THE INFLUENCE OF INFORMATIZATION ON THE SYSTEMIC PEDAGOGICAL TRADITIONS OF THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT HIGHER MILITARY EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the features of the influence of informatization on the systemic pedagogical traditions of military education in Russia. The authors believe that in the information and educational environment of military universities, under the influence of the introduction of elements of e-learning, information and information and communication educational technologies, there is a "partial" transformation of the traditional pedagogical system, which means its further functioning, taking into account the didactic innovations of electronic pedagogy and continuously improving information dangers , risks and threats in the global educational IT space. The practice of informatization of the educational environment of the Military University and other military universities shows that due to the introduction and saturation of information and pedagogical methods of e-learning, IT and ICT educational technologies in the information and educational environment of military universities, a fundamental adjustment of the systemic pedagogical traditions of military educational institutions and the established reproductive -informative learning model The renewal of the traditional pedagogical system comes into conflict and dangerous conflict with the "network" generation of "independent" learning content for an individual, whose consciousness, under the influence of the Internet, found itself in conditions of free access to universal knowledge, but at the same time completely without methodological, ideological, psychological, moral and political and legal conviction in its reliability, outside the philosophy of security and psychological protection.

Keywords:
informatization, training schemes, the principle of developing training, competence-based approach, "open" information educational Internet resources, electronic pedagogy, informational threats in the field of military education
Text

Информатизация как проявление динамики электронной революции e-Revolution») представляет собой закономерную тенденцию глобальной трансформации всех процессов жизнедеятельности современных государств, в первую очередь, их образовательной политики, стратегии, системных педагогических традиций.

В России за последнее десятилетие под воздействием информатизации произошли масштабные изменения всей системы управления, структуры, содержания учебных дисциплин (модулей), методических и психолого-педагогических основ информационно-образовательной среды отечественного высшего образования, в том числе и военного.

Как считают отечественные ученые и педагоги, информатизация высшего военного образования в России осуществляется путем совершенствования информационно-образовательной среды военных вузов Министерства обороны, других силовых и правоохранительных ведомств Российской Федерации на основе внедрения в традиционную педагогическую систему учебно-воспитательного процесса военных вузов инновационных информационно-педагогических технологических ресурсов (цифровых форм, методов и приемов обучения) профессиональной подготовки офицерских кадров посредством применения в дидактических целях электронного обучения, информационных (ИТ) и информационно-коммуникационных (ИКТ) образовательных технологий [2, 3, 4, 5, 12, 14].

Практика информатизации информационно-образовательной среды Военного университета и других военных вузов показывает, что за счет внедрения и насыщенности в информационно-образовательную среду военных вузов информационно-педагогических методик электронного обучения, ИТ и ИКТ образовательных технологий произошла кардинальная корректировка системных педагогических традиций военно-учебных заведений и устоявшейся репродуктивно-сообщающей модели обучения (знаниевой модели [11]), суть которой состоит в передаче накопленных знаний, навыков, умений и опыта в виде готовой информации от учителя к ученику и последовательном усвоении научных истин, которые нужно запомнить и воспроизвести по итогам обучения и в военно-профессиональной деятельности.

При знаниевой модели обучения осуществляется «жесткая» административно-организационная и психолого-педагогическая фильтрация информационных потоков и педагогическая «нейтрализация» (критическое осмысление) ложных идей, представлений (особенно в гуманитарной составляющей военного образования), ведущих к заблуждениям и деформациям личности, девиантным формам поведения, психологической неготовности и профессиональной непригодности молодого человека к вооруженной защите Отечества. Качество военного образования в данной модели оценивается по результатам наилучшего запоминания полученной информации на зачетах и экзаменах, в ходе стажировок в войсках.

Информатизация высшего военного образования в России за счет возросшей медийности в государственной образовательной системе, увеличения источников информации, ее сетевого «анонимного» распространения и отсутствия надежных педагогических «механизмов» ее «жесткой» фильтрации и противодействия информационным рискам и угрозам, заполняющим образовательное IT-пространство, существенно расширила информационные потоки, воздействующие на психику, ее сознательные и бессознательные стороны, потребности и интересы, жизненные и мировоззренческие ценности молодых людей, на их внутренние убеждения, нравственные ориентиры и смыслы в выборе военной профессии. Она обнажила недостатки системной педагогической традиции репродуктивно-сообщающей модели отечественного обучения, в том числе и в высшей военной школе, в информационно-образовательной среде которой она наиболее прочно укоренилась, став достаточным условием военного обучения, формирующего молодого человека как дисциплинированного исполнителя конкретного круга обязанностей военной профессии.

