FACTORS OF INVOLVEMENT, IN THE ACTIVITY IN THE STRUCTURE OF SERVICE LOYALTY OF CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses theoretical and practical issues of personnel involvement research and defines the role of involvement factors in the structure of service loyalty of persons studying in an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs. The significance of service loyalty in providing moral and psychological training for law enforcement agencies is discussed. On the basis of analysis of different theoretical statements it is found out that involvement and loyalty provide positive results of professional activity and increase its efficiency. The essence characteristics of involvement, which is a stable attribute that implies long-lasting concentration of an employee on the tasks and contributes to increase the professional dedication of an employee, are discussed. The empirical research using comparative and longitudinal methods has revealed reliable changes of involvement and loyalty indices of cadets during the whole period of training in a higher educational institution. The most significant changes are noted in the adaptation period of training, which is manifested in low values of professional and organizational loyalty, affective and normative loyalty. The study establishes an inverse proportional relationship between training time and cadets' involvement in activities. The results of the study suggest that the indicators of involvement and loyalty factors serve as predictive markers in managerial activity, when assessing the level of service loyalty of internal affairs officers. The empirical data obtained can be recommended for the organization of moral and psychological training of internal affairs officers.

Keywords:
involvement, service loyalty, organizational loyalty, organizational culture, moral and psychological training, commitment, loyalty building, law enforcement
Text

Актуальность проблемы

Современные условия управления кадровым потенциалом в подразделениях органов внутренних дел в максимальной степени ориентируют руководителей на достижение продуктивности в деятельности и поиск эффективных технологий формирования приверженности сотрудников ценностям организации. Результатом решения управленческих задач является показатель вовлеченности и лояльности субъекта правоохранительной деятельности в работу, идентификация с профессией, высокий уровень профессиональной мотивации и преданность делу.

Вовлеченность в профессиональной деятельности – это, прежде всего, заинтересованность сотрудников не только в результатах собственного труда, но и достижений организации в целом, стремление к реализации ее целей. Вовлеченность всегда выступает в качестве активных осознанных действий со стороны сотрудника, направленных на благо организации, возможно за счет личностных потерь во имя ценности служения. Речь идет о нравственных началах личности, которые отражают совокупность категорий ответственности, долга, дисциплинированности, и детерминируют новый качественный уровень всех психодинамических и личностных психических свойств субъекта [2]. Поддержание высокого уровня вовлеченности сотрудников является значимой задачей в управлении персоналом, решение которой будет способствовать формированию надежности и устойчивости личности, реализации ценностных ориентиров и лояльности [3].

Основное отличие вовлеченности от мотивации состоит в том, что сотрудник с мотивацией, направленной на получение результата своей профессиональной деятельности, может быть не заинтересован в достижении целей организации, а также не проявлять активное участие в развитии и реализации организационной культуры. Поэтому для эффективности деятельности важной составляющей является организация условий, при которых сотрудники принимают активное участие в развитии организационной культуры, решении задач, поддержании социально-психологического климата и реализации стратегии сотрудничества в коллективе.

Вопросами формирования, развития и повышения уровня вовлеченности персонала занимались как зарубежные (У. Кан, А. Ричман, К. Шо, Р. Бомрак, С. Верба), так и отечественные авторы (С.А. Липатов, А.Ю. Павлюк, Г.Ф. Яричина, С.В. Орел, М.М. Кустова и др.). В исследованиях отмечается, что для организации и ее эффективности, уровень вовлеченности персонала выступает в качестве значимого преимущества. Результатом вовлеченности является высокая производительность, благополучие адаптационного периода для лиц, впервые принятых на службу, профессиональная и личностная надежность персонала, морально-психологическая устойчивость.

Анализ психологического содержания явления «вовлеченности» сотрудников в деятельность показывает, что уже в первых исследованиях У. Кана в 1990 году, выделяется многоуровневая структура вовлеченности, включающая когнитивный, эмоциональный и физический компоненты. Под когнитивным компонентом У. Кан подразумевал мнение сотрудников об организации, о руководителе и условиях труда. Эмоциональный компонент предполагает эмоционально-ценностное отношение к организации и ее руководству. Физический компонент характеризуется, по мнению У. Кана, определенным набором внутренних психологических ресурсов, которые сотрудники готовы вкладывать в выполнение своей профессиональной деятельности [13].

