Россия
Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Актуальность проблемы взаимодействия двух социальных институтов детского сада и семьи для математического развития дошкольников обусловлена тем, что объединение семьи и детского сада в одно образовательное пространство подразумевает сотрудничество педагогов и родителей. Развитие дошкольников в детском саду будет успешным, в том числе и математическое, если педагоги взаимодействует с родителями, Только сотрудничество между педагогическим коллективом детского сада и семьей может обеспечить эффективность новообразований в математическом развитии ребенка дошкольного возраста. Здесь важно правильно подобрать формы и методы организации этого взаимодействия с учетом возрастных особенностей детей и требований ФГОС ДО (комплексных задач, интеграция разных видов деятельности, индивидуализация математического развития ребенка и др.). Работа воспитателя дошкольной организации по математическому развитию детей является особенно трудоемкой и требует большого педагогического внимания. Математические знания дошкольников, такие, как счет до десяти в порядке возрастания и убывания; способность распознавать числа подряд и случайным образом, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...); изучить и представить основные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг и другие); основные формы измерения: умение измерять длину, объем, ширину, высоту с помощью условной мерке измерения; сравнение объектов: тяжелее-легче, больше-меньше, шире-уже, выше-ниже; возможность ориентироваться в пространстве и времени и т.п., в дальнейшем будут являться основой для обучения в школе.
математическое развитие, дошкольный возраст; сотрудничество, детский сад; семья
Введение. Современный детский сад можно назвать управляемой, организованной, сбалансированной социально-педагогической системой, взаимодействующей с различными организациями, учреждениями и социальными институтами. Объединение семьи и детского сада подразумевает создание единого образовательного пространства для сотрудничества педагогов и родителей.
Современная семья и дошкольная организация два важных основополагающих социальных института в жизни ребенка. Образовательные функции этих институтов не равнозначны, но их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
По мнению Л.С. Выготского к важнейшим новообразованиям данного возраста следует отнести восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [2, 213 c.]. Формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом [1, 35 c.]. Таким образом, можно отметить, что дошкольный возраст предполагает начало всестороннего развития и формирования личности ребенка.
При подготовке к школе важно понимать что постепенно игровая деятельность теряет главную роль в развитии ребенка, хотя и продолжает занимать в его жизни важное место. Начинают формироваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы учения. Следовательно, в этот период становятся актуальными занятия по математике, такие как, счет до десяти в порядке возрастания и убывания; способность распознавать числа подряд и случайным образом, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...). Желательно чтобы дети дошкольного возраста имели знания об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, круг и другие), об основных формах измерения. Умели измерять длину, объем, ширину, высоту с помощью условной мерки измерения, имели навыки сравнения объектов: выше – ниже, больше - меньше, тяжелее - легче, шире - уже, ориентироваться в пространстве и времени.
Учитывая важность формирования знаний начальной математики у детей, важно продумать этапы и формы взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей. Достижение цели математического развития детей дошкольного возраста возможно при соблюдении партнерских отношений между педагогами и родителями, также сохранении контекста взаимодействия, все вышеназванное будет способствовать эффективности образовательной деятельности дошкольной организации.
Целью данного исследования является теоретическое изучение и экспериментальное определение форм взаимодействия работников детского сада и семьи, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.
В методологическую основу исследования легли труды известных ученых Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и другие.
Основное направление работы: подбор форм и методов организации взаимодействия педагогического коллектива детского сада и семьи с учетом возрастных особенностей детей и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Табл. 1, 2.).
Таблица 1. Математическое развитие детей дошкольного возраста.
Таблица 1.
Субъекты деятельности |
Развитие математических способностей |
Дети младшей группы
Воспитали ДО
Родители |
возможность группировать элементы по цвету, размеру, форме (выбирать все синие, все маленькие, все круглые и так далее.). |
развивать умение находить в окружающей среде один и много одинаковых предметов, определять количественное соотношение двух групп предметов, чтобы понимать конкретное значение слов: «больше», «меньше», «поровну» |
|
формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, объекты, имеющие углы, стороны и круглую форму. |
Методы. Для достижения поставленной цели мы применяли различные методы: анализ научной литературы по названой проблематике; обобщение научных знаний в соответствии с задачами работы, наблюдение; беседа, диагностические работы, обработка полученных данных их качественный и количественный анализ, интерпретация результатов исследования, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.
В дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для развития математических представлений у детей разного возраста. Для достижения этой цели необходимо оснащение методического кабинета ДОО методической литературой и подборками из специализированных журналов «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Дошкольник», «Дошкольное воспитание».
В методическом кабинете и групповых комнатах необходимо наличие различных пособий по развитию математических представлений: настольно-печатные игры, словесные игры, дидактические игры, наглядные пособия.
Педагогам необходимо проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, беседы, оснащать информационные стенды, писать памятки, на темы: «О чём ребенок учится сейчас на занятиях в детском саду»; по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений»». Регулярно проводить собрания и семинары с родителями на темы: «Как правильно развивать математические представления дошкольников». В группах можно оформить «Уголок для родителей», где размещены материалы по развитию математических представлений у детей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в группах должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями детей. Поэтому информацию по математическому развитию детей можно выложить на сайт ДОО.
Когда детский сад и семья работают вместе, родителям необходимо систематично посещать занятия, чтобы видеть достижения своего ребенка. На занятиях по математике педагог может предоставить родителям возможность освоить некоторые методические приемы формирования у детей элементарных математических понятий. «После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести на практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома» [3, с. 34].
На занятиях педагогу необходимо использовать различные формы, такие как беседа, игра, рассказ, разгадка загадок, запоминание стихов, игровые упражнения и объяснения взрослого. Педагог на занятиях организует практические действия самих детей, такие как: наложение, применение, подсчет, приложение, измерение, разрезание, дизайн, и другое. В результате у ребенка развиваются знания о том, что окружающий мир наполнен разнообразными предметами, движениями и звуками.
Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОО, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходит семья ребенка. Здесь помощь семьи неоценима, помощь родителей, которые желают внести свой вклад в развитие и воспитание своего ребенка.
Педагог ДОО разрабатывает и предлагает родителям методические рекомендации по формированию математических представлений ребенка в условиях семейного воспитания. Акцентируя внимание на том, что выполнение любых заданий всегда должно начинаться с предложения: «Пойдем играть?». Обсуждение заданий должно начинаться, когда ребенок не очень взволнован и не занят интересным заданием: ведь им предлагают играть, а игра – дело добровольное! Родители могут выделить своему ребенку немного времени: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одевается на прогулку и так далее. Они должны всегда обращать внимание детей на форму различных объектов в окружающем мире, на их количество. Например, дверь прямоугольная, плиты круглые, стол квадратный, а часы треугольные. Спрашивать у ребенка, какие у них парные органы: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ноги, два локтя, пусть ребенок их покажет. Затем те, что по одному: один рот, один нос, один лоб и так далее. По дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и кустарники (выше-ниже, толще-тоньше).
Когда ребенок рисует или раскрашивает, родители могут спросить его о длине карандашей, мелков, фломастеров, ручек сравнить их по размеру (длине, ширине), чтоб ребенок в жизни употреблял такие слова, как длинный-короткий, широкий-узкий (бантики, мостик, шарфики, ручеек, например), высокий-низкий (шкаф, табурет, стол, кресло); толще-тоньше (рулет, сосиска, палка). Важно, чтобы эти слова ребенок должен использовать в своей лексике, а то все больше в последнее время, до школы, употребляются только слова «большой-маленький».
Во время чтения художественной литературы следует обращать внимание детей на характерные особенности зверей (у лисички – длинный хвост, короткие ушки; у мальчика – две ноги, а у щенка – четыре лапы, у лося рога больше, чем у барана). Сравнивайте все вокруг по величине.
Есть много ситуаций, когда родители получают возможность сообщить новую информацию и определить уровень имеющихся у детей математических знаний и навыков. Например, когда мама (бабушка) готовит обед на кухне. Ребенок рядом с ней, на кухне. «Дай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую. Вот, спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова один, большой, маленький. Ребенку нравится такое сотрудничество с взрослым. Именно такое умение родителей поможет их детям приобретать знания о размерах предметов.
Отправляясь с ребенком на прогулку, родители могут просить его взять с собой любимую игрушку, но на улице холодно, поэтому нужно подобрать одежду не только для себя, но и своей игрушке в соответствии с ее размером. Прогуливаясь по парку, родители могут рассказывать своему малышу об длине и ширине дорожек: по широкой дорожке удобно ходить бок о бок и не мешать встречным людям, а по узкой – лучше идти один за другим, по одному. Гуляя в сквере, также можно обратить внимание, на то, какое дерево высокое, а какое низкое. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. Прогуливаясь по берегу речки обратить внимание ребенка на камешки: – «Посмотри, какой красивый камень?» – «Сколько камней ты нашел?» – «Один». «Посмотри сколько их на берегу!» – «Много».
