ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен анализ научной литературы по составлению периодизации становления образовательной выставки как средства формирования профессионализма педагога. В ходе исследования были выделены 4 этапа становления образовательной выставки (этап подчинительной роли, становления образовательной выставки как основного информационно-маркетингового средства образовательной отрасли, методический период развития института образовательной выставки и этап компьютеризации образовательной выставки и усложнения её инфраструктуры мультимедийными средствами) и описаны их особенности с точки зрения её технологического и методического оснащения.

Ключевые слова:
профессионализм педагога, образовательная выставка, коммуникативно-интерактивные формы взаимодействия субъектов профессиональных отношений, музейная педагогика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Процесс реформирования, который переживает отечественное образование в последние десятилетия, связан с генерированием и внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. С развитием информационного общества актуальными и востребованными обществом становятся коммуникативно-интерактивные формы взаимодействия субъектов профессиональных отношений. Исследователи отмечают, что выставка, являясь сегодня, пожалуй, наиболее востребованной инновационной педагогической технологией, зарекомендовала себя в качестве эффективной площадки для развития профессионализма специалиста, средством субъектного включения человека в информационные процессы, позволяющее интенсифицировать его развитие [5; 7; 12–17].

Следует отметить, что институт выставки, успешно прошедший многоуровневую апробацию в экономической отрасли, зарекомендовал себя как комплекс информационных каналов и связей, действующих на определённой территории, целью которого является развитие и мониторинг рыночных связей и маркетинговых технологий.

В период с 1990 по 2000-е гг. результирующий потенциал выставки постепенно стал осмысливаться педагогическим сообществом и внедряться в образовательную отрасль. Процесс культивирования выставочных технологий в образовательный процесс совпал с развитием информатизации образовательных систем и переходом к информационной парадигме развития образования. Синтез выставки и информационных образовательных технологий стал наиболее значимым достижением последних десятилетий реформирования системы образования.

Отметим, что образовательная выставка имеет достаточно длительную историю. На основе изучения научной литературы была выявлена периодизация развития образовательной выставки как средства формирования профессионализма педагога, которая состоит из четырёх этапов.

Этап подчинительной роли образовательной выставки в системе выставочного движения (1830–1880-е гг.). В этот период прослеживаются организационные зачатки финансирования образовательных (воспитательных) выставок со стороны Министерства просвещения и образовательных ведомств. Выставка устраивается, как правило, в рамках отдела промышленных выставок, в ней представлены лишь отчёты и статистические сведения о состоянии образовательной отрасли за подотчётный период, поэтому демонстрация педагогического мастерства учителя была низведена к минимуму. В этот период авторы Н. Вессель, О. Селиванова и др. рассматривали способы организации не образовательных выставок, а музейных, поскольку последние определяли способы разработки выставочной экспозиции [2; 10]. В статье очевидца тех исторических событий И.О. Фесенко, в частности отмечается, что «цель музея в торгово-промышленном отношении очень громадна: все они могут и должны способствовать развитию промыслов, распространению ремесленных и вообще технических познаний. Без них не может быть практически-полезных улучшений, и без развития изящного вкуса не представится возможным подняться нашим кустарям на ту ступень деятельности, которая открыла бы им успешную конкуренцию с продуктами промышленного производства» [11, с. 268–273]. Таким образом, образовательная выставка на данном этапе приобретает роль средства трансляции информации о состоянии образования за определённый период.

Этап становления образовательной выставки как основного информационно-маркетингового средства образовательной отрасли (1890–1920-е гг. (И. Белоконский, А. Красев, П. Межуев, А. Острогорский, В. Святловский и др. [1; 4; 6; 8; 9])). Данный период был отмечен строительством выставочных городков, выставочных павильонов, развитием рекламы. Образовательная выставка стала приобретать черты выставки европейского уровня.

Как отмечает И.В. Захарова, в процессе проведения образовательной выставки учреждались педагогические съезды работников образования и интеллектуальной общественности, на которых широко обсуждались проблемы образования [3, с. 42]. Очевидно, что образовательная выставка на данном этапе получает новый виток развития и является, помимо исполнения роли транслятора статистической информации, средством популяризации просвещения среди населения и формирования положительной репутации педагога в сознании общества.

На протяжении периода с 1930-х по 1990-е гг. происходит период выставочной индустрии в образовании, который отмечен нами как методический период развития института образовательной выставки. В рамках данного этапа происходит развитие инфраструктуры выставки и обоснование её как средства методического обеспечения деятельности образовательных систем. Методологически образовательная выставка получила своё обоснование в рамках музейной педагогики, у истоков которой находятся А.В. Бакушинский, Н.И. Романов, Б.А. Столяров и др. Основную функцию просвещения советского населения, особенно в первое время, приняли на себя музеи, привлекая при этом ведущих отечественных педагогов. Целью организации образовательных выставок в период с 1920 по 1940 г. стало эстетическое воспитание населения, которое ярко выразилось в выставках детского творчества (примерами дидактических выставок для детей служили тематические выставки «Для детей про зверей», «Как учились прежде и учатся теперь», «Дети СССР и дети капиталистических стран»
и т.п.).

