ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА СИСТЕМНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности влияния информатизации на системные педагогические традиции военного образования в России. Авторы считают, что в информационно-образовательной среде военных вузов под воздействием внедрения элементов электронного обучения, информационных и информационно-коммуникационных образовательных технологий происходит «частичная» трансформация традиционной педагогической системы, которая означает ее дальнейшее функционирование с учетом дидактических инноваций электронной педагогики и непрерывно совершенствующихся информационных опасностей, рисков и угроз в мировом образовательном IT-пространстве. Практика информатизации образовательной среды Военного университета и других военных вузов показывает, что за счет внедрения и насыщенности в информационно-образовательную среду военных вузов информационно-педагогических методик электронного обучения, ИТ и ИКТ образовательных технологий произошла кардинальная корректировка системных педагогических традиций военно-учебных заведений и устоявшейся репродуктивно-сообщающей модели обучения Обновление традиционной педагогической системы вступает в противоречие и опасный конфликт с «сетевой» генерацией «независимого» обучаемого контента для индивида, сознание которого под воздействием Интернета оказалось в условиях свободного доступа к всеобщему знанию, но при этом совершенно без методологической, мировоззренческой, психологической, нравственной и политико-правовой убежденности в его достоверности, вне философии безопасности и психологической защиты.

Ключевые слова:
информатизация, модели обучения, принцип развивающегося обучения, компетентностный подход, «открытые» информационные образовательные Интернет-ресурсы, электронная педагогика, информационные угрозы в сфере военного образования
Текст

Информатизация как проявление динамики электронной революции e-Revolution») представляет собой закономерную тенденцию глобальной трансформации всех процессов жизнедеятельности современных государств, в первую очередь, их образовательной политики, стратегии, системных педагогических традиций.

В России за последнее десятилетие под воздействием информатизации произошли масштабные изменения всей системы управления, структуры, содержания учебных дисциплин (модулей), методических и психолого-педагогических основ информационно-образовательной среды отечественного высшего образования, в том числе и военного.

Как считают отечественные ученые и педагоги, информатизация высшего военного образования в России осуществляется путем совершенствования информационно-образовательной среды военных вузов Министерства обороны, других силовых и правоохранительных ведомств Российской Федерации на основе внедрения в традиционную педагогическую систему учебно-воспитательного процесса военных вузов инновационных информационно-педагогических технологических ресурсов (цифровых форм, методов и приемов обучения) профессиональной подготовки офицерских кадров посредством применения в дидактических целях электронного обучения, информационных (ИТ) и информационно-коммуникационных (ИКТ) образовательных технологий [2, 3, 4, 5, 12, 14].

Практика информатизации информационно-образовательной среды Военного университета и других военных вузов показывает, что за счет внедрения и насыщенности в информационно-образовательную среду военных вузов информационно-педагогических методик электронного обучения, ИТ и ИКТ образовательных технологий произошла кардинальная корректировка системных педагогических традиций военно-учебных заведений и устоявшейся репродуктивно-сообщающей модели обучения (знаниевой модели [11]), суть которой состоит в передаче накопленных знаний, навыков, умений и опыта в виде готовой информации от учителя к ученику и последовательном усвоении научных истин, которые нужно запомнить и воспроизвести по итогам обучения и в военно-профессиональной деятельности.

При знаниевой модели обучения осуществляется «жесткая» административно-организационная и психолого-педагогическая фильтрация информационных потоков и педагогическая «нейтрализация» (критическое осмысление) ложных идей, представлений (особенно в гуманитарной составляющей военного образования), ведущих к заблуждениям и деформациям личности, девиантным формам поведения, психологической неготовности и профессиональной непригодности молодого человека к вооруженной защите Отечества. Качество военного образования в данной модели оценивается по результатам наилучшего запоминания полученной информации на зачетах и экзаменах, в ходе стажировок в войсках.

