующие формированию новых способов взаимодействия с внешним миром. Иногда возникают условия препятствующие подобному развитию. В данной статье рассмотрим одно из таких препятствий, а именно деструктивный поведенческий сценарий.

В жизни многие люди неоднократно проигрывают определенные поведенческие сценарии, не осознавая их конструктивность или деструктивность, смысл и корни. Это связано с тем, что в данном случае личность основывается на приобретенных в раннем детстве и принятых как догматические установках и стереотипах, на усвоенных тогда же паттернах. При этом личность воспринимает результат действия сценарного поведения, но не само поведение в этом сценарном действие. Все было бы хорошо, если бы такие действия и повторение поведенческих сценариев приносили удовлетворение и конструктивные изменения в жизни человека. Однако, многие из них деструктивно действуют на личность и процесс ее развития.

Личность сопротивляется принятию и критическому осознанию сценарного действия, и осмысливает возникшую ситуацию в результате реализации сценарного поведения как причину проблемы. В результате личность повторяет снова и снова тот же сценарий, который усвоен, но результаты которого не устраивают. При этом личности трудно самостоятельно осознать поведенческие сценарии на определенные ситуации и перестать их реализовывать.

Такой «порочный круг» может усугубить и спровоцировать многие личностные проблемы, такие как усиление тревожности, депрессия, неврозы, различные психосоматические заболевания, отрицательно повлиять на межличностные отношения и функционирование в обществе.

Проблема исследований в данной области состоит в выявлении возможных деструктивных поведенческих сценариев. Среди множества средств, позволяющих раскрыть содержание поведенческого сценария отыгрываемого человеком можно выделить чтение и анализ сказки, так как именно в них мы находим в раннем детстве примеры возможной жизни, ситуаций и стратегий поведения. Ребенок, знакомясь со сказкой, либо делает выводы относительно собственного поведения либо рассматривает поведение персонажей как алгоритмы собственного действия в будущем. Необходимо учитывать, что некоторые персонажи сказок станут для ребенка героями, а другие – антигероями.

Основываясь на том, что мы начинаем смотреть и слушать сказки задолго до завершения развития личности можно предположить, что сказки оказывают влияние на данный процесс. Народная мудрость во многих странах передалась от старшего поколения к младшему в виде сказок, мифов и легенд, формирующих детское мировоззрение, тем самым программируя определенное поведение. В этом случае родители, бабушки и дедушки имеют большое влияние на восприятие сказки и персонажи в них, определяя выбор программы поведения или поведенческого сценария. Близкие люди в процессе воспитания ребенка влияют на формирование убеждений, ценностей и норм, в том числе и посредством сказки изначально предлагая определенные сказки ребенку, руководствуясь собственными предпочтениями и оценками действий персонажей.

Тексты сказок посредством метафор и косвенных внушений обладают достаточно сильным эмоциональным воздействием на сознание и бессознательное. Для многих из нас сказка остается одним из лучших детских воспоминаний, оставляющее на всю оставшуюся жизнь яркие эмоции. Это захватывающие волшебные истории и необычные персонажи, поучительные ситуации которые всегда заканчиваются победой добра над злом. В последнее время этот жанр народного фольклора активно используется в психологии и педагогике как элемент коррекции.

Сказкотерапия направлена на развитие позитивной и многогранной личности, помогает исправить некоторые проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы, она основана на процессе выстраивания мысленных, а иногда и бессознательных связей между персонажами, сюжетом и действиями. Сказка представляет собой своеобразный намек на то, как поступать правильно, какой путь выбирать и оценивать себя со стороны. Процесс исправления психологических проблем методом сказкотерапии уже анализировался во многих источниках отечественными учеными [2, 3, 6, 7, 8, 10 и др.].

Когда ребенок начинает отдать предпочтение определенной сказке и это совпадает с предпочтением взрослого, можно предположить наличие трансляции деструктивного сценария из жизни близких в жизнь ребенка.

Методика исследования. Несомненное влияние сказок на развитие личности стало поводом для появление нового направления в психологии – сказочной терапии (сказкотерапии). Первые упоминания о данной психотехнологии восходит к 18 веку. Люди использовали сказки, чтобы передать моральные ценности отношения и правила поведения из поколения в поколение. До того, как психотерапия приобрела официальный статус научного метода, сказки служили определенным инструментом воспитания – методом народной педагогики.

В настоящее время в прикладной психологии активно применяется сказочная терапия или «лечение сказками».

Сказкотерапия широко применяется в педагогической и дефектологической работе с детьми, в психокоррекции взрослых. Этот метод один из наиболее мягких методов психодиагностики и коррекции. Его относят к проективным методам психологической работы.

Сказкотерапия отечественными специалистами в данной психотехнологии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И.В. Вачковым, С.К. Нартовой-Бочавер, О.В. Защиринской, Д.Ю. Соколовым и др.) определяется как процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, как синтез достижений психологии и психотерапии, педагогики и философии разных культур.