В исследованиях С. Верба под вовлеченностью персонала понималась предрасположенность сотрудника к участию в той или иной трудовой деятельности. В данном определении вовлеченность характеризовалась наличием компонентов, построенных на степени вовлеченности, а именно: знание сотрудника о целях организации, понимание ее организационной культуры, искренний интерес, заинтересованность в качественных результатах профессиональной деятельности как высшей ступени вовлеченности [15, С. 343-344].

Анализ существующих подходов к данному понятию, показывает, что вовлеченность персонала, эмоционального и когнитивного генеза, способствует сверхнормативной активности, стремлению к выполнению деятельности на высоком уровне качества, без ожидания материального вознаграждения [8]. Также вовлеченность персонала, как характеристика организационной культуры компании, отражает удовлетворенность трудом сотрудников, лояльность и приверженность ценностям, активность, выходящую за рамки должностных обязанностей [9, С. 144]. Таким образом, под вовлеченностью персонала подразумевается заинтересованность сотрудников в реализации целей организации посредством достижения результатов собственного труда, а также стремление к внесению вклада в организационную культуру.

Наряду с понятием «вовлеченность» в исследованиях организационной культуры используются понятия «лояльность» и «приверженность» персонала, где под лояльностью подразумевают такие личностные характеристики как благонадежность и законопослушность. Лояльность на уровне безоговорочного принятия ценностей, включающая в себя «осознанную преданность организации», определяется как приверженность и проявляется в самоидентификации работника с организацией [9, С. 139]. Рассматривая аффективный компонент организационной приверженности Дж. Мейер и Н. Аллен (Meyer, Allen, 1984) отмечают, что приверженность включает в себя идентификацию и вовлеченность сотрудника, а также привязанность к организации на эмоциональном уровне [14].

Соотношение вовлеченности и лояльности, активно исследуемое в зарубежных (Дж. Блау, К. Бол, П. Морроу, Д. Рэндалл, Дж. Коут) и отечественных работах (Р.А. Долженко, Т. Соломандина и др), отражает системное единство данных категорий и структурную зависимость. Так Дж. Блау и К. Бол в своем исследовании обнаружили, что вовлеченность является более стабильным аттитюдом по сравнению с лояльностью. Это связано с тем, что с одной стороны процесс формирования происходит труднее, но с другой стороны, вовлеченность меньше поддается изменению под воздействием внешних факторов [12, С. 305].

Сравнивая вовлеченность и лояльность, и определяя вовлеченность как активный устойчивый элемент психики сотрудников, нежели лояльность, Р.А. Долженко предлагает под вовлеченностью понимать устойчивый аттитюд, характерный для работника, который предполагает длительную концентрацию на решении задач. Это приносит дополнительный эффект для организации, и находит своё выражение в степени эмоциональной привязанности (лояльности) работника к целям и ценностям организации» [6, С. 160].

Сущность лояльности сотрудников органов внутренних дел выражена в совокупности надежных профессиональных установок, необходимых для безошибочного восприятия и понимания особенностей профессии, регламентации деятельности, сложности различных режимов работы [4]. В современных исследованиях С.В. Горностаева лояльность подразумевает «позитивное отношение и интеграцию в систему индивидуальной мотивации и формирование мотивационно-волевой готовности к действиям в соответствии с ролевыми предписаниями и ожиданиями» [5, С. 130].

Таким образом, вовлеченность является личностным психическим образованием, которое представлено совокупностью ценностно-смысловых ориентаций сотрудника на благополучие и эффективность организации, переживание им положительных состояний причастности к деятельности организации, и сформированную профессиональную Я-концепцию.

Формирование вовлеченности требует организации системных мероприятий в рамках морально-психологической подготовки, направленных на исследование и анализ факторов, оказывающих влияние на вовлеченность сотрудников, лояльность к организации и удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Цель исследования – исследование динамики фактора вовлеченности в структуре служебной лояльности курсантов образовательной организации МВД России.

Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие курсанты образовательной организации в количестве 60 человек, обучающиеся в Санкт-Петербургском университете МВД России. Возраст респондентов составил от 18 до 21 года. Исследование проводилось при помощи сравнительного и лонгитюдного методов. Эмпирические данные были получены в период обучения курсантов на различных курсах, что позволило изучить фактор вовлеченности в деятельность на первом, третьем и пятом годах обучения. В соответствии с этим анализ показателей производился в двух группах по следующей схеме: в 1-ой экспериментальной группе - на первом и на третьем курсе обучения, во 2-й экспериментальной группе - на третьем и пятом курсе обучения. В ходе исследования применялись стандартизированные психодиагностические методики: «Методика измерения лояльности» С.С. Баранской [1], «Шкала «организационной лояльности» Д. Мейера — Н. Аллен [14]; «Методика оценки лояльности сотрудника к организации» Л.Г. Почебут, О.Е. Королевой [11]. Результаты эмпирического исследования подвергались математическому анализу с помощью стандартных компьютерных программ SPSS Statistics-21, MicrosoftExcel, t-критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок, коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты исследования

Фактор вовлеченности рассматривался в исследовании в рамках методики измерения лояльности С.С. Баранской. На рисунке 1 представлено сравнение показателей фактора «вовлеченность в дела организации» в первой экспериментальной группе.

 

Рис.1 Сравнение показателей фактора «вовлеченность в дела организации» в первой экспериментальной группе

 

Представленные различия в значениях, полученные в период первого и третьего года обучения, достоверны (t = 3,65; р ≤ 0,001) и свидетельствуют об отрицательной тенденции изменений степени вовлеченности в деятельность исследованных респондентов. При этом значения показателей лояльности, установленные при помощи данной методики, также достоверно значимо снижаются в указанный временной период.

Во второй экспериментальной группе выявлена аналогичная тенденция, при которой исходный уровень показателей выборки, не связанной с предыдущей, значимо отличается от показателей первой группы. Анализ конечных показателей, при сравнении значений групп по данному фактору, значимых различий не выявил. Установлена обратно-пропорциональная зависимость между временем обучения и вовлеченностью респондентов в деятельность. Показатели двух групп с увеличением периода обучения достоверно снижаются. Сравнение показателей вовлеченности в деятельность второй экспериментальной группы представлено на рисунке 2.

 

Рис.2 Сравнение показателей фактора «вовлеченность в дела организации» во второй экспериментальной группе

 

В исследовании показателей лояльности также установлено снижение значений по всем параметрам. Наиболее существенное отрицательное изменение обнаруживается в период с первого по третий год обучения. Установлены достоверные различия значений в показателях «организационной лояльности», «профессиональной лояльности», «лояльности к труду» (при р ≤ 0,01). При этом значения субшкалы «нелояльное поведение», включенной в шкалу «организационная лояльность», достигают высокого уровня и далее сохраняют стабильность на протяжении всех периодов обучения.

Исследование показателей «аффективной лояльности» («Шкала «организационной лояльности» Д. Мейера — Н. Аллен) в первый период обучения позволило установить достоверное снижение значений (t = 2,05; р ≤ 0,02). Закономерный процесс изменения эмоционального отношения к профессии в период первых лет профессиональной деятельности отмечается во многих исследованиях [7]. В данном исследовании этот научный факт нашел свое подтверждение, как и последующая стабильность значений аффективного фактора на уровне нормативных значений. Организационная лояльность, в соответствии с данной методикой, находится на уровне нормативных значений, и к последнему курсу обучения на уровне тенденции увеличиваются значения показателя «продолженная лояльность», что позволяет прогнозировать стабильность субъекта именно в данной сфере деятельности.

Оценка лояльности, произведенная при помощи «Методики оценки лояльности сотрудника к организации» Л.Г. Почебут, О.Е. Королевой, позволила установить снижение значений лояльности в первый период обучения и возрастание лояльности во второй период обучения. Значимые различия между группами установлены только между значениями показателей двух экспериментальных групп (третий и пятый курс обучения соответственно) (t = 2,75; р ≤ 0,01).