«Веселые шары». Понятия пространственного расположения предмета легко понять в игре с мячами: мяч подбросить над головой (сверху), мячик положить у ног (снизу), взять в правую руку (справа), в левую руку (слева), прокатить мяч вперед-назад. В действии ребенок учится многим важным понятиям гораздо лучше.
«Сколько предметов в руке». В игре могут участвовать два и более игрока. Родители могут подобрать определенное количество предметов, не более 10 (это могут быть шишки, конфеты, маленькие игрушки, пуговицы, камни и так далее), и рассказать играющим с ними детям, сколько предметов у них всего. Потом за спиной разложить предметы в обе руки и просить ребенка назвать, сколько игрушек и в какой руке.
Игра «Волшебные фигуры». На столе выложены в беспорядке геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разных цветов и размеров. Ведущие родители спрашивают: «Кто увидел большой треугольник? А кто нашел маленький красный кружок? И так далее. Ребенок, если правильно и быстрее папы и мамы, находит геометрическую форму, получает фишку, в конце игры подсчитывают количество фишек. У кого большее количество, тот побеждает и получает угощение.
Родители обязаны каждый день находить разные возможности для развития у детей элементарных математических представлений. Для этого не требуется много времени, главное в том, чтобы мама или папа понимали значение таких занятий, в этом им могут помочь педагоги дошкольной организации.
Обсуждение результатов. Анализируя результаты проведенного исследования нам удалось обосновать следующее положение, формы и методы организации взаимодействия педагога детского сада и семьи будут соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО решению комплексных задач, интеграции разных видов деятельности, индивидуализации математического развития ребенка, то развитие элементарных математических представлений детей будет проходить успешно. Представленные в статье рекомендации по совершенствованию работы взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольной организации и семьи направленной на математическое развитие етей дошкольного возраста можно обобщить следующими пунктами: (Табл. 2.).
Таблица 2. Формы математического развития детей способами взаимодействия между дошкольными организациями и семьями
Таблица 2.
совершенствование взаимодействия педагогического коллектива дошкольной организации и семьи |
Формы работы |
Знакомство родителей с педагогическим процессом. |
|
Расширение масштабов участия родителей в организации образовательных учреждений. |
|
Участие родителей на занятиях в удобное для них время. |
|
Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей. |
|
Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, позволяющие родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, познакомить их с образовательной и развивающей средой. |
|
Различные программы совместной деятельности детей и родителей. |
|
Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти отношения следует рассматривать как искусство диалога между взрослыми и конкретным ребенком, основанное на знании психологических особенностей его возраста с учетом интересов, учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции. |
|
Уважительные отношения между семьей и педагогом образовательной организацией. |
|
Интеграция различных видов деятельности; (дидактические игры, использование ИКТ). |
|
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО и других видах деятельности. |
Выводы. Таким образом, работа воспитателя дошкольной организации по математическому развитию детей должна строится совместно с родителями. В совместной работе родители должны использовать различные формы и методы по математическому развитию детей в семье, предложенные педагогами ДОО. Работа педагога с семьей ребенка является особенно трудоемкой и требует больших педагогических знаний и усилий.
Введение. Современный детский сад можно назвать управляемой, организованной, сбалансированной социально-педагогической системой, взаимодействующей с различными организациями, учреждениями и социальными институтами. Объединение семьи и детского сада подразумевает создание единого образовательного пространства для сотрудничества педагогов и родителей.
Современная семья и дошкольная организация два важных основополагающих социальных института в жизни ребенка. Образовательные функции этих институтов не равнозначны, но их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
По мнению Л.С. Выготского к важнейшим новообразованиям данного возраста следует отнести восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [2, 213 c.]. Формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом [1, 35 c.]. Таким образом, можно отметить, что дошкольный возраст предполагает начало всестороннего развития и формирования личности ребенка.
