RELEVANT COMPETENCIES THAT ENSURE THE SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SOCIAL SPHERE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents research on the training of specialists in the social sphere, such as social workers and other helping professions. The concept of competence is revealed, which is understood abroad as the result of the development of fundamental abilities, which are mainly acquired by the individual himself; and competence is understood as the ability to carry out activities in accordance with social requirements and expectations. The article presents the results of employers' opinions on the most important professional and personal qualities of a social worker. The essence of the competence-based approach and the meaning of the concepts of "soft skills" and "hard skills" are considered.

Keywords:
competencies, competence, soft and hard skills, social work, helping professions, professional and personal qualities, career, international social education, critical thinking
Text
Publication text (PDF): Read Download

Важным условием подготовки студентов социальной сферы является их профессиональная социализация, которая включает в себя овладение необходимыми умениями, а также формирование нравственных принципов профессиональной помощи потребителям услуг, в результате чего развивается чувство «принадлежности» к профессии. Тем самым социальное образование становится процессом не только овладения специальными знаниями, но и развития самого человека.

В последние годы в мировой и отечественной педагогической науке активно внедряется в систему образования компетентностный подход. Исходными предпосылками становления компетентностного подхода стали изменившиеся реалии современного мира и возникший социальный заказ на подготовку специалистов, гибко связанных с функциональным содержанием профессиональной деятельности [1]. В условиях нарастания процессов мировой интеграции и взаимовлияния культур перед высшей школой встала задача подготовки будущего специалиста, который должен не только обладать глубокими профессиональными познаниями в выбранной области, но и уметь гибко их адаптировать к меняющимся социальным условиям, не просто быть специалистом, но и обладать коммуникативной культурой и потенциалом саморазвития, уметь принимать решения в динамически меняющихся условиях деятельности. Такой запрос к подготовке специалиста потребовал в последние годы переместить акценты в профессиональном образовании с процесса обучения на результат. Итогом профессионального обучения все чаще стали называть не знания и умения специалиста, а его компетентность.

В двадцатые годы XXI в. в обиходе специалистов по приему на работу (HR-менеджеры) стали закрепляться такие термины, как hard skills (хард скилс - жесткие навыки) и soft skills (софт скилс - мягкие навыки). Жесткие навыки правильнее называть профессиональными, так как их можно измерить, например, как скорость набора текста, точность заполнения документов и др. Мягкие навыки, как считает Seth Godin, правильнее же называть «человеческими» [8], так как их сложно измерить, но они наиболее ценны. Далее в статье мы их рассмотрим.

Профессии столкнулись с необходимостью пересмотреть традиционные стандарты обучения помогающим профессиям. Во многом это объясняется тем, что в профессиях с коммуникативной природой заложено требование к синтетическому использованию знаний междисциплинарного характера и обязательная конвертация этих знаний в персональные компетенции специалиста.

В Европе и США образовательные компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Компетентность понимается, как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Уровень компетентности − это характеристика результатов образовательной практики для отдельного человека. Таким образом, компетентность есть мера освоения компетенций, и определяется она способностью решать предписанные задачи. Понятие компетентности включает в себя не только когнитивную и операционально-технологическую [4] составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает в себя результаты обучения (как личностные достижения), систему ценностных ориентаций, привычки, ответственность за последствия совершенных действий и др.

Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

В данном контексте под ключевыми квалификациями, или компетенциями понимаются свойства сотрудника, выходящие за рамки знаний и умений по своей непосредственной специальности. Это связано с глубокими изменениями в мире труда, причем изменения эти, происходившие в последние десятилетия, постепенно осознавались, главным образом, благодаря работе по усовершенствованию системы организации и ее управления. Например, Дж. Равен к необходимым профессиональным качествам [5], или гибким навыкам относит способность работать самостоятельно без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность уживаться с другими; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); умение принимать решения на основе здравых суждений, т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей. При решении о продвижении по карьерной лестнице работодатель обращает внимание на следующие характеристики работника, или на их hard и soft skills:

− готовность к росту;

− мотивация компетентности;

− инициатива;

− ответственность за принятые решения;

− тщательность и аккуратность в работе с документами;

− продуктивность (умение вести сразу несколько проектов);

− мобильность;

− готовность к увеличенным нагрузкам;

− опыт решения проблем в группе;

− опыт организации группы для решения проблем;

− умение планировать и прогнозировать;

− умение работать с информацией для себя и для группы;

− умение эффективно презентовать результаты работы;

− способность к рациональным, аргументированным, рефлексивным решениям [8].

В целом, компетентностный подход можно охарактеризовать, как подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) и уровня профессионального образования вообще и социального образования, в частности.

