The paper considers the way how the research and educational management school is formed and developed in a step-by-step mode at the State University of Management. Primary features of the research and educational school are highlighted, their constituents and role are revealed as being conducive to buildingup the framework concept of management. Helpful in explaining conceptual issues concerning further development of the research and educational school are extensively used diagrammatic materials, making it possible to ascent its main features and attributes. Along with assessing the research and educational school’s past and present developments, the paper tries to highlight its oncoming problems and challenges.
research and educational management school, management axiology, anti-crisis management, management concept, competences, educational program.
Научно-образовательная школа менеджмента в ГУУ берет свое начало в 60-х гг. Ее возникновение отражает обострившуюся потребность производства, экономики, общества в совершенствовании управления. В те годы управление становится тормозом эффективного развития. На разных уровнях наблюдаются нерациональное использование ресурсов, не только материальных, но и людских, и ресурсов времени, ошибки в принятии управленческих решений, бюрократизация управленческих процедур и многие другие проблемы. Одновременно с этим интенсивно развивается техника обработки информации, позволяющая оптимизировать управленческие решения, совершенствовать систему планирования и контроля, ускорять аналитические процессы. Все это требовало ответных мер в области научных исследований тенденций развития управления и подготовки кадров, способных осуществлять эффективное профессиональное управление.
Инженерно-экономический институт, из которого впоследствии вырос Государственный университет управления (ГУУ), постепенно и последовательно стал перестраиваться на подготовку специалистов в области управления. Был разработан учебный курс «Научные основы управления», написан первый в стране учебник для преподавания этого курса, открыта специализированная кафедра, организована разработка дипломных проектов по проблематике совершенствования управления, в аспирантуре разрабатывались и защищались диссертации, которые позволяли сформироваться научной концепции развития и совершенствования управления.
Управление является необходимым условием и элементом всякой деятельности человека. Но деятельность очень разнообразна. Поэтому существуют и различные типы управления. Они отражают сферу деятельности, особенности объекта управления, уровень и этап его развития. Типологический анализ управления позволяет увидеть и выделить те его особенности, которые наиболее ярко проявляются в конкретных условиях развития объекта. Для управления экономическим развитием наиболее важным фактором является роль рыночных отношений. Учет этого обстоятельства и привел к появлению понятия «менеджмент», которое характеризует не только зарубежный опыт управления и стремление использовать его позитивные черты. Нередко существует именно такое представление. Понятие «менеджмент» возникло, главным образом, как отражение потребности учета особенностей рыночных отношений в противовес существовавшей ранее модели высокоцентрализованного, директивного управления. Это явилось новым этапом развития управленческой мысли в ГУУ и формирования научно-образовательной школы менеджмента. В процессах развития концепции этой школы в университете была организована подготовка специалистов-менеджеров для различных отраслей народного хозяйства, различных сфер социально-экономической деятельности. ГУУ возглавил Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области менеджмента, которое и в настоящее время играет важную роль в развитии этой школы.
1. Korotkov E.M. Menedzhment [Management]. Moscow, Yurayt Publ., 2013.
2. Kets de Vris M. Mistika liderstva: razvitie emotsional´nogo intellekta [Mystery of leadership: the development of emotional intelligence]. Moscow, Al´pina Biznes Buks Publ., 2007.
3. Lamben Zh., Chumpitas R., Shuling I. Menedzhment, orientirovannyy na rynok [The management focused on the market]. Moscow, Piter Publ., 2011.
4. Khemel G. Manifest lidera. Chto deystvitel´no vazhno segodnya [Manifesto of the leader. That is really important today]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013.
5. Menedzhment [Management]. Moscow, Yurayt Publ., 2013.