При подготовке к школе важно понимать что постепенно игровая деятельность теряет главную роль в развитии ребенка, хотя и продолжает занимать в его жизни важное место. Начинают формироваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы учения. Следовательно, в этот период становятся актуальными занятия по математике, такие как, счет до десяти в порядке возрастания и убывания; способность распознавать числа подряд и случайным образом, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...). Желательно чтобы дети дошкольного возраста имели знания об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, круг и другие), об основных формах измерения. Умели измерять длину, объем, ширину, высоту с помощью условной мерки измерения, имели навыки сравнения объектов: выше – ниже, больше - меньше, тяжелее - легче, шире - уже, ориентироваться в пространстве и времени.
Учитывая важность формирования знаний начальной математики у детей, важно продумать этапы и формы взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей. Достижение цели математического развития детей дошкольного возраста возможно при соблюдении партнерских отношений между педагогами и родителями, также сохранении контекста взаимодействия, все вышеназванное будет способствовать эффективности образовательной деятельности дошкольной организации.
Целью данного исследования является теоретическое изучение и экспериментальное определение форм взаимодействия работников детского сада и семьи, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.
В методологическую основу исследования легли труды известных ученых Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и другие.
Основное направление работы: подбор форм и методов организации взаимодействия педагогического коллектива детского сада и семьи с учетом возрастных особенностей детей и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Табл. 1, 2.).
Таблица 1. Математическое развитие детей дошкольного возраста.
Таблица 1.
Субъекты деятельности |
Развитие математических способностей |
Дети младшей группы
Воспитали ДО
Родители |
возможность группировать элементы по цвету, размеру, форме (выбирать все синие, все маленькие, все круглые и так далее.). |
развивать умение находить в окружающей среде один и много одинаковых предметов, определять количественное соотношение двух групп предметов, чтобы понимать конкретное значение слов: «больше», «меньше», «поровну» |
|
формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, объекты, имеющие углы, стороны и круглую форму. |
Методы. Для достижения поставленной цели мы применяли различные методы: анализ научной литературы по названой проблематике; обобщение научных знаний в соответствии с задачами работы, наблюдение; беседа, диагностические работы, обработка полученных данных их качественный и количественный анализ, интерпретация результатов исследования, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.
В дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для развития математических представлений у детей разного возраста. Для достижения этой цели необходимо оснащение методического кабинета ДОО методической литературой и подборками из специализированных журналов «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Дошкольник», «Дошкольное воспитание».
В методическом кабинете и групповых комнатах необходимо наличие различных пособий по развитию математических представлений: настольно-печатные игры, словесные игры, дидактические игры, наглядные пособия.
Педагогам необходимо проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, беседы, оснащать информационные стенды, писать памятки, на темы: «О чём ребенок учится сейчас на занятиях в детском саду»; по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений»». Регулярно проводить собрания и семинары с родителями на темы: «Как правильно развивать математические представления дошкольников». В группах можно оформить «Уголок для родителей», где размещены материалы по развитию математических представлений у детей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в группах должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями детей. Поэтому информацию по математическому развитию детей можно выложить на сайт ДОО.
Когда детский сад и семья работают вместе, родителям необходимо систематично посещать занятия, чтобы видеть достижения своего ребенка. На занятиях по математике педагог может предоставить родителям возможность освоить некоторые методические приемы формирования у детей элементарных математических понятий. «После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести на практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома» [3, с. 34].
На занятиях педагогу необходимо использовать различные формы, такие как беседа, игра, рассказ, разгадка загадок, запоминание стихов, игровые упражнения и объяснения взрослого. Педагог на занятиях организует практические действия самих детей, такие как: наложение, применение, подсчет, приложение, измерение, разрезание, дизайн, и другое. В результате у ребенка развиваются знания о том, что окружающий мир наполнен разнообразными предметами, движениями и звуками.
Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОО, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходит семья ребенка. Здесь помощь семьи неоценима, помощь родителей, которые желают внести свой вклад в развитие и воспитание своего ребенка.
Педагог ДОО разрабатывает и предлагает родителям методические рекомендации по формированию математических представлений ребенка в условиях семейного воспитания. Акцентируя внимание на том, что выполнение любых заданий всегда должно начинаться с предложения: «Пойдем играть?». Обсуждение заданий должно начинаться, когда ребенок не очень взволнован и не занят интересным заданием: ведь им предлагают играть, а игра – дело добровольное! Родители могут выделить своему ребенку немного времени: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одевается на прогулку и так далее. Они должны всегда обращать внимание детей на форму различных объектов в окружающем мире, на их количество. Например, дверь прямоугольная, плиты круглые, стол квадратный, а часы треугольные. Спрашивать у ребенка, какие у них парные органы: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ноги, два локтя, пусть ребенок их покажет. Затем те, что по одному: один рот, один нос, один лоб и так далее. По дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и кустарники (выше-ниже, толще-тоньше).