Основной недостаток репродуктивно-сообщающей модели зарубежного и отечественного обучения состоит в том, что не всегда удается стимулировать его умственное напряжение, развить потенциальные когнитивные способности у большинства обучающихся и сформировать новый тип образовательного результата, характеризующего их как компетентных и высококвалифицированных специалистов, самостоятельно, инициативно и критически осмысливающих множественность источников информации при принятии управленческих решений, особенно в условиях боевой обстановки, неизбежно связанной со служебными рисками и летальными потерями военнослужащих.

Научный анализ информационно-образовательной среды Военного университета с учетом непрерывного воздействия информатизации свидетельствует о том, что процессы обновления системных педагогических традиций активно развиваются в направлении более углубленного внедрения основополагающего дидактического принципа – принципа развивающегося обучения, с учетом компетентностного подхода к содержанию образовательных программ и перехода к компетентностной модели информационно-развивающегося обучения, органически способствующей постоянному развитию педагогической техники обучения, обновлению ее и воспроизводству новых ИТ и ИКТ образовательных технологий, ориентируемых на когнитивные и творческие способности обучающихся.

Специфика реализации компетентностной модели обучения в Военном университете состоит в том, что ввиду наличия ряда режимных и иных особенностей военного образования в России предполагается наряду с сохранением системных педагогических традиций, связанных с лекционно-семинарским методом трансляции научной и военно-профессиональной информации от преподавателя к обучающемуся и приобретением знаний, навыков и умений, параллельно осуществлять переход к обучению самостоятельным творческим исследовательским действиям путем расширения активных научно-педагогических форм обучения, таких как участие обучающихся в профессионально-психологических тренингах, деловых военных играх, экспресс-мобилизующих семинарах и дискуссиях, научно-исследовательских проектах и конференциях по актуальным темам служебной деятельности и других.

Стратегический вектор информационно-образовательной среды высшего военного образования при данной модели обучения должен обеспечить обучающимся «умственное вживание» в образовательный процесс, когнитивную (разумную) самостоятельность компетентно ориентироваться в непрерывном потоке информации из различных источников и «смысловое, особенно политико-правовое» видение будущей военной профессии и своего места в ней как патриота и защитника Отечества. В этой связи электронные ресурсы, интерактивные методы и мультимедийные педагогические средства обучения в военных вузах становятся ключевыми в формировании военно-профессиональных компетенций будущих офицеров, их психолого-педагогической готовности к военной службе как руководителей воинскими коллективами и боевыми действиями.

Сегодня в системе высшего военного образования России наблюдается беспрецедентная по своим масштабам информатизация информационно-образовательной среды в военных вузах. На примере Военного университета она характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, происходит целостное проектирование и модернизация информационно-образовательной среды Военного университета за счет внедрения ИТ и ИКТ образовательных технологий и создания информационно-педагогического и методического технологического ресурса образовательных программ для электронного обучения необходимым военным профессиям компетенциям при подготовке офицеров-специалистов по военно-политическому, военно-экономическому, военно-гуманитарному, военно-юридическому и военно-филологическому профилям для Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, а также для зарубежных армий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и квалификационными требованиями Министерства обороны Российской Федерации к военно-профессиональной подготовке обучающихся в военных вузах.

Внедрение ИТ и ИКТ образовательных технологий изменяет взаимоотношения преподавателя и обучающихся, дополняя традиционную педагогическую деятельность преподавателей и обучающихся новым информационным цифровым образовательным пространством, стимулирующим развитие личности молодых людей, их когнитивные способности, творческое мышление, самостоятельный поиск, мобильность обучения (m-Learning), упрощающим контроль и оценку результатов обучения в динамике (e-Assesments), но и формирующим негативные информационные риски и угрозы в информационно-образовательной среде Военного университета.

Во-вторых, повышается роль профессорско-преподавательского состава Военного университета в совершенствовании информатизации военного образования. Именно профессора, которые формируют содержание электронных лекционных циклов учебных дисциплин и руководят научными школами, и преподаватели поддерживают системные педагогические традиции и вырабатывают стратегические направления информатизации учебно-воспитательного процесса на основе разработки и внедрения ИТ и ИКТ образовательных технологий. Они представляют имидж (авторитет) Военного университета в России и за рубежом.

