CONTINUITY IN THE CONTENT OF TEACHING PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN, BACHELOR'S AND MASTER'S STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE”
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the consideration of the process of the successive formation of metasubject results in the framework of project / research activities of students in the context of learning foreign languages. In this regard, the requirements for the degree of formation of metasubject skills formed within the subject of "Foreign language" at various levels of education and taking into account the stages of project activity (including research project) – goal setting, organization and planning, implementation, reflection, presentation. The article describes a project conducted by the Department of foreign languages and linguodidactics of Irkutsk state University called "the Future in the project", implemented in the framework of the subjects "Methodology of teaching foreign languages" at the University and "Foreign language" at school in order to implement the continuity of the content of teaching project/research activities of students at different levels of education.

Keywords:
educational policy, continuity of education, foreign language, metasubject skills, project/research activities
Text

Актуальность. Развитие общества невозможно без осуществления преемственности, так как она предполагает «не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании» [12, с. 380]. Именно поэтому важнейшимиориентирами современной образовательной политики являются непрерывность и преемственность образования. Это подчеркивается в таких документах как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года» и Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этим документам система образования призвана обеспечить «непрерывность образования в течение всей жизни человека и преемственность его уровней и ступеней» [8].

Одной из важнейших дисциплин, в рамках которой необходимо соблюдение преемственности и непрерывности, является «Иностранный язык». Это обусловлено тем, чтоизучение иностранного языка обязательно на каждом уровне образования, а организация преемственного обучения способствует повышению качества языковой подготовки.

Проблема. В современной педагогической науке существует целый ряд исследований, посвященных особенностям построения непрерывного и преемственного процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Так, рассмотрены проблемы преемственности в обучении иностранному языку в рамках одного (Х.С. Байчорова 2020, М.А. Хлыбова 2019 и др.) или нескольких уровней образования (С.Е. Каплина 2003, Г.А. Краснощекова 2003 и др.), многие исследователи рассматривают преемственность в контексте работы над отдельными аспектами, связанными с изучением иностранного языка: (М.С. Ильина 2016, Л.А Леонтьева 2011, М.С. Митрюхина2005, Н.В. Ященко 2001). Преемственность в обучении иностранным языкам описывается и с исторических позиций (Т.А. Паршуткина 2010).

Вместе с тем, весьма существенные вопросы остаются вне сферы изучения. Так, например, если преемственности предметных знаний, умений и навыков в области иностранных языков уделяется достаточно внимания, что подтверждается вышеперечисленными работами, то метапредметные умения и навыки, формируемые в рамках дисциплины «Иностранный язык»,  зачастую обходят стороной.

И это несмотря на то, что сегодня становится очевидным, что наличие только предметных знаний не является залогом успешного существования личности в окружающей ее действительности. Более востребованы именнометапредметные умения и навыки, позволяющие быстро адаптироваться в изменяющемся мире, ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

Безусловно, есть исследования, посвященные рассмотрению данного вопроса. Так, Л.А. Леонтьева (2011) описывает процесс преемственности в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов вуза в контексте обучения иностранному языку,  Е.В. Тимофеева (2011) рассматривает преемственность формирования познавательной активности учащихся и студентов в системе «школа-вуз» при изучении немецкого языка. Однако этого недостаточно, чтобы увидеть всю картину формирования метапредметных результатов на разных уровнях образования.

Методика исследования. В этой связи, хотелось бы остановиться на рассмотрении процесса преемственного формирования метапредметных результатов в рамках проектной/исследовательской деятельности учащихся в контексте изучения иностранных языков.Данный выбор обусловлен тем, что проектная/исследовательская деятельность является одной из ведущих не только при обучении в школе, но и в вузе, что подтверждается не только требованиями ФГОС общего образования (ОО) всех уровней, но и высшего образования (ВО): в большинстве из них в качестве одного из видов профессиональной деятельности, к которому готовятся выпускники, освоившие программу, указывается проектная/научно-исследовательская деятельность, котораянаправлена на решение профессиональных задач.

