Abstract and keywords
Abstract (English):
The existential approach to education assumes that the pupil is the subject of his own development, and the highest level of manifestation of subjectivity is the meaningful design of his development in combination with a reflexive position. There are three main stages in the pedagogical support of children's self-development: propaedeutic, actual and reflective. Motives for self-development arise when a person realizes the inadequacy of his potential for the implementation of his plans or conditioned by the current situations. Such situations are those that confront the child with life problems, put him in front of the need to search for new, non-standard options for independent solutions.

Keywords:
self-development, overcoming, social test, pedagogical support
Text
Text (PDF): Read Download

Сущность человека определяется тем, что он является как частью природы, так и частью общества, но как существо высокоразвитое и цивилизованное, обладая самосознанием и свободой, созидает себя как личность, ищет и реализует смысл своего существования. Поэтому он относится к окружающему и происходящему с позиции определения значимости этого для него самого, для его жизни. Благодаря свободе человек не просто приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразовывает ее в соответствии со своим представлением о лучшей жизни. Свобода – высшая духовная ценность, наличие которой позволяет человеку реализовывать свою субъектную позицию, осуществлять поступки без внешнего принуждения, исходя из понимания их значимости для себя.

Однако свобода всегда относительна и регламентирована условиями социального бытия. Вариативность и многогранность общественных отношений определяют различные ее виды: внутренняя и внешняя свобода, свобода воли, свобода выбора, интеллектуальная свобода, свобода творчества, нравственная свобода и т.д.

Внутренняя свобода характеризуется не только способностью человека быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью, обладать волей принятия решений, делать свой собственный осознанный выбор в различных ситуациях. Внутренняя свобода, как и свобода вообще, предполагает также и ответственность, причем чем больше свободы, тем больше ответственности [4]. Социальная ответственность всегда сочетается с проявлением свободы, ибо эти проявления обязательно затрагивают интересы других людей. Реализуя себя как свободного человека, мы не должны забывать, что, при этом, так или иначе, ограничиваем свободу другого.

Экзистенциальный подход к воспитанию предполагает, что воспитанник является субъектом своего развития, а высший уровень проявления субъектности – осмыслен­ное проектирование своего развития в сочетании с рефлексивной позицией. Основной идеей данного подхода является вы­деление в качестве идеальной цели формирования человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего её смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.

В процессе воспитательной деятельности педагоги должны ориентироваться на то, что выбор деятельности ребенком выступает как механизм саморазвития личности, возможность его совершения – как непременное условие саморазвития, а формирование позитивных ценностных ориентаций – как механизм обеспечения возможности несения личностной ответственности за свой выбор [2].

   Особо хотим отметить необходимость развития у каждого ребёнка рефлексивной позиции, т.е. понимания своих поступков и поступков окружающих.            Именно через развитие этой позиции у ребёнка в процессе социаль­ного контакта с взрослыми происходит осознание себя как свободного че­ловека и возникает потребность в саморазвитии.

Саморазвитие – это реализация ребёнком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств. Каждый ребёнок имеет свое представление о своем идеале, к которому он стремится. Критериями готовности к саморазвитию являются мотивационный, деятельностный и рефлексивный.

Основой саморазвития ребенка является его представление о своем будущем и реализация поставленных целей.

Возможность осуществления ребенком экзистенциального выбора можно рассматривать как основу для построения проекта самосовершенствования:

  • направленного на формирование готовности к совершению осознанных выборов и несению за них личной ответственности;
  • основывающегося на осознании ценностных смыслов, построенных на ценностях культуры;
  • предполагающего развитие мотивации к саморазвитию и формирование восприятия саморазвития как ценности;
  • обеспечивающего формирование ответственности за принятое решение.

В педагогическом сопровождении саморазвития детей можно выделить три основных этапа: пропедевтический, актуальный и рефлексивный.

            Пропедевтический этап предполагает оказание помощи детям в самопознании, их подготовка к проектированию своего саморазвития. Основными средствами на этом этапе являются специально разработанные тренинги, индивидуальное консультирование.