Однако существуют проблемы и трудности информационного обновления педагогических традиций со стороны профессорско-преподавательского состава, обусловленные неготовностью их внедряться и участвовать в образовательном Интернет-пространстве, отсутствием стимулирующих авторских гонораров и правовой защиты интеллектуальной собственности на образовательный контент. В целях повышения IT-компетентности профессорско-преподавательского состава в Военном университете издан Словарь терминов и определений, применяемых в электронной информационно-образовательной среде военной образовательной организации [9].

В-третьих, создаются дополнительные информационные условия для свободного и широкого доступа к отечественным и зарубежным «открытым» информационным ресурсам: Масс-медиа каналам, образовательным электронным учебным комплексам и сетям Интернет, сайтам и форумам ведущих образовательных учреждений. Иными словами, информатизация позволяет Военному университету выходить за пределы системных педагогических традиций «замкнутого образовательного пространства» за счет обучения компьютерной технике и внедрения новых инновационных методик повышения эффективности управления учебной, методической, научной и воспитательной работой и в целом самостоятельно использовать информационно-образовательные технологии за рамками военного вуза, но не гарантирует невмешательство и вторжение в частную интеллектуальную жизнь, сетевое образовательное общение и критическое осмысление «хаотизации» информационных потоков в электронных образовательных программах.

В-четвертых, постоянно обновляются информационно-педагогические ресурсы информационно-образовательной среды Военного университета для улучшения качества военно-профессионального обучения, повышения компьютерной грамотности обучающихся, их психологической адаптации к электронному образовательному пространству, самостоятельности в развитии их индивидуальных когнитивных способностей по профилю военной специальности и педагогической переподготовки профессорско-преподавательского состава, иных участников образовательного процесса в рамках электронной педагогики. Ее теоретико-методологические основы, понятийный аппарат, педагогические технологии учебного материала, методики и приемы в электронном виде (литературные первоисточники в электронных библиотеках, научно-практические и учебно-методические пособия, электронные портфолио, копии документов и др.), в том числе и в образовательных сетях Интернета, формируются параллельно с их внедрением в учебно-воспитательный процесс военных вузов, наполняя «электронным» содержанием традиционную систему дидактических принципов, координирующих весь образовательный процесс.

В-пятых, обеспечивается информационное сопровождение информационно-образовательной среды Военного университета в сети Интернет (на сайте и новостной информации), его имиджевое позиционирование в системе высшего военного образования России и зарубежных военных вузов. В соответствии с решением Совета глав правительств Содружества независимых Государств от 29 мая 2015 г. Военному университету придан статус базовой образовательной организации государств-участников СНГ по подготовке специалистов военно-гуманитарного профиля.

В-шестых, наполняются инновационным смысловым образовательным содержанием научно-информационные связи и отношения участников военно-образовательного процесса за пределами Военного университета с другими военными вузами Российской Федерации, университетами и институтами гуманитарного профиля.

В-седьмых, постоянно расширяются информационные возможности электронного обучения в Военном университете, которые дают информационно-образовательной среде перспективные для отечественного высшего образования положительные преимущества (постоянно актуализируется электронная учебная и научная информация и педагогическая техника), но и преподносят серьезные проблемы, трудности, нестандартные ситуации, а также новые информационные опасности (риски и угрозы) обучающимся и всем участникам образовательного процесса.

Проводимые научные исследования в Военном университете о влиянии Интернет-коммуникации на имидж образовательного учреждения и участников военно-образовательного процесса выявили наличие анонимных попыток, вербальной агрессии по отношению к Военному университету и военному образованию, вносящей сомнение в его историческую ценность и способствующей проникновению в индивидуальное сознание дезинформации, сфальсифицированных враждебных идей и взглядов (технология sharp power (острая сила) [7].

По мнению отечественных ученых, электронное обучение не самоцель для высшей школы, оно служит «обогащением традиционных средств и методов образовательного процесса», развивая его в ранее недоступных формах индивидуальной и коллективной работы с информацией [1].

