from 01.01.2018 to 01.01.2021
Glazov, Izhevsk, Russian Federation
The article presents an analysis of the scientific literature on the compilation of the periodization of the formation of an educational exhibition as a means of forming the professionalism of a teacher. In the course of the study, 4 stages of the formation of the educational exhibition were identified (the stage of the subordinate role, the formation of the educational exhibition as the main information and marketing tool of the educational industry, the methodological period of the development of the institute of the educational exhibition and the stage of computerization of the educational exhibition and the complication of its infrastructure by multimedia means) and their features are described in terms of its technological and methodological equipment.
teacher's professionalism, educational exhibition, communicative and interactive forms of interaction of subjects of professional relations, museum pedagogy
Процесс реформирования, который переживает отечественное образование в последние десятилетия, связан с генерированием и внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. С развитием информационного общества актуальными и востребованными обществом становятся коммуникативно-интерактивные формы взаимодействия субъектов профессиональных отношений. Исследователи отмечают, что выставка, являясь сегодня, пожалуй, наиболее востребованной инновационной педагогической технологией, зарекомендовала себя в качестве эффективной площадки для развития профессионализма специалиста, средством субъектного включения человека в информационные процессы, позволяющее интенсифицировать его развитие [5; 7; 12–17].
Следует отметить, что институт выставки, успешно прошедший многоуровневую апробацию в экономической отрасли, зарекомендовал себя как комплекс информационных каналов и связей, действующих на определённой территории, целью которого является развитие и мониторинг рыночных связей и маркетинговых технологий.
В период с 1990 по 2000-е гг. результирующий потенциал выставки постепенно стал осмысливаться педагогическим сообществом и внедряться в образовательную отрасль. Процесс культивирования выставочных технологий в образовательный процесс совпал с развитием информатизации образовательных систем и переходом к информационной парадигме развития образования. Синтез выставки и информационных образовательных технологий стал наиболее значимым достижением последних десятилетий реформирования системы образования.
Отметим, что образовательная выставка имеет достаточно длительную историю. На основе изучения научной литературы была выявлена периодизация развития образовательной выставки как средства формирования профессионализма педагога, которая состоит из четырёх этапов.
Этап подчинительной роли образовательной выставки в системе выставочного движения (1830–1880-е гг.). В этот период прослеживаются организационные зачатки финансирования образовательных (воспитательных) выставок со стороны Министерства просвещения и образовательных ведомств. Выставка устраивается, как правило, в рамках отдела промышленных выставок, в ней представлены лишь отчёты и статистические сведения о состоянии образовательной отрасли за подотчётный период, поэтому демонстрация педагогического мастерства учителя была низведена к минимуму. В этот период авторы Н. Вессель, О. Селиванова и др. рассматривали способы организации не образовательных выставок, а музейных, поскольку последние определяли способы разработки выставочной экспозиции [2; 10]. В статье очевидца тех исторических событий И.О. Фесенко, в частности отмечается, что «цель музея в торгово-промышленном отношении очень громадна: все они могут и должны способствовать развитию промыслов, распространению ремесленных и вообще технических познаний. Без них не может быть практически-полезных улучшений, и без развития изящного вкуса не представится возможным подняться нашим кустарям на ту ступень деятельности, которая открыла бы им успешную конкуренцию с продуктами промышленного производства» [11, с. 268–273]. Таким образом, образовательная выставка на данном этапе приобретает роль средства трансляции информации о состоянии образования за определённый период.
Этап становления образовательной выставки как основного информационно-маркетингового средства образовательной отрасли (1890–1920-е гг. (И. Белоконский, А. Красев, П. Межуев, А. Острогорский, В. Святловский и др. [1; 4; 6; 8; 9])). Данный период был отмечен строительством выставочных городков, выставочных павильонов, развитием рекламы. Образовательная выставка стала приобретать черты выставки европейского уровня.
Как отмечает И.В. Захарова, в процессе проведения образовательной выставки учреждались педагогические съезды работников образования и интеллектуальной общественности, на которых широко обсуждались проблемы образования [3, с. 42]. Очевидно, что образовательная выставка на данном этапе получает новый виток развития и является, помимо исполнения роли транслятора статистической информации, средством популяризации просвещения среди населения и формирования положительной репутации педагога в сознании общества.
На протяжении периода с 1930-х по 1990-е гг. происходит период выставочной индустрии в образовании, который отмечен нами как методический период развития института образовательной выставки. В рамках данного этапа происходит развитие инфраструктуры выставки и обоснование её как средства методического обеспечения деятельности образовательных систем. Методологически образовательная выставка получила своё обоснование в рамках музейной педагогики, у истоков которой находятся А.В. Бакушинский, Н.И. Романов, Б.А. Столяров и др. Основную функцию просвещения советского населения, особенно в первое время, приняли на себя музеи, привлекая при этом ведущих отечественных педагогов. Целью организации образовательных выставок в период с 1920 по 1940 г. стало эстетическое воспитание населения, которое ярко выразилось в выставках детского творчества (примерами дидактических выставок для детей служили тематические выставки «Для детей про зверей», «Как учились прежде и учатся теперь», «Дети СССР и дети капиталистических стран»
и т.п.).
С 1960-х годов происходит активное развитие новых форм и методов популяризации образовательных выставок, которое сопровождается усложнением организации и увеличением их целевого назначения. Образовательные выставки становятся своеобразной экспериментальной площадкой для педагогов-новаторов, представляющих свой методический опыт – идеи и проекты на всеобщее обозрение. В ведущих выставочных павильонах страны появляются отдельные выставочные площади под общим названием «Образование». Таким образом, образовательная выставка на данном этапе может пониматься как средство информационного воздействия на население, является экспериментальной площадкой для сводного оттачивания профессионального мастерства учителя путём демонстрации владения приёмами педагогического экспромта, проектных навыков и коммуникативных умений.
