INTERACTION OF KINDERGARTEN AND FAMILY IN THE MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the study of the interaction of kindergarten and family in the mathematical development of preschoolers is due to the fact that the unification of the family and kindergarten in one educational space implies the cooperation of teachers and parents. The mathematical development of preschool children will be successful if the teacher interacts with parents. Only cooperation between the kindergarten and the family can ensure the effectiveness of educational activities in the mathematical development of a preschool child. It is necessary to select the forms and methods of organizing this interaction, taking into account the age characteristics of children and the settings of the Federal State Educational Standard (complex tasks, integration of different types of activities, individualization of the child's mathematical development, etc.) in the mathematical development of preschool children. The work of a preschool teacher on the mathematical development of children is particularly time-consuming and requires a lot of pedagogical attention. Mathematical knowledge of preschoolers, such as counting down to ten in ascending and descending order; the ability to recognize numbers in a row and randomly, quantitative (one, two, three...) and ordinal (first, second, third...); to study and present the basic geometric shapes (triangle, square, circle, and others); the basic forms of measurement: the ability to measure length, volume, width, height using a conditional measurement measure; comparison of objects: heavier-lighter, larger-smaller, wider-narrower, higher-lower; the ability to navigate in space and time, etc., will later be the basis for school education.

Keywords:
preschool children, kindergarten, family, cooperation, mathematical development
Text

Введение. Современный детский сад можно назвать управляемой, организованной, сбалансированной социально-педагогической системой, взаимодействующей с различными организациями, учреждениями и социальными институтами. Объединение семьи и детского сада подразумевает создание единого образовательного пространства для сотрудничества педагогов и родителей.

Современная семья и дошкольная организация два важных основополагающих социальных института в жизни ребенка. Образовательные функции этих институтов не равнозначны, но их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

По мнению Л.С. Выготского к важнейшим новообразованиям данного возраста следует отнести восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [2, 213 c.]. Формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом [1, 35 c.]. Таким образом, можно отметить, что дошкольный возраст предполагает начало всестороннего развития и формирования личности ребенка.

При подготовке к школе важно понимать что постепенно игровая деятельность теряет главную роль в развитии ребенка, хотя и продолжает занимать в его жизни важное место. Начинают формироваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы учения. Следовательно, в этот период становятся актуальными занятия по математике, такие как, счет до десяти в порядке возрастания и убывания; способность распознавать числа подряд и случайным образом, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...). Желательно чтобы дети дошкольного возраста имели знания об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, круг и другие), об основных формах измерения. Умели измерять длину, объем, ширину, высоту с помощью условной мерки измерения, имели навыки сравнения объектов: выше – ниже, больше - меньше, тяжелее - легче, шире - уже, ориентироваться в пространстве и времени.

Учитывая важность формирования знаний начальной математики у детей, важно продумать этапы и формы взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей. Достижение цели математического развития детей дошкольного возраста возможно при соблюдении партнерских отношений между педагогами и родителями, также сохранении контекста взаимодействия, все вышеназванное будет способствовать эффективности образовательной деятельности дошкольной организации.

Целью данного исследования является теоретическое изучение и экспериментальное определение форм взаимодействия работников детского сада и семьи, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.

В методологическую основу исследования легли труды известных ученых Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и другие.

Основное направление работы: подбор форм и методов организации взаимодействия педагогического коллектива детского сада и семьи с учетом возрастных особенностей детей и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Табл. 1, 2.).

 

Таблица 1. Математическое развитие детей дошкольного возраста.

Таблица 1.

Субъекты деятельности

Развитие математических способностей

 

 

Дети младшей группы

 

Воспитали ДО

 

Родители

возможность группировать элементы по цвету, размеру, форме (выбирать все синие, все маленькие, все круглые и так далее.).

развивать умение находить в окружающей среде один и много одинаковых предметов, определять количественное соотношение двух групп предметов, чтобы понимать конкретное значение слов: «больше», «меньше», «поровну»

формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, объекты, имеющие углы, стороны и круглую форму.

 

Методы. Для достижения поставленной цели мы применяли различные методы: анализ научной литературы по названой проблематике; обобщение научных знаний в соответствии с задачами работы, наблюдение; беседа, диагностические работы, обработка полученных данных их качественный и количественный анализ, интерпретация результатов исследования, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.

В дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для развития математических представлений у детей разного возраста. Для достижения этой цели необходимо оснащение методического кабинета ДОО методической литературой и подборками из специализированных журналов «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Дошкольник», «Дошкольное воспитание».

