SOCIAL PROBLEMS OF MONGOLIA AGAINST THE BACKGROUND OF THE POLICY OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the social problems of Mongolia, both the period of cardinal economic reforms in the early 1990s, and at the present stage. The article pays special attention to the policy of the Government of the Mongolian People's Republic, aimed at attracting foreign capital to the country. The novelty of the article lies in the analysis of the socio-economic indicators of Mongolia based on the latest statistical data. When writing the article, the sociological method of scientific research was actively used.

Keywords:
social problems, unemployment, GDP per capita, poverty line, foreign investment, extractive industry, Mongolia, China, Russia, sociological methods of scientific research
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

 

Глубочайший экономический и политический кризис в СССР, вызванный политикой перестройки, привел в 1991 г. к самороспуску СЭВ и развалу великой державы. В результате этой геополитической катастрофы в тяжелейшем экономическом положении оказалась Монголия, которая начала глобальные преобразования, основанные на политике «шоковой терапии». Данная реформа предполагала следующие шаги:

  • массовая приватизация и роспуск колхозов;
  • стремительная либерализация цен и внешней торговли, введение плавающего обменного курса;
  • реструктуризация финансовой системы, роспуск государственных банков и активное создание частного банковского сектора.

Катастрофические последствия такой политики не заставили себя ждать. В МНР начался стремительный спад объемов производства и внешнеторгового оборота. Реформы сопровождались существенными социальными потрясениями, которые выражались в тотальном обнищании населения, введением продуктовых карточек. В стране появилась безработица, явление невиданное для социалистической Монголии. Одновременно МНР накрыла гиперинфляция. Уже по итогам 1991 г. она составила 93%, в 1992 г. поднялась до 174%, а в 1993 г. достигла своего пика − 319%. Подобная ситуация с аналогичным результатом сложилась и в постсоветской России в результате экономических реформ «молодых реформаторов». Только в 2008 г. Монголия смогла выйти на докризисный уровень 1989 г. по номинальному объему валового внутреннего продукта [1; 2; 3].

В последнее десятилетие политика МНР направлена на привлечение иностранного капитала в монгольскую экономику, прежде всего, в добычу и переработку богатейших природных ресурсов этой страны. В 2013 г. свою первую продукцию дал горно-обогатительный комбинат в Ою-Толгое с потенциальной производительностью 450 тыс. тонн меди и 330 тыс. унций золота в год. Данный ГОК был построен второй по величине в мире горнорудной компанией − англо-австралийским концерном Rio Tinto за 6,2 млрд долл. США. Запасы находящегося поблизости биметаллического месторождения оцениваются экспертами на уровне 37 млн тонн меди и 1,3 тыс. тонн золота [4; 5]. С 2016 г. началось строительство подземного рудника. По состоянию на сентябрь 2020 г. Rio Tinto вложил в проект 4,2 млрд долл. США, а общий объем капиталовложений запланирован в 6,75 млрд долл. США. Окончание строительства намечено в октябре 2022 г. [6].

В 2011 г. состоялся тендер на освоение крупнейшего угольного месторождения в мире Таван-Толгоя, запаcы которого оцениваются от 6,5 до 7,4 млрд тонн. Победителями объявлены 3 компании: американская горнорудная компания Peabody Energy, совместное предприятие китайской Shenhua и японской Mitsui & Co., а также консорциум во главе с ОАО «РЖД», в который входят российские, южнокорейские и японские компании [5; 7; 8]. В настоящее время планируется строительство угольной обогатительной фабрики в Таван-Толгое мощностью 30 млн тонн угля в год. Общая стоимость проекта 900 млн долл. США, в соответствии с ТЭО, должна окупиться в течение 7 лет [9]. Вместе с тем с целью вывоза угля на китайские металлургические заводы прокладывается железная дорога от Таван-Толгоя в Поднебесную. Работы планируется завершить к июлю 2022 г. [10]. А в 2023 г. в Монголии должен быть введен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод мощностью производства 560 тыс. тонн бензина, 670 тыс. тонн дизельного топлива и 107 тыс. тонн сжиженного газа в год. Строительство НПЗ осуществляет компания Engineers India Limited, а главным инвестором проекта, стоимость которого превышает 1 млрд долл. США, является экспортно-импортный банк Индии [11].

