This article examines the social problems of Mongolia, both the period of cardinal economic reforms in the early 1990s, and at the present stage. The article pays special attention to the policy of the Government of the Mongolian People's Republic, aimed at attracting foreign capital to the country. The novelty of the article lies in the analysis of the socio-economic indicators of Mongolia based on the latest statistical data. When writing the article, the sociological method of scientific research was actively used.
social problems, unemployment, GDP per capita, poverty line, foreign investment, extractive industry, Mongolia, China, Russia, sociological methods of scientific research
Глубочайший экономический и политический кризис в СССР, вызванный политикой перестройки, привел в
- массовая приватизация и роспуск колхозов;
- стремительная либерализация цен и внешней торговли, введение плавающего обменного курса;
- реструктуризация финансовой системы, роспуск государственных банков и активное создание частного банковского сектора.
Катастрофические последствия такой политики не заставили себя ждать. В МНР начался стремительный спад объемов производства и внешнеторгового оборота. Реформы сопровождались существенными социальными потрясениями, которые выражались в тотальном обнищании населения, введением продуктовых карточек. В стране появилась безработица, явление невиданное для социалистической Монголии. Одновременно МНР накрыла гиперинфляция. Уже по итогам
В последнее десятилетие политика МНР направлена на привлечение иностранного капитала в монгольскую экономику, прежде всего, в добычу и переработку богатейших природных ресурсов этой страны. В
В
В рамках политики создания благоприятного инвестиционного климата Правительство МНР отказалось от запретительных таможенных пошлин, сократив большую часть сборов до уровня 4−5% (см.: [17]). Таким путем Монголия привела таможенные тарифы в соответствие с конвенцией о гармонизированной системе в рамках Всемирной таможенной организации [12; 13]. Одновременно с целью диверсификации торговых потоков и снижения зависимости страны от Китая и России руководство МНР проводит последовательную политику «третий сосед», направленную на выстраивание двусторонних отношений с США, Евросоюзом, Японией, Республикой Корея, Индией, странами АСЕАН. В
Как же повлияла вышеуказанная политика монгольского правительства на уровень жизни населения республики? Рассмотрим динамику таких ключевых социальных показателей, как валовый внутренний продукт на душу населения и уровень безработицы Монголии за последнее десятилетие (см. диаграмму 1).
Основываясь на данных диаграммы 1, можно сделать вывод, что Монголия находится в числе бедных стран. За период 2011–2020 гг. размер ВВП на душу населения колебался в диапазоне 3,5 – 4,3 тыс. долл. США. Главной причиной такой турбулентности является высокая зависимость Монголии от мировых цен на сырье, а также динамика экономического роста соседнего Китая [19].
По этому показателю МНР находится на 113 месте в мире в компании таких государств, как Индонезия, Микронезия, Белиз, Сальвадор и Намибия [18; 20]. Одновременно в МНР наблюдается высокий уровень безработицы. На фоне коронакризиса он достиг 12% по итогам
Подводя итоги, можно сделать вывод, что Правительству МНР удалось в последние годы создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Однако приток иностранного капитала в монгольскую экономику, прежде всего, в добывающую отрасль, не повлек за собой рост благосостояния населения и снижение уровня безработицы. В этом контексте довольно туманными видятся радужные прогнозы некоторых иностранных экспертов, которые предсказывают создание «монгольского эмирата без эмира», намекая на богатые монархии Персидского залива.
1. La Mongolie, un « petit pays » innovant face à ses défis géopolitiques. Diploweb.
2. Mongolia GDP - Gross Domestic Product 2020 | countryeconomy.com.
3. Inflation, GDP deflator (annual %) - Mongolia | Data (worldbank.org).
4. Oyu Tolgoi (riotinto.com).
5. Rio Tinto natknulas' na zalezhi resursnogo nacionalizma - Biznes - Kommersant' (kommersant.ru).
6. Mongoliya predlozhila Rio Tinto peresmotret' sdelku po mestorozhdeniyu Oyu Tolgoy (interfax.ru).
7. Les immenses ressources minières de la Mongolie âprement convoitées (lemonde.fr).
8. Tavan-Tolgoy podelili na dvenadcat' - Gazeta Kommersant' № 120 (4661) ot 05.07.2011 (kommersant.ru).
9. Resheno postroit' zavod po pererabotke uglya pri mestorozhdenii Tavan Tolgoy (montsame.mn).
10. CentralAsia: Novaya zheleznaya doroga Tavan-Tolgoy - Gashuunsuhayt budet gotova k sleduyuschemu godu.
11. «Druzhba na 100 let»: bank Indii postroit NPZ v Mongolii za $ 1 mlrd 236 mln - Novosti politiki, Novosti Azii - EADaily.
12. Risque pays de la Mongolie : Commerce international - Objectif Import Export (objectif-import-export.fr).
13. Commercialisation et fiscalité - La France en Mongolie (ambafrance.org).
14. Yaponiya podpisala soglashenie o svobodnoy torgovle s Mongoliey - Gazeta.Ru | Novosti (gazeta.ru).
15. Soglashenie mezhdu Mongoliey i Yaponiey o svobodnoy torgovle vstupilo v silu (people.com.cn).
16. Mongoliya Uroven' bezraboticy, 1980-2020 - knoema.com.
17. Gladkov I.S. Menedzhment. − Moskva, 2003. «Dashkov i K». 312 s.
18. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2018 g.: pod'em prodolzhaetsya// Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. − 2019. − № 1 (17). − S. 60-71.
19. Elistratov A.S. Vneshnyaya torgovlya Mongolii: osobennosti sovremennogo etapa// Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. − 2021. − №5. − S. 59-62.
20. GDP per capita by country, 2020 - knoema.com.
21. Mongolie Niveau de pauvreté - nombre d'habitants - Économie (indexmundi.com).