В методическом кабинете и групповых комнатах необходимо наличие различных пособий по развитию математических представлений: настольно-печатные игры, словесные игры, дидактические игры, наглядные пособия.

Педагогам необходимо проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, беседы, оснащать информационные стенды, писать памятки, на темы: «О чём ребенок учится сейчас на занятиях в детском саду»; по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений»». Регулярно проводить собрания и семинары с родителями на темы: «Как правильно развивать математические представления дошкольников». В группах можно оформить «Уголок для родителей», где размещены материалы по развитию математических представлений у детей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в группах должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями детей. Поэтому информацию по математическому развитию детей можно выложить на сайт ДОО.

Когда детский сад и семья работают вместе, родителям необходимо систематично посещать занятия, чтобы видеть достижения своего ребенка. На занятиях по математике педагог может предоставить родителям возможность освоить некоторые методические приемы формирования у детей элементарных математических понятий. «После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести на практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома» [3, с. 34].

На занятиях педагогу необходимо использовать различные формы, такие как беседа, игра, рассказ, разгадка загадок, запоминание стихов, игровые упражнения и объяснения взрослого. Педагог на занятиях организует практические действия самих детей, такие как: наложение, применение, подсчет, приложение, измерение, разрезание, дизайн, и другое. В результате у ребенка развиваются знания о том, что окружающий мир наполнен разнообразными предметами, движениями и звуками.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОО, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходит семья ребенка. Здесь помощь семьи неоценима, помощь родителей, которые желают внести свой вклад в развитие и воспитание своего ребенка.

Педагог ДОО разрабатывает и предлагает родителям методические рекомендации по формированию математических представлений ребенка в условиях семейного воспитания. Акцентируя внимание на том, что выполнение любых заданий всегда должно начинаться с предложения: «Пойдем играть?». Обсуждение заданий должно начинаться, когда ребенок не очень взволнован и не занят интересным заданием: ведь им предлагают играть, а игра – дело добровольное! Родители могут выделить своему ребенку немного времени: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одевается на прогулку и так далее. Они должны всегда обращать внимание детей на форму различных объектов в окружающем мире, на их количество. Например, дверь прямоугольная, плиты круглые, стол квадратный, а часы треугольные. Спрашивать у ребенка, какие у них парные органы: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ноги, два локтя, пусть ребенок их покажет. Затем те, что по одному: один рот, один нос, один лоб и так далее. По дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и кустарники (выше-ниже, толще-тоньше).

Когда ребенок рисует или раскрашивает, родители могут спросить его о длине карандашей, мелков, фломастеров, ручек сравнить их по размеру (длине, ширине), чтоб ребенок в жизни употреблял такие слова, как длинный-короткий, широкий-узкий (бантики, мостик, шарфики, ручеек, например), высокий-низкий (шкаф, табурет, стол, кресло); толще-тоньше (рулет, сосиска, палка). Важно, чтобы эти слова ребенок должен использовать в своей лексике, а то все больше в последнее время, до школы, употребляются только слова «большой-маленький».

Во время чтения художественной литературы следует обращать внимание детей на характерные особенности зверей (у лисички – длинный хвост, короткие ушки; у мальчика – две ноги, а у щенка – четыре лапы, у лося рога больше, чем у барана). Сравнивайте все вокруг по величине.

Есть много ситуаций, когда родители получают возможность сообщить новую информацию и определить уровень имеющихся у детей математических знаний и навыков. Например, когда мама (бабушка) готовит обед на кухне. Ребенок рядом с ней, на кухне. «Дай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую. Вот, спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова один, большой, маленький. Ребенку нравится такое сотрудничество с взрослым. Именно такое умение родителей поможет их детям приобретать знания о размерах предметов.

Отправляясь с ребенком на прогулку, родители могут просить его взять с собой любимую игрушку, но на улице холодно, поэтому нужно подобрать одежду не только для себя, но и своей игрушке в соответствии с ее размером. Прогуливаясь по парку, родители могут рассказывать своему малышу об длине и ширине дорожек: по широкой дорожке удобно ходить бок о бок и не мешать встречным людям, а по узкой – лучше идти один за другим, по одному. Гуляя в сквере, также можно обратить внимание, на то, какое дерево высокое, а какое низкое. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. Прогуливаясь по берегу речки обратить внимание ребенка на камешки: – «Посмотри, какой красивый камень?» – «Сколько камней ты нашел?» – «Один». «Посмотри сколько их на берегу!» – «Много».