На актуальном этапе должно осуществляться педагогическое стимулирование проектирования саморазвития и помощь в реализации проекта. Эффективным средством на этом этапе показала стимулирующая диагностика.

Аналитический этап предполагает осмысление детьми результатов своего саморазвития, оценки использования ими возможностей санаторной школы. Определение новых задач самосовершенствования на основе приобретения новых компетенций.

            В процессе взаимодействия с окружающими людьми, со средой ребёнок выбирает свой способ решения возникающих задач.  Если решение задачи не требует существенных усилий, то, как правило, она не осознается ребёнком как трудность. А именно возникающие трудности в результате рефлексии формируют у ребёнка потребность в саморазвитии и приобретении новых качеств.

Важно так организовать работу с детьми, чтобы они проектировали развитие своих личностных качеств, искали способы реализации своего проекта саморазвития, и чтобы эта деятельность проходила в условиях организации такой среды, в которой целенаправленно проводится работа по формированию позитивных ценностных ориентаций личности.

Создание воспитывающих ситуаций, в которых ребёнок может ощутить необходимость преодоления и познать радость преодоления, существенно влияют на результаты воспитательной деятельности.  Именно в процессе преодоления возникает стремление к саморазвитию, основанное на мотивации самосовершенствования, обеспечивается желанием стать лучше, изменить себя (свои личностные качества, отношение к себе, другим, жизни, событиям и т.д.). Здесь в качестве одного из подходов, обеспечивающих формирование потребности личности к саморазвитию, является развитие социальной активности, социального интеллекта, готовности к социальному творчеству (перечисленные качества относятся к лидерству как к одному из самых ярких проявлений социальной одаренности). Здесь же можно говорить о формировании социальной ответственности личности, которая определяется как создание условий для реализации мотивации ответственного ее поведения и саморегуляции поступков на основе осознания их соответствия требований, предъявляемым обществом. Социальная ответственность включает личную ответственность и способность к сопереживанию; имеет временные форматы (ответственность за прошлое, настоящее и будущее), количественные характеристики (ответственность за себя, группу людей, за все человечество.

В.А. Сухомлинский писал: «Сущность самовоспитания – уметь заставить себя. Это умение уходит тончайшими корнями в человеческую гордость: это мой труд, я узнал здесь, что такое пот и мозоли, но вышел победителем. Гордость немыслима   без постижения того, что такое трудно. Если попытаться определить истинную мудрость воспитания, то она, по –моему, и заключается в том, чтобы человек, создавая себя в собственном труде, постигал красоту трудного» [5].

Исследования показывают, что чаще всего детей пытаются оградить от возникающих у них проблем, или решать проблемы за них. В связи с этим возможны несколько вариантов последствий этого. В первом случае формируется желание перекладывать возникающие проблемы на взрослых. В другом случае формируется устойчивая привычка ухода от преодоления трудностей. И поэтому причиной формирующейся инфантильности является нежелание и неумение преодолевать трудности. Появляется эффект страуса, прячущего голову в песок.

Важно понимать, что преодоление ребенком трудностей и барьеров, которые встречаются на его пути, является важнейшим фактором его развития, а не препятствуют ему. Л.С. Выготский писал: «Жизнь ставит перед ребенком на каждом шагу барьеры, которые он должен преодолевать, и всякое препятствие, которое ребенок преодолел, поднимает его развитие на высшую ступень» [1]. И если мы хотим воспитать человека, реализующего субъектную позицию, то не надо решать все проблемы за ребенка, их необходимо решать только вместе с ним.

Для осмысления детьми своего потенциала, возможностей его развития, проектирование этого развития и реализации этого проекта необходимо создание условий. Таким важнейшим условием является мотивация саморазвития, которая базируется на компенсаторном подходе. Мотивы саморазвития возникают тогда, когда человек осознает недостаточность своего потенциала для осуществления задуманного или обусловленного сложившимися ситуациями. Такими ситуациями являются те, которые сталкивают ребенка с жизненными проблемами, ставят его перед необходимостью поиска новых, нестандартных вариантов самостоятельного решения, заставляют личность осознанно управлять своим поведением в интересах её самой, с учётом характеристик конкретной среды [3]. В этих ситуациях особо важно педагогическое сопровождение социальных проб, которые выступают в качестве наиболее значимого фактора саморазвития ребенка

Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора способа поведения в этой деятельности, являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей детьми в спектре реализуемых социальных функций.