Необходимо подчеркнуть, что в ходе информатизации образовательного пространства и обновления системы педагогических традиций информационно-образовательной среды военных вузов и Военного университета информационные ресурсы отечественной высшей военной школы и особенно основных участников образовательного процесса: профессорско-преподавательского состава и обучающихся, работающих на персональных компьютерах и в «открытом» информационном киберпространстве, оказались недостаточно защищенными от информационных угроз, кибератак и вбрасываемой во Всемирную паутину глобальных образовательных сетей дезинформации и «психологического бомбометания».

Против российского высшего военного образования системно ведется информационная война, представляющая собой одну из модернизированных разновидностей «гибридных» боевых действий. При этом информационные угрозы в «сетевом» сегменте образовательного пространства ощущаются реально, так как основной объект информационных агрессоров – сознание и подсознание людей, участников образовательного процесса, психика молодого человека, стремящегося получить высшее профессиональное образования и соответствующий ему социальный статус в обществе.

Стратегическая цель информационных «гибридных» боевых действий в образовательном пространстве отечественной высшей военной школы – создание удаленной («анонимной» во внешней (глобальной и региональной) информационной среде) системы управления психикой человека через  умышленно формируемые гипертекстовые цифровые образовательные технологии и «электронные» инструменты информационно-образовательной среды (Интернет[1], мобильная связь, электронная почта, сети Wi-Fi, Wi-Max, региональные, государственные, локальные «сети», «сети» образовательных учреждений и т.д.), которые сегодня, обходя национальные границы, проникают в частную жизнь каждого человека, в каждый дом, в каждое учебное заведение.

Как считают отечественные ученые, самая эффективная геополитическая борьба за национальный суверенитет государства сегодня происходит чаще всего не на полях военных сражений, а в сознании и мышлении человека, в сфере его учебы, образования и самообразования. Психика молодых людей оказалась удивительно беззащитной перед угрозами информационных «сетевых» войн, так как информационное воздействие далеко не всегда воспринимается человеком как опасность [4, 8]. «Информационный вирус» медленно проникает в глубину индивидуальной психики, сознания, разум и душу человека, подчиняя его волю и управляя его дальнейшими действиями [10]. Интернет-технологии не только представляют возможность для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается во все виды деятельности и получает в свое распоряжение оружие, опосредующее процессы его личностного и когнитивного развития [6].

Высшая военная школа России и других современных государств столкнулась с глобально управляемыми враждебными стратегическими информационными вызовами, опасно влияющими на образовательный процесс искажениями повседневной и научной информации, особенно исторической и военно-политической, распространяемой в трансграничных мультимедийных частных и государственных корпорациях, курсирующей в информационных сетях Интернета. По мнению зарубежного ученого Б. Уорли, новые информационные технологии делают нас уязвимыми такими путями, которые мы даже не можем полностью себе представить, и это вводит в заблуждение большинство из нас [13]. Под информационным воздействием чаще всего оказываются незащищенные файлы интеллектуальной собственности профессорско-преподавательского состава и «сетевое» общение участников образовательного пространства. Циркулирующая в «сетевом» общении участников образовательного процесса конфиденциальная информация может содержать государственную и военную тайну, которая непреднамеренно или умышленно попадает в открытые источники при электронном рецензировании и доработке дипломных работ, научно-исследовательских проектов и научных заданий, обмене мнениями по результатам войсковой стажировки и внедрению новых образцов военной техники и вооружений.

Практика высшего образования в России и высшего военного образования показывает, что обновление традиционной педагогической системы вступает в противоречие и опасный конфликт с «сетевой» генерацией «независимого» обучаемого контента для индивида, сознание которого под воздействием Интернета оказалось в условиях свободного доступа к всеобщему знанию, но при этом совершенно без методологической, мировоззренческой, психологической, нравственной и политико-правовой убежденности в его достоверности, вне философии безопасности и психологической защиты.

Таким образом, во-первых, информатизация военного образования вносит кардинальные изменения в системные педагогические традиции информационно-образовательной среды военных образовательных учреждений, обусловленные внедрением электронного обучения, ИТ и ИКТ образовательных технологий, способствующих повышению качества аудиторной и самостоятельной работы профессорско-преподавательского состава и обучающихся. Во-вторых, информатизация военного образования побуждает руководство военных вузов и профессорско-преподавательский состав к развитию отечественной электронной педагогической теории и практики и внедрению новых методик организации образовательного процесса в условиях долгосрочного характера информационных рисков и угроз, непрерывно создающих проблемы обеспечения информационной безопасности в образовательной сфере.