«Веселые шары». Понятия пространственного расположения предмета легко понять в игре с мячами: мяч подбросить над головой (сверху), мячик положить у ног (снизу), взять в правую руку (справа), в левую руку (слева), прокатить мяч вперед-назад. В действии ребенок учится многим важным понятиям гораздо лучше.

«Сколько предметов в руке». В игре могут участвовать два и более игрока. Родители могут подобрать определенное количество предметов, не более 10 (это могут быть шишки, конфеты, маленькие игрушки, пуговицы, камни и так далее), и рассказать играющим с ними детям, сколько предметов у них всего. Потом за спиной разложить предметы в обе руки и просить ребенка назвать, сколько игрушек и в какой руке.

Игра «Волшебные фигуры». На столе выложены в беспорядке геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разных цветов и размеров. Ведущие родители спрашивают: «Кто увидел большой треугольник? А кто нашел маленький красный кружок? И так далее. Ребенок, если правильно и быстрее папы и мамы, находит геометрическую форму, получает фишку, в конце игры подсчитывают количество фишек. У кого большее количество, тот побеждает и получает угощение.

Родители обязаны каждый день находить разные возможности для развития у детей элементарных математических представлений. Для этого не требуется много времени, главное в том, чтобы мама или папа понимали значение таких занятий, в этом им могут помочь педагоги дошкольной организации.

Обсуждение результатов. Анализируя результаты проведенного исследования нам удалось обосновать следующее положение, формы и методы организации взаимодействия педагога детского сада и семьи будут соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО решению комплексных задач, интеграции разных видов деятельности, индивидуализации математического развития ребенка, то развитие элементарных математических представлений детей будет проходить успешно. Представленные в статье рекомендации по совершенствованию работы взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольной организации и семьи направленной на математическое развитие етей дошкольного возраста можно обобщить следующими пунктами: (Табл. 2.).

 

Таблица 2. Формы математического развития детей способами взаимодействия между дошкольными организациями и семьями

Таблица 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

совершенствование взаимодействия педагогического коллектива дошкольной организации и семьи

Формы работы

Знакомство родителей с педагогическим процессом.

Расширение масштабов участия родителей в организации образовательных учреждений.

Участие родителей на занятиях в удобное для них время.

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей.

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, позволяющие родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, познакомить их с образовательной и развивающей средой.

Различные программы совместной деятельности детей и родителей.

Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти отношения следует рассматривать как искусство диалога между взрослыми и конкретным ребенком, основанное на знании психологических особенностей его возраста с учетом интересов, учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Уважительные отношения между семьей и педагогом образовательной организацией.

Интеграция различных видов деятельности; (дидактические игры, использование ИКТ).

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО и других видах деятельности.

 

Выводы. Таким образом, работа воспитателя дошкольной организации по математическому развитию детей должна строится совместно с родителями. В совместной работе родители должны использовать различные формы и методы по математическому развитию детей в семье, предложенные педагогами ДОО. Работа педагога с семьей ребенка является особенно трудоемкой и требует больших педагогических знаний и усилий.

Введение. Современный детский сад можно назвать управляемой, организованной, сбалансированной социально-педагогической системой, взаимодействующей с различными организациями, учреждениями и социальными институтами. Объединение семьи и детского сада подразумевает создание единого образовательного пространства для сотрудничества педагогов и родителей.

Современная семья и дошкольная организация два важных основополагающих социальных института в жизни ребенка. Образовательные функции этих институтов не равнозначны, но их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

По мнению Л.С. Выготского к важнейшим новообразованиям данного возраста следует отнести восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [2, 213 c.]. Формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом [1, 35 c.]. Таким образом, можно отметить, что дошкольный возраст предполагает начало всестороннего развития и формирования личности ребенка.

При подготовке к школе важно понимать что постепенно игровая деятельность теряет главную роль в развитии ребенка, хотя и продолжает занимать в его жизни важное место. Начинают формироваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы учения. Следовательно, в этот период становятся актуальными занятия по математике, такие как, счет до десяти в порядке возрастания и убывания; способность распознавать числа подряд и случайным образом, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...). Желательно чтобы дети дошкольного возраста имели знания об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, круг и другие), об основных формах измерения. Умели измерять длину, объем, ширину, высоту с помощью условной мерки измерения, имели навыки сравнения объектов: выше – ниже, больше - меньше, тяжелее - легче, шире - уже, ориентироваться в пространстве и времени.