В зарубежных исследованиях, посвященных компетентностному подходу в образовании, отмечается, что парадигма традиционного образования не удовлетворяет, прежде всего, «заказчика» образования (в частности, сферу социального обеспечения), а также общественность. Выпускник вуза, обучение в котором было нацелено сугубо на передачу знаний, получение hard skills оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых ситуациях и учению на протяжении жизни. Традиционные формы не дают возможности молодым людям раскрыть свой творческий потенциал и пережить опыт успешной самостоятельной и ответственной деятельности [6].

В связи с этим были выработаны реформы системы образования. В реформировании акцент делается на деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников. Внутри этой деятельности учащиеся должны развивать, формировать максимально полным образом базовые или ключевые компетенции − качества или способности человека, выделенные в мире труда как необходимые свойства сотрудника, т.е. soft skills.

Например, на первом уровне развития компетенции по решению проблем учащемуся предлагается показать, что он в состоянии правильно понять выдвигаемую проблему и внести два предложения по ее решению, на втором уровне задача усложняется − он должен показать, что в состоянии увидеть саму проблему (проблемную ситуацию), описать ее основные характеристики и предложить два способа ее решения. На третьем уровне требования значительно повышаются − учащийся должен показать, что в состоянии изучить комплексную проблему и предложить три способа ее решения. На четвертом уровне он уже должен построить стратегию по решению проблемы и показать, что в состоянии создать условия для решения проблемы и определить результаты, к которым он стремится. Другими словами, он должен показать, какие возможности для развития компетенции по решению проблем он видит в различных ситуациях, в которые он включен на протяжении, например, трех месяцев. На пятом уровне сложности учащийся должен показать, что он в состоянии управлять работой группы, т.е. занять лидирующую позицию, адаптируя стратегию при необходимости решать, по крайней мере, две комплексные проблемы, и достигнуть при этом необходимого качества результатов. В процессе выполнения от него требуется поддерживать мотивацию сотрудников, установить эффективные отношения, чтобы помочь себе и другим. На этом уровне требуется интеграция и использование других компетенций: коммуникативной и работы с людьми.

Исходя из понимания фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО [11], в рамках вузовской подготовки должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

− компетентность учения (трансформация обучения в самообучение, саморазвитие, работа над самим собой);

− коммуникативная компетентность;

− информационная компетентность;

− организационная компетентность.

Компетентностный подход применительно к социальной работе сложился исторически, исходя из характера профессиональной деятельности.

Проанализировав ряд исследований для уточнения ведущих компетентностей социальных работников, изучались мнения работодателей о наиболее важных профессионально-личностных качествах социального работника [8].

В частности, работодателям социальных работников было предложено выстроить в ранговой шкале наиболее значимые, с их точки зрения, компетенции. Наиболее значимыми были названы навыки работы с семьей. На втором месте − навыки коммуникации и устного взаимодействия. Взаимодействие с представителями других расовых групп, а также толерантность межкультурного восприятия делят 4 и 3 позиции. Навыки письменного общения были отнесены на 5 место.

 

References

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. − Moskva: Issledovatel'skiy cent problem kachestva podgotovki specialistov. − 2004. − 42 s.

2. Kremneva T.L., Osmolovskaya S.M., Tkachenko A.V. Innovacionnye podhody v obuchenii studentov social'no-gumanitarnogo profilya vysshey shkoly. Monografiya. Otv. red.: Rychihina E.N. − Moskva: Izd-vo «Ritm», 2019. − 168 s.

3. Kremneva T.L. Formirovanie professional'nyh kompetenciy dlya uspeshnogo trudoustroystva molodezhi v sovremennom mire // Social'no-gumanitarnye issledovaniya: sbornik nauchno-metodicheskih trudov. - Moskva: Izd-vo "Pero", 2017. - S.49-59.

4. Lebedeva, O.Yu. Formirovanie operacional'no-tehnologicheskoy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza: Avtoref... diss. k.p.n. - Ul'yanovsk, 2005. - 10 s.

5. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. - Moskva: «Kogito-Centr», 2002. - 394 s.

6. Simen-Siverskaya O.V. Formirovanie pedagogicheskoy kompetentnosti specialista social'noy raboty v processe professional'noy podgotovki v VUZe: Dis. … kand. ped. nauk. - Stavropol', 2002. - 190 s.

7. Brechin, A., Brown, H. and Eby, M. A. (2000) Critical Practice in Health and Social Care, Sage, London.

8. Fook J. Social Work: Critical Theory and Practice. Sage Publication. - L., 2000. - s.228-240

9. Gambill, E. (2006) Social Work Practice: A Critical Thinkers’ Guide. Oxford University Press, Oxford

10. https://itsyourturnblog.com/lets-stop-calling-them-soft-skills-9cc27ec09ecb

11. https://iite.unesco.org/ru/

12. https://core.ac.uk/download/pdf/143881246.pdf

Login or Create
* Forgot password?