THE FIRST SCHOOL YEAR AS THE HARDEST ONE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses problems of a child’s adaptation to school life and psychological features of first graders. teachersare advised on formingthe sustained cognitive interestin 7-year old children, developing the motivation to study, and creatingthe conditions for positive emotional attitude to school.

Keywords:
first-grader, psychological characteristics, adaptation, pedagogical conditions, micro-climate.
Text

* Окончание. Начало в № 5 — 2014.

Первое полугодие первого школьного года подошло к концу. Самое время подвести итог периоду адаптации детей к школьной жизни и учебной деятельности. Учитель уже знает первоклассников, для которых адаптационный период проходил тяжело, неспокойно и пока явно заметны элементы дезадаптации. Эти учащиеся особенно беспокоят педагога и родителей. Попробуем разобраться в причинах появления трудностей адаптационного периода. 

ПОЧЕМУ, ПРИДЯ В ШКОЛУ, ДЕТИ УЖЕ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?

Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.

Одна из причин такого явления — перегрузка дошкольника — будущего школьника излишней информацией о его завтрашней школьной жизни: какую школу выбрать; сколько там изучают предметов; какой иностранный язык и с какого класса он будет изучать; в какие кружки стоит записаться с начала обучения; посещать ли группу продленного дня и т.д. и т.п. Все эти вопросы подробно, долго, нудно обсуждаются при ребенке, и он уже накануне поступления в школу начинает ее бояться.

Рекомендации для учителя

Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.

References

1. Zhurova L.E. Besedy s uchitelem. 1 klass. Metodika obucheniya [Interviews with the teacher. 1 class. Technique of training]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2004.

2. Bodrov V.A. Psikhologicheskiy stress: razvitie i preodolenie [Psychological stress: development and overcoming]. Moscow, OOO «PER SE» Publ., 2006.

3. Dubrovina I.V. Rabochaya kniga shkol’nogo psikhologa [Workbook school psychologist]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991.

4. Zhukov D.A. Stress [Stress]. Biologiya v shkole [Biology at the school]. 1999, I. 1.

5. Rogov E.I. Nastol’naya kniga shkol’nogo psikhologa [Handbook of the school psychologist]. Moscow, Vlados Publ., 1999.

6. Levis Sh. Rebenok i stress [Child and stress]. St. Petersburg, Piter Press Publ., 1997.

7. Bezrukikh M.M., Makeeva A.G., Filippova T.A. Vse tsveta, krome chernogo [All colors except black]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2010.

Login or Create
* Forgot password?