Учитывая важность формирования знаний начальной математики у детей, важно продумать этапы и формы взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей. Достижение цели математического развития детей дошкольного возраста возможно при соблюдении партнерских отношений между педагогами и родителями, также сохранении контекста взаимодействия, все вышеназванное будет способствовать эффективности образовательной деятельности дошкольной организации.

Целью данного исследования является теоретическое изучение и экспериментальное определение форм взаимодействия работников детского сада и семьи, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.

В методологическую основу исследования легли труды известных ученых Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и другие.

Основное направление работы: подбор форм и методов организации взаимодействия педагогического коллектива детского сада и семьи с учетом возрастных особенностей детей и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Табл. 1, 2.).

 

Таблица 1. Математическое развитие детей дошкольного возраста.

Таблица 1.

Субъекты деятельности

Развитие математических способностей

 

 

Дети младшей группы

 

Воспитали ДО

 

Родители

возможность группировать элементы по цвету, размеру, форме (выбирать все синие, все маленькие, все круглые и так далее.).

развивать умение находить в окружающей среде один и много одинаковых предметов, определять количественное соотношение двух групп предметов, чтобы понимать конкретное значение слов: «больше», «меньше», «поровну»

формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, объекты, имеющие углы, стороны и круглую форму.

 

Методы. Для достижения поставленной цели мы применяли различные методы: анализ научной литературы по названой проблематике; обобщение научных знаний в соответствии с задачами работы, наблюдение; беседа, диагностические работы, обработка полученных данных их качественный и количественный анализ, интерпретация результатов исследования, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.

В дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для развития математических представлений у детей разного возраста. Для достижения этой цели необходимо оснащение методического кабинета ДОО методической литературой и подборками из специализированных журналов «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Дошкольник», «Дошкольное воспитание».

В методическом кабинете и групповых комнатах необходимо наличие различных пособий по развитию математических представлений: настольно-печатные игры, словесные игры, дидактические игры, наглядные пособия.

Педагогам необходимо проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, беседы, оснащать информационные стенды, писать памятки, на темы: «О чём ребенок учится сейчас на занятиях в детском саду»; по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений»». Регулярно проводить собрания и семинары с родителями на темы: «Как правильно развивать математические представления дошкольников». В группах можно оформить «Уголок для родителей», где размещены материалы по развитию математических представлений у детей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в группах должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями детей. Поэтому информацию по математическому развитию детей можно выложить на сайт ДОО.

Когда детский сад и семья работают вместе, родителям необходимо систематично посещать занятия, чтобы видеть достижения своего ребенка. На занятиях по математике педагог может предоставить родителям возможность освоить некоторые методические приемы формирования у детей элементарных математических понятий. «После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести на практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома» [3, с. 34].

На занятиях педагогу необходимо использовать различные формы, такие как беседа, игра, рассказ, разгадка загадок, запоминание стихов, игровые упражнения и объяснения взрослого. Педагог на занятиях организует практические действия самих детей, такие как: наложение, применение, подсчет, приложение, измерение, разрезание, дизайн, и другое. В результате у ребенка развиваются знания о том, что окружающий мир наполнен разнообразными предметами, движениями и звуками.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОО, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходит семья ребенка. Здесь помощь семьи неоценима, помощь родителей, которые желают внести свой вклад в развитие и воспитание своего ребенка.

Педагог ДОО разрабатывает и предлагает родителям методические рекомендации по формированию математических представлений ребенка в условиях семейного воспитания. Акцентируя внимание на том, что выполнение любых заданий всегда должно начинаться с предложения: «Пойдем играть?». Обсуждение заданий должно начинаться, когда ребенок не очень взволнован и не занят интересным заданием: ведь им предлагают играть, а игра – дело добровольное! Родители могут выделить своему ребенку немного времени: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одевается на прогулку и так далее. Они должны всегда обращать внимание детей на форму различных объектов в окружающем мире, на их количество. Например, дверь прямоугольная, плиты круглые, стол квадратный, а часы треугольные. Спрашивать у ребенка, какие у них парные органы: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ноги, два локтя, пусть ребенок их покажет. Затем те, что по одному: один рот, один нос, один лоб и так далее. По дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и кустарники (выше-ниже, толще-тоньше).

Когда ребенок рисует или раскрашивает, родители могут спросить его о длине карандашей, мелков, фломастеров, ручек сравнить их по размеру (длине, ширине), чтоб ребенок в жизни употреблял такие слова, как длинный-короткий, широкий-узкий (бантики, мостик, шарфики, ручеек, например), высокий-низкий (шкаф, табурет, стол, кресло); толще-тоньше (рулет, сосиска, палка). Важно, чтобы эти слова ребенок должен использовать в своей лексике, а то все больше в последнее время, до школы, употребляются только слова «большой-маленький».