Когда ребенок рисует или раскрашивает, родители могут спросить его о длине карандашей, мелков, фломастеров, ручек сравнить их по размеру (длине, ширине), чтоб ребенок в жизни употреблял такие слова, как длинный-короткий, широкий-узкий (бантики, мостик, шарфики, ручеек, например), высокий-низкий (шкаф, табурет, стол, кресло); толще-тоньше (рулет, сосиска, палка). Важно, чтобы эти слова ребенок должен использовать в своей лексике, а то все больше в последнее время, до школы, употребляются только слова «большой-маленький».
Во время чтения художественной литературы следует обращать внимание детей на характерные особенности зверей (у лисички – длинный хвост, короткие ушки; у мальчика – две ноги, а у щенка – четыре лапы, у лося рога больше, чем у барана). Сравнивайте все вокруг по величине.
Есть много ситуаций, когда родители получают возможность сообщить новую информацию и определить уровень имеющихся у детей математических знаний и навыков. Например, когда мама (бабушка) готовит обед на кухне. Ребенок рядом с ней, на кухне. «Дай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую. Вот, спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова один, большой, маленький. Ребенку нравится такое сотрудничество с взрослым. Именно такое умение родителей поможет их детям приобретать знания о размерах предметов.
Отправляясь с ребенком на прогулку, родители могут просить его взять с собой любимую игрушку, но на улице холодно, поэтому нужно подобрать одежду не только для себя, но и своей игрушке в соответствии с ее размером. Прогуливаясь по парку, родители могут рассказывать своему малышу об длине и ширине дорожек: по широкой дорожке удобно ходить бок о бок и не мешать встречным людям, а по узкой – лучше идти один за другим, по одному. Гуляя в сквере, также можно обратить внимание, на то, какое дерево высокое, а какое низкое. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. Прогуливаясь по берегу речки обратить внимание ребенка на камешки: – «Посмотри, какой красивый камень?» – «Сколько камней ты нашел?» – «Один». «Посмотри сколько их на берегу!» – «Много».
«Веселые шары». Понятия пространственного расположения предмета легко понять в игре с мячами: мяч подбросить над головой (сверху), мячик положить у ног (снизу), взять в правую руку (справа), в левую руку (слева), прокатить мяч вперед-назад. В действии ребенок учится многим важным понятиям гораздо лучше.
«Сколько предметов в руке». В игре могут участвовать два и более игрока. Родители могут подобрать определенное количество предметов, не более 10 (это могут быть шишки, конфеты, маленькие игрушки, пуговицы, камни и так далее), и рассказать играющим с ними детям, сколько предметов у них всего. Потом за спиной разложить предметы в обе руки и просить ребенка назвать, сколько игрушек и в какой руке.
Игра «Волшебные фигуры». На столе выложены в беспорядке геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разных цветов и размеров. Ведущие родители спрашивают: «Кто увидел большой треугольник? А кто нашел маленький красный кружок? И так далее. Ребенок, если правильно и быстрее папы и мамы, находит геометрическую форму, получает фишку, в конце игры подсчитывают количество фишек. У кого большее количество, тот побеждает и получает угощение.
Родители обязаны каждый день находить разные возможности для развития у детей элементарных математических представлений. Для этого не требуется много времени, главное в том, чтобы мама или папа понимали значение таких занятий, в этом им могут помочь педагоги дошкольной организации.
Обсуждение результатов. Анализируя результаты проведенного исследования нам удалось обосновать следующее положение, формы и методы организации взаимодействия педагога детского сада и семьи будут соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО решению комплексных задач, интеграции разных видов деятельности, индивидуализации математического развития ребенка, то развитие элементарных математических представлений детей будет проходить успешно. Представленные в статье рекомендации по совершенствованию работы взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольной организации и семьи направленной на математическое развитие етей дошкольного возраста можно обобщить следующими пунктами: (Табл. 2.).
Таблица 2. Формы математического развития детей способами взаимодействия между дошкольными организациями и семьями
Таблица 2.