Социальные пробы являются значимым фактором, стимулирующим саморазвитие ребенка. Наши исследования выявили существенные связи между этими явлениями. Социальная проба воспринимается детьми как ситуация, требующая преодоления. 58% опрошенных нами детей (всего опрашивалось 324 чел.) указали на то, что желание изменить себя приходит тогда, когда они сталкиваются с трудностями.  81% указали на то, что после ситуаций, связанных с преодолением, у них появляется желание изменить себя.

Социальная проба – это всегда преодоление, испытание и поэтому ее основу составляет волевой компонент, при этом эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от успеха или неуспеха ребенка в решении возникающей перед ним проблемы.

Социальные пробы охватывают все сферы индивидуальности человека и большинство его социальных связей. В процессе развития этих сфер у школьников формируется определённая социальная позиция, самостоятельность и социальная ответственность, которые являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Социальная проба предполагает самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

 Педагогическое сопровождение социальных проб предполагает погружение детей в ситуацию экзистенциального выбора, которое предполагает стимулирование осмысления ситуации, определения своего отношения и участия в ней.

Социальные пробы отличает такая характерная черта, как целенаправленность их создания. Они не являются случайным обстоятельством жизни, а представляют собой продуманные ситуации. Даже если социальная проба имеет компонент стихийности, то он тоже является предусмотренным и обдуманным педагогическим элементом. Следовательно, необходимым в структуре создания системы социальных проб является педагог как её создатель и источник педагогического влияния на саморазвитие детей. В процессе педагогического сопровождения создаётся ситуация социальной пробы, которая для воспитанника может казаться случайным стечением обстоятельств. Важно, чтобы социальные пробы возникали в результате создания педагогом продуманных воспитывающих ситуаций. Эти ситуации должны сдержать совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной деятельности или общения на основе выбора способа поведения и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.

В процессе реализации социальных проб происходит самооценка ребенком своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы являются существенным фактором, определяющим потребность в саморазвитии, способствуют проявлению социальной активности, социального интеллекта, готовности к социальному творчеству (перечисленные качества относятся к лидерству как к одному из самых ярких проявлений социальной одаренности).

На представленной ниже схеме отражена последовательность действий человека, реализующих социальную пробу.

 

  Схема 1

Осмысление происходящего

Цель, реализация, эмоциональное отношение

Понимание своей роли в решении проблемы

Оценка своих возможностей

Оценка вариантов решения проблемы

Выбор своего варианта действий

Реальные действия, направленные на решение проблемы

Волевые усилия

Анализ своих действий

Рефлексия

Проектирование своих действий в дальнейшем

Саморазвитие

           

Таким образом, от одного уровня взаимодействия с окружающей средой происходит переход на другой и осуществляется усложнение или расширение опыта социального поведения человека.

Здесь же можно говорить о создании условий для реализации мотивации саморегуляции поступков на основе осознания их соответствия требований, предъявляемым обществом. Социальные пробы, являясь фактором саморазвития личности, формируют способность к сопереживанию, формируют социальную ответственность (ответственность за прошлое, настоящее и будущее), количественные характеристики (ответственность за себя, группу людей, за все человечество).

Была установлена зависимость между потребностью ребенка в достижении поставленных целей и мотивацией преодолевать возникающие трудности. Прежде всего, необходимо чтобы ребёнок на каждом этапе своего развития определял цели своего существования и способы их достижения. В соответствии с этим необходимо в педагогическом сопровождении выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому школьнику для самореализации и самораскрытия.

Важно так организовать работу с детьми, чтобы они проектировали развитие своих личностных качеств и искали способы реализации своего проекта.