В ходе исследования установлены значимые корреляции показателей «вовлеченности в дела организации» с показателями организационной лояльности. Коэффициенты корреляций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значимые взаимосвязи показателей «вовлеченности в деятельность»

Показатели лояльности

Вовлечен-

ность в деятельность

1 группа

1 курс

Вовлечен-

ность в деятельность

1 группа

3 курс

Вовлечен-

ность в деятельность

2 группа

3 курс

Вовлечен-

ность в деятельность

2 группа

5 курс

Гордость за организацию

0,338

-

-

-

Организационная лояльность

0,521

-

-

-

Профессиональная лояльность

0,466

-

-

-

Аффективная лояльность

-

0,530

0,405

0,501

Продолженная лояльность

-

0,357

-

0,355

Нормативная лояльность

-

0,354

0,355

0,556

Уровень значимости: p ≤ 0,05 (311-0,367); p ≤ 0,01 (0,368–0,471); p ≤ 0,001 (472-0,588)

 

Как видно из содержания таблицы корреляции показателей вовлеченности на первом курсе характеризуются положительными связями со значениями факторов «гордость за организацию», «организационная лояльность», «профессиональная лояльность». К третьему году обучения корреляции сконцентрированы на связях с показателями организационной лояльности («Шкала «организационной лояльности» Д. Мейера — Н. Аллен) и практически остаются неизменными в рамках данных отношений до пятого года обучения. Корреляции показателей второй группы в период обучения на третьем курсе аналогичны показателям первой группы на третьем курсе обучения, что позволяет предположить закономерность изменений в эмоциональной приверженности и снижении значений эмоционального уровня вовлеченности. Все корреляции положительны, и выявленные маркеры взаимосвязей необходимо использовать в процессе морально-психологической подготовки. Это также требует управленческого внимания в организации деятельности курсантов и реализации задач по формированию конструкта «вовлеченности», как высшего уровня организационной лояльности сотрудников.

Проведенное исследование позволило сформулировать выводы теоретического и практического содержания.

Выводы:

1. Концептуальные положения о сущности явления вовлеченности акцентируют внимание на широком ее понимании и концептуальном единстве, предполагая, что лояльный сотрудник, способен мобилизовать значительное количество внутренних психологических ресурсов для получения качественных результатов профессиональной деятельности. Он склонен положительно представлять организацию при общении с другими людьми, отказываться от любых форм поведения, которые могут нанести прямой или косвенный ущерб организации или ее репутации. Вовлеченный сотрудник, как правило, лоялен к организации и активно участвует в реализации служебных мероприятий и развитии организационной культуры.

2. Служебная лояльность сотрудников правоохранительных органов проявляется в стабильной субъектной позиции по отношению к профессиональной деятельности, готовности служить для достижения общезначимого результата, а также в направленности на реализацию иерархии идеалов правопорядка и неприкосновенности личности, достоинства и защищенности, переживании чувств гордости за организацию и результат профессиональной деятельности.

3. Эмпирическое исследование динамики фактора вовлеченности в деятельность курсантов образовательной организации МВД России показало, что данный конструкт занимает существенно значимое положение в структуре лояльности и изменяется в процессе обучения в зависимости от увеличения срока обучения. Установлены достоверно высокие значения показателя «вовлеченности» в период обучения курсантов на первом курсе, свидетельствующие о предельном ее уровне, согласованности личностных потребностей с потребностями организации, стремлении участвовать в профессиональных делах, повышать профессиональное мастерство.

4. В исследовании установлено, что к периоду обучения курсантов образовательных организаций МВД России на третьем курсе показатели вовлеченности значимо снижаются на уровне достоверности. Низкие значения свидетельствуют о состоянии отстраненности, отсутствии мотивационной готовности субъектов деятельности к участию в решении проблем организации, стремлении избегать ответственности в решении общеорганизационных проблем.

5. Достоверно снижаются и значения показателей лояльности, что проявляется в низких значениях профессиональной и организационной лояльности, аффективной и нормативной лояльности. Значимо нормализуется эмоциональная составляющая, отмечается стабильность, которая сохраняется у курсантов до последнего года обучения. Нормативная составляющая незначительно отклоняется от уровня средних в сторону отрицательных значений. Профессиональная лояльность в отношениях курсантов также снижается до уровня низких значений, что объясняется ориентацией на учебную деятельность, и отсутствием конкретных профессионально направленных целей. Снижение уровня организационной лояльности в первые годы деятельности в рамках определенной профессии отмечают многие исследователи, что так же подтверждено настоящим исследованием.