Заключительный период (1990-е – до настоящего времени) характеризуется компьютеризацией образовательной выставки и усложнением её инфраструктуры мультимедийными средствами. На этом этапе образовательная выставка становится важнейшим инструментом продвижения педагогических технологий на рынок образовательных услуг, средством формирования корпоративного имиджа образовательного учреждения и индивидуальной репутации педагога.
В исследованиях Б.П. Черника отмечается, что активное участие педагогов в образовательных выставках является необходимым условием формирования профессиональной подготовленности к инновационной деятельности, формирования выставочной культуры педагога. Исследователем выделяются следующие показатели сформированности выставочной культуры педагога: рефлексия базовых ориентиров и принципов организации выставок, ресурсов и механизмов развития выставочного движения; знание целей, функций, структуры, технологии и «продуктов» выставок; умение комплексно применять современный выставочный инструментарий (приёмы и методы, позволяющие достигнуть цели выставки) в процессе проектирования и реализации проектов эффективного участия в выставках; умение в потоке циркулирующей на выставке информации найти необходимые сведения, выделить требуемую информацию, интегрировать накопленные знания и адаптировать их к решаемой проблеме [12, с. 181].
Отметим, что в выделенных этапах становления и развития института образовательной выставки чётко прослеживаются черты её компетентностной природы. Участие в выставочных мероприятиях создаёт для педагога любого уровня условия для творческой поисково-исследовательской и аналитической работы, управления своей учебной деятельностью, помогает организовать валидную коммуникацию педагогического сообщества, сформировать направленность педагога на повышение своего методического потенциала.
1. Belokonskiy, I. Russkoe nachal'noe narodnoe obrazovanie na Parizhskoy vsemirnoy vystavke / I. Belokonskiy // Russkaya shkola. - 1900. - Sentyabr'. - S. 172-180.
2. Vessel', N. Kak voznik pervyy v Rossii muzey prikladnyh znaniy v Peterburge, v Solyanom gorodke / N. Vessel' // Russkaya shkola. - 1894. - S. 9-30.
3. Zaharova, I.V. Pervaya Zapadno-Sibirskaya vystavka 1911 goda v Omske / I.V. Zaharova, N.A. Sergeeva // Izvestiya Omsk. gos. istoriko-kraevedcheskogo muzeya. - 1997. - № 5. - S. 42-52.
4. Krasev, A. Uchebno-pedagogicheskiy otdel na vsemirnoy vystavke v Chikago /A. Krasev // Russkaya shkola. - 1896. - S. 58-79.
5. Kritsotakis, Ya.G. Torgovye yarmarki i vystavki. Tehnika uchastiya i kommunikacii / Ya.G. Kritsotakis. - Moskva: Os'-89, 1997. - 224 s.
6. Mezhuev, P. Po povodu uchastiya zhenschin na vsemirnoy vystavke v Chikago / P. Mazhuev // Russkaya shkola. - 1895. - S. 129-141.
7. Nazarenko, L.F. Vystavka kak instrument marketinga / L.F. Nazarenko. - Moskva: Filin', 1997. - 120 s.
8. Ostrogorskiy, A. Proekt organizacii shkol'nogo otdela na Nizhegorodskoy promyshlennoy vystavke v Nizhnem Novgorode v 1896 godu /A. Ostrogorskiy // Russkaya shkola. - 1894. - S. 138-160.
9. Svyatlovskiy, V. Shkol'noe delo i zhenskiy trud na vystavke v Chikago. Pedagogicheskaya hronika / V. Svyatlovskiy // Russkaya shkola. - 1894. - S. 187-197.
10. Selivanova, O. Shkol'nye muzei v Permskoy gubernii / O. Selivanova // Obrazovanie. - 1893. - S. 337-338.
11. Fesenko, I.O. Har'kovskiy hudozhestvenno-promyshlennyy muzey i shkola risovaniya / I. O. Fesenko // Obrazovanie. - 1893. - S. 268-279.
12. Chernik, B.P. Vystavki v razvivayuschemsya obrazovanii / B.P. Chernik. - Novosibirsk: Nauka, 2004. - 335 s.
13. Chernik, B.P. K probleme ispol'zovaniya obrazovatel'noy vystavki v sisteme upravleniya /B.P.Chernik // Vestnik TGPU. - 2003.- Vyp. 2 (34) Ser. Pedagogika. - S. 107-112.
14. Chernik, B.P. Obrazovatel'naya vystavka kak sredstvo upravleniya razvitiem regional'noy sistemoy obrazovaniya: monografiya / B. P. Chernik. - Novosibirsk: SO RAN, 2003. - 275 s.
15. Chernik, B.P. Professional'nye konkursy: slagaemye uspeha: nauchno-prakticheskoe posobie / B.P. Chernik. - 2-e izd., dop. - Novosibirsk: NGGU, 2010. - 88 s.
16. Chernik, B.P. Uspeshnoe uchastie v vystavke kak avtorskoe deystvie: nauchno-prakticheskoe posobie / B.P. Chernik. - Novosibirsk, 2010. - 140 s.
17. Chernik, B.P. Effektivnoe uchastie v obrazovatel'nyh vystavkah: nauchno-prakticheskoe posobie / B.P. Chernik; pod red. A.D. Kopytova. - Novosibirsk: SO RAN, 2001. - 199 s.