Информатизация высшего военного образования в России за счет возросшей медийности в государственной образовательной системе, увеличения источников информации, ее сетевого «анонимного» распространения и отсутствия надежных педагогических «механизмов» ее «жесткой» фильтрации и противодействия информационным рискам и угрозам, заполняющим образовательное IT-пространство, существенно расширила информационные потоки, воздействующие на психику, ее сознательные и бессознательные стороны, потребности и интересы, жизненные и мировоззренческие ценности молодых людей, на их внутренние убеждения, нравственные ориентиры и смыслы в выборе военной профессии. Она обнажила недостатки системной педагогической традиции репродуктивно-сообщающей модели отечественного обучения, в том числе и в высшей военной школе, в информационно-образовательной среде которой она наиболее прочно укоренилась, став достаточным условием военного обучения, формирующего молодого человека как дисциплинированного исполнителя конкретного круга обязанностей военной профессии.

Основной недостаток репродуктивно-сообщающей модели зарубежного и отечественного обучения состоит в том, что не всегда удается стимулировать его умственное напряжение, развить потенциальные когнитивные способности у большинства обучающихся и сформировать новый тип образовательного результата, характеризующего их как компетентных и высококвалифицированных специалистов, самостоятельно, инициативно и критически осмысливающих множественность источников информации при принятии управленческих решений, особенно в условиях боевой обстановки, неизбежно связанной со служебными рисками и летальными потерями военнослужащих.

Научный анализ информационно-образовательной среды Военного университета с учетом непрерывного воздействия информатизации свидетельствует о том, что процессы обновления системных педагогических традиций активно развиваются в направлении более углубленного внедрения основополагающего дидактического принципа – принципа развивающегося обучения, с учетом компетентностного подхода к содержанию образовательных программ и перехода к компетентностной модели информационно-развивающегося обучения, органически способствующей постоянному развитию педагогической техники обучения, обновлению ее и воспроизводству новых ИТ и ИКТ образовательных технологий, ориентируемых на когнитивные и творческие способности обучающихся.

Специфика реализации компетентностной модели обучения в Военном университете состоит в том, что ввиду наличия ряда режимных и иных особенностей военного образования в России предполагается наряду с сохранением системных педагогических традиций, связанных с лекционно-семинарским методом трансляции научной и военно-профессиональной информации от преподавателя к обучающемуся и приобретением знаний, навыков и умений, параллельно осуществлять переход к обучению самостоятельным творческим исследовательским действиям путем расширения активных научно-педагогических форм обучения, таких как участие обучающихся в профессионально-психологических тренингах, деловых военных играх, экспресс-мобилизующих семинарах и дискуссиях, научно-исследовательских проектах и конференциях по актуальным темам служебной деятельности и других.

Стратегический вектор информационно-образовательной среды высшего военного образования при данной модели обучения должен обеспечить обучающимся «умственное вживание» в образовательный процесс, когнитивную (разумную) самостоятельность компетентно ориентироваться в непрерывном потоке информации из различных источников и «смысловое, особенно политико-правовое» видение будущей военной профессии и своего места в ней как патриота и защитника Отечества. В этой связи электронные ресурсы, интерактивные методы и мультимедийные педагогические средства обучения в военных вузах становятся ключевыми в формировании военно-профессиональных компетенций будущих офицеров, их психолого-педагогической готовности к военной службе как руководителей воинскими коллективами и боевыми действиями.

Сегодня в системе высшего военного образования России наблюдается беспрецедентная по своим масштабам информатизация информационно-образовательной среды в военных вузах. На примере Военного университета она характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, происходит целостное проектирование и модернизация информационно-образовательной среды Военного университета за счет внедрения ИТ и ИКТ образовательных технологий и создания информационно-педагогического и методического технологического ресурса образовательных программ для электронного обучения необходимым военным профессиям компетенциям при подготовке офицеров-специалистов по военно-политическому, военно-экономическому, военно-гуманитарному, военно-юридическому и военно-филологическому профилям для Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, а также для зарубежных армий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и квалификационными требованиями Министерства обороны Российской Федерации к военно-профессиональной подготовке обучающихся в военных вузах.