совершенствование взаимодействия педагогического коллектива дошкольной организации и семьи |
Формы работы |
Знакомство родителей с педагогическим процессом. |
|
Расширение масштабов участия родителей в организации образовательных учреждений. |
|
Участие родителей на занятиях в удобное для них время. |
|
Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей. |
|
Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, позволяющие родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, познакомить их с образовательной и развивающей средой. |
|
Различные программы совместной деятельности детей и родителей. |
|
Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти отношения следует рассматривать как искусство диалога между взрослыми и конкретным ребенком, основанное на знании психологических особенностей его возраста с учетом интересов, учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции. |
|
Уважительные отношения между семьей и педагогом образовательной организацией. |
|
Интеграция различных видов деятельности; (дидактические игры, использование ИКТ). |
|
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО и других видах деятельности. |
Выводы. Таким образом, работа воспитателя дошкольной организации по математическому развитию детей должна строится совместно с родителями. В совместной работе родители должны использовать различные формы и методы по математическому развитию детей в семье, предложенные педагогами ДОО. Работа педагога с семьей ребенка является особенно трудоемкой и требует больших педагогических знаний и усилий.
Введение. Современный детский сад можно назвать управляемой, организованной, сбалансированной социально-педагогической системой, взаимодействующей с различными организациями, учреждениями и социальными институтами. Объединение семьи и детского сада подразумевает создание единого образовательного пространства для сотрудничества педагогов и родителей.
Современная семья и дошкольная организация два важных основополагающих социальных института в жизни ребенка. Образовательные функции этих институтов не равнозначны, но их взаимодействие необходимо для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.
По мнению Л.С. Выготского к важнейшим новообразованиям данного возраста следует отнести восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [2, 213 c.]. Формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом [1, 35 c.]. Таким образом, можно отметить, что дошкольный возраст предполагает начало всестороннего развития и формирования личности ребенка.
При подготовке к школе важно понимать что постепенно игровая деятельность теряет главную роль в развитии ребенка, хотя и продолжает занимать в его жизни важное место. Начинают формироваться теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), потребности и мотивы учения. Следовательно, в этот период становятся актуальными занятия по математике, такие как, счет до десяти в порядке возрастания и убывания; способность распознавать числа подряд и случайным образом, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...). Желательно чтобы дети дошкольного возраста имели знания об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, круг и другие), об основных формах измерения. Умели измерять длину, объем, ширину, высоту с помощью условной мерки измерения, имели навыки сравнения объектов: выше – ниже, больше - меньше, тяжелее - легче, шире - уже, ориентироваться в пространстве и времени.
Учитывая важность формирования знаний начальной математики у детей, важно продумать этапы и формы взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей. Достижение цели математического развития детей дошкольного возраста возможно при соблюдении партнерских отношений между педагогами и родителями, также сохранении контекста взаимодействия, все вышеназванное будет способствовать эффективности образовательной деятельности дошкольной организации.
Целью данного исследования является теоретическое изучение и экспериментальное определение форм взаимодействия работников детского сада и семьи, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста.
В методологическую основу исследования легли труды известных ученых Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Р.А. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и другие.
Основное направление работы: подбор форм и методов организации взаимодействия педагогического коллектива детского сада и семьи с учетом возрастных особенностей детей и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Табл. 1, 2.).
Таблица 1. Математическое развитие детей дошкольного возраста.
Таблица 1.
Субъекты деятельности |
Развитие математических способностей |
Дети младшей группы
Воспитали ДО
Родители |
возможность группировать элементы по цвету, размеру, форме (выбирать все синие, все маленькие, все круглые и так далее.). |
развивать умение находить в окружающей среде один и много одинаковых предметов, определять количественное соотношение двух групп предметов, чтобы понимать конкретное значение слов: «больше», «меньше», «поровну» |
|
формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, объекты, имеющие углы, стороны и круглую форму. |
Методы. Для достижения поставленной цели мы применяли различные методы: анализ научной литературы по названой проблематике; обобщение научных знаний в соответствии с задачами работы, наблюдение; беседа, диагностические работы, обработка полученных данных их качественный и количественный анализ, интерпретация результатов исследования, что обеспечивает обоснованность полученных выводов.