Во время чтения художественной литературы следует обращать внимание детей на характерные особенности зверей (у лисички – длинный хвост, короткие ушки; у мальчика – две ноги, а у щенка – четыре лапы, у лося рога больше, чем у барана). Сравнивайте все вокруг по величине.

Есть много ситуаций, когда родители получают возможность сообщить новую информацию и определить уровень имеющихся у детей математических знаний и навыков. Например, когда мама (бабушка) готовит обед на кухне. Ребенок рядом с ней, на кухне. «Дай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую. Вот, спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова один, большой, маленький. Ребенку нравится такое сотрудничество с взрослым. Именно такое умение родителей поможет их детям приобретать знания о размерах предметов.

Отправляясь с ребенком на прогулку, родители могут просить его взять с собой любимую игрушку, но на улице холодно, поэтому нужно подобрать одежду не только для себя, но и своей игрушке в соответствии с ее размером. Прогуливаясь по парку, родители могут рассказывать своему малышу об длине и ширине дорожек: по широкой дорожке удобно ходить бок о бок и не мешать встречным людям, а по узкой – лучше идти один за другим, по одному. Гуляя в сквере, также можно обратить внимание, на то, какое дерево высокое, а какое низкое. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. Прогуливаясь по берегу речки обратить внимание ребенка на камешки: – «Посмотри, какой красивый камень?» – «Сколько камней ты нашел?» – «Один». «Посмотри сколько их на берегу!» – «Много».

«Веселые шары». Понятия пространственного расположения предмета легко понять в игре с мячами: мяч подбросить над головой (сверху), мячик положить у ног (снизу), взять в правую руку (справа), в левую руку (слева), прокатить мяч вперед-назад. В действии ребенок учится многим важным понятиям гораздо лучше.

«Сколько предметов в руке». В игре могут участвовать два и более игрока. Родители могут подобрать определенное количество предметов, не более 10 (это могут быть шишки, конфеты, маленькие игрушки, пуговицы, камни и так далее), и рассказать играющим с ними детям, сколько предметов у них всего. Потом за спиной разложить предметы в обе руки и просить ребенка назвать, сколько игрушек и в какой руке.

Игра «Волшебные фигуры». На столе выложены в беспорядке геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разных цветов и размеров. Ведущие родители спрашивают: «Кто увидел большой треугольник? А кто нашел маленький красный кружок? И так далее. Ребенок, если правильно и быстрее папы и мамы, находит геометрическую форму, получает фишку, в конце игры подсчитывают количество фишек. У кого большее количество, тот побеждает и получает угощение.

Родители обязаны каждый день находить разные возможности для развития у детей элементарных математических представлений. Для этого не требуется много времени, главное в том, чтобы мама или папа понимали значение таких занятий, в этом им могут помочь педагоги дошкольной организации.

Обсуждение результатов. Анализируя результаты проведенного исследования нам удалось обосновать следующее положение, формы и методы организации взаимодействия педагога детского сада и семьи будут соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО решению комплексных задач, интеграции разных видов деятельности, индивидуализации математического развития ребенка, то развитие элементарных математических представлений детей будет проходить успешно. Представленные в статье рекомендации по совершенствованию работы взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольной организации и семьи направленной на математическое развитие етей дошкольного возраста можно обобщить следующими пунктами: (Табл. 2.).

 

Таблица 2. Формы математического развития детей способами взаимодействия между дошкольными организациями и семьями

Таблица 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

совершенствование взаимодействия педагогического коллектива дошкольной организации и семьи

Формы работы

Знакомство родителей с педагогическим процессом.

Расширение масштабов участия родителей в организации образовательных учреждений.

Участие родителей на занятиях в удобное для них время.

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей.

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, позволяющие родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, познакомить их с образовательной и развивающей средой.

Различные программы совместной деятельности детей и родителей.

Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти отношения следует рассматривать как искусство диалога между взрослыми и конкретным ребенком, основанное на знании психологических особенностей его возраста с учетом интересов, учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Уважительные отношения между семьей и педагогом образовательной организацией.

Интеграция различных видов деятельности; (дидактические игры, использование ИКТ).

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО и других видах деятельности.

 

Выводы. Таким образом, работа воспитателя дошкольной организации по математическому развитию детей должна строится совместно с родителями. В совместной работе родители должны использовать различные формы и методы по математическому развитию детей в семье, предложенные педагогами ДОО. Работа педагога с семьей ребенка является особенно трудоемкой и требует больших педагогических знаний и усилий.