6. Установлены значимые корреляции показателя «вовлеченности» с показателями «гордость за организацию», «организационная лояльность», «профессиональная лояльность» в период обучения на первом курсе. Общий высокий уровень вовлеченности положительно коррелирует с высоким уровнем всех показателей. Вместе с тем к третьему курсу обучения качественные характеристики взаимосвязи показателей вовлеченности изменяются и определяются в основном эмоциональной привязанностью, мотивацией долженствования, ориентацией на продолжение деятельности в рамках выбранной профессии, несмотря на снижение показателей организационной лояльности.

7. Факторы вовлеченности и лояльности курсантов образовательных организаций МВД России выполняют системообразующую функцию, определяющую отношение к организации на уровне принятия ее ценностей, профессиональную направленность и лояльное поведение. Практическая значимость ориентации на фактор вовлеченности в управлении кадрами состоит в возможности увеличения психологического потенциала обучающихся, организации воспитательного процесса и повышения эффективности морально-психологической и профессиональной подготовки.

References

1. Baranskaya S.S. Metodika izmereniya loyal'nosti [Loyalty measurement technique]. Psychological research: electronic scientific journal. 2011, no. 1(15). Available at: http://psystudy.ru. 0421100116/0008 (Accessed 9 October 2017). (in Russian)

2. Goncharova N.A. Experience in the study of axiological reliability of personality. Problems of modern pedagogical education. 2016, № 50-3. pp. 252-259. (In Russian).

3. Goncharova N.A., Kostyleva I.V. Axiological grounds for the reliability of the identity of police officers. Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015, no. 2 (61). pp. 7-11. (in Russian).

4. Goncharova N.A., Sarsenova A.A. The importance of service loyalty in ensuring the personal reliability of employees of internal affairs bodies / Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii (Vasil'evskie chteniya - 2020)" [Materials of the international scientific and practical conference «Current problems of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasilievsky readings - 2020)]. St. Petersburg, 2020, pp. 128-131. (In Russian).

5. Gornostaev S.V. Loyal'nost' kak faktor psihosocial'nogo razvitiya lichnosti [Loyalty as a factor in the psychosocial development of personality] // Personal Development. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/loyalnost-kak-faktor-psihosotsialnogo-razvitiya-lichnosti (Accessed 15 may 2021).

6. Dolzhenko R.A Staff satisfaction, loyalty, engagement: clarification and specification of concepts. Vestnik AGAU, 2014, no. 9 (119). pp. 157-162. (In Russian).

7. Dominyak V.I. How to predict organisational loyalty: an assessment model. Human Resources Management, 2006, №13. pp. 62-68. (In Russian).

8. Znamenski A. Involvement - myth or reality. Human Resources Management, 2015, no. 2. pp. 41-46. (In Russian).

9. Masilova M.G. Staff Involvement as a Characteristic of Organizational Culture. Territory of New Opportunities. Vestnik of Vladivostok State University of Economics and Service, 2016, no. 3. pp. 137-145. (In Russian).

10. Nikiforov G.S. Praktikum po psihologii menedzhmenta i professional'noj deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Practice in Psychology of Management and Professional activity]. Saint-Petersburg. Rech Publ., 2003. 448 p.

11. Pochebut L.G., Chiker V.A. Organizacionnaya social'naya psihologiya: uchebnoe posobie [Organizational Social Psychology]. Saint-Petersburg. Rech Publ., 2012. 98 p.

12. Cohen A. Relationships among five forms of commitment: an empirical assessment // J. Organiz. Behav. 1999. Vol. 20. P. 305. DOI:https://doi.org/10.1002/(sici)1099-1379(199905)20:3<285::aid-job887>3.0.co;2-r

13. Kahn W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // Academy of management journal. - 1990. - Vol. 33, №. 4. pp. 692-724. DOI:https://doi.org/10.5465/256287

14. Meyer J.P., Allen N.J. (1984). Testing the «side-bet theory» of organizational commitment: Some methodological considerations. Journal. of Applied Psychology, 69 (2). pp. 372-378. DOI:https://doi.org/10.1037/0021-9010.69.3.372

15. Verba S., Schlozman K.L., Brady H. Voice and Equality: Civic Voluntarism in American Politics. Cambridge: Harvard University Press, 1995. 664 p.

Reviews
1. Factors of involvement, in the activity in the structure of service loyalty of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia Authors: Vahnina Viktoriya


Login or Create
* Forgot password?