В дошкольной образовательной организации необходимо создать условия для развития математических представлений у детей разного возраста. Для достижения этой цели необходимо оснащение методического кабинета ДОО методической литературой и подборками из специализированных журналов «Обруч», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Дошкольник», «Дошкольное воспитание».
В методическом кабинете и групповых комнатах необходимо наличие различных пособий по развитию математических представлений: настольно-печатные игры, словесные игры, дидактические игры, наглядные пособия.
Педагогам необходимо проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, беседы, оснащать информационные стенды, писать памятки, на темы: «О чём ребенок учится сейчас на занятиях в детском саду»; по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений»». Регулярно проводить собрания и семинары с родителями на темы: «Как правильно развивать математические представления дошкольников». В группах можно оформить «Уголок для родителей», где размещены материалы по развитию математических представлений у детей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в группах должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями детей. Поэтому информацию по математическому развитию детей можно выложить на сайт ДОО.
Когда детский сад и семья работают вместе, родителям необходимо систематично посещать занятия, чтобы видеть достижения своего ребенка. На занятиях по математике педагог может предоставить родителям возможность освоить некоторые методические приемы формирования у детей элементарных математических понятий. «После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести на практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома» [3, с. 34].
На занятиях педагогу необходимо использовать различные формы, такие как беседа, игра, рассказ, разгадка загадок, запоминание стихов, игровые упражнения и объяснения взрослого. Педагог на занятиях организует практические действия самих детей, такие как: наложение, применение, подсчет, приложение, измерение, разрезание, дизайн, и другое. В результате у ребенка развиваются знания о том, что окружающий мир наполнен разнообразными предметами, движениями и звуками.
Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОО, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходит семья ребенка. Здесь помощь семьи неоценима, помощь родителей, которые желают внести свой вклад в развитие и воспитание своего ребенка.
Педагог ДОО разрабатывает и предлагает родителям методические рекомендации по формированию математических представлений ребенка в условиях семейного воспитания. Акцентируя внимание на том, что выполнение любых заданий всегда должно начинаться с предложения: «Пойдем играть?». Обсуждение заданий должно начинаться, когда ребенок не очень взволнован и не занят интересным заданием: ведь им предлагают играть, а игра – дело добровольное! Родители могут выделить своему ребенку немного времени: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одевается на прогулку и так далее. Они должны всегда обращать внимание детей на форму различных объектов в окружающем мире, на их количество. Например, дверь прямоугольная, плиты круглые, стол квадратный, а часы треугольные. Спрашивать у ребенка, какие у них парные органы: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ноги, два локтя, пусть ребенок их покажет. Затем те, что по одному: один рот, один нос, один лоб и так далее. По дороге в детский сад или домой рассматривать деревья и кустарники (выше-ниже, толще-тоньше).
Когда ребенок рисует или раскрашивает, родители могут спросить его о длине карандашей, мелков, фломастеров, ручек сравнить их по размеру (длине, ширине), чтоб ребенок в жизни употреблял такие слова, как длинный-короткий, широкий-узкий (бантики, мостик, шарфики, ручеек, например), высокий-низкий (шкаф, табурет, стол, кресло); толще-тоньше (рулет, сосиска, палка). Важно, чтобы эти слова ребенок должен использовать в своей лексике, а то все больше в последнее время, до школы, употребляются только слова «большой-маленький».
Во время чтения художественной литературы следует обращать внимание детей на характерные особенности зверей (у лисички – длинный хвост, короткие ушки; у мальчика – две ноги, а у щенка – четыре лапы, у лося рога больше, чем у барана). Сравнивайте все вокруг по величине.
Есть много ситуаций, когда родители получают возможность сообщить новую информацию и определить уровень имеющихся у детей математических знаний и навыков. Например, когда мама (бабушка) готовит обед на кухне. Ребенок рядом с ней, на кухне. «Дай мне самую большую морковку, и еще одну маленькую. Вот, спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова один, большой, маленький. Ребенку нравится такое сотрудничество с взрослым. Именно такое умение родителей поможет их детям приобретать знания о размерах предметов.
Отправляясь с ребенком на прогулку, родители могут просить его взять с собой любимую игрушку, но на улице холодно, поэтому нужно подобрать одежду не только для себя, но и своей игрушке в соответствии с ее размером. Прогуливаясь по парку, родители могут рассказывать своему малышу об длине и ширине дорожек: по широкой дорожке удобно ходить бок о бок и не мешать встречным людям, а по узкой – лучше идти один за другим, по одному. Гуляя в сквере, также можно обратить внимание, на то, какое дерево высокое, а какое низкое. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. Прогуливаясь по берегу речки обратить внимание ребенка на камешки: – «Посмотри, какой красивый камень?» – «Сколько камней ты нашел?» – «Один». «Посмотри сколько их на берегу!» – «Много».