Далее остановимся на рассмотрении требований к степени сформированности подобного рода умений и навыков на различных уровнях  образования и с учетом этапов проектной деятельности (включая исследовательский проект)– целеполагание, организация и планирование, реализация, рефлексия, презентация. При этом требования ФГОС ВО раскроем, взяв за основу направление подготовки бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [9] и направление подготовки магистров 44.04.01 Педагогическое образование [10]. Данный выбор обусловлен тем, что студенты-бакалавры и студенты-магистранты, обучающиеся по данным направлениям подготовки, целенаправленно готовятся к взаимодействию со школьниками.

Итак, на первом этапе – этапе целеполагания–происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД). Так, учащиеся начальной школы должны уметь «принимать и сохранять учебные задачи», «учитывать выделенные учителем ориентиры». Учащиеся 5-9 классов продолжают учиться ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности, но уже с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей. На этом этапе учащиеся учатся определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов. Деятельность учащихся 10-11 классов еще более усложняется –они должны уметь не только самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута, но и оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности.

На втором этапе – этапе планирования – продолжается формирование регулятивных УУД. Младшие школьники учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, при этом они должны учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.Доля самостоятельности учащихся 5-9 классов возрастает – формируется  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Совершенствование этих умений продолжается на уровне среднего общего образования, где учащиеся учатся оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Что касается требований ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и направлению подготовки магистров 44.04.01 Педагогическое образование, связанными с этапами целеполагания и планирования, то студент-бакалавр продолжает совершенствовать свою способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2), а студент-магистр продолжает совершенствовать свою способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1). На этих двух этапах – этапе целеполагания и этапе планирования студенты-магистранты изучают нормативную документацию по проектной деятельности школьников.

Третий этап – этап реализации проекта – предполагает формирование большей частью познавательных УУД. Так, учащиеся начальной школы учатся осуществлять поиск и фиксацию необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет и выполнять при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и др. И если младшие школьники только учатся на этом этапе использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач, то учащиеся 5-9 классов не только применяют, но и уже самостоятельно создают и преобразовывают знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Учащиеся 10-11 классов продолжают учиться искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи. Вместе с тем, это уже не простой поиск информации, а еще и ее критическое осмысление и интерпретация с разных позиций.

Развитие этих умений продолжается и на этапе обучения в вузе: выпускник  по направлению подготовки 44.03.05 должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1). Новой компетенцией выпускника на этом этапе становится способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность обучающихся, в том числе, с особыми образовательными потребностями (ОПК-3), а такжевыстраивать взаимодействия с участниками образовательных отношений (ОПК-7). Иными словами, имея уже все необходимые умения и навыки в области проектной/исследовательской деятельности, сформированные на предыдущих уровнях образования, студент-бакалавр учится осуществлять руководство проектом/учебным исследованием.

Что касается выпускников-магистрантов по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, то они должны уметь управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла (УК-2), а также организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели (УК-3). Кроме того,  студенты-магистранты должны уметь проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (ОПК-3). Вышеперечисленные умения, безусловно, показывают преемственность в содержании обучения, как студентов-бакалавров, так и студентов-магистрантов. На данном этапе студенты-магистранты продумывают и организовывают научно-практическую конференцию, на которой, впоследствии, будут представлены проекты школьников.

Основу четвертого этапа – рефлексии – составляют в основном регулятивные УУД. Учащиеся начальной школы должны быть способны осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи, и, если необходимо, то вносить коррективы. Несколько усложняются действия учащихся 5-9 классов – наряду свышеперечисленным они должны уметь делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации.Отметим, что обозначенные выше умения на уровне среднего общего образования лишь совершенствуются, их перечень не расширяется.

В свою очередь, студенты-бакалавры учатся осуществлять контроль и оценку формирования результатов проектной/исследовательской деятельностиобучающихся, выявлять и корректировать трудности, которые могут появиться в ходе осуществления этих видов деятельности(ОПК-5). Не являются исключением и студенты-магистры, которые учатсяразрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении (ОПК-5). Мы видим, что вышеперечисленные умения и навыки не только совершенствуются, но и значимо усложняются на этой ступени высшего образования. Студенты-магистранты разрабатывают критерии оценки проектов, представленные школьниками под руководством студентов-бакалавров.