Внедрение ИТ и ИКТ образовательных технологий изменяет взаимоотношения преподавателя и обучающихся, дополняя традиционную педагогическую деятельность преподавателей и обучающихся новым информационным цифровым образовательным пространством, стимулирующим развитие личности молодых людей, их когнитивные способности, творческое мышление, самостоятельный поиск, мобильность обучения (m-Learning), упрощающим контроль и оценку результатов обучения в динамике (e-Assesments), но и формирующим негативные информационные риски и угрозы в информационно-образовательной среде Военного университета.

Во-вторых, повышается роль профессорско-преподавательского состава Военного университета в совершенствовании информатизации военного образования. Именно профессора, которые формируют содержание электронных лекционных циклов учебных дисциплин и руководят научными школами, и преподаватели поддерживают системные педагогические традиции и вырабатывают стратегические направления информатизации учебно-воспитательного процесса на основе разработки и внедрения ИТ и ИКТ образовательных технологий. Они представляют имидж (авторитет) Военного университета в России и за рубежом.

Однако существуют проблемы и трудности информационного обновления педагогических традиций со стороны профессорско-преподавательского состава, обусловленные неготовностью их внедряться и участвовать в образовательном Интернет-пространстве, отсутствием стимулирующих авторских гонораров и правовой защиты интеллектуальной собственности на образовательный контент. В целях повышения IT-компетентности профессорско-преподавательского состава в Военном университете издан Словарь терминов и определений, применяемых в электронной информационно-образовательной среде военной образовательной организации [9].

В-третьих, создаются дополнительные информационные условия для свободного и широкого доступа к отечественным и зарубежным «открытым» информационным ресурсам: Масс-медиа каналам, образовательным электронным учебным комплексам и сетям Интернет, сайтам и форумам ведущих образовательных учреждений. Иными словами, информатизация позволяет Военному университету выходить за пределы системных педагогических традиций «замкнутого образовательного пространства» за счет обучения компьютерной технике и внедрения новых инновационных методик повышения эффективности управления учебной, методической, научной и воспитательной работой и в целом самостоятельно использовать информационно-образовательные технологии за рамками военного вуза, но не гарантирует невмешательство и вторжение в частную интеллектуальную жизнь, сетевое образовательное общение и критическое осмысление «хаотизации» информационных потоков в электронных образовательных программах.

В-четвертых, постоянно обновляются информационно-педагогические ресурсы информационно-образовательной среды Военного университета для улучшения качества военно-профессионального обучения, повышения компьютерной грамотности обучающихся, их психологической адаптации к электронному образовательному пространству, самостоятельности в развитии их индивидуальных когнитивных способностей по профилю военной специальности и педагогической переподготовки профессорско-преподавательского состава, иных участников образовательного процесса в рамках электронной педагогики. Ее теоретико-методологические основы, понятийный аппарат, педагогические технологии учебного материала, методики и приемы в электронном виде (литературные первоисточники в электронных библиотеках, научно-практические и учебно-методические пособия, электронные портфолио, копии документов и др.), в том числе и в образовательных сетях Интернета, формируются параллельно с их внедрением в учебно-воспитательный процесс военных вузов, наполняя «электронным» содержанием традиционную систему дидактических принципов, координирующих весь образовательный процесс.

В-пятых, обеспечивается информационное сопровождение информационно-образовательной среды Военного университета в сети Интернет (на сайте и новостной информации), его имиджевое позиционирование в системе высшего военного образования России и зарубежных военных вузов. В соответствии с решением Совета глав правительств Содружества независимых Государств от 29 мая 2015 г. Военному университету придан статус базовой образовательной организации государств-участников СНГ по подготовке специалистов военно-гуманитарного профиля.

В-шестых, наполняются инновационным смысловым образовательным содержанием научно-информационные связи и отношения участников военно-образовательного процесса за пределами Военного университета с другими военными вузами Российской Федерации, университетами и институтами гуманитарного профиля.

В-седьмых, постоянно расширяются информационные возможности электронного обучения в Военном университете, которые дают информационно-образовательной среде перспективные для отечественного высшего образования положительные преимущества (постоянно актуализируется электронная учебная и научная информация и педагогическая техника), но и преподносят серьезные проблемы, трудности, нестандартные ситуации, а также новые информационные опасности (риски и угрозы) обучающимся и всем участникам образовательного процесса.