«Веселые шары». Понятия пространственного расположения предмета легко понять в игре с мячами: мяч подбросить над головой (сверху), мячик положить у ног (снизу), взять в правую руку (справа), в левую руку (слева), прокатить мяч вперед-назад. В действии ребенок учится многим важным понятиям гораздо лучше.
«Сколько предметов в руке». В игре могут участвовать два и более игрока. Родители могут подобрать определенное количество предметов, не более 10 (это могут быть шишки, конфеты, маленькие игрушки, пуговицы, камни и так далее), и рассказать играющим с ними детям, сколько предметов у них всего. Потом за спиной разложить предметы в обе руки и просить ребенка назвать, сколько игрушек и в какой руке.
Игра «Волшебные фигуры». На столе выложены в беспорядке геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разных цветов и размеров. Ведущие родители спрашивают: «Кто увидел большой треугольник? А кто нашел маленький красный кружок? И так далее. Ребенок, если правильно и быстрее папы и мамы, находит геометрическую форму, получает фишку, в конце игры подсчитывают количество фишек. У кого большее количество, тот побеждает и получает угощение.
Родители обязаны каждый день находить разные возможности для развития у детей элементарных математических представлений. Для этого не требуется много времени, главное в том, чтобы мама или папа понимали значение таких занятий, в этом им могут помочь педагоги дошкольной организации.
Обсуждение результатов. Анализируя результаты проведенного исследования нам удалось обосновать следующее положение, формы и методы организации взаимодействия педагога детского сада и семьи будут соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО решению комплексных задач, интеграции разных видов деятельности, индивидуализации математического развития ребенка, то развитие элементарных математических представлений детей будет проходить успешно. Представленные в статье рекомендации по совершенствованию работы взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольной организации и семьи направленной на математическое развитие етей дошкольного возраста можно обобщить следующими пунктами: (Табл. 2.).
Таблица 2. Формы математического развития детей способами взаимодействия между дошкольными организациями и семьями
Таблица 2.
совершенствование взаимодействия педагогического коллектива дошкольной организации и семьи |
Формы работы |
Знакомство родителей с педагогическим процессом. |
|
Расширение масштабов участия родителей в организации образовательных учреждений. |
|
Участие родителей на занятиях в удобное для них время. |
|
Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей. |
|
Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, позволяющие родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, познакомить их с образовательной и развивающей средой. |
|
Различные программы совместной деятельности детей и родителей. |
|
Объединение усилий педагога и родителей в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти отношения следует рассматривать как искусство диалога между взрослыми и конкретным ребенком, основанное на знании психологических особенностей его возраста с учетом интересов, учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции. |
|
Уважительные отношения между семьей и педагогом образовательной организацией. |
|
Интеграция различных видов деятельности; (дидактические игры, использование ИКТ). |
|
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОО и других видах деятельности. |
Выводы. Таким образом, работа воспитателя дошкольной организации по математическому развитию детей должна строится совместно с родителями. В совместной работе родители должны использовать различные формы и методы по математическому развитию детей в семье, предложенные педагогами ДОО. Работа педагога с семьей ребенка является особенно трудоемкой и требует больших педагогических знаний и усилий.
1. Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н. Формирование субъектности личности в процессе социализации. / Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н./ Учебное пособие для студентов вуза. М. Изд-во ООО «ВАШ ФОРМАТ», 2020. - С. 35.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). С. - 213.
3. Леушина Л.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
4. Михайлова З.А. Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. / З.А. Михайлова, Э. Иоффе. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 245 с.
5. Петерсон Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 2. / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: Ювента, 2016. - 80 с.
6. Шмелёва Н.Г. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры /Н.Г. Шмелёва, Д.З. Хасанова / Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Сборник научных статей международной конференции. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2015. - С. 398-399.
7. Шмелёва Н.Г. Основы начального курса математики /Н.Г. Шмелёва, А.С. Сейдалыева/ Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: сборник научных статей международной конференции / ответственный редактор Е.Д. Родионов. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. - С. 1704-1705.