Введение. Современный детский сад можно назвать управляемой, организованной, сбалансированной социально-педагогической системой, взаимодействующей с различными организациями, учреждениями и социальными институтами. Объединение семьи и детского сада подразумевает создание единого образовательного пространства для сотрудничества педагогов и родителей.

Современная семья и дошкольная организация два важных основополагающих социальных института в жизни ребенка. Образовательные функции этих институтов не равнозначны, но их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.

По мнению Л.С. Выготского к важнейшим новообразованиям данного возраста следует отнести восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [2, 213 c.]. Формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом [1, 35 c.]. Таким образом, можно отметить, что дошкольный возраст предполагает начало всестороннего развития и формирования личности ребенка.

При подготовке к школе важно понимать что постепенно игровая деятельность теряет главную роль в развитии ребенка, хотя и продолжает занимать в его жизни важное место. Начинают формироваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы учения. Следовательно, в этот период становятся актуальными занятия по математике, такие как, счет до десяти в порядке возрастания и убывания; способность распознавать числа подряд и случайным образом, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...). Желательно чтобы дети дошкольного возраста имели знания об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, круг и другие), об основных формах измерения. Умели измерять длину, объем, ширину, высоту с помощью условной мерки измерения, имели навыки сравнения объектов: выше – ниже, больше - меньше, тяжелее - легче, шире - уже, ориентироваться в пространстве и времени.

Учитывая важность формирования знаний начальной математики у детей, важно продумать этапы и формы взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей. Достижение цели математического развития детей дошкольного возраста возможно при соблюдении партнерских отношений между педагогами и родителями, также сохранении контекста взаимодействия, все вышеназванное будет способствовать эффективности образовательной деятельности дошкольной организации.

Целью данного исследования является теоретическое изучение и экспериментальное определение форм взаимодействия работников детского сада и семьи, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.

В методологическую основу исследования легли труды известных ученых Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и другие.

Основное направление работы: подбор форм и методов организации взаимодействия педагогического коллектива детского сада и семьи с учетом возрастных особенностей детей и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Табл. 1, 2.).

 

Таблица 1. Математическое развитие детей дошкольного возраста.

Таблица 1.

Субъекты деятельности

Развитие математических способностей

 

 

Дети младшей группы

 

Воспитали ДО

 

Родители

возможность группировать элементы по цвету, размеру, форме (выбирать все синие, все маленькие, все круглые и так далее.).

развивать умение находить в окружающей среде один и много одинаковых предметов, определять количественное соотношение двух групп предметов, чтобы понимать конкретное значение слов: «больше», «меньше», «поровну»

формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, объекты, имеющие углы, стороны и круглую форму.

 

Методы. Для достижения поставленной цели мы применяли различные методы: анализ научной литературы по названой проблематике; обобщение научных знаний в соответствии с задачами работы, наблюдение; беседа, диагностические работы, обработка полученных данных их качественный и количественный анализ, интерпретация результатов исследования, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.

В дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для развития математических представлений у детей разного возраста. Для достижения этой цели необходимо оснащение методического кабинета ДОО методической литературой и подборками из специализированных журналов «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Дошкольник», «Дошкольное воспитание».

В методическом кабинете и групповых комнатах необходимо наличие различных пособий по развитию математических представлений: настольно-печатные игры, словесные игры, дидактические игры, наглядные пособия.

Педагогам необходимо проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, беседы, оснащать информационные стенды, писать памятки, на темы: «О чём ребенок учится сейчас на занятиях в детском саду»; по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений»». Регулярно проводить собрания и семинары с родителями на темы: «Как правильно развивать математические представления дошкольников». В группах можно оформить «Уголок для родителей», где размещены материалы по развитию математических представлений у детей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в группах должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями детей. Поэтому информацию по математическому развитию детей можно выложить на сайт ДОО.

Когда детский сад и семья работают вместе, родителям необходимо систематично посещать занятия, чтобы видеть достижения своего ребенка. На занятиях по математике педагог может предоставить родителям возможность освоить некоторые методические приемы формирования у детей элементарных математических понятий. «После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести на практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома» [3, с. 34].

На занятиях педагогу необходимо использовать различные формы, такие как беседа, игра, рассказ, разгадка загадок, запоминание стихов, игровые упражнения и объяснения взрослого. Педагог на занятиях организует практические действия самих детей, такие как: наложение, применение, подсчет, приложение, измерение, разрезание, дизайн, и другое. В результате у ребенка развиваются знания о том, что окружающий мир наполнен разнообразными предметами, движениями и звуками.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОО, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходит семья ребенка. Здесь помощь семьи неоценима, помощь родителей, которые желают внести свой вклад в развитие и воспитание своего ребенка.