В рамках политики создания благоприятного инвестиционного климата Правительство МНР отказалось от запретительных таможенных пошлин, сократив большую часть сборов до уровня 4−5% (см.: [17]). Таким путем Монголия привела таможенные тарифы в соответствие с конвенцией о гармонизированной системе в рамках Всемирной таможенной организации [12; 13]. Одновременно с целью диверсификации торговых потоков и снижения зависимости страны от Китая и России руководство МНР проводит последовательную политику «третий сосед», направленную на выстраивание двусторонних отношений с США, Евросоюзом, Японией, Республикой Корея, Индией, странами АСЕАН. В 2015 г. Монголия подписала первое в своей истории соглашение о свободной торговле с Японией. В рамках данного договора в течение 10 лет упраздняются взаимные пошлины на 5,7 тыс. наименований монгольских товаров и 9,3 тыс. продуктов японских производителей [14; 15].

Как же повлияла вышеуказанная политика монгольского правительства на уровень жизни населения республики? Рассмотрим динамику таких ключевых социальных показателей, как валовый внутренний продукт на душу населения и уровень безработицы Монголии за последнее десятилетие (см. диаграмму 1).

Основываясь на данных диаграммы 1, можно сделать вывод, что Монголия находится в числе бедных стран. За период 2011–2020 гг. размер ВВП на душу населения колебался в диапазоне 3,5 – 4,3 тыс. долл. США. Главной причиной такой турбулентности является высокая зависимость Монголии от мировых цен на сырье, а также динамика экономического роста соседнего Китая [19].

По этому показателю МНР находится на 113 месте в мире в компании таких государств, как Индонезия, Микронезия, Белиз, Сальвадор и Намибия [18; 20]. Одновременно в МНР наблюдается высокий уровень безработицы. На фоне коронакризиса он достиг 12% по итогам 2020 г., наивысшего показателя за последние 10 лет. При этом около 30% населения МНР живут за чертой бедности [21].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Правительству МНР удалось в последние годы создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Однако приток иностранного капитала в монгольскую экономику, прежде всего, в добывающую отрасль, не повлек за собой рост благосостояния населения и снижение уровня безработицы. В этом контексте довольно туманными видятся радужные прогнозы некоторых иностранных экспертов, которые предсказывают создание «монгольского эмирата без эмира», намекая на богатые монархии Персидского залива.

 

 

 

References

1. La Mongolie, un « petit pays » innovant face à ses défis géopolitiques. Diploweb.

2. Mongolia GDP - Gross Domestic Product 2020 | countryeconomy.com.

3. Inflation, GDP deflator (annual %) - Mongolia | Data (worldbank.org).

4. Oyu Tolgoi (riotinto.com).

5. Rio Tinto natknulas' na zalezhi resursnogo nacionalizma - Biznes - Kommersant' (kommersant.ru).

6. Mongoliya predlozhila Rio Tinto peresmotret' sdelku po mestorozhdeniyu Oyu Tolgoy (interfax.ru).

7. Les immenses ressources minières de la Mongolie âprement convoitées (lemonde.fr).

8. Tavan-Tolgoy podelili na dvenadcat' - Gazeta Kommersant' № 120 (4661) ot 05.07.2011 (kommersant.ru).

9. Resheno postroit' zavod po pererabotke uglya pri mestorozhdenii Tavan Tolgoy (montsame.mn).

10. CentralAsia: Novaya zheleznaya doroga Tavan-Tolgoy - Gashuunsuhayt budet gotova k sleduyuschemu godu.

11. «Druzhba na 100 let»: bank Indii postroit NPZ v Mongolii za $ 1 mlrd 236 mln - Novosti politiki, Novosti Azii - EADaily.

12. Risque pays de la Mongolie : Commerce international - Objectif Import Export (objectif-import-export.fr).

13. Commercialisation et fiscalité - La France en Mongolie (ambafrance.org).

14. Yaponiya podpisala soglashenie o svobodnoy torgovle s Mongoliey - Gazeta.Ru | Novosti (gazeta.ru).

15. Soglashenie mezhdu Mongoliey i Yaponiey o svobodnoy torgovle vstupilo v silu (people.com.cn).

16. Mongoliya Uroven' bezraboticy, 1980-2020 - knoema.com.

17. Gladkov I.S. Menedzhment. − Moskva, 2003. «Dashkov i K». 312 s.

18. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2018 g.: pod'em prodolzhaetsya// Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. − 2019. − № 1 (17). − S. 60-71.

19. Elistratov A.S. Vneshnyaya torgovlya Mongolii: osobennosti sovremennogo etapa// Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. − 2021. − №5. − S. 59-62.

20. GDP per capita by country, 2020 - knoema.com.

21. Mongolie Niveau de pauvreté - nombre d'habitants - Économie (indexmundi.com).

Login or Create
* Forgot password?