Проводимые научные исследования в Военном университете о влиянии Интернет-коммуникации на имидж образовательного учреждения и участников военно-образовательного процесса выявили наличие анонимных попыток, вербальной агрессии по отношению к Военному университету и военному образованию, вносящей сомнение в его историческую ценность и способствующей проникновению в индивидуальное сознание дезинформации, сфальсифицированных враждебных идей и взглядов (технология sharp power (острая сила) [7].

По мнению отечественных ученых, электронное обучение не самоцель для высшей школы, оно служит «обогащением традиционных средств и методов образовательного процесса», развивая его в ранее недоступных формах индивидуальной и коллективной работы с информацией [1].

Необходимо подчеркнуть, что в ходе информатизации образовательного пространства и обновления системы педагогических традиций информационно-образовательной среды военных вузов и Военного университета информационные ресурсы отечественной высшей военной школы и особенно основных участников образовательного процесса: профессорско-преподавательского состава и обучающихся, работающих на персональных компьютерах и в «открытом» информационном киберпространстве, оказались недостаточно защищенными от информационных угроз, кибератак и вбрасываемой во Всемирную паутину глобальных образовательных сетей дезинформации и «психологического бомбометания».

Против российского высшего военного образования системно ведется информационная война, представляющая собой одну из модернизированных разновидностей «гибридных» боевых действий. При этом информационные угрозы в «сетевом» сегменте образовательного пространства ощущаются реально, так как основной объект информационных агрессоров – сознание и подсознание людей, участников образовательного процесса, психика молодого человека, стремящегося получить высшее профессиональное образования и соответствующий ему социальный статус в обществе.

Стратегическая цель информационных «гибридных» боевых действий в образовательном пространстве отечественной высшей военной школы – создание удаленной («анонимной» во внешней (глобальной и региональной) информационной среде) системы управления психикой человека через  умышленно формируемые гипертекстовые цифровые образовательные технологии и «электронные» инструменты информационно-образовательной среды (Интернет[1], мобильная связь, электронная почта, сети Wi-Fi, Wi-Max, региональные, государственные, локальные «сети», «сети» образовательных учреждений и т.д.), которые сегодня, обходя национальные границы, проникают в частную жизнь каждого человека, в каждый дом, в каждое учебное заведение.

Как считают отечественные ученые, самая эффективная геополитическая борьба за национальный суверенитет государства сегодня происходит чаще всего не на полях военных сражений, а в сознании и мышлении человека, в сфере его учебы, образования и самообразования. Психика молодых людей оказалась удивительно беззащитной перед угрозами информационных «сетевых» войн, так как информационное воздействие далеко не всегда воспринимается человеком как опасность [4, 8]. «Информационный вирус» медленно проникает в глубину индивидуальной психики, сознания, разум и душу человека, подчиняя его волю и управляя его дальнейшими действиями [10]. Интернет-технологии не только представляют возможность для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается во все виды деятельности и получает в свое распоряжение оружие, опосредующее процессы его личностного и когнитивного развития [6].

Высшая военная школа России и других современных государств столкнулась с глобально управляемыми враждебными стратегическими информационными вызовами, опасно влияющими на образовательный процесс искажениями повседневной и научной информации, особенно исторической и военно-политической, распространяемой в трансграничных мультимедийных частных и государственных корпорациях, курсирующей в информационных сетях Интернета. По мнению зарубежного ученого Б. Уорли, новые информационные технологии делают нас уязвимыми такими путями, которые мы даже не можем полностью себе представить, и это вводит в заблуждение большинство из нас [13]. Под информационным воздействием чаще всего оказываются незащищенные файлы интеллектуальной собственности профессорско-преподавательского состава и «сетевое» общение участников образовательного пространства. Циркулирующая в «сетевом» общении участников образовательного процесса конфиденциальная информация может содержать государственную и военную тайну, которая непреднамеренно или умышленно попадает в открытые источники при электронном рецензировании и доработке дипломных работ, научно-исследовательских проектов и научных заданий, обмене мнениями по результатам войсковой стажировки и внедрению новых образцов военной техники и вооружений.