Педагог ДОО разрабатывает и предлагает родителям методические рекомендации по формированию математических представлений ребенка в условиях семейного воспитания. Акцентируя внимание на том, что выполнение любых заданий всегда должно начинаться с предложения: «Пойдем играть?». Обсуждение заданий должно начинаться, когда ребенок не очень взволнован и не занят интересным заданием: ведь им предлагают играть, а игра – дело добровольное! Родители могут выделить своему ребенку немного времени: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одевается на прогулку и так далее. Они должны всегда обращать внимание детей на форму различных объектов в окружающем мире, на их количество. Например, дверь прямоугольная, плиты круглые, стол квадратный, а часы треугольные. Спрашивать у ребенка, какие у них парные органы: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ноги, два локтя, пусть ребенок их покажет. Затем те, что по одному: один рот, один нос, один лоб и так далее. По дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и кустарники (выше-ниже, толще-тоньше).

Когда ребенок рисует или раскрашивает, родители могут спросить его о длине карандашей, мелков, фломастеров, ручек сравнить их по размеру (длине, ширине), чтоб ребенок в жизни употреблял такие слова, как длинный-короткий, широкий-узкий (бантики, мостик, шарфики, ручеек, например), высокий-низкий (шкаф, табурет, стол, кресло); толще-тоньше (рулет, сосиска, палка). Важно, чтобы эти слова ребенок должен использовать в своей лексике, а то все больше в последнее время, до школы, употребляются только слова «большой-маленький».

Во время чтения художественной литературы следует обращать внимание детей на характерные особенности зверей (у лисички – длинный хвост, короткие ушки; у мальчика – две ноги, а у щенка – четыре лапы, у лося рога больше, чем у барана). Сравнивайте все вокруг по величине.

Есть много ситуаций, когда родители получают возможность сообщить новую информацию и определить уровень имеющихся у детей математических знаний и навыков. Например, когда мама (бабушка) готовит обед на кухне. Ребенок рядом с ней, на кухне. «Дай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую. Вот, спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова один, большой, маленький. Ребенку нравится такое сотрудничество с взрослым. Именно такое умение родителей поможет их детям приобретать знания о размерах предметов.

Отправляясь с ребенком на прогулку, родители могут просить его взять с собой любимую игрушку, но на улице холодно, поэтому нужно подобрать одежду не только для себя, но и своей игрушке в соответствии с ее размером. Прогуливаясь по парку, родители могут рассказывать своему малышу об длине и ширине дорожек: по широкой дорожке удобно ходить бок о бок и не мешать встречным людям, а по узкой – лучше идти один за другим, по одному. Гуляя в сквере, также можно обратить внимание, на то, какое дерево высокое, а какое низкое. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. Прогуливаясь по берегу речки обратить внимание ребенка на камешки: – «Посмотри, какой красивый камень?» – «Сколько камней ты нашел?» – «Один». «Посмотри сколько их на берегу!» – «Много».

«Веселые шары». Понятия пространственного расположения предмета легко понять в игре с мячами: мяч подбросить над головой (сверху), мячик положить у ног (снизу), взять в правую руку (справа), в левую руку (слева), прокатить мяч вперед-назад. В действии ребенок учится многим важным понятиям гораздо лучше.

«Сколько предметов в руке». В игре могут участвовать два и более игрока. Родители могут подобрать определенное количество предметов, не более 10 (это могут быть шишки, конфеты, маленькие игрушки, пуговицы, камни и так далее), и рассказать играющим с ними детям, сколько предметов у них всего. Потом за спиной разложить предметы в обе руки и просить ребенка назвать, сколько игрушек и в какой руке.

Игра «Волшебные фигуры». На столе выложены в беспорядке геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разных цветов и размеров. Ведущие родители спрашивают: «Кто увидел большой треугольник? А кто нашел маленький красный кружок? И так далее. Ребенок, если правильно и быстрее папы и мамы, находит геометрическую форму, получает фишку, в конце игры подсчитывают количество фишек. У кого большее количество, тот побеждает и получает угощение.

Родители обязаны каждый день находить разные возможности для развития у детей элементарных математических представлений. Для этого не требуется много времени, главное в том, чтобы мама или папа понимали значение таких занятий, в этом им могут помочь педагоги дошкольной организации.