В сказках содержится информация о динамике жизненных процессов, о возможных человеческих проблемах и способах их решения.

Цель проведенного исследования заключалась в выявлении деструктивных поведенческих сценариев. Использовался коммуникативно-когнитивного и психосоматического подходов, исследование проходилось в 2019-2020 учебном году.

Респондентами исследования стали 60 первокурсников различных образовательных учреждений высшего образования Московской области (средний возраст 18,7 лет). В равной степени присутствовали студенты мужского и женского пола. Особенности выборки связывалась исследователями с наличием у респондентов новой социальной ситуацией развития личности, характеризующейся необходимостью адаптации к новым, быстро меняющимся условиям, связанным с началом обучения, введением ограничительных мер в связи с пандемией и переходом на дистанционное обучение.

Методы, используемые в процессе исследования, включают анкету и беседу, сравнение и обобщение содержания понятий и категорий, качественно-количественный анализ полученных данных, а также статистические методы обработки полученных данных.

Результаты исследования. Метод разбора сказки в целом и любимого персонажа в частности может служить объективным средством диагностики деструктивных сценариев и установок, а также ложных ограничений. С помощью данного метода, возможно, проследить аналогии с некоторыми жизненными сценариями, но также и с осознанием того, что поведение любимого персонажа проявляется в склонности с детства действовать определенным образом в жизни.

Смена деструктивных сценариев и стратегий на конструктивные невозможна до тех пор, пока они остаются без осознания.

В результате анкетирования был получен ранжированный список ответов респондентов на вопрос «Какая русская сказка вам нравилась в детстве больше всего?» (Табл. 1).

Таблица 1

Ранг

Название сказки

Процент выборов

Мужские выборы*

Женские выборы*

1, 2

Конек-Горбунок (П.П. Ершов)

20%

91,7%

8,3%

1, 2

Аленький цветочек

(С.Т. Аксаков)

20%

100%

3

Финист – ясный Сокол

16,7%

80%

20%

4

Морозко

15%

11,1%

88,9%

5

Царевна-лягушка

13,3%

25%

75%

6

Теремок

10%

83,3%

16,7%

7

Колобок

5%

100%

 

Примечание:

* – от числа респондентов выбравших данную сказку.

 

Несмотря на то, что первые в списке оказались авторские сказки, их аналог имеется и в народной литературе. Первые пять сказок – волшебные. «Теремок» и «Колобок» – кумулятивные сказки с конечным повторением. Так или иначе, большинство упомянутых сказок передают идею о том, что если человек преодолевает неприятное и жертвует собой, своими интересами, то он будет награжден. Тут мы встречаемся со сценарием: чтобы быть счастливым, нужно сначала стать жертвой, бороться и ждать, пока не обретешь желаемое. Поиск легкого пути – это неправильное поведение.

Обсуждение результатов. В беседе студенты пришли к пониманию, что терпение (даже если что-то неприятно) не всегда приводит к счастью и часто противоречит бытийной ценности человека или его личностным смыслам. Сказки о справедливых и хороших героях, которые всегда помогают слабым, а плохих наказывают («Конек-Горбунок», «Финист – ясный Сокол», «Морозко») обычно выбирают личности, которые ассоциируют себя с подобными персонажами, поскольку они стараются выполнять аналогичные функции в своем социальном пространстве.

Важная составляющая трактовки сказки – определение персонажа, с которым личность себя ассоциирует или идентифицирует. Характеристики этого персонажа в первую очередь проецируются на личность, а далее через них на ее отношения в социальном пространстве.

Студентам во время беседы в целях определения характера проекции задавались вопросы: «Кто из персонажей похож на вас?», «Кому из персонажей вы больше сопереживаете?», «Что в этом персонаже импонирует вам?» и «Что общего между вами и этим персонажем?».

Обобщив полученные ответы, можно констатировать, что в ситуации адаптации, в которую попадают первокурсники, они оценивают главных героев «страдающих» и «терпящих лишения» положительно и сочувствуют им. Поведение таких героев сказки одобряется и не критикуется. Таким образом, жизненное отношение респондентов идет по жизненному сценарию «жертвы» и ожидания вознаграждения за жертвенность, декларируя во вне отношение к себе: «Я в порядке».

Черты характера выбранных персонажей, можно охарактеризовать следующим образом: кротость, приветливость, расторопность, настойчивость (женские образы) или подвижный, находчивый, с хорошим чувством юмора, дружелюбный и общительный, но чрезмерно уверенные в себе (мужские образы), указывают на то, что юноши и девушки, выбравшие эти сказки, впитали с детства осознание правильности, образцовости такого поведения для своего гендера. Таким образом, мы в этом тоже находим гендерный поведенческий сценарий.

В большинстве волшебных сказок главный герой надеется на чудо, талисман или добро, удачу. При беседе первокурсники также декларировали такие надежды (в сдаче экзаменов и зачетов во время сессии, прохождение практики, во взаимоотношениях с сокурсниками или преподавателями и пр.). И это еще один сценарий жизненного поведения деструктивность которого достаточно ясна.