Завершающим этапом проектной деятельности является этап презентации проекта, демонстрирующий степень сформированности познавательных и коммуникативных УУД. Уже в начальной школе учащиеся учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач в монологической и диалогической форме, учитывать наличие других точек зрения, формулировать при этом свое мнение. Учащиеся 5-9 классов на основе уже сформированных умений учатся при необходимости находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, а также формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Очень важные умения приобретают учащиеся 10-11 классов: они уже могут осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, избегая личностных оценочных суждений и учитывая позиции других участников коммуникации, при этом ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Особо стоит отметить умения спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Важным умением студентов-бакалавров, приобретаемым на данном этапе, становится умение осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах  (УК-4). А, студенты-магистранты должны уметь применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4). На данном этапе студенты-магистранты берут на себя организацию научно-практической конференции и принимают активное участие в работе экспертной группы по оценке представляемых школьниками проектов.

Завершая анализ, хотелось бы отметить, что преемственность в определении метапредметных результатов на каждом уровне образования прослеживается, к сожалению, недостаточно четко, что не позволяет точно определить, какие новые умения, входящие в УУД, формируются на каждом последующем этапе.

Вместе с тем, можно увидеть общую картину, позволяющую утверждать, что выпускники школ уже, достаточно готовы, не только к осуществлению проектной/исследовательской деятельности в рамках продолжения обучения в вузе, но и круководству данной деятельностью.

Результаты эксперимента. Реализации преемственного содержания обучения проектной/исследовательской деятельности обучающихся, находящихся на разных уровнях образования, способствует внедрение в учебный процесс различного рода проектов, одним из которых стал проект кафедры иностранных языков и лингводидактики Иркутского государственного университета под названием «Будущее в проекте», реализуемый в рамках дисциплин «Методика обучения иностранному языку» в вузе и  «Иностранный язык» в школе.

Участниками данного проекта стали учащиеся школ, начиная со 2-го класса (что связано сначалом изучения иностранного языка), студенты 4-го курса, поскольку на этом этапе большинство необходимых компетенций у них уже сформировано, а экспертами и организаторами заключительного этапа (научно-практической конференции) выступили студенты-магистранты 1 года обучения.

Целью данного проекта является создание преемственного образовательного пространства, в котором решаются задачи, поставленные ФГОС ОО и ФГОС ВО в области проектной и исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. установить преемственность в части обучения проектной и исследовательской деятельности в условиях «школа-вуз»;
  2. продолжить формированиепредметных (в рамках дисциплины «Иностранный язык») и метапредметных знаний, умений и навыков учащихся школ и универсальных и общепрофессиональных компетенций студентов посредством реализации данного проекта.

Проект включает 3 этапа: подготовительный этап (целеполагание, организация и планирование), этап реализации, итоговый этап (рефлексия, презентация).

Остановимся на рассмотрении каждого из указанных этапов более подробно.

На первом этапе – подготовительном – целью является подготовка студентов к руководству проектной/исследовательской деятельностью школьников:

  1. формирование знаний
    • о значимости проектной и исследовательской деятельности;
    • об особенностях руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;

2) формирование положительного отношения к осуществляемой деятельности (проектная/исследовательская).

            Решению первой задачи способствует предъявление студентам информации о сущности проектной/исследовательской деятельности, о ее роли для школьников. В ходе ознакомления студентов с информацией о сущности проектной/исследовательской деятельности, об особенностях руководства такой деятельностью у них появляется интерес, возникает понимание значимости такой деятельности.

На данном этапе за каждым студентом закрепляется ученик. Устанавливается трехсторонняя связь «преподаватель-студент-учащийся», при этом отношения строятся на принципах партнерства, основанного на совместной деятельности и сотрудничестве при непременном контроле и самоконтроле протекания процесса осуществления проектной/исследовательской деятельности.

            В целом функции преподавателя, студента и учащегося на этом этапе распределены следующим образом.

            Преподаватель:

  • выбирает способ предъявления студентам информации, убеждающей в значимости проектной/исследовательской деятельности;
  • предъявляет информацию относительно структуры проектной/исследовательской деятельности;
  • знакомит студентов с дневником проекта/учебного исследования;
  • организует обмен мнениями по проблеме руководства проектной/исследовательской деятельностью;
  • поддерживает у студентов интерес к процессу руководства проектной/исследовательской деятельностью;
  • определяет временные рамки представления промежуточных отчетов;
  • разрабатывает и предъявляет критерии оценки деятельности студентов по осуществлению руководства проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • разрабатывает и предъявляет критерии оценки продуктов проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • предлагает примерный перечень тем проектов/учебных исследований;
  • осуществляет наблюдение и анализ деятельности студентов, стимулирует их самоанализ и самооценку с целью определения качественного состояния действий при ее выполнении и корректировки хода проекта.