С 1960-х годов происходит активное развитие новых форм и методов популяризации образовательных выставок, которое сопровождается усложнением организации и увеличением их целевого назначения. Образовательные выставки становятся своеобразной экспериментальной площадкой для педагогов-новаторов, представляющих свой методический опыт – идеи и проекты на всеобщее обозрение. В ведущих выставочных павильонах страны появляются отдельные выставочные площади под общим названием «Образование». Таким образом, образовательная выставка на данном этапе может пониматься как средство информационного воздействия на население, является экспериментальной площадкой для сводного оттачивания профессионального мастерства учителя путём демонстрации владения приёмами педагогического экспромта, проектных навыков и коммуникативных умений.

Заключительный период (1990-е – до настоящего времени) характеризуется компьютеризацией образовательной выставки и усложнением её инфраструктуры мультимедийными средствами. На этом этапе образовательная выставка становится важнейшим инструментом продвижения педагогических технологий на рынок образовательных услуг, средством формирования корпоративного имиджа образовательного учреждения и индивидуальной репутации педагога.

В исследованиях Б.П. Черника отмечается, что активное участие педагогов в образовательных выставках является необходимым условием формирования профессиональной подготовленности к инновационной деятельности, формирования выставочной культуры педагога. Исследователем выделяются следующие показатели сформированности выставочной культуры педагога: рефлексия базовых ориентиров и принципов организации выставок, ресурсов и механизмов развития выставочного движения; знание целей, функций, структуры, технологии и «продуктов» выставок; умение комплексно применять современный выставочный инструментарий (приёмы и методы, позволяющие достигнуть цели выставки) в процессе проектирования и реализации проектов эффективного участия в выставках; умение в потоке циркулирующей на выставке информации найти необходимые сведения, выделить требуемую информацию, интегрировать накопленные знания и адаптировать их к решаемой проблеме [12, с. 181].

Отметим, что в выделенных этапах становления и развития института образовательной выставки чётко прослеживаются черты её компетентностной природы. Участие в выставочных мероприятиях создаёт для педагога любого уровня условия для творческой поисково-исследовательской и аналитической работы, управления своей учебной деятельностью, помогает организовать валидную коммуникацию педагогического сообщества, сформировать направленность педагога на повышение своего методического потенциала.

 

Список литературы

1. Белоконский, И. Русское начальное народное образование на Парижской всемирной выставке / И. Белоконский // Русская школа. – 1900. – Сентябрь. – С. 172–180.

2. Вессель, Н. Как возник первый в России музей прикладных знаний в Петербурге, в Соляном городке / Н. Вессель // Русская школа. – 1894. – С. 9–30.

3. Захарова, И.В. Первая Западно-Сибирская выставка 1911 года в Омске / И.В. Захарова, Н.А. Сергеева // Известия Омск. гос. историко-краеведческого музея. – 1997. – № 5. – С. 42–52.

4. Красев, А. Учебно-педагогический отдел на всемирной выставке в Чикаго /А. Красев // Русская школа. – 1896. – С. 58–79.

5. Критсотакис, Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я.Г. Критсотакис. – Москва: Ось-89, 1997. – 224 с.

6. Межуев, П. По поводу участия женщин на всемирной выставке в Чикаго / П. Мажуев // Русская школа. – 1895. – С. 129–141.

7. Назаренко, Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга / Л.Ф. Назаренко. – Москва: Филинъ, 1997. – 120 с.

8. Острогорский, А. Проект организации школьного отдела на Нижегородской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году /А. Острогорский // Русская школа. – 1894. – С. 138-160.

9. Святловский, В. Школьное дело и женский труд на выставке в Чикаго. Педагогическая хроника / В. Святловский // Русская школа. – 1894. – С. 187–197.

10. Селиванова, О. Школьные музеи в Пермской губернии / О. Селиванова // Образование. – 1893. – С. 337–338.

11. Фесенко, И.О. Харьковский художественно-промышленный музей и школа рисования / И. О. Фесенко // Образование. – 1893. – С. 268–279.

12. Черник, Б.П. Выставки в развивающемся образовании / Б.П. Черник. – Новосибирск: Наука, 2004. – 335 с.

13. Черник, Б.П. К проблеме использования образовательной выставки в системе управления /Б.П.Черник // Вестник ТГПУ. – 2003.- Вып. 2 (34) Сер. Педагогика. – С. 107–112.

14. Черник, Б.П. Образовательная выставка как средство управления развитием региональной системой образования: монография / Б. П. Черник. – Новосибирск: СО РАН, 2003. – 275 с.

15. Черник, Б.П. Профессиональные конкурсы: слагаемые успеха: научно-практическое пособие / Б.П. Черник. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: НГГУ, 2010. – 88 с.

16. Черник, Б.П. Успешное участие в выставке как авторское действие: научно-практическое пособие / Б.П. Черник. – Новосибирск, 2010. – 140 с.

17. Черник, Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках: научно-практическое пособие / Б.П. Черник; под ред. А.Д. Копытова. – Новосибирск: СО РАН, 2001. – 199 с.