             Мы выделяем четыре группы социальных проб, которые требуют усилий для преодоления возникших барьеров: деятельностные, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, экзистенциальные.

 

Таблица 1

Классификация социальных проб

Группа социальных проб

Характеристика возникающих трудностей

Деятельностные

Трудности в создании продукта, в решении практической задачи

Интеллектуальные

Трудности в познании, в учёбе

Коммуникативные

Трудности в общении, в установлении контакта, передачи информации

Эмоциональные

Трудности выражения или сдерживания своих эмоциональных состояний

Экзистенциальные

Трудность в понимании смысла события, ситуации, в нравственной оценке происходящего

 

Каждая из перечисленных групп проб определяет направление саморазвития.  Возникающая трудность в решении практической задачи вызывает потребность приобретения новых компетенций для ее решения. Трудность в учебе, в познании вызывает потребность в овладении новыми знаниями, трудности в общении вызывают потребность формирования коммуникабельности, эмоциональные трудности вызывают потребность в саморегулировании, экзистенциальные трудности требуют от воспитанников формирование новых нравственных качеств личности.

Важнейшей задачей педагога, осуществляющего педагогическое сопровождение социальных проб, является создание условий для социального закаливания воспитанников.

Педагогическое сопровождение социальных проб способствует обогащению опыта поведения в сложных жизненных ситуациях, предупреждающих об изменениях в окружающей среде или адаптирующих к ним.  Это сопровождение направлено, прежде всего, на развитие волевой сферы и формирование готовности к преодолению трудностей. Педагогическое сопровождение должно ориентировать личность на освоение новых правил, ценностей, основных отношений в человеческом обществе. Сопровождая социальные пробы, педагог решает следующие задачи:

  • обучение умению распределять и расходовать свои возможности в соответствии с силой, характером натиска внешних воздействий на сознание, опыт, эмоции, волю;
  • ориентировать ребенка на успешное преодоление жизненных затруднений в настоящем и будущем;
  • сформировать готовность к встрече с возможными неприятностями и решением их;
  • расширить, углубить, обогатить, уточнить личностные жизненные ценности и ориентиры;
  • помочь складыванию внутреннего плана действий.

  В процессе педагогического сопровождения социальных проб не просто автоматически предлагается принять некую сумму знаний, ценностей. Они не навязываются силой авторитета, давлением на эмоции, убеждением или через санкции. В данном случае создаются условия, которые ставят ребенка перед необходимостью осознать имеющиеся затруднения и выработать, включившись в деятельность, свой собственный опыт поведения в жизненной ситуации с учётом реакции на свое поведение окружающих.

Создание воспитывающих ситуаций, в которых ребёнок может ощутить необходимость преодоления и познать радость преодоления, существенно влияют на педагогическое сопровождение саморазвития.  Именно в процессе преодоления возникает стремление к саморазвитию, основанное на мотивации самосовершенствования, обеспечивается желанием стать лучше, изменить себя (свои личностные качества, отношение к себе, другим, жизни, событиям и т.д.).

 

References

1. Vygotskiy L.S. Pedologiya shkol'nogo vozrasta. V kn.: Vygotskiy L.S. − Moskva: Izdatel'skiy dom Shalvy Amonashvili, 1996.

2. Rozhkov M.I., Bayborodova L.V. Vospitanie svobodnogo cheloveka: monografiya. − Moskva - Berlin: Direkt-Media, 2020. − 264 s.

3. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov. Pedagogika. − T. 84. − №8. - 2020. − S. 63−72.

4. Sartr Zh.-P. Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii / Per. s fr., predisl., primech. V. I. Kolyadko. − Moskva: Respub¬lika, 2000. − 639 s.

5. Sartr Zh.-P. Ekzistencializm - eto gumanizm: Sumerki bogov. − Moskva, 1989. − 323 s.

6. Suhomlinskiy V.A. Videt' sebya. «Komsomol'skaya pravda», 26 dekabrya 1969 g.

Login or Create
* Forgot password?