            Студент:

  • усваивает информацию о значимости и структуре проектной/исследовательской деятельности, о временных рамках представления промежуточных отчетов;
  • знакомится со структурой дневника проекта/учебного исследования;
  • знакомится с критериями оценки деятельности студентов по осуществлению руководства проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • знакомится скритериями оценки продуктов проектной и исследовательской деятельности школьников;
  • предъявляет примерный список тем проектов/учебных исследований своему ученику;
  • помогает учащемуся определить цель и спроектировать план действий по реализации проекта/учебного исследования;
  • осуществляет самоконтроль и рефлексию, позволяющих скорректировать собственную деятельность по обучению проектной/исследовательской деятельности учащихся.

Учащийся:

  • знакомится с руководителем-студентом;
  • выбирает тему проекта/учебного исследования;
  • знакомится со структурой дневника проекта/учебного исследования;
  • знакомится с критериями оценки продуктов проектной и исследовательской деятельности;
  • определяет цель и план действий по реализации проекта/учебного исследования.

             Целью второго этапа – этапа реализации – является:

а) формирование у студентов умений руководить проектной/исследовательской деятельностью учащихся;

б) развитие метапредметных и предметных знаний, умений и навыков школьников, связанных с осуществлением этих видов деятельности.

             На данном этапе преподаватель создает условия для формирования необходимой для студентов ориентировочной основы действий, а именно:

  • организует управленческую деятельность студентов;
  • предъявляет инструкции, содержащиеся в дневнике проекта/учебного исследования, следуя которым студент мог бы гарантировано выполнить задание, связанное с реализацией того или иного этапа проекта/учебного исследования;
  • осуществляет наблюдение и анализ деятельности студентов посредством анализа промежуточных отчетов.

Деятельность студента на этапе реализации состоит в том, что он:

  • сопровождает и контролирует деятельность учащегося в соответствии с каждым этапом проекта/учебного исследования, представленным в дневнике;
  • представляет промежуточные отчеты, содержащие сведения овыполняемых школьником действий на каждом этапе проекта/учебного исследования;
  • осуществляет (само)контроль.

            Школьник, следуя инструкциям руководителя-студента,

  • осуществляет деятельность в соответствии с задачами каждого этапа проекта/учебного исследования;
  • заполняет дневник проекта/учебного исследования;
  • осуществляет самоконтроль.

            Целью третьего итогового этапа является представление продуктов проектной/исследовательской деятельности школьников как результата руководящей деятельности студентов-бакалавров. Кроме того, на данном этапе осуществляется экспертная оценка представленных проектов студентами-магистрантами, которые входят в экспертную группу.

            В целом деятельность преподавателя на итоговом этапе заключается вразработке формы представления продуктов (конференция, круглый стол и т.д.)

             Студент-бакалавр, в свою очередь:

  • знакомится сформой представления продуктов (конференция, круглый стол и т.д.);
  • готовит школьника к презентации продукта проектной/исследовательской деятельности.

Школьник под руководством студента

  • оформляет результаты проектной/исследовательской деятельности для представления и защиты;
  • представляет результаты проектной/исследовательской деятельности в рамках определенного формата.

Студенты-магистранты организовывают мероприятие (конференция, круглый стол, и т.д.), на котором будут представлены результаты проектной/исследовательской деятельности школьников под руководством студентов-бакалавров.

Обсуждение результатов. В ходе работы отмечалась повышенная заинтересованность студентов в результативности процесса руководства проектной/исследовательской деятельности. Студенты систематически проводили работу со школьниками, помогая им заполнять дневники проектной/исследовательской деятельности.

Выводы. Таким образом, заключая сказанное выше, отметим, что организация преемственного формирования умений проектной и исследовательской деятельности становится эффективным инструментом реализации требований ФГОС ОО и ФГОС ВО.