Обсуждение результатов. Анализируя результаты проведенного исследования нам удалось обосновать следующее положение, формы и методы организации взаимодействия педагога детского сада и семьи будут соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО решению комплексных задач, интеграции разных видов деятельности, индивидуализации математического развития ребенка, то развитие элементарных математических представлений детей будет проходить успешно. Представленные в статье рекомендации по совершенствованию работы взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольной организации и семьи направленной на математическое развитие етей дошкольного возраста можно обобщить следующими пунктами: (Табл. 2.).

 

Таблица 2. Формы математического развития детей способами взаимодействия между дошкольными организациями и семьями

Таблица 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

совершенствование взаимодействия педагогического коллектива дошкольной организации и семьи

Формы работы

Знакомство родителей с педагогическим процессом.

Расширение масштабов участия родителей в организации образовательных учреждений.

Участие родителей на занятиях в удобное для них время.

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей.

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, позволяющие родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, познакомить их с образовательной и развивающей средой.

Различные программы совместной деятельности детей и родителей.

Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти отношения следует рассматривать как искусство диалога между взрослыми и конкретным ребенком, основанное на знании психологических особенностей его возраста с учетом интересов, учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Уважительные отношения между семьей и педагогом образовательной организацией.

Интеграция различных видов деятельности; (дидактические игры, использование ИКТ).

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО и других видах деятельности.

 

Выводы. Таким образом, работа воспитателя дошкольной организации по математическому развитию детей должна строится совместно с родителями. В совместной работе родители должны использовать различные формы и методы по математическому развитию детей в семье, предложенные педагогами ДОО. Работа педагога с семьей ребенка является особенно трудоемкой и требует больших педагогических знаний и усилий.

References

1. Bikbulatova V.P., Rabadanova R.S., Yulina G.N. Formirovanie sub'ektnosti lichnosti v processe socializacii [Formation of personality subjectivity in the process of socialization]. / Bikbulatova V.P., Rabadanova R.S., Yulina G.N./ Uchebnoe posobie dlya studentov vuza. M. Izd-vo OOO «VASh FORMAT» Publ., 2020. - pp. 35.(in Russia)

2. Vygotskiy L. S. Psihologiya razvitiya rebenka [Psychology of child development]. - M: Izd-vo Smysl, Izd-vo Eksmo Publ., 2004. - 512s. (Seriya «Biblioteka vsemirnoy psihologii»). p. - 213.(in Russia)

3. Leushina L.M. Formirovanie matematicheskih predstavleniy u detey doshkol'nogo vozrasta [Formation of mathematical representations in preschool children] / L.M. Leushina. - M.: Prosveschenie Publ., 1974. - 368 p.(in Russia)

4. Mihaylova Z.A. Matematika ot 3 do 7: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya vospitateley detskih sadov [Mathematics from 3 to 7: An educational and methodological guide for kindergarten teachers]. / Z.A. Mihaylova, E. Ioffe. - M.: Detstvo-Press Publ., 2009. - 245 p.(in Russia)

5. Peterson L.G. Igralochka. Matematika dlya detey 3-4 let. Chast' 2 [Igralochka. Math for children 3-4 years old. Part 2.]. / L.G. Peterson, E.E. Kochemasova. - M.: Yuventa, 2016. - 80 p.(in Russia)

6. Shmeleva N.G. Metody formirovaniya elementarnyh matematicheskih predstavleniy u doshkol'nikov cherez didakticheskie igry /N.G. Shmeleva, D.Z. Hasanova / Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nye problemy nauki i obrazovaniya. Sbornik nauchnyh statey mezhdunarodnoy konferencii [Lomonosov readings in the Altai: fundamental problems of science and education. Collection of scientific articles of the international conference.]. - Barnaul: Altayskiy gosudarstvennyy universitet, 2015. - pp. 398-399.(in Russia)

7. Shmeleva N.G. Osnovy nachal'nogo kursa matematiki [Basics of the initial course of mathematics] /N.G. Shmeleva, A.S. Seydalyeva/ Lomonosovskie chteniya na Altae: fundamental'nye problemy nauki i tehniki: sbornik nauchnyh statey mezhdunarodnoy konferencii []/ otvetstvennyy redaktor E.D. Rodionov. - Barnaul: Altayskiy gosudarstvennyy universitet, 2018. - pp. 1704-1705.(in Russia)

Reviews
1. INTERACTION OF KINDERGARTEN AND FAMILY IN THE MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS Authors: Pechenkova Elena Anatol'evna


Login or Create
* Forgot password?