Практика высшего образования в России и высшего военного образования показывает, что обновление традиционной педагогической системы вступает в противоречие и опасный конфликт с «сетевой» генерацией «независимого» обучаемого контента для индивида, сознание которого под воздействием Интернета оказалось в условиях свободного доступа к всеобщему знанию, но при этом совершенно без методологической, мировоззренческой, психологической, нравственной и политико-правовой убежденности в его достоверности, вне философии безопасности и психологической защиты.

Таким образом, во-первых, информатизация военного образования вносит кардинальные изменения в системные педагогические традиции информационно-образовательной среды военных образовательных учреждений, обусловленные внедрением электронного обучения, ИТ и ИКТ образовательных технологий, способствующих повышению качества аудиторной и самостоятельной работы профессорско-преподавательского состава и обучающихся. Во-вторых, информатизация военного образования побуждает руководство военных вузов и профессорско-преподавательский состав к развитию отечественной электронной педагогической теории и практики и внедрению новых методик организации образовательного процесса в условиях долгосрочного характера информационных рисков и угроз, непрерывно создающих проблемы обеспечения информационной безопасности в образовательной сфере.

 

[1] Всемирная распределенная сеть электронных библиотек WWW (World Wide Web), представленная в Интернете оказывает базисное влияние на IT-образовательное пространство всех современных государств. Электронные библиотеки в сети Интернет организуются с помощью гипертекстов, которые размещены на специальных серверах, сохраняя информацию о самых различных документах, газетах, журналах, каталогах и др. носителях информации, включая всевозможные информационные и информационно-поисковые системы и сетевые программы сетевые компьютерные игры, сетевые электронные учебники, сетевые справочники и энциклопедии.

Список литературы

1. Бурняшов Б.А. Электронное обучение в учреждениях высшего образования: Учебно-методическое пособие. М., 2017.

2. Губченко А.В. Перспективные направления научных исследований в области совершенствования информационно-образовательной среды Военного университета // Научно-методический бюллетень. №7. М., 2018. С.27 – 46.

3. Евдокимова О.В. Проектирование образовательного пространства военного вуза посредством составляющих педагогического мониторинга // Высшее образование сегодня. №5. М., 2016. С.25 – 27.

4. Забарин А.В., Ватулин А.И. Психологические основания информационной войны // Информационные войны. Научно-практический журнал. №1. М., 2018.

5. Козлов О.А. Роль информационных технологий в процессе профессиональной подготовки курсантов Национальной гвардии Российской Федерации // Образование и наука. №8. М., 2016. С.86-99.

6. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. Изд. 3-е. М., 2015.

7. Леонова О. Sharp power – новая технология влияния в глобальном мире // Мировая экономика и международные отношения. №2. М., 2019. С.21 – 27.

8. Новикова С.С. Информационно-образовательная среда военного вуза как фактор повышения качества обучения курсантов: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. Воронеж, 2011.

9. Словарь терминов и определений, применяемых в электронной информационно-образовательной среде военной образовательной организации. М., 2019.

10. Современные угрозы государству и обществу: радикализм, терроризм, информационные войны, «цветные революции»: Учебн. пос. / Г.И. Авцинова [ и др.] / под общ. ред. О.Е. Гришина, В.И. Давыдова. М., 2018.

11. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой образовательной среде: монография. М., 2016.

12. Татарнов В.В., Юдин Т.М. Перспективы развития современного военного образования: монография. Рязань, 2015;

13. Уорли Б. Интернет: реальные и мнимые угрозы / Пер. с англ. М., 2004.

14. Чигрина И.Ю. Профессионально-управленческие умения военного специалиста и их развитие в образовательной среде военного вуза // Высшее образование сегодня. №12. М., 2017.С.21 – 23.

Рецензии
1. Влияние информатизации на системные педагогические традиции информационно-образовательной среды высшего военного образования Авторы: Ходякова Наталия Владимировна

Войти или Создать
* Забыли пароль?