 

[1] Всемирная распределенная сеть электронных библиотек WWW (World Wide Web), представленная в Интернете оказывает базисное влияние на IT-образовательное пространство всех современных государств. Электронные библиотеки в сети Интернет организуются с помощью гипертекстов, которые размещены на специальных серверах, сохраняя информацию о самых различных документах, газетах, журналах, каталогах и др. носителях информации, включая всевозможные информационные и информационно-поисковые системы и сетевые программы сетевые компьютерные игры, сетевые электронные учебники, сетевые справочники и энциклопедии.

References

1. Burnyashov B.A. Elektronnoe obuchenie v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya: Uchebno-metodicheskoe posobie [E-learning in institutions of higher education: Study guide]. M., 2017. (in Russian)

2. Gubchenko A.V. Perspektivnye napravleniya nauchnyh issledovaniy v oblasti sovershenstvovaniya informacionno-obrazovatel'noy sredy Voennogo universiteta // Nauchno-metodicheskiy byulleten' [Scientific and methodological bulletin] №7. M., 2018. pp.27 - 46. (in Russian)

3. Evdokimova O.V. Proektirovanie obrazovatel'nogo prostranstva voennogo vuza posredstvom sostavlyayuschih pedagogicheskogo monitoringa // Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. №5. M., 2016. pp.25 - 27. (in Russian)

4. Zabarin A.V., Vatulin A.I. Psihologicheskie osnovaniya informacionnoy voyny // Informacionnye voyny. Nauchno-prakticheskiy zhurnal [Information wars. Scientific and practical journal] №1. M., 2018. (in Russian)

5. Kozlov O.A. Rol' informacionnyh tehnologiy v processe professional'noy podgotovki kursantov Nacional'noy gvardii Rossiyskoy Federacii // Obrazovanie i nauka [Education and Science]. №8. M., 2016. pp.86-99.(in Russian)

6. Kuznecova Yu.M., Chudova N.V. Psihologiya zhiteley Interneta [Psychology of Internet residents]. Izd. 3-e. M., 2015. (in Russian)

7. Leonova O. Sharp power - novaya tehnologiya vliyaniya v global'nom mire // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations]. №2. M., 2019. pp.21 - 27. (in Russian)

8. Novikova S.S. Informacionno-obrazovatel'naya sreda voennogo vuza kak faktor povysheniya kachestva obucheniya kursantov [Information and educational environment of a military high school as a factor in improving the quality of training of cadets ] : dissertaciya … kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01. Voronezh, 2011. (in Russian)

9. Slovar' terminov i opredeleniy, primenyaemyh v elektronnoy informacionno-obrazovatel'noy srede voennoy obrazovatel'noy organizacii [Glossary of terms and definitions used in the electronic information and educational environment of a military educational organization ]. M., 2019. (in Russian)

10. Sovremennye ugrozy gosudarstvu i obschestvu: radikalizm, terrorizm, informacionnye voyny, «cvetnye revolyucii»: Uchebn. pos.[Modern threats to the state and society: radicalism, terrorism, information wars, "color revolutions": Textbook. pos. ] / G.I. Avcinova [ i dr.] / pod obsch. red. O.E. Grishina, V.I. Davydova. M., 2018. (in Russian)

11. Strekalova N.B. Upravlenie kachestvom samostoyatel'noy raboty studentov v otkrytoy obrazovatel'noy srede: monografiya [Quality management of students' independent work in an open educational environment: monograph ]. M., 2016. (in Russian)

12. Tatarnov V.V., Yudin T.M. Perspektivy razvitiya sovremennogo voennogo obrazovaniya: monografiya [Prospects for the development of modern military education: monograph]. Ryazan', 2015. (in Russian)

13. Uorli B. Internet: real'nye i mnimye ugrozy [Internet: Real and Imaginary Threats ] / Per. s angl. M., 2004. (in Russian)

14. Chigrina I.Yu. Professional'no-upravlencheskie umeniya voennogo specialista i ih razvitie v obrazovatel'noy srede voennogo vuza // Vysshee obrazovanie segodnya [ Higher education today]. №12. M., 2017.pp.21 - 23. (in Russian)

Reviews
1. The influence of informatization on the systemic pedagogical traditions of the information and educational environment higher military education Authors: Khodyakova Nataliya


Login or Create
* Forgot password?