References

1. Baichorova H.S. Obespecheniye nepreryvnosti razvitiya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii inostrannykh voyennosluzhashchikh v voyennom vuze. Dokt, Diss. [Ensuring the continuity of the development of foreign-language communicative competence of foreign military personnel at a military university Doct. Diss.]. Makhachkala, 2020. 248 p.

2. Ilyina M.S. Metodika preyemstvennosti po formirovaniyu kommunikativnoy kultury v protsesse prepodavaniya inostrannogo yazyka [Continuity methodology for the formation of a communicative culture in the process of teaching a foreign language]. Kazan, Kazan Univ. Publ., 2016. 99 p.

3. Kaplina S.E. Realizatsiya printsipa preyemstvennosti v obuchenii inostrannym yazykam v sisteme «shkola-vuz». Dokt, Diss. [Implementation of the principle of continuity in teaching foreign languages in the school-university system Doct. Diss.]. Cheboksary, 2003. 22 p.

4. Krasnoshchekova G.A. Preyemstvennost v obuchenii inostrannym yazykam v sisteme «litsey-vuz». Dokt, Diss. [Continuity in teaching foreign languages in the system of "lyceum-university" Doct. Diss.]. Pyatigorsk, 2003. 187 p.

5. Leontyeva L.A. Preyemstvennost v formirovanii informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentsii u shkolnikov i studentov vuza. Dokt, Diss. [Continuity in the formation of information and communication competence among schoolchildren and students of the university: on the example of teaching a foreign language Doct. Diss.]. Ulyanovsk, 2011. 30 p.

6. Mitryukhina M.S. Preyemstvennost formirovaniya kommunikativnoy kultury v protsesse prepodavaniya inostrannogo yazyka : V sisteme «shkola-ssuz-vuz». Dokt, Diss. [The continuity of the formation of a communicative culture in the process of teaching a foreign language: In the system "school-college-university" Doct. Diss.]. Kazan, 2005. 173 p.

7. Parshutkina T.A. Preyemstvennost v obuchenii inostrannym yazykam v sredney i vysshey shkolakh Rossii v 60-e gody XX veka [Continuity in teaching foreign languages in secondary and higher schools of Russia in the 60s of the XX century] Yelets, Yelets State Univ. Publ., 2010. 102 p.

8. Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. N 751 g. Moskva «O natsionalnoy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [Decree of the Government of the Russian Federation at October 4, 2000 No. 751 Moscow "On the National Doctrine of Education in the Russian Federation] Available at: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html"/ (accessed 5 November 2020) (in Russian).

9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 N 125 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 15.03.2018 № 50358) [Order of the Ministry of Education and Science of Russia at 22.02.2018 No. 125 "On the approval of the federal state educational standard of higher education - a bachelor's degree in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 15.03.2018 No. 50358)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293562/ (accessed 8 November 2020) (in Russian).

10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 fevralya 2018 g. №126 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoye obrazovaniye» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 15.03.2018 № 50361) [Order of the Ministry of Education and Science of Russia at 22.02.2018 No. 126 "About the approval of federal state educational standard of the higher education - a magistracy on a direction of training 44.04.01 Pedagogical education" (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 15.03.2018 No. 50361)] Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797874/ (accessed 8 November 2020) (in Russian).

11. Timofeeva E.V. Preyemstvennost formirovaniya poznavatelnoy aktivnosti uchashchikhsya i studentov v sisteme «shkola-vuz» : na materiale nemetskogo yazyka. Dokt, Diss. [The continuity of the formation of cognitive activity of students and students in the school-university system: on the German language material. Doct. Diss.]. Barnaul, 2011. 188 p.

12. Frolova I.T. Filosofskiy slovar [Philosophical Dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1986. 590 p.

13. Hlybova M.A. Inoyazychnaya podgotovka aspirantov v kontekste nepreryvnogo urovnevogo vysshego obrazovaniya [Foreign language training of graduate students in the context of continuous level higher education]. Perm, Prokrost Publ., 2019. 161 p.

14. Yashchenko N.V. Preyemstvennost v organizatsii samostoyatelnoy deyatelnosti studentov : Na materiale izucheniya inostrannogo yazyka Dokt, Diss. [Continuity in the organization of students’ independent activities: On the material of studying a foreign language Doct. Diss.]. Barnaul, 2001. 197 p.


Login or Create
* Forgot password?