Благодаря проведенному анализу отношений респондентов к характеру главных героев сказок, можем заключить, что наиболее популярными чертами среди первокурсников является социальная активность. Однако она не всегда воспринимается респондентами как бурная деятельность, но всегда с их точки зрения приводит к определенному результату.

Первичный анализ некоторых сказок создает впечатление, что не все они несут конструктивный посыл в действиях «позитивного» характера. Например, сказки «Колобок», «Лягушка-царевна» или «Теремок», на первый взгляд, может вызвать у ребенка страх перед непослушанием, возможным наказанием, а также переживания о том, что он не может взять на себя ответственность или ему недостает внимания или не удовлетворены какие-либо потребности.

Однако в каждой из них заложен алгоритм конструктивного поведения, но он не лежит на поверхности, его смысл постигается не сразу. Эти сказки требуют толкования для ребенка со стороны взрослого. В результате при обсуждении данных сказок должно быть сформировано представление о том, что нельзя стоять на месте, а нужно постоянно учиться, адаптироваться к меняющимся условиям, быть более гибкими и постоянно совершенствоваться, прислушиваться к близким, не торопить события и любая неприятная ситуация может быть началом нового и конструктивного.

На основе бесед с первокурсниками, можно сделать заключение о том, что их жизненное отношение имеет фоновые характеристики, т.е. в наличие скрытое состояние, и оно может проявить себя при определенных условиях, и в дальнейшем привести к деструктивному поведению за счет активации внутренних ресурсов и повышенного эмоционального напряжения.

Первокурсники обозначившие любимыми кумулятивные сказки отмечают в своем поведении при наличии в своей жизни похожих повторяющихся ситуаций однообразное поведение, т.е. в данной ситуации их действия совпадают. Как правила, в большинстве случаев это не является конструктивным.

Выводы. Результаты исследования показывают, что первокурсники  образовательных учреждений высшего образования демонстрируют определенное отношение к себе и миру, отраженное в фундаментальных ресурсных жизненных установках, сформированных в детстве через сказки. Данная установка влияет на их текущее состояние, которая характеризуется еще приверженностью к предыдущему образу жизни, но также и стремлением к трансформациям, связанным с изменением социальной ситуации развития.

Таким образом, изучение структуры и содержания компонентов деструктивных жизненных установок (поведенческих сценариев) посредством сказочного материала может служить основой для разработки стратегии и тактики как групповой так и индивидуальной психологической помощи в ситуации адаптации первокурсников в образовательном учреждении, а также программы по формированию психологической культуры и психологической компетенции, что, безусловно, будет способствовать развитию личности, увеличению ее ресурсности, конструктивной самореализации и саморазвитию в профессии.

Формирование ресурсного отношения к сказке или ее персонажу может быть использовано как средство изменения неэффективных поведенческих стратегий и активации результативных. Это позволит им не только выявить бессознательную готовность действовать в рамках упомянутого в сказке сценария, но и обнаружить, что этот способ решения таких ситуаций не самый эффективный, а также пересмотреть эти взаимодействия, увидев новые возможные способы общения с другими люди или решения проблемной ситуации.

 

Список литературы

1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М. : Наука, 1999.

2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89. 2007. [Vachkov, I. V. (2007). Skazkoterapija. Razvitie samosoznanija cherez psihologicheskuju skazku. (Fairy-tale therapy: self-awareness through psychological fairy-tale). Textbook. 3rd. ed. revised.Moscow: Os’-89. (In Russ.)].

3. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И.В. Вачков. − М.: Генезис, 2015. - 288 с.

4. Демина Л.Д., Лужбина Н. А. Психологическая культура личности: общепсихологический контекст // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. C. 60-66.

5. Егорова Т.Е. Становление психологической культуры: теория, эксперимент, практика : автореф. дис. … докт. психол. наук : 19.00.05. Ярославль, 2007.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь. 2010. [Zinkevich-Evstigneeva, T. D. 2010.Osnovy skazkoterapii. (Fundamentals of fairy-tale). SPb.: Rech’. (In Russ.)].

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.

8. Каяшева, О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике / О.И. Каяшева. − Самара: Бахрах-М, 2012. - 286 с.

9. Мальцева Т.В. Субъективная витальность: подходы к изучению и интерпретации в науке : монография. - Рязань:ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2021.

10. Нартова-Бочавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии // В сборнике: Сказки народов мира. Хрестоматия. Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. Москва, 1996. С. 3-15.

11. Поздняков В. М. Психологическая культура юриста и ее развитие на разных уровнях вузовского образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2 (53). С. 75-77.

12. Савельева И. В. Развитие психологической культуры юристов в процессе обучения в вузе : дис. … канд. психол. наук : 19.00.06. СПб., 2007.

13. Шумилина И.В. Исследование особенностей психологической культуры руководителей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9. № 2. С. 41-46.


Войти или